О С Н О В Ы П Е Д А Г О Г И К И — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

О С Н О В Ы П Е Д А Г О Г И К И

2018-01-28 328
О С Н О В Ы П Е Д А Г О Г И К И 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н. Н. Рощина

О С Н О В Ы П Е Д А Г О Г И К И

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Москва

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева

Н. Н. Рощина

О С Н О В Ы П Е Д А Г О Г И К И

Теория и методика воспитания

Утверждено

Редакционным советом университета

в качестве учебного пособия

Москва

УДК 378 (075)

ББК 74.200

Р 81

Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета

Т. Е. Милехина

Кандидат педагогических наук, доцент Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева

Е. В. Крылова

Рощина Н. Н.

Р 81 Основы педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н. Н. Рощина. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011. – 76 с.

ISBN 978-5-7237-0937-9

Рассмотрены общие теоретические сведения, представлены типовые тесты и их решения по основным темам, предусмотренным основной образовательной программой высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Предназначено для студентов педагогических вузов, педагогических отделений вузов и магистрантов.

УДК 378 (075)

ББК 74.200

Учебное издание

РОЩИНА Наталия Николаевна

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. Теория и методика воспитания

Редактор: Е. В. Копасова

Подписано в печать 20.09.2011г. Формат 60х84 1/16

Усл. печ. л. 4,4. Уч.-изд. л. 5,6. Тираж 100 экз. Заказ

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева

Издательский центр

Адрес университета и издательского центра:

125047 Москва, Миусская пл., 9

ISBN 978-5-7237-0937-9 © Российский химико-технологический

университет им. Д. И. Менделеева, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора……………………………………………………….…….….4

Модуль 1. Процесс воспитания в средней

и высшей школе, его особенности…………………………………..…5

Модуль 2. Методы воспитания

в средней и высшей школе …………………………………………...16

Модуль 3. Формы организации и обучения

в средней и высшей школе……………………………………………28

Модуль 4. Ученический коллектив, методика его

создания и развития в средней и высшей школе…………………….35

Модуль 5. Взаимодействие школы и семьи

в целях воспитания учащихся………………………………………...46

Модуль 6. Теория и методика разрешения конфликтной

педагогической ситуации……………………………………………...51

Модуль 7. Классный руководитель.

Куратор студенческой группы………………………………………..59

Тестовые задания для самопроверки…………………………………56

Темы рефератов………………………………………………………..75

Рекомендуемая литература…………………………………………....76

ОТ АВТОРА

Дорогие студенты, будущие учителя! Продолжаем изучение педагогики. Усвоив раздел «Дидактика», вы убедитесь, что процесс обучения, развития личности, не может быть простым: он неоднозначен, противоречив. В еще большей степени об этой неоднозначности и противоречивости можно говорить, рассматривая процесс воспитания, которому и посвящено это пособие.

В целостном (школьном и вузовском) педагогическом процессе воспитание занимает важное место и рассматривается как процесс целенаправленного формирования личности. Воспитательный процесс по сравнению с процессом обучения имеет ряд особенностей. Постигая эти особенности, мы будем рассматривать их проявление в средней и высшей школе. Таким образом, логика построения содержания данного пособия предполагает вначале всестороннее изучение проблем воспитания школьников, применение полученных знаний для решения практических задач и анализа педагогических ситуаций, а затем рассмотрение этих же вопросов в русле организации воспитания студентов в высшей школе. Такой подход оправдан: изучив особенности процесса воспитания школьников, вы будете теоретически подготовлены к восприятию содержания и методики воспитания студентов, к моделированию путей формирования личности будущего специалиста в вузе. Учебное пособие построено так же, как и «Дидактика». Каждая учебная тема представлена в учебном модуле, который содержит теоретический материал, необходимый для усвоения, и задания для самостоятельной работы студента, расположенные в усложняющейся последовательности и предполагающие как репродуктивную, так и творческую познавательную деятельность. В конце пособия имеются тестовые задания для самоконтроля и список литературы. Хотелось бы надеяться, что проблемы воспитания, рассмотренные в пособии, заинтересуют читателя, настроят на глубокие размышления о сложном противоречивом, и, в то же время, таком увлекательном и бесконечном процессе формирования и развития личности.

Во второй части учебного пособия сохранены все условные обозначения, которые были использованы в первой части. ФК – обозначает фрагмент одной из книг, предложенных для изучения в списке литературы. Основная задача, которую вы должны решить в процессе изучения педагогики, делится на две подзадачи (ПЗ1) и (ПЗ2). Первая связана с овладением теорией педагогики, вторая нацеливает вас на применение теоретических знаний в процессе решения практических задач. Таким же образом выстроены и задания для самостоятельной работы: задания 1.1, 1.2 и т.д. относятся к решению первой подзадачи, а задания 2.1, 2.2 и т.д. – к решению второй. Успехов вам в постижении педагогических знаний!

МОДУЛЬ 1

Литература

Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999. (ФК 1, С. 7 – 19).

Подласый И.П. Педагогика. Кн. 3. М., 2007. (ФК 2, С. 9 – 29, 95 – 115).

Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Минск, 2005. (ФК 3, С. 179 – 189).

Вопросы для анализа и усвоения

Понятия «воспитание», «воспитательный процесс», признаки воспитании.

Особенности воспитательного процесса.

Структура, движущие силы и принципы воспитания.

Содержание воспитания.

ФК 1. Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читайте мне морали!», «Та семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода».

Но есть и другое видение сути данного явления. Я.А. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира», В.Г. Белинский: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека», Д.И. Менделеев: «Знания без воспитания – что меч в руках сумасшедшего».

Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации.

Воспитание для всех времен и всех народов – важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение – передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание, средства, методы.

Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но люди очень рано, на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому воспитание и стало иметь смысл духовный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании».

Что же такое «воспитание» в истинном, научном понимании этого слова? Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника(-ов) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Основные признаки воспитания:

  • целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента, (конечная цель воспитаний – освоение социально-культурных ценностей общества и развитие всесторонней индивидуальности воспитанника);
  • воспитание – процесс, характеризующийся изменчивостью и динамичностью;
  • воспитание – процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ов) при активности обеих сторон;
  • воспитание – процесс многофакторный (географическая, социальная и микросреда действуют на человека стихийно, интенсивность и результативность их действия неоднозначна);
  • важнейшим признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания (формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, составными элементами которого является воздействие на сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу личности воспитанника);
  • воспитание – процесс творческий;
  • воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.

ФК 2. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:

  • процесс воспитания – процесс многофакторный (установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания);
  • деятельность воспитателя, организующего воспитательный процесс, обусловлена не только объективными закономерностями, это в значительной мере и искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность, характер, отношение к воспитанникам;
  • сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как в обучении;
  • сложность воспитательного процесса обусловлена тем, что он динамичен, подвижен, изменчив, отличается длительностью;
  • одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность;
  • процесс воспитания – процесс комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостного формирования личности;
  • воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов (это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию);
  • процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя – к воспитаннику, от воспитанника – к воспитателю).

Процесс воспитания – сложная динамическая система. Его структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерием здесь является последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти весь процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса. Главные стадии, через которые проходит любой процесс воспитания, следующие:

    • формирование сознания;
    • формирование убеждений;
    • формирование чувств;
    • выработка навыков и привычек поведения.

Формирование сознания (осознание воспитанником требуемых норм и правил поведения). Вначале следует разъяснить, зачем необходимо то или иное поведение.

Формирование убеждений требует, чтобы знания переходили в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, позиции, которые служат опорой и руководством в жизни, это результат длительного воспитания.

Формирование чувств. Без эмоций не может быть поиска истины. Безразличного человека подвигнуть даже на собственное воспитание, особенно если оно сопряжено с трудностями и лишениями, невозможно. Нужно его «зажечь». Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Содержание воспитания

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – высшая цель воспитания, идеал, к достижению которого стремится современная школа. Главная ее цель сегодня – способствовать умственному, нравственному, эстетическому, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Традиционными для такой системы остаются следующие составляющие общей цели: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований личности. Конкретные задачи умственного воспитания:

  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов;
  • формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания;
  • вооружение учащихся методами познавательной деятельности.

Нравственное воспитание решает задачи формирования нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества, общечеловеческих ценностей: честности, справедливости, долга, порядочности, ответственности, чести, совести, достоинства, гуманизма, бескорыстия, трудолюбия, уважения к старшим, патриотизма, дисциплинированности, гражданского долга, требовательности к себе, социальной активности, милосердия.

Традиционные задачи дополняются новыми требованиями: экологическое воспитание, правовое воспитание, половое воспитание, экономическое воспитание, гражданское воспитание.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями.

Формирование базисных качеств школьника составляет программу воспитания.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.1. Внимательно прочитайте текст ФК 1 и ФК 2. Ответьте на вопросы:

  1. Выскажите свое мнение по поводу взглядов на воспитание (начало ФК1).
  2. Что такое воспитание?
  3. Прокомментируйте основные признаки воспитания.
  4. В чем отличие процесса обучения от процесса воспитания?
  5. Какова структура процесса воспитания?
  6. Что является движущими силами воспитания?
  7. Раскройте сущность принципов воспитания.
  8. Что является содержанием воспитания?
  9. Сформулируйте задачи трудового воспитания.

Задание 1.2. Из приведенных выражений выберите те, которые относятся к специфическим особенностям воспитательного процесса:

  1. Преобладают ценностно-ориентационные, отношенческие, мотивационные, эмоциональные и поведенческие акценты;
  2. Результатом выступают умения, знания, навыки, способы познавательной и предметно-технологической области;
  3. Ведущими являются логический, когнитивный компоненты;
  4. Педагогическое взаимодействие ориентировано на область сознания;
  5. Опора на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления;
  6. Педагогическое взаимодействие ориентировано на область чувств, эмоций, подсознания;
  7. Результатом являются нормы, ставшие внутренним регулятором действий и поступков;
  8. Огромную роль играет личность воспитателя.

Задание 1.3. Какое понятие определяется таким образом?

Корректировка поведения ребенка, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения.

Задание 1.4. Создайте схему «Содержание воспитательного процесса».

Задание 2.1. Педагогические задачи

1. Прозвенел звонок. В учительскую входят педагоги.

  • Ольга Петровна, – обращается преподаватель математики к классному руководителю 6 класса, – сегодня в вашем классе плохо себя вел Миша С., весь урок разговаривал. А Гриша К. читал книгу.
  • Ольга Петровна, сегодня большинство ребят вашего класса не заполняли контурные карты, – говорит учительница географии.
  • А ко мне на урок не пришло четверо ваших учеников.

Оцените ситуацию, в которой оказался классный руководитель. Какие задачи предлагают решить классному руководителю учителя-коллеги? Может ли он отказаться от их решения? Как бы вы вели себя на месте классного руководителя? На месте каждого из учителей?

2. Ученик 5 класса потерял дневник, где классным руководителем и учителем математики были сделаны такие записи: «Безобразно вел себя на уроке! Удален из класса!». «Хамски разговаривает с учителем! Прошу принять меры!».

Оцените ситуацию: а) с позиции самого ученика, б) с позиции классного руководителя, в) с позиции родителей ученика. На принятие каких мер со стороны родителей рассчитывает классный руководитель?

3. Классная руководительница 8 класса считала Аллу своим настоящим помощником. Девочка вовремя собирала дневники, помогала вести учет успеваемости, назначала дежурных, словом, делала все, что, как ей казалось, положено старосте.

  • Ты отвечаешь передо мной за порядок в классе, – внушала классная руководительница своей помощнице. Она приучала Аллу докладывать обо всем, что происходило в классе, информировать обо всех ребячьих «секретах», называть имена организаторов классных «происшествий».

Какие черты характера развивала и поощряла классная руководительница у своей помощницы?

Теперь рассмотрим особенности воспитания студентов в высшей школе.

………………….

……………………..

МОДУЛЬ 6

Литература

  1. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997. (ФК 1. С. 47–59).
  2. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999. (ФК 2. С. 67–81).
  3. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М., 2001 (ФК 3. С. 98–107).

Вопросы для анализа и усвоения

  1. Понятия «конфликтная ситуация» и «конфликт».
  2. Алгоритм изучения поступков детей при возникновении конфликтных ситуаций.
  3. Методика разрешения педагогического конфликта.

Педагогическую деятельность можно рассматривать как решение следующих одна за другой профессиональных задач, встающих перед учителем. Известно, что процесс обучения и воспитания профессионально осуществляется в образовательных учреждениях, т.е. в специально создаваемых педагогических системах. Педагогическая система – это объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, одним из типов которых являются конфликтные педагогические ситуации.

Невозможно успешно разрешать конфликтные педагогические ситуации, не научившись анализировать условий их возникновения, не овладев методикой поиска правильного решения.

Данная программа поможет вам овладеть теорией и практикой оптимального разрешения конфликтной педагогической ситуации.

Предлагается общая схема действий на пути достижения цели.

Задание 1.1. Самостоятельно изучите указанную литературу. Вспомните содержание лекции. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое педагогическая ситуация?
  2. Какие две формы активности человека затрагивает педагогическая ситуация?
  3. Как вы понимаете выражение «отношение ответственной зависимости» между учителем и учеником?
  4. Каковы фазы протекания конфликтной педагогической ситуации?
  5. Почему конфликтную ситуацию педагоги рассматривают как острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или коллектива детей?

Для успешного решения педагогической задачи (ситуации) необходима педагогическая диагностика школьников-участников конфликтной ситуации. От глубины и достоверности диагноза зависит правильность решения задачи.

Задание 1.2. Разработайте алгоритм изучения поступков детей при возникновении конфликтных ситуаций.

  1. Соотнесите ваш алгоритм с содержанием таблицы «Виды педагогической запущенности учащихся».
  2. Проанализируйте поведение ученика в предложенной ситуации по разработанному вами алгоритму.

На уроке литературы в 7 классе один из «трудных» учеников не слушает рассказ учителя, не работает с текстом, все действия его направлены на то, чтобы вывести учителя из равновесия и обратить на себя внимание класса: нарвал листки бумаги, налепил усы, брови, бороду. Учитель молчит, пока ученик не закончил свою «работу».

Выберите правильный ответ:

1. Описание поступка:

а) цель – сорвать урок, вывести учителя из равновесия;

б) цель – продемонстрировать свои творческие возможности;

а) настроение – повышенное эмоциональное возбуждение с отрицательной направленностью;

б) настроение – эмоциональное возбуждение, активность;

а) отношение личности к коллективу, учителю, самому себе – безразличное;

б) отношение личности к коллективу, учителю, самому себе – желание выделиться, показать свои способности, привлечь к себе внимание;

а) при этом проявились качества: незаурядность, творческая направленность, умение сконцентрировать на себе внимание детей;

б) при этом проявились качества: несформированность познавательных психических функций, отсутствие познавательных интересов, нежелание учиться, отсутствие элементарных навыков культурного поведения.

2. Объяснение поступка:

а) поступок нечаянный, импульсивный;

б) поступок сознательный, преднамеренный;

а) причина поступка – несформированность понимания о том, что можно делать, а чего нельзя, нежелание учиться, отсутствие элементарных волевых усилий, умения владеть собой;

б) желание позабавить класс, продемонстрировать свои способности учителю и одноклассникам;

а) прогноз поведения изучаемого в будущем – поведение будет зависеть от стиля общения учителя и стадии развития коллектива;

б) прогноз поведения изучаемого в будущем – на уроках будет стараться вести себя подобным образом.

3. Педагогическая оценка поступка и его причины:

а) поступок влияет на формирование отрицательных качеств личности: неуважение к себе, коллективу, учителю, способствует укоренению девиантного поведения, разрушает познавательную направленность ученика;

б) поступок не влияет на развитие отрицательных качеств личности, он единичен, имеет место на отдельном уроке, не наносит вреда ни школьнику, ни коллективу.

4. Диагностические решения:

а) педагогического вмешательства (противодействия и предупреждения последующих поступков) требует ситуация возможного безделья ученика на уроке. Необходимо вовлечь мальчика в активную познавательную деятельность, заинтересовать его содержанием и методами урока;

б) педагогического вмешательства требует работа с коллективом класса в том плане, чтобы учащиеся не реагировали на его выходки во время урока.

Задание 2.1

На основании проведенной диагностики необходимо принять педагогически правильное решение.

Теперь вы можете «свернуть» последовательность операций алгоритма решения педагогической задачи, сведя его к 3-м основным:

  1. Диагностика.
  2. Выбор способа решения.
  3. Действие учителя-воспитателя.

Выработать педагогически правильную методику разрешения конфликтной ситуации вам помогут правила педагогического общения.

Задание 2.2. Еще раз обратитесь к тексту ФК 2.

Правила педагогического общения:

Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Уяснив для себя сущность предложенных правил, соотнесите их с конкретными педагогическими ситуациями, иллюстрирующими каждое правило.

Педагогическая ситуация Порядковый номер правила
1. Учительница вызывает ученика к доске для решения задачи, ученик затрудняется в решении, и учительница помогает ему. Решая задачу, они пришли к неверному ответу. Учительница разволновалась и начала искать ошибку. В классе ребята ведут себя очень шумно. Она обращается к ним: «Ребята, потише! Не сбивайте». Один из учеников с места выкрикивает: «Бестолкового с толку!». 2. Учительница математики удаляет из класса ученицу 9-го класса за то, что та улыбается на ее уроке. Кроме того, учительница доводит школьницу до отчаяния репликой (при всем классе): «Уж я над тобой не так посмеюсь!». Девушка хромает, поэтому принимает заявление как обещание посмеяться над ее уродством. 3. Ученик теряет интерес к учению. В дневнике одни двойки, справиться с собой мальчику уже трудно. Кругом все плохо: учителя задерживают после уроков, дома он заврался, мать, болезненная женщина, в полной растерянности, сыну больше не верит. Мальчика вызывают к директору, ребенок ждет разноса. Директор просит его показать дневник, листает его и спрашивает: «Что же мы будем делать? Нам с тобой надо очень постараться исправить положение дел. Маме плохо, мы должны доказать, что можем исправиться. Впереди у тебя две недели. Надо исправить двойки по 4-м предметам. 12 декабря мы вызываем ее с тобой в школу и доказываем, что исправляемся и становимся лучше». Мальчик принялся за учебу.  

Ознакомьтесь с правилами воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации. ФК 2.

Правило 1. Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию. (В наиболее острой ситуации сдержите себя: не кричите, не раздражайтесь).

Правило 2. «Задержка реакции». (Не вступайте сразу же в полемику с оппонентом. Сделайте вид, что не замечаете нарушителя. «Факт незамечания» дезорганизует нарушителя и снижает его активность).

Правило 3. «Перевод реакции». (Учитель выполняет повседневные действия на уроке, несмотря на чрезвычайную обстановку. В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается «замысел» борьбы).

Правило 4. «Рационализация ситуации». (Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку).

Правило 5. «Парадоксальная ситуация». (При случае используйте коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией).

Задание 2.3. Поставьте порядковый номер правила после каждой из предложенных ситуаций.

1. Год назад я принял 8-й класс, в котором был ученик Николай С. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Из бесед с директором школы Николай выводов не делал. Хуже всего было то, что класс все более попадал под влияние этого ученика. На одном из первых уроков этот ученик решил «прощупать» и меня. Записывая тему на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай, звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал записывать тему. Затем Я спокойно оглянулся: класс замер в ожидании. Спокойно взглянул на часы и сказал: «Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, может и укусить!». Взрыв смеха, причем смеха-одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше ничего подобного на моих уроках не было.

2. Учительница географии пришла на урок в 10 класс. Подготовленная для урока карта висела вверх ногами. Все ждали реакции учителя. Учительница посмотрела на карту и весело произнесла: «Кто продемонстрирует мне знание карты в таком положении, получит две пятерки. Кто первый?»

Задание 2.4. Теперь на основе изученной теории и методики разрешения конфликтной педагогической ситуации постарайтесь самостоятельно найти педагогически правильный вариант решения предложенных задач.

Задача 1. В 6-м классе урок математики вместо заболевшего коллеги пришла провести учительница. Учащиеся встретили ее стоя и вроде доброжелательно. Но когда учительница предложила сесть, ни один из 35 не пошевелился. Создалась неприятная ситуация, грозившая сорвать урок.

Варианты решения:

а) Возмущенная учительница вышла из класса со словами: «Когда будете готовы к уроку, старосту пошлите за мной в учительскую».

б) Помедлив немного, учительница произнесла: «Я понимаю, шестой урок сидите, спина устала. Давайте проведем урок стоя. Кто пойдет к доске для решения домашней задачи?»

в) Учительница села за свой стол со словами: «Хорошо, поиздеваться захотели. Я подожду, пока это желание не пропадет».

Задача 2. Урок биологии в 8 классе ведет молодая учительница. Через 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешения войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс как подобает учащимся школы. Они выходят в коридор. Через минуту открывается дверь снова, и они вползают в класс на четвереньках.

Варианты решения:

а) Учительница раздраженно просит мальчиков удалиться и без родителей на урок не приходить.

б) Учительница нарочито не замечает выходки школьников и продолжает вести урок.

в) Учительница говорит, обратившись к классу: «У нас возникла уникальная возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей. Проползите, пожалуйста, к своим столам».

МОДУЛЬ 7

Классный руководитель

Куратор студенческой группы

Основная задача: усвоение теоретических знаний о функциях и содержании деятельности классного руководителя

 

ПЗ 1. Усвоение теоретических знаний по теме модуля ПЗ 2. Овладение навыками использования теоретических знаний при решении конкретных задач воспитания учащихся

.

Литература

  1. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002. ФК 1. С. 289–298.
  2. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Минск, 2005. ФК 2. С. 247–249.

Вопросы для анализа и усвоения

  1. Классный руководитель, его роль в воспитании детей.
  2. Функции классного руководителя и куратора студенческой группы.
  3. Содержание деятельности классного руководителя и куратора студенческой группы.

Задание 1.1. Внимательно прочитайте текст ФК 1.

Принципиально важной проблемой методики воспитательной работы в современной школе представляется проблема субъекта ее. В масштабе класса – это классный руководитель. В чем же назначение классного руководителя как главного воспитателя? Каковы содержание и наиболее оптимальные организационные формы его работы?

Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор.

В различных типах школ (гимназиях, лицеях, колледжах, общеобразовательных, специальных, частных и государственных) по-разному определяются статус и назначение классного руководителя. Это могут быть: классный руководитель, выполняющий сугубо узкие, административные функции, оговоренные уставом школы, классный воспитатель, в компетенции которого – воспитание вверенной ему группы детей, куратор одного или нескольких классов одной параллели (чаще всего в специализированных школах), воспитатель нескольких разновозрастных классов (в сельских малокомплектных школах), классная дама (в женских гимназиях). Модификаций много, но главное во всех них – это воспитательный потенциал, заложенный в личности педагога, призванного быть центральной фигурой воспитательного процесса, организатором внеучебной деятельности учащихся, в конечном счете – личностью Учителя, создающего условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Спросили школьников разных классов, нужен ли им классный руководитель и зачем? На первую часть вопроса получили стопроцентное «да», на вторую палитра ответов была очень разнообразна: «общение с ним позволяет узнать много нового, интересного», «без О.Н. я бы не ходил столько по театрам и музеям», «мы много путешествуем вместе и это здорово», «Л.В. сделала наш класс очень дружным», «для душевного общения» и т.д.

По мнению детей, классный руководитель: «надежный, искренний, честный, смелый, понятливый, вдумчивый, практичный, аккуратный, способный, энергичный, приветливый, благородный, невозмутимый, терпеливый, уверенный».

В современной школе нет жесткой регламентации, нет предписаний свыше для к/р. Он сам выбирает свою позицию, сам отбирает содержание и средства, устанавливает стиль и тон отношений с учащимися, использует им самим избираемые и творчески инструментованные организационные формы. Но это все возможно лишь при том, что он хорошо представляет себе цель организуемой деятельности учащихся, умеет правильно поставить и сформулировать для себя и учащихся воспитательные задачи.

В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности к/р – создание условий для разностороннего развития самоактуализирующейся личности школьника в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности. В соответствии с этим к/р дает себе некие своеобразные установки:

  • Я как носитель культуры – включаю детей в разнообразные виды деятельности (интеллектуально познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурной, игровой, деятельности свободного общения). Этому способствует приобщение детей к философии, истории, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм;
  • Я как лидер детей, стимулирующий их самопознание, самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности. Значит, я вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Кстати, увлекая собственным примером;
  • Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Это и раздача поручений, и организация детского самоуправления, и совместная коллективная творческая деятельность.

Прогнозируя будущую программу своей деятельности, классный руководитель, прежде всего, проводит анализ условий воспитательного процесса. В результате этого анализа определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности на четверть, год. Если он задается определенной целью в организации внеурочной деятельности, то и его воспитанники должны понять и принять эту цель.

Функции классного руководителя:

  • Создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с малым педагогическим коллективом, работа с родителями учащихся);
  • Стимулирование здорового образа жизни;
  • Организация КТД;
  • Корректировка индивидуального пути развития каждого в

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.