Крещение Руси и его влияние на политико-правовую жизнь Киевского государства — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Крещение Руси и его влияние на политико-правовую жизнь Киевского государства

2018-01-28 416
Крещение Руси и его влияние на политико-правовую жизнь Киевского государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

важнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича. Летопись рисует Владимира, как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». У Владимира было 300 наложниц в Вышеграде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Н.М. Но именно ему Русь обязана принятием христианства. Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Принятие христианства имело для Руси исключительное значение. Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др. В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.

6 Источники права Древнерусского государства. «Русская правда»: происхождение, списки, редакции.

В особом правовом положении ("над законом") находились князья. В привилегированном правовом положении находились более мелкие феодалы - бояре, например, их жизнь защищалась двойной вирой; в отличие от смердов, боярам могли наследовать дочери, а не только сыновья; и пр.

Боярство выделилось из боевых соратников князя, его старших дружинников. В XI-XII в. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.

В княжеском хозяйстве важной рабочей силой была несвободная челядь (т.е. холопы). В боярских хозяйствах работали закупы, попавшие в кабалу. Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять две основные функции: во-первых, участвовать в боевых походах князя, во-вторых, участвовать в управлении и судопроизводстве.

Постепенно формируется боярская вотчина - крупное иммунитетное наследственное землевладение.

Основным источником древнерусского права были обычаи, которые существовали как в устной, так и в письменной форме и стали затем обычным правом. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским, который содержит нормы русского и византийского права. Источником права являются и договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии. Княжеское законодательство известно с X в. Особое значение имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, регулирующие церковные и семе+йные отношения. Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда (РП), сохранившая свое значение и в следующие периоды истории. До нас дошло более ста списков РП.

Наиболее распространено деление РП на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП) и Сокращенную (СП). Самой древней является КП, которая представляет собой первоначальный подлинный текст РП. КП называют Правдой Ярослава. Основу КП составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений. ПП представляет собой измененную и дополненную КП. Она получила название Правды Ярославичей. КП и ПП вместе называются суд Ярослава Владимировича. Последняя редакция ПП приходится на княжение Владимира Мономаха(1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого(1125-1132 гг.). В ПП выделяется Устав Владимира Мономаха. СП является переработанной редакцией ПП и появилась в середине XV в.

Источниками кодификации явились нормы обычного права, к которым относились положения о кровной мести и круговой поруке. В РП прослеживается ограничение и стремление к отмене кровной мести и последующая ее замена вирой (денежным штрафом). Круговая порука сохраняется. Ответственность за преступление, совершенное членом общины, несет вся община (дикая вира).

В РП много норм, выработанных княжеской судебной практикой. Последние иногда соотносятся с именами князей, их принимавших (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). РП носит казуальный характер, регулирует правовой статус различных групп населения, устанавливая различные нормы ответственности, права и обязанности для отдельных слоев населения.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.