Анкета для родителей (Анкетирование проводится до занятии) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Анкета для родителей (Анкетирование проводится до занятии)

2018-01-28 199
Анкета для родителей (Анкетирование проводится до занятии) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Есть ли в вашей семье телевизор? Да. Нет.

2. Если есть, то сколько и какие?

Один — цветной, черно-белый.

3. Часто ли вы смотрите телепередачи?

Практически ежедневно..

1-2 ч в день-

3-4 ч в день.

Изредка.

Практически не смотрю. Я

4. Сколько времени вы проводите у телевизора в вы- я ходные дни?

2-3 ч. 4-6 ч. По-разному.

5. Занимаетесь ли, сидя у телевизора, каким-либо де­лом?

Да.

Нет.

Иногда.

6. Обсуждаете ли телепередачи с членами семьи? Да-Нет.

7. Если да, то с кем именно? Напишите!

8. Имеете ли вы обыкновение смотреть со своими детьми детские передачи?

Да. Нет.

9. Какие из этих передач наиболее полезны для ва­шего ребенка? Напишите!

10. Устраивает ли вас отношение вашего ребенка к телевидению?

Да, Нет-Затрудняюсь ответить.

Если считаете возможным, подпишите, пожалуйста, анкету!

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Сколько времени у телевизора проводит каждый из ваших детей?

2. Какие передачи ребенок смотрит постоянно?

3. От каких занятий он отказывается в пользу теле­видения?

4. Планирует ли он заранее просмотр телепередач?

Если да, то на какой отрезок времени: на день, на два-три дня, на неделю...

5. Оказываете ли вы в этом помощь своим детям? Если да, то какую?

6. Есть ли передачи, которые собирают у телевизора всю вашу семью? Если есть, то какие?

Компьютер и школьники

Некоторое время назад взрослые уже осознали и кое-как примирились с тем фактом, что темпы развития об­щества привели к постоянному умножению информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориен­тируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. "Завтра" наших детей — это инфор­мационное общество. Если сегодня еще есть сферы жиз­ни, где можно обойтись без компьютера, то в информа­ционном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность.

Итак, учиться обращаться с компьютером, попол­нять, систематизировать и извлекать нужную инфор­мацию совершенно необходимо. Это, конечно же, труд, и немалый. Знакомство с возможностями компьютера и активное вовлечение в исследование этих возможно­стей легче происходит в игре, через компьютерные иг­ры. Дети играют в компьютерные игры с увлечением.

Одним из мотивов приобретения компьютера домой для многих занятых родителей является обеспечение иг­рового досуга для детей. При этом компьютер прини­мает на себя роль более активного развлекательного ус­тройства, чем обыкновенный телевизор. Ведь, играя на компьютере, ребенок не просто сидит, так сказать, "ра­зинув рот", а активно взаимодействует, пусть даже с искусственным миром.

Однако следует отметить, что порой о компьютере думают как о гувернере, который долгие часы может занимать ребенка, тем самым освобождая от этой необ­ходимости родителей. Полагать, что компьютер может сам по себе в полной мере компенсировать ребенку де­фицит содержательного общения со взрослым настав­ником, — значит совершать большую педагогическую ошибку. Компьютер — это мощное средство воздейст­вия на психику человека- Он может в руках умелого и внимательного наставника стать инструментом, интен­сифицирующим развитие ребенка. Предоставленный же самому себе ребенок обычно использует компьютер при­митивно, выбирая простые, доступные без усилий фор­мы деятельности и, застревая на них, тратит сензитивное для развития интеллекта время, каждая минута ко­торого поистине драгоценна. Это можно сравнить с тем, как примитивно используются кубики детского конст­руктора, например, в качестве снарядов для стрельбы по солдатикам, вместо того чтобы строить из них ин­тересные сооружения. Компьютер — это тот же инфор­мационный конструктор. Его можно использовать для того, чтобы стрелять и бросать бомбы, что практиче­ски не способствует развитию интеллекта, а можно и иначе. И этот более продуктивный путь должен ука­зать взрослый, который рядом-

В компьютерной игре ребенок учится не только быст­ро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове основные образные модели игровой реальности, без ко- ' торых нельзя добиться серьезного успеха в игре, требую­щей раскрытия закономерностей в переходе от одной игровой ситуации ("сцены") к другой. Именно вследствие этого непримитивные игры развивают интеллект.

О влиянии компьютерных игр на физическое здоровье де­тей и развитие их личностных качеств. Электромагнит­ная вибрация и ионизирующее излучение даже самых хо­рошо защищенных современных мониторов — тяжелая нагрузка на несформировавшийся организм, особенно на зрение и осанку. Санитарно-гигиенические требования совершенно категоричны — не более 1 часа в день для подростков и старшеклассников и не более 30-40 минут для детей младшего школьного возраста. Для того чтобы обезопасить детей, остающихся дома, приходится просто уносить с собой соединительные кабели или пользовать­ся более изощренными ключами и паролями доступа к сег­ментам жесткого диска и отдельным программам. Игры дают ребенку большие возможности для активной эмоциональ­ной разрядки, чем сидение у телевизора. Пассивное погло­щение эмоциогенных телепрограмм, накопление больших доз впечатлений ведет к хроническому стрессу со всеми вы­текающими отсюда неблагоприятными последствиями для организма.

Что касается влияния на личность, то это зависит от репертуара игр и от того, за что присуждаются победные очки в игре. Иными словами, под влиянием положитель­ного подкрепления успехом в игре формируется мораль­ная готовность к поведению определенного рода. Осоз­нание силы воздействия компьютерных игр на людей дол­жно было бы вызвать особую ответственность у авторов, разработчиков игр, чего, к сожалению, не произошло. Ры­нок наводнен агрессивными, так называемыми "черны­ми" играми, в которых игрок набирает очки за насилие по отношению к "инопланетянам" (читай "националь­ным меньшинствам"), за истребление гражданского на­селения (читай "женщин и детей") в ходе военных дей­ствий, следуя логике истощения ресурсов противника (че­ловеческих в том числе). Огромно число игр, в которых люди упражняются в деструктивной деятельности разно­го рода. Это связано, в частности, с тем, что программи­сту легче написать программу разрушения некоего объ­екта, чем конструктивного созидания. Неразборчивое стремление к наживе в условиях коммерциализации мас­совой культуры приводит к паразитированию на слабо­стях людей, их низменных страстях и пороках. Дети со­вершенно беззащитны перед напором этой тенденции. Только разумный наставник может уберечь их от "злока­чественной" продукции, если заинтересует более достой­ными и не менее увлекательными играми.

Психологические исследования, в том числе прове­денные и в нашей стране, показали, что доминирую­щие на рынке коммерческие игры западного производ­ства культивируют агрессивно-индивидуалистическую мораль, что вскоре отражается на самосознании под­ростка, особенно талантливого ("Я против всех'"). Та­ким образом, если бы разработчики игр больше забо­тились не о потакании примитивным инстинктам, а работали бы над созданием здоровых в моральном плане игровых сюжетов, то подобный эффект игровой прак­тики наверняка сменился бы с "минуса" на "плюс". Но индустрия развлечений, к несчастью, идет во всем мире другим путем. Несомненным фактом является ныне то, что сюжеты компьютерных игр, так же как и сюжеты коммерческих шоу-программ и кинофильмов, уже со­здаются поколением людей, прошедших с детства шко­лу гедонистического аутизма (их девиз "Мир — источ­ник моих наслаждений"). Они просто транслируют соб­ственную мораль новым поколениям. Для них любая шоу-программа, в том числе компьютерная игра, — это особый наркотик или добавка к настоящим наркотикам. Старая и порочная практика "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало" снова и снова дает свои печаль­ные плоды. Опасность роста трудностей адаптации к жизни в реальном мире нельзя недооценивать. Компь­ютерная игровая реальность упорядочена и гораздо бо­лее управляема ребенком, чем реальность живая. Она так­же менее опасна и дискомфортна, чем реальный мир, поэтому существует серьезный риск задержки аутиче-ской фазы (которую проходят обычно все дети) разви­тия ребенка-Условность мира современных компьютерных игр (как, впрочем, и мира "мультиков") требует дозирова-ния времени доступа к ним дошкольников, иногда вплоть до полного исключения из репертуара занятий в отдельных, особенно тяжелых случаях. Пока не сфор­мировался Образ Реального Мира как интегративная база элементарного здравого смысла, воздействие условных игр на впечатлительного ребенка может оказаться до оп­ределенной степени "шизофренизирующим". Во всяком случае нередко ребенок застревает на этапе нарушения общения: оказывается нечувствительным к реальным тре­бованиям непридуманного мира взрослых. Если намети­лись явные признаки задержки фазы аутизма, то необ­ходимо переориентировать ребенка на общение с реаль­ными людьми в ролевых и спортивных играх, резко со­кратив тем самым долю времени, которую ребенок про­водит за компьютером.

Однако и коммерческие компьютерные игры можно в определенной степени воспринимать как неизбежное зло, из которого приходится извлекать хоть какую-то пользу хотя бы потому, что искоренить его все равно невозможно. Просто непосредственное наблюдение за тем, как ре­бенок играет в игры, дает очень много информации для понимания его психического склада и текущих проблем.

Что могут дать компьютерные игры для понимания пси­хического склада ребенка и его текущих проблем. Отноше­ние к репертуару. Если ребенок предпочитает ("прили­пает") подчеркнуто агрессивные игры (или сцены в од­ной многоплановой игре), то значит, он стремится пре­одолеть страх перед какими-то явлениями или людьми. Это, как правило, просто электронный аналог того, что происходит у детей с обычными игрушками. Точно так же, как ребенок может бить, рвать, колоть и резать ка­кую-нибудь из своих кукол, чем-то напоминающую ему об испугавших его людях или событиях, точно так же он обходится и с электронными персонажами. При этом шум взрывов, писки, крики, "кровь", разливающаяся по эк­рану, — все это радует ребенка, так как создает впечат­ление собственного мнимого могущества, иллюзию побе­ды над врагами. В этом случае собственно интеллекту­альный интерес к разгадыванию каких-то игровых зага­док и головоломок уходит на второй план. Этот пример показывает, каким образом ролевая компьютерная игра выполняет роль стихийной проективной методики, вскры­вающей часто спрятанную от окружающих внутреннюю жизнь ребенка. В ролевой игре игрок стремится к сим­волическому удовлетворению, как правило, вытесненной из сферы сознания фрустрированной потребности (удов­летворение которой блокировано или связано с серьез­ными трудностями). Наблюдая за игрой ребенка, мы уз­наем об этой потребности.

В данном примере это потребность в безопасности, защите от страха и компенсации ощущения собствен­ной беспомощности. Игра может дать ключ к разгадке причин многих производных невротических симптомов, возникающих на почве непреодолимого препятствия или угрозы.

Отношение к рекордам. Если ребенок сосредоточен на достижении наилучшего результата в одной какой-то коротной игре, в которой партия быстро заканчивается и уда­ется взглянуть на перемены в "Таблице рекордов", то зна­чит, налицо повышенная мотивация достижений.

Отношение к темпу. Медлительные дети с плохой переключаемостью внимания избегают темповых игр, где ско­рость смены событий не зависит от предпочтительного для них темпа. Мягкая подстройка темпа под возможности иг­рока может обеспечить необходимый коррекционный и тренинговый эффект. Нужно искать программы, которые об­ладают возможностями такой подстройки (или воспользо­ваться особыми программами-замедлителями, снижающи­ми общий темп работы компьютера).

Отношение к трудности. Если игра допускает само­стоятельный выбор уровня трудности и ребенок после первого же успеха на низком уровне сразу резко повы­шает уровень трудности, а после первой же неудачи рез­ко снижает свои притязания (совсем как в классиче­ской методике по изучению "уровня притязаний" Хоп-пе), то это означает, что ребенок отличается ПОВЫ­ШЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ восприимчивостью, у него не сложилась зрелая рациональная реакция на ус­пех и неудачу. Такому ребенку в педагогической прак­тике нужны очень мягкие воздействия (санкции) в ви­де поощрения (похвалы) или наказания (порицания). И похвала, и порицание должны быть умеренными, спокойными, без какой бы то ни было экзальтации. ' Воздействия должны осуществляться малыми дозами, так как чрезмерные санкции приведут в данном случае только к эмоциональному срыву- Чрезмерно эмоцио­нально нагруженные наказания приводят часто к об­ратному эффекту — парадоксальной фиксации нежела­тельного поведения (невротической фиксации).

Отношение к проблемам. Посмотрите, как ребенок реагирует на ситуации, в которых он просто не знает, как надо действовать. Если он развивает поисковую ак­тивность, следуя тактике проб и ошибок, то это симп­том активного познавательного стиля. Если ребенок стремится тщательно перечитать инструкцию к игре, вернуться к прежним сценам и изучить опыт прежних собственных действий, то это АКТИВНО-РЕФЛЕКС­НЫЙ СТИЛЬ. Если ребенок тут же теряет интерес к игре, то это тревожный симптом пассивного стиля, ко­торый говорит чаще всего не столько о дефиците позна­вательной потребности, сколько о дефиците уверенности в своих познавательных способностях.

Большинство компьютерных коммерческих игр оперируют визуальными образами (а не словами и числами) и в этом смысле они тестируют скорее ви­зуальное, образное мышление, нежели вербальный или нумерический интеллект. Тем не менее они да­ют возможность проследить две важнейшие функции общего интеллекта на этом визуальном материале: фун­кцию экстраполяции закономерностей (перенос сигналь­ных зрительных признаков из старой в новую ситуа­цию) и функцию генерализации навыка (перенос дви­гательных реакций в новую ситуацию).

Если, столкнувшись впервые с каким-то игровым пер­сонажем, который сразу после первого "коварного" при­ветствия тут же наносит удар по "автогерою" (персона­жу, которым управляет игрок), ребенок при столкнове­нии со следующим "приветливым" персонажем немед­ленно отводит своего "автогероя" на безопасное рассто­яние, то это означает, что у данного ребенка происходит быстрая и эффективная экстраполяция закономерностей, позволяющая абстрагироваться от частных свойств сти­мула к его более существенным, функционально-смыс­ловым свойствам. Если при этом ребенок осваивает еще и какую-то последовательность клавиатурных действий (нажать одну комбинацию клавиш или кнопок джойсти­ка, а затем другую комбинацию клавиш), то происходит и определенная генерализация навыка.

Более яркий пример генерализации навыка выража­ется в использовании особой клавиши, меняющей угол обзора игрового поля (вызывающей, например, вид сверху). Если ребенок активно пользуется этим приемом в новых ситуациях, то значит, он обобщил для себя способ активного формирования в своей голове цело­стной образно-концептуальной модели данного игро­вого мира.

Мультимедиа. Особого внимания заслуживают обу­чающие игры, развивающие спонтанную (инициатив­ную) познавательную активность детей. Благодаря изо­щренной современной технике создания разнообразных зрительных иллюстраций и звукового сопровождения (тех­ника "мультимедиа") уже сегодня на компьютере появ­ляются увлекательные детские энциклопедии, позволяю­щие ребенку "путешествовать" по миру знаний подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной приключенческой игры. Если взрослые смогли вовремя подметить и подкрепить вни­манием и похвалой активную любознательность детей в общении с такими программами ("мультимедийные эн­циклопедии"), то они тем самым могут дать новый мощ­ный импульс для развития самостоятельной познаватель­ной активности ребенка.

Не стоит спешить! Компьютер! Специально следует предостеречь взрослых (учителей и родителей) от преж­девременного доступа детей к каналам компьютерных те­лекоммуникационных сетей. И дело тут даже не в том, что подросток незаметно для себя может быть втянут в компьютерное пиратство (кража программ, информации, электронных денег) или компьютерный вандализм (запускание "вирусов" в компьютеры чужих фирм и органи­заций) и даже не в том, что ребенок может расшифро­вать код доступа к телеконференциям под рубрикой "толь­ко для взрослых" (порнографические тексты и анимационные ролики), — главная опасность опять же состоит в том, что, получая доступ к серверам (компьютерным скла­дам) крупных игровых компаний и "перекачивая" на свой домашний компьютер неограниченное количество игр и игровых персонажей, ребенок рискует попасть в плен того опасного смещения условного игрового и реального ми- • ра, которое приводит к дезинтеграции мышления и дез­ориентации ценностно-ориентационной системы лично­сти. В решающий момент ребенок может не разобрать­ся, для какого мира сейчас его действие окажется фа­тально значимым, и, играя, ребенок может нанести ре­альный серьезный ущерб реальному миру, внося иска­жения в потоки реально значимой для практической жиз­ни людей информации.

 

ПАПЫ И МАМЫ ВЫРАСТАЮТ В СЕМЬЕ

 

Половое воспитание младшего школьника

 

Когда мы говорим, что воспитываем человека, гражданина, труженика и т.д., мы делаем акцент на разные стороны воспитания. Но всякий человек обязательно мужчина или женщина, и без соответст­вующего воздействия окружающей социальной сре" ды не может правильно формироваться и вести себя как полноценный представитель своего пола-Мужчину в мальчике и женщину в девочке нуж­но воспитывать, и притом с самого раннего детства, иначе в формировании их почти неизбежны дефек­ты, которые могут вызывать серьезные трудности в жизни.

Дети, вырастая, должны, во-первых, осознать се­бя представителями того или другого пола, во-вто­рых, научиться вести себя в соответствии с полом, т. е. усвоить роли — мужскую или женскую. Дети, а затем подростки и юноши проходят долгий и непро­стой путь, называемый психосексуальным развитием. В процессе этого развития, под влиянием воспита­ния, они должны овладеть нравственной культурой во взаимоотношениях полов, усвоить нравственные нормы так глубоко и прочно, чтобы они стали их внутренним убеждением.

Для того чтобы помочь ребенку в правильном раз­витии, родители должны знать этапы этого развития, понимать, что может быть полезным и что ~ повре­дить, на что нужно обратить внимание в поведении ре­бенка, чего следует избегать и к чему стремиться.

Половое воспитание, таким образом, представляет собой осознанную и грамотную помощь ребенку в его психосексуальном и нравственном развитии. Его целя­ми являются формирование у детей правильного отно­шения к вопросам пола, овладение ими нравственной культурой взаимоотношений, подготовка к браку и се­мейной жизни.

Почему мы говорим о неразрывности полового и об­щего воспитания? Потому что нравственность в отно­шениях мужчины и женщины не существует отдельно от нравственного отношения к другим людям, к рабо­те, к Родине и т.д. "Культура половой жизни есть не начало, а завершение. Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина, воспи­тывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным на­правлением нашего педагогического внимания" (Мака­ренко А.С. Книга для родителей // Пед. соч.: В 8-ми т. - М., 1985. - Т. 5. - С. 172).

Роль родителей в половом воспитании детей.

В то время как ребенок дорос до школы, основа его полового воспитания уже заложена живым примером и общением с родителями с первых дней жизни; уже в главном предопределено отношение ребенка и к школь­ным урокам, и к книгам. Образ будущих отношений с человеком противоположного пола уже в общих чертах сформирован, поскольку в ранние детские годы вос­питание происходит по типу отождествления себя с ро­дителем своего пола и подражания ему. Родители не просто воздействуют на ребенка, а общаются с ним, т. е. знают, как никто другой, его сегодняшние потребно­сти и проблемы.

Отец и мать по-разному общаются с сыном и до­черью, что чрезвычайно важно для правильного фор­мирования мужественности или женственности. Сын в поведении отца находит образец своего поведения,, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы; стиль отношений родителей служит для него моделью взаимоотношений полов. То же можно сказать и о до­чери, для которой образцом поведения служит мать, прообразом будущего избранника — отец.

Родители могут сделать в половом воспитании то, чего не в состоянии сделать больше никто — они могут научить своих детей взаимному уважению и любви.

Родители могут помочь своим детям в построении будущей счастливой гармоничной семьи разумным и деликатным поощрением в девочке женственных ка­честв, а в мальчике— мужественности. Правильно ориентировать девочку — это значит одевать и вос­питывать ее в соответствии с полом, развивать инте­рес к играм, соответствующим женским занятиям, приучать к домашнему труду, прививать "женские" умения, поощрять в будущей маме отзывчивость и за­ботливость.

В воспитании мальчика— свои особенности. Что­бы воспитать будущего мужчину ответственным и са­мостоятельным, нужно упражнять его чувство ответ­ственности, давать возможность (тактично направляя) принимать самостоятельные решения. Здесь вредны как полное подавление воли ребенка, так и излиш­няя нежность матери, "заласкивание", под влиянием которых мальчик обычно вырастает безвольным, пас­сивным, зависимым.

И так же, как должны задуматься родители девоч­ки, которая не играет в куклы и дерется с мальчишка­ми, так же следует присмотреться к'сыну родителям слишком тихого, примерного и послушного мальчика. В таком ребенке нужно попытаться пробудить иници­ативу, увлечь интересным "мужским делом", которое позволило бы ему завоевать авторитет в "мужском" кол­лективе.

В неблагоприятном положении оказываются сыновья властных матерей — семейных лидеров. Подавление са­мостоятельности и искаженный пример мужчины — от­ца, играющего в семье подчиненную роль, нарушает вы­работку мужских черт характера и линии поведения. Подростки из таких семей в качестве компенсации мо­гут стремиться к ранней половой активности.

Здесь нужно сказать и о такте и гибкости родителей в их стремлении развить у сына мужественность, не­обходимости считаться с характером и склонностями ребенка. Чрезмерно жесткая позиция и преувеличен­ные требования могут принести вред, вплоть до забо­левания.

Родители должны понимать, что мужественное или женственное поведение будет различным у людей с разным типом характера- Некоторые черты характе­ра формируются рано и проявляются уже в 3-4 года, другие продолжают формироваться в течение несколь­ких последующих лет. Нельзя и нет надобности ме­нять характер. Не следует слишком усердствовать в "искоренении" тех или иных его черт, особенно в по­тенциально кризисные периоды— около 3 и 7 лет и в возрасте полового созревания. Известно, что маль­чики, родители которых в возрасте 3-4 лет полностью блокировали их упрямство и негативизм как прояв­ление формирующегося "я", в последующем оказы­ваются женственно-мягкими, зависимыми. Основная задача воспитания при любом типе характера — стре­миться согласовать особенности поведения ребенка с нравственными нормами, не посягая на характер, а опираясь на его сильные стороны. Преодоление не­желательного должно идти через опору на желатель­ные и сильные стороны характера: борьба с нежела­тельным в ребенке не должна становиться борьбой против его индивидуальности. В любом возрасте важ­нейшей задачей родителей является смягчение осо­бенностей поведения, ведущих к конфликтам, и раз­витие способности к доброжелательному общению, в том числе — и со сверстниками своего и противопо­ложного пола.

Наиболее успешно происходит становление лично­сти детей, в том числе и их мужественности-женствен­ности, в полной и гармоничной семье, где отношения между родителями строятся на основе взаимного ува­жения мужского и женского престижа, взаимного по­нимания и взаимопомощи. Значительно осложняется формирование мужского и женского типов поведения в неполной семье.

В личностном становлении мальчиков, в усвоении ими мужской роли отцу принадлежит особое место. Мальчики, лишенные достаточного общения с отцом, в будущем часто не умеют исполнять отцовские обя­занности и, таким образом, отрицательно влияют на становление личности своих собственных детей. Вос­питываясь без отца, мальчики могут усваивать "женский" тип поведения либо у них формируется искажен­ное представление о нормальном мужской поведении как грубом, агрессивном, жестком. У таких мальчиков труднее развивается способность к сочувствию, сопе­реживанию, а также умение владеть собой, управлять своим поведением. Они вырастают менее зрелыми и це­леустремленными, менее инициативными и уравнове­шенными; они более робки. Положительная роль отца б воспитании во многом определяется его большей эмо­циональной уравновешенностью и сдержанностью в сравнении с матерью. Мужская позиция главное зна­чение отводит поступкам, а не переживаниям- Если мать с раннего возраста обучает ребенка тому, "как", то отец— тому, "что", отец учит ребенка быть '(Кем-то", а мать— "кем-то для кого-то".

Невовлеченность отца или мужчины-воспитателя в процесс воспитания ведет к формированию заме­щающих мужественность проявлений, т.е. к псевдо­мужественности, требующей постоянного подтверж­дения в агрессивности, драках и других формах от­клоняющегося поведения (алкоголизм, хулиганство, правонарушения).

Поэтому, если мальчик воспитывается в неполной семье, нужно сохранить для него общение с отцом. Пра­вильно поступают те матери, которые не пытаются при­вить ребенку отрицательного отношения к отцу и не препятствуют его встречам с сыном. Если контакт с от­цом невозможен, нужно постараться, чтобы мальчик мог ориентироваться на пример другого воспитателя ~ род­ственника, педагога, тренера.

Здесь нужно сказать и еще об одном нередко встре­чающемся отклонении в воспитании, подавляющем формирование мужественности у мальчиков. Речь идет о неосознанном стремлении одиноких матерей компен­сировать недостаток мужского тепла и ласки за счет ла­скового общения с сыном. Такие матери часто обни­мают сыновей, целуют в губы, могут брать мальчика в постель, раздеваться при нем и т.д. Все это сексуально стимулирует ребенка, настроение его может становиться подавленным, мрачным, поведением пассивным. Ма­тери должны помнить о вреде подобного стиля взаи­моотношений с сыном.

Девочке ласки не наносят вреда. Напротив, ей не­обходимы нежные прикосновения. Однако и здесь воз­можно эротизирующее влияние на ребенка.

У девочек, воспитывающихся в неполной материн­ской семье, менее успешно формируется представле­ние о мужском поведении, поэтому у них меньше шан­сов правильно понимать своих будущих мужей и сы­новей, т.е. исполнять роль жены и матери. Нередко сильное влияние на формирование у девочки представ­ления о мужчинах оказывает отрицательный пример личной жизни матери, крушение ее семейной жизни, ее разочарование в муже (а иногда и в мужчинах вооб­ще). Умная мать не будет навязывать дочери своих ра­зочарований, постарается выйти в воспитании за рам­ки личного опыта. Но даже и в этом случае формиру­ющийся у девочки идеал мужчины часто бывает нереа­листичным, заимствованным из книг и фильмов, что легко приводит к разочарованию в жизни. Поэтому ши­роко распространенное представление о безвредности для девочек воспитания одной матерью является за­блуждением.

Основные этапы психосексуального развития. Выделяют следующие этапы психосексуального развития; I — с одного года до 7 лет— формирование полового са­мосознания, т.е. осознание своей половой принадлеж­ности; II— 7-11 лет— выбор и усвоение половой ро­ли; III— 12-18 лет— формирование психосексуальных ориентации, т.е. тех предпочтений, которые обуслов­ливают выбор объекта полового влечения. Последний' этап делится на три стадии. На первой происходит фор­мирование платонического влечения к противополож­ному полу, на второй — эротического, на третьей — сек­суального. Первые две из этих стадий и начало третьей приходятся на возраст полового созревания (12-15 лет).

В результате наблюдения, общения, словесного под­тверждения у ребенка формируется представление о по­ловой принадлежности себя и других людей. К. 1,5-2 годам он знает свой пол, хотя и не может еще объяс­нить, в чем различие между мальчиками и девочками. К 3-4 годам он осознает эти различия, но при этом, хотя и имеет уже представление о половых органах, ос­новное значение придает одежде, длине волос и т.д. Ре­бенок в этом возрасте нередко считает, что пол можно изменить — побыть мальчиком, потом девочкой и нао­борот. К 5-6.годам ребенок уже твердо знает свою по­ловую принадлежность и осознает ее необратимость, не­изменность.

Нередко взрослые под влиянием собственного пред­ставления о постыдности всего, связанного с полом, дают неверные ответы, уклоняются от них либо сер­дятся. Ребенок довольно рано начинает понимать, что такие вопросы взрослые не одобряют. Вскоре с этими вопросами он связывает представление о "грязном, по­стыдном, плохом". Тем самым закладывается основа не­правильного полового воспитания. Интерес детей, их вопросы и наблюдения естественны и нормальны. Ес­ли родители уклоняются от ответов, тем более наказы­вают за вопросы, малыш перестает спрашивать, но ин­терес остается. Желание узнать становится особенно ин­тенсивным, ребенок может сосредоточиваться на воп­росах пола и будет удовлетворять свою любознатель­ность на стороне.

Возраст от 4 до 9 лет выделяется как этап ролевых, или сексуальных, игр. Между тем сексуальность в этих играх почти не играет роли, детьми руководит главным образом любознательность, и ничто не приносит тако­го вреда, как гневная реакция взрослых. Эти игры — закономерный этап, через который проходят все дети-Они служат для удовлетворения потребности в знании половых различий и для правильного становления по­ловой роли. В этих играх сверстники "поправляют" ре­бенка с тенденцией к нарушению половой роли. Так, мягкий, покладистый мальчик, которого не принима­ют играть в войну, играя с девочками "в дочки-мате­ри", никогда не будет принят на роль мамы. Строгий запрет таких игр, гнев родителей могут привести к за-тормаживанию всего того, что связано с полом. Если же вовсе не обращать на это внимания, можно не рас­познать случаи, когда такие игры организуются детьми с расторможенными влечениями, когда они сексуаль­но стимулируют ребенка.

Нужно научить детей относиться к обнаженному телу без страха и предрассудков, отвечать на вопросы ребенка, используя примеры из жизни и из книг. Дети-дошкольники иногда обсуждают проблемы полз, ис­пользуя для этого нецензурные выражения. Застигну­тые родителями, они подвергаются осуждению или на­казанию. Вместо этого нужно сообщить ребенку такие литературные или медицинские выражения, которые позволили бы ему без отрицательных эмоций обсуж­дать жизненно важные вопросы-

Довольно рано у детей могут наблюдаться увлече­ния, пылкая влюбленность. Предметом любви может стать любой взрослый из близкого окружения ребенка. Восхищение и любовь ребенка не имеют эротического значения. Обмениваясь с ребенком взаимными увере­ниями в любви, не следует чрезмерно ласкать его, так как это его эротизирует.

Специального внимания заслуживает агрессивное по­ведение детей с проявлениями жестокости и явным удо­вольствием'от истязания жертвы- Жестокость может проявляться во время драки со сверстниками, по от­ношению к взрослым дома, по отношению к животным. Такие проявления жестокости (садизма) могут разви­ваться у детей, лишенных в первые три года жизни ма­теринской любви и теплого общения с матерью. Это бывает не только тогда, когда ребенок разлучен с ма­терью и никто не заменяет ее в общении, но и в тех случаях, если мать холодна к ребенку, не берет на ру- • ки, не подходит к нему, когда он плачет- Таких детей нужно терпеливо учить сопереживанию, сочувствию, до­броте. В некоторых случаях приходится за советом об­ращаться к психиатру.

Условно-сексуальными проявлениями считают такие действия, как сосание пальцев и языка, кусание ног­тей, ковыряние в носу, выщипывание бровей и ресниц, выщипывание и выкручивание волос головы, чесание, навязчивое нарапание и трение низа живота, бедер. Проявлениями сексуальности считают также чрезмер­ную нежность, сквернословие, письмо и рисование не­приличного содержания, подглядывание за обнажени­ем, мочеиспусканием, дефекацией и т.д.

Чаще всего это поведение можно объяснить заброшен­ностью, недостатком положительных эмоций. Условно-сексуальные действия при невозможности их продолжать (например, из-за механических препятствий, созданных родителями) могут замещаться явно сексуальными, напри­мер (мастурбацией). Правильнее вместо отучения от подо­бных действий создать более теплую эмоциональную об­становку, снизить у ребенка эмоциональное напряжение.

Заканчивая раздел о психосексуальном развитии де­тей, следует дать родителям советы о поведении в не­которых реальных ситуациях. Например, как быть, ес­ли ребенок застал вас обнаженным? Реакция ребенка на это будет зависеть от вашей собственной. Если взрос­лый растерян, возмущен, негодует, прогоняет ребенка, то возможная эмоциональная напряженность наруша­ет контакты взрослого и ребенка и убеждает ребенка в запретности и постыдности наготы и всего, относяще­гося к полу. Это затрудняет создание правильной базы полового воспитания. С другой стороны, сознательное демонстрирование своей наготы взрослыми может со­здать большие сложности в общении ребенка со свер­стниками, которым он об этом рассказывает, а также с самими родителями, так как это смущает ребенка и про­буждает нежелательное напряжение как у ребенка, так и у взрослых. Поэтому не следует обнажаться больше, чем это принято, но если вы случайно оказались раз­детыми в присутствии ребенка, надо спокойно одеть­ся, не проявляя смущения или гнева.

Купание мальчика вместе с матерью надо прекра­тить, когда ему исполнилось 4 года, девочек с отцом — с 2 лет. Совместное мытье в ванне брата и сестры мож­но продолжать до 8-9 лет, помня, что это иногда явля­ется единственным источником информации о поло­вых различиях.

Отдельно следует сказать о вреде физических нака­заний для психосексуальпого развития ребенка. Физи­ческие наказания, в частности, шлепки по ягодицам, могут вызывать эротические ощущения, вплоть до ор­газма, в связи с чем дети иногда сами провоцируют на это взрослых. Приятные ощущения, возникающие во время наказаний, в дальнейшем связываются с боле­выми ощущениями, которые могут стать необходимым элементом сексуальных переживаний.

 

Основные принципы полового воспитания. Половое вос­питание направлено не на то, чтобы спасти, уберечь людей от сексуальности, а на то, чтобы научить их уп­равлять этой достаточно важной стороной жизни. Его цель — помочь правильному, гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологиче­ских знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственности за здоровье и бла­гополучие будущей жены (мужа) и детей, т.е. цель та­кого воспитания — укрепление брака и семьи.

Столетиями люди расс<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.