Материалы для экспонирования Памятка для родителей — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Материалы для экспонирования Памятка для родителей

2018-01-28 218
Материалы для экспонирования Памятка для родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Только в союзе со школой можно добиться же­лаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель -— ваш первый советчик. Поддерживайте его авторитет.

2. Старайтесь посещать каждое родительское собра­ние и занятие. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно.

3. Систематически интересуйтесь школьными дела­ми ребенка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами.

4. В случае необходимости оказывайте ребенку ра­зумную помощь. Помощь и контроль не должны оби­жать ребенка. Главная задача сейчас— помочь ему об­рести уверенность в своих силах, полюбить учение.

5. Нацеливайте ребенка на умение отвечать на вопро­сы "Почему?", "Как?", "Можно ли было сделать это по-другому?".

6. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рас­сказы ребенка. Делиться с близкими своими пережи­ваниями — естественная потребность младших школь­ников.

7. Оказывайте школе посильную помощь в органи­зации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Про­явите инициативу. Ваша помощь школе поможет вам овладеть искусством семейного воспитания и положи­тельно скажется на ваших отношениях с детьми.

8. Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи — регулярное педагогическое самообра­зование. Не жалейте времени на чтение книг по семей­ному воспитанию. Они помогут вам избежать ошибок.

 

Заповеди первоклассника

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся за­щищаться.

Не дерись без обиды. Не обижайся без дела. Сам ни к кому не приставай.

Зовут играть— иди, не зовут— попроси, это не стыдно.

Играй честно, а если водишь, то отваживайся. Не дразнись, не ной, не выпрашивай ничего. Нико­го два раза ни о чем не проси.

Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижай­ся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут. Не ябедничай за спиной у товарищей. Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят. Не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдем.

И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись!

 

Помогите ребенку научиться учиться

 

По мере накопления учительского опыта, вы увиди­те, как неоднозначно понимается родителями учащих­ся эта важнейшая установка начального образования. Одни видят в ней требование домашнего контроля за приготовлением уроков. Другие — призыв помочь ре­бенку приспособиться к резко изменившемуся распо­рядку дня. Третьи спокойны: "продленка" все сделает. Иные видят в этом призыве попытку школы перело­жить на семью "свои обязанности". Домашние все схва­тывающих на лету детей, да и родители детей читаю­щих порой безмятежны — дети не утомляются. Да и в самом призыве порой бывает услышано лишь "помо­гите учиться".

Пик родительского энтузиазма приходится на пер­вый год учебы. Затем, особенно если дела ребенка в школе благополучны, внимание к учебной деятельно­сти слабеет. Часто родители искренне уверены: чем ско­рее ребенок станет самостоятельным в своих учебных делах, тем лучше для него, а. контроль нужен лишь внешний, "чтобы отметки были хорошие", "чтобы не загуливался, вовремя ел и учил уроки".

Не секрет и то, что образовательный и общекуль­турный уровень родителей не всегда позволяет им увидеть и, самое главное, одолеть дистанцию от внеш­него контроля за учебными делами ребенка до помо­щи ему в научении учиться. Эти обстоятельства тре­буют дифференцированного подхода к родительско­му просвещению.

По мере знакомства с учениками и их родителями учитель сумеет определить необходимое содержание и целесообразные формы организации этой работы с каж­дой семьей.

Полезно попросить родителей провести хрономет­раж одного рабочего и выходного дня школьника. Мож­но, по усмотрению учителя, попросить перечислить все дела (занятия) в течение дня с указанием затраченного времени. А можно в сетке часов дня от времени про­буждения фиксировать занятия каждого часа. Само это исследование может стать увлекательной игрой.

Серьезный материал для совместных размышлений мо­жет быть получен, если дома, по просьбе учителя, поста­раются записать вопросы, заданные ребенком за опреде­ленный период времени (в выходной, например). А учи­тель, в свой черед, познакомит родителей с его вопроса­ми в течение учебного дня.

 

Формы работы с семьей, направленные на оказание по­мощи ребенку в воспитании культуры учебного труда:

установочная беседа для семьи будущего первоклас­сника;

общая для всех категорий родителей лекция о куль­туре учебной деятельности младшего школьника с раз­вертыванием перспектив ее развития в средней школе;

инструктаж об основах выработки распорядка дня младшего школьника;

ежегодные консультации по основным требованиям школы к культуре учебной работы, усложняющимся от ступени к ступени обучения;

периодические консультации по содержанию и ха­рактеру помощи, оказываемой семьей в развитии тех или иных умений учебной деятельности, в освоении ре­бенком новых ее способов;

индивидуальные (групповые) консультации коррек­тирующего характера;

утренники (конкурсы) совместных с родителями ди­дактических игр;

обмен родительским опытом ("как мы играем", "как хозяйничаем", "как учим уроки", "смотрим те­левизор", "ходим в музей, театр, на экскурсию...", "что и как читаем");

индивидуальные рекомендации по самообразователь­ной работе родителей.

И для семейной, и для школьной педагогики воспи­тание культуры учебного труда— проблема комплекс­ная. В ней фокусируются и охрана здоровья ребенка, его физическое развитие; и развитие психических сил;

и нравственные аспекты становления личности; и соб­ственно развитие интеллекта- Поэтому в практике про­светительной работы педагога с родителями специаль­но выделяется тот или иной аспект развития культуры учебного труда младшего школьника.

Ниже мы остановимся на тех сведениях, которые учи­тель сможет использовать в целесообразно избранных им формах организации родительского просвещения.

Что стоит за словами "культура учебного труда". Эти серьезные торжественные слова на язык школьного обихода переводятся как призыв, обращенный к школь­нику — "учись учиться!".

Опыт педагогический, да и житейский, показыва­ет, что развитое умение учиться — сложная, но до­ступная, неврожденная способность. Специальные ис­следования подтверждают это, питая оптимизм и ро­дителей, и педагога.

Учитель не упустит возможности еще раз подчерк­нуть, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании лично­сти. Потому и совместная работа семьи и школы здесь — главная линия сотрудничества.

Ребенку нравится то, что удается. Успешное уче­ние — основа для его самоутверждения, душевного рав­новесия. Но без необходимых умений успеха не добь­ешься. Общие учебные умения школьников связаны с организацией учебного труда: с работой над определен­ными источниками информации и образными представ­лениями, культурой устной и письменной речи, куль­турой мышления.

За границами четко очерченных программных тре­бований — воспитание внимания, памяти, воображения, волевых усилий, нравственных чувств.

Не следует забывать об усвоении норм этикета, без которых немыслимо сотрудничество учителя и учащих­ся, сотрудничество между учениками в процессе кол­лективной познавательной деятельности.

И конечно же, ясно, что питательной почвой куль­туры учебного труда служит общая культура человека.

Учитель определит уровень начальной школы, рас­скажет о тех или иных умениях, которыми овладели уча­щиеся на момент беседы с родителями.

Организация учебного труда. Ученик начальных клас­сов должен уметь:

готовить рабочее место для занятий и труда; само­стоятельно выполнять основные правила гигиены учеб­ного труда, режима дня; понимать учебную задачу, по­ставленную учителем, и действовать строго в соответст­вии с ней; работать в заданном темпе; учиться поопера­ционному контролю учебной работы — своей и товари­ща; оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;

уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем;

оказывать необходимую помощь учителю на уроке.

Работа с книгой и другими источниками информации. Ребенок умеет:

читать в соответствии с литературными нормами;

пользуется разными видами чтения: сплошным, выбо­рочным, комментированным, по ролям; умеет самосто­ятельно подготовиться к выразительному чтению про­анализированного в классе художественного или науч­но-популярного текста. Ориентировочный темп чтения 120 слов в минуту;

самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать со словарем, материалами прило­жения учебника; использовать образцы, ориентировоч­ную основу (памятку) в процессе работы; самостоятель­но составлять простой план, схемы, таблицы при изу­чении нового материала; постоянно обращаться к учеб­нику, ориентировочной основе (памятке) при провер­ке выполненной работы; слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ус­ваивая основные положения; воспроизводить основ­ные смысловые компоненты прослушанного в бесе­де; слушать товарища, подвергая простейшему ана­лизу его ответ; слушать (смотреть) детскую передачу, кратко воспроизводить ее содержание, давать оцен­ку прослушанного;

пользоваться рекомендательными списками, кар­тотеками, указателями, открытым доступом к книж­ным полкам, детской справочной литературой (школь­ный "Орфографический словарик", энциклопедия "Что такое? Кто такой?, энциклопедические словари серии "От А до Я"), ориентироваться в каталожной карточке, вести запись прочитанных книг (читатель­ский дневник); самостоятельно выбирать и читать детские книги, периодику, использовать их на уроках и во внеурочное время.

 

Культура устной и письменной речи. Школьник умеет:

отвечать на вопросы по тексту и теме в соответст­вии с их характером; ставить вопросы к тексту учебни­ка, рассказу учителя, ответу ученика; вести несложный диалог по теме на основе картинок, иллюстраций, ди­афильма; связно отвечать по простому плану, самосто­ятельно строить небольшой рассказ; кратко пересказы­вать содержание прочитанного или прослушанного тек­ста; связно излагать свои учебные действия; кратко пе­редавать свои впечатления о просмотренном детском телефильме или радиопередаче; владеть основными и осваивать новые виды пись­менных работ: письмо родным, товарищу, дневнико­вые записи (ориентировочный темп письма— 50 зна­ков в минуту).

Стоит, пожалуй, именно этот, итоговый для началь­ной школы рубеж предложить семье в качестве ориен­тира. Ибо продвижение ребенка на этом пути сугубо индивидуально и зависит от многих и многих обстоя­тельств.

Что и как может сделать семья, чтобы учение не бы­ло в тягость. Не случайно, обращаясь к родителям, вы достаточно настойчиво говорили не об обязательствах школы, а о ее возможностях. Ученик сможет научить­ся... А может и не научить себя. Учителю принадлежит здесь роль ведущая, но не решающая. Мало дать, надо хотеть и уметь взять.

Ребенок хочет, но без помощи семьи, определенно­го домашнего уклада, сочувствия близких, их грамот­ной помощи ему не одолеть принципиально новой для него деятельности — учебной.

Полезно познакомить родителей с девятью прави­лами психотерапии неуспеваемости, объяснив, что речь идет об учебном неуспехе любой степени— от "четверок" до "двоек". Психотерапия неуспеваемо­сти поможет эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, менять отношение ребенка к своему учебному труду, к своим возможностям и перс­пективам:

1. Не бей лежачего. Оценка, расстроившая ребенка, уже сама по себе наказание, и не стоит лишний раз попре­кать его.

2. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечай­те их по возможности реже. Если все попреки обру­шить сразу, ситуация станет неуправляемой. По воз­можности выберите из множества недостатков тот, ко­торый для вас сейчас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.

3. Не гнаться за семью зайцами... Беритесь одоле­вать вместе те учебные трудности, которые наиболее значимы для ребенка. Если беспокоит скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и т.п.

4. Хвалить— исполнителя, критиковать— исполне­ние- Это правило — центральное! Учитель оценивает ра­боту по школьным нормам. Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оцени­вают всю его личность (и сегодняшнюю работу).

5. Самое трудное правило: оценка родительская и школьная отметка не должны совпадать' Родителям сле­дует сравнивать в первую очередь сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не ориентироваться только на оценку учителя.

6. Не скупитесь на похвалу. Нет такого неудачника, которого не за что было бы похвалить.

7. Учитесь выделять в море ошибок островок успе­ха, на котором сможет укорениться детская вера в се­бя и в успех своих учебных действий. Оценивать учеб­ный труд надо дифференцированно (и умение решать задачи такого типа, и правильность вычислений, и гра­мотность записи, и внешний вид работы). При диффе­ренцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии пол­ного успеха, ни ощущения полной неудачи.

8. Дифференцированная оценка учебного труда помо­жет поставить перед младшим школьником предельно конкретные и реальные цели, и он постарается их до­стигнуть. Попытайтесь (с помощью учителя) определить "составляющие" неудавшейся ребенку работы и начните последовательно и систематично продвигаться к успеху,

9. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. "Умение себя оценить является не­обходимым компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей. Самооцен­ка ребенка не является зеркальным отражением оце­нок взрослых, хотя и вырастает на них", — отмечает психолог. Самооценка же ребенка, вырастающая на почве приведенных правил, поможет относиться к школьным отметкам (довольно несовершенная сис­тема, к сожалению) без стресса, но содержательно. (Подробнее ознакомиться с психотерапией неуспева­емости, с трудностями научения учиться поможет ро­дителям книга психолога Г.А.Цукерман "Школьные трудности благополучных детей". Из нее взяты и эти правила).

Родителям важно знать, что индивидуальные разли­чия типов нервной системы дают разные темперамен­ты, что сказывается на темпе и режиме работы ребен­ка. Сангвиники реагируют быстро, легко переключаются с одного дела на другое. А вот флегматики — медли­тельны, переключения требуют от них значительных усилий. Холерики могут работать активно и продолжи­тельно. А меланхолики быстро утомляются, но работа­ют тщательнее. Помочь семье, при необходимости, оп­ределить темперамент ребенка означает избавить его от незаслуженных упреков и обеспечить оптимальный для него режим работы.

С рекомендациями относительно режима дня, обо­рудования рабочего места школьника вы уже знакоми­ли родителей. Напоминая их еще раз, подчеркнем их важность для обеспечения гигиены учебного труда-

Стоит, пожалуй, обратить внимание семьи на био­ритмическую организацию ребенка, корректирующую типовой распорядок дня. Ибо первейшая заповедь ре­жима — не ломать биологические часы человека. Ро­дители легко определяют, какой ребенок "жаворонок", а какой "сова". Жаворонки вскакивают около семи и раньше. Они бодры в первой половине дня, а к вечеру валятся, как подкошенные. Их пики работоспособно­сти с 9 до 10 ч и с 16 до 17 ч. Совята встают с трудом, зато к вечеру их обуревает жажда деятельности- Их пи­ки—с 11 до 12 ч и с 18 до 20 ч, но они засыпают гораздо позже. Ясно, что домашний учебный труд дол­жен быть спланирован соответственно. Можно посовето­вать родителям ранних пташек постепенно приучать ре­бенка переносить часть учебных занятий на утро. А уж стихи, которые рекомендуется учить перед сном, утром обязательно должны быть повторены жаворонком не один раз. Постепенно стоит приучить ребенка планировать де­ла не только в рамках одного дня- Типовой еженедель­ник, торжественно врученный родителями как очеред­ная мета "взрослости", поможет не забыть день и вре­мя работы кружка, спортивной секции, домашние праз­дники, дни рождения друзей, знакомых... Сюда же за­писывают и мелочи: принести приятелю обещанное, вы­полнить то или иное домашнее поручение. Такдети ос­ваивают житейскую заповедь: записывай мелочи, что­бы сохранить в памяти крупное.

О рабочих принадлежностях. Педагог предостере­гает родителей от увлечения шариковыми ручками. Они, конечно, безопаснее, но устают пальцы и запя­стье, накапливается мышечная усталость — письмо становится тяжелым физическим трудом для непри­вычной еще руки младшего школьника. Порекомен­дуйте автоматическое перо — снятый с пера колпа­чок создаст необходимый противовес, а родители про­контролируют на первых порах, чтобы колпачок слу­жил именно в качестве противовеса, а не валялся от­дельно. В крайнем случае авторучку заменит цанговый карандаш с металлическим противовесом и гра­неным корпусом, в который вместо грифеля встав­ляют шариковый стержень.

Порядок на рабочем столе помогает сберечь время и энергию. Все принадлежности на нем должны иметь постоянное место. Но приготовление к работе за сто­лом — важный ритуал вхождения в работу, настрой на нее. Разложить учебники, письменные принадлежности, заточить карандаши, проверить ручку... И не надо здесь торопить ребенка.

Все необходимые советы о том, как дома помогать учить уроки по тому или иному предмету, вами даны. Теперь имеет смысл сосредоточить внимание родите-

лей на умении ребенка проверять правильность выпол­нения учебного задания, на умении пооперационного кон­троля. Следует разъяснить родителям его назначение, по­знакомить с памяткой, которая поможет им дифференцированно оценивать работу ребенка,

Родители часто спрашивают: можно ли младшему школьнику учить уроки вдвоем с одноклассником? Пе­дагог объяснит смысл парной работы в школе, помо­жет конкретным советом. И тогда вспышки суматош­ного веселья — неизбежная разрядка, сопровождающая уроки вдвоем, — не так будут пугать родителей,

Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения поистине безграничны. Если в доме культ книги, есть пусть небольшая, но библиотека, где у ребенка — своя полка, а покупка новой книги — это праздник всей семьи, то почва подготовлена.

В таких семьях дети рано овладевают техникой чте­ния. Но нужно напомнить родителям: интеллектуаль­ное и нравственное развитие младшего школьника опе­режает технику чтения, поэтому следует продолжить чи­тать книги вслух, постепенно вовлекая ребенка в со­вместное чтение (по абзацу, по странице, по малень­кой главке).

Такое чтение — всегда общение. Потом можно рас­сказать о книге другим домашним. Так ребенок не про­сто тренируется в пересказе, но и эмоционально пере­живает прочитанное.

С первых шагов учения важно знакомить ребенка с доступной для него деловой справочной литературой. Здесь прежде всего следует обратить внимание семьи на "Справочник для начальных классов" (Шкляро-ва Т.В. — М., 1993), адресованный учащимся. Этот справочник содержит материалы полного курса началь­ной школы по русскому языку и математике, а также основные памятки по природоведению и чтению. "Как подготовить домашнее задание (по русскому языку, чте­нию, природоведению)", "Как решать задачи", "Пра­вила для списывания предложения и текста", "Как го­товиться к изложению по учебнику" и другие советы помогут ребенку увереннее освоить азы культуры учеб­ной работы.

Забота об энциклопедичности чтения, т.е. его разносторонности, — важнейшая забота семьи- Наряду с ху­дожественной литературой ребенок впервые открывает для себя мир научно-познавательной книги. Эти страницы не только создают предпосылки для успешной учебной ра­боты, расширяют кругозор, но прорастают как зерныш­ки интереса к той или иной сфере человеческой деятельности.

Такую книгу надо читать вместе. Как ни увлека­тельно написаны научно-познавательные книги для детей, они требуют особых усилий, сосредоточенно­сти, умений. Вместе рассматриваем иллюстрации, кар­ты, схемы, разбираемся в них, сверяемся с текстом, уточняем — так закладываются умения делового чте­ния. Научно-познавательная книга в отличие от ху­дожественной не требует последовательного чтения: можно и нужно выбирать интересующий ребенка ма­териал. Так естественно ребенок знакомится с эле­ментами книги (аннотация, оглавление, алфавитный указатель, иллюстрации), упражняясь в умении на­ходить в книге нужные сведения.

Учитель назовет серии научно-познавательных книг ("Страницы истории нашей Родины", "Почемучкины книжки", тематические словарики "От А до Я"), посо­ветует внимательно прочитать книгу И.Н.Тимофеевой "100 книг вашему ребенку" (М,, 1987), где наряду с со­ветами родителям о руководстве детским чтением под­робно аннотированы рекомендуемые младшим школь­никам книги.

Пусть не смущает учителя (и родителей) год изда­ния этих книг — большинство их относится к золо­тому фонду детской научно-познавательной литера­туры.

Бесценное сокровище для домашней библиотеки младшего школьника— универсальный детский энцик­лопедический словарь "Что такое? Кто такой?" (М., 1992, 1994, 1995, 1996). Особенно ценно первое изда­ние, где содержится алфавитный указатель статей и предложены методы, помогающие ребенку системати­зировать знания. Иметь такое издание под рукой, сти­мулировать обращение к нему, вместе рассматривать — значит приучать ребенка к самостоятельному поиску, торить тропинку в увлекательный мир словарей и энциклопедий, без которых немыслимо и учение, и само­образование.

Сегодня на книжных прилавках — великое множе­ство справочно-энциклопедической литературы для детей. К выбору этих книг следует подходить внима­тельно. И здесь совет учителя семье очень важен, да­бы не оседали на полках домашних библиотек книги-однодневки, из которых ребенок быстро выраста­ет. За всеми названиями не уследишь, но есть важ­ные и доступные ориентиры в книжном мире. Еже­недельник "Книжное обозрение", имеющийся в каж­дой местной библиотеке, извещает читателей о вы­ходе новинок, информирует об издательских планах, аннотирует и кратко рецензирует наиболее примет­ное на книжном рынке.

Важно обратить внимание родителей на издательскую марку. По-прежнему высок престиж "Просвещения". Из молодых ярко заявило о себе московское издатель­ство "РОСМЭН". Его переводные научно-познаватель­ные серии "Детская энциклопедия", "Штрихи време­ни", "Юный исследователь" и другие — добротные, яр­кие, красочные издания "навырост". Минимум емкого текста, прекрасные иллюстрации, компактный справоч­ный аппарат, прочность книжного блока — такие кни­ги станут надежными проводниками ребенка в мир культуры, спутниками не только детских лет, но и всей школьной жизни.

Посоветуйте родителям терпимее относиться к по­меткам, которые ребенок (и нужно приучать к этому!) делает в собственных книгах справочного и делового характера. Чтение с карандашом в руках — признак чи­тательской культуры, от пометок в книге лежит путь к рациональному сбору информации, к ее переработке (выписки, план, конспект и т.п.). В библиотечных кни­гах школьник отмечает важное закладками с указани­ем на них индекса страницы.

Книжный мир огромен, входить в него нужно по­степенно, осваивая не только домашнюю и школьную, но и районную библиотеку. Конечно же туда надо от­правляться с кем-нибудь из домашних. Ребенок дол­жен знать, что библиотека не просто книгохранилище, но и культурный центр. Нужно обратить детское внимание на выставочные стенды библиотеки, на полки от­крытого доступа, на объявления об утренниках, празд­никах, встречах. И поначалу вместе бывать на таких праз­дниках, а по мере обретения ребенком самостоятельно­сти не забывать интересоваться, что в библиотеке ново­го, что намечается.

Надо брать ребенка и в книжный магазин. Младшие школьники любят ролевые игры, в ко­торых берут на себя роль взрослых, воспроизводят их деятельность и систему отношений. Игры с домаш­ними "в библиотеку", "в книжный магизин" помога­ют ребенку познакомиться с содержанием семейной библиотеки, выбрать нужную книгу, помогают рас­познавать ее элементы. Ценность этих игр и в необ­ходимости осваивать стили речевого общения в за­висимости от ситуации.

Речевая культура школьника — эхо речевой культу­ры семьи- Если родители самокритично оценивают уро­вень собственной речевой культуры, контролируют се­бя — можно рассчитывать на успех-

Кроме учительских советов, существенную помощь семье окажет книга под редакцией Т.А. Ладыженской "Речь. Речь. Речь" (М., 1990). Адресованная учителю, она тем не менее доступна для совместных занятий ро­дителей и детей. Яркая, красочная, напрямую обращен­ная к ребенку, она содержит интересные для него по­знавательные задания творческого характера, игры, счи­талки, скороговорки, стихи, забавные сюжеты, побуж­дает к сочинительству, вводит в атмосферу речевого этикета. Краткие и ясные методические советы помо­гут родителям.

Анкета для родителей

(Анкетирование проводится до занятий)

 

«Поделитесь опытом, как вы помогаете своему ребенку учиться. учиться и учиться» (подчеркните утверждение, опирающееся на ваш опыт общения с ребенком, и дополните их о необходимости):

готовлю с ним уроки;

лишаю удовольствия за плохие оценки;

определяю, что ему читать;

учу пересказывать прочитанное по учебнику;

покупаю "впрок" словари, справочники, энциклопе­дии;

контролирую выполнение режима дня;

запрещаю выполнение домашних заданий с прияте­лями-одноклассниками;

отвечаю на все вопросы;

внимательно слежу, чтобы за каждым словом у ре­бенка стояло верное представление;

поощряю рассказы о полученных впечатлениях, о но­вых знаниях;

слежу, чтобы правильно сидел за рабочим столом;

ругаю за плохие оценки;

проверяю только выполнение письменных домашних заданий;

много читаю ему вслух;

вместе играем;

вместе собираем портфель "на завтра";

помогаю найти ответы на возникающие у него вопросы;

вместе пишем письма родным и знакомым;

стараюсь обогатить новыми впечатлениями (приро­да, труд, экскурсии и др.);

пополняю домашнюю библиотеку с учетом интере­сов ребенка;

поощряю подарком (удовольствием) за хорошую от­метку;

всегда привожу в пример ровесников, которые хо­рошо учатся;

всегда расспрашиваю о том, что нового узнал в школе;

учу самостоятельно проверять качество выполненных дома заданий;

не пускаю гулять, пока не сделал уроки;

учу самостоятельно выбирать книги для чтения;

даю понять, что огорчаюсь плохими оценками, но не свожу учение к отметкам.

Учитель включает дополнительные необходимые, по его мнению, позиции: ведь цель анкеты не только полу­чить необходимую педагогическую информацию, но и по­будить родителей к осмыслению собственного опыта.

 

Дидактические игры

 

1. "Вопрошайка.» (учим видеть проблемы и формули­ровать их в виде вопросов; учим описывать предмет).

А. Вы вернулись домой с маленьким сюрпризом для ребенка- Предложите ему отгадать сюрприз, задавая вам вопросы. Включите в игру ваших гостей, обычно стре­мящихся порадовать ребенка каким-либо подарком.

Б. Показываем детям сюжетную картинку (иллюст­рации из еще не прочитанных детских книг, карикату­ры из детских изданий, фрагменты комиксов, вклады­ши в "жвачку" и др.) и предлагаем: "Спрашивай все, что тебе интересно узнать о нарисованном на картин­ке". Выигрывает тот, кто больше всех задаст разных вопросов. Все заданные вопросы отмечаются кружоч­ками цветной бумаги, на которых написаны ключевые слова вопросов (Что? Где? Когда? Какой? Как? Поче­му? Зачем? Можно ли?).

2. "Книжный магазин".

Родители часто покупают книги для ребенка "навырост". Поиграем в "Книжный магазин", чтобы позна­комить его с домашним книжным богатством, научить выбирать книгу, овладевать культурой общения.

Предложите малышу приготовить все для магазина:

прилавок, книги (и те, которые уже им прочитаны, и те, к которым, вы считаете, нужно привлечь его внимание. Пусть книги будут в твердом переплете и в мягких об­ложках, сшитые и клееные, с цветными и с черно-белы­ми иллюстрациями и др.), "деньги", упаковочный мате­риал. Вы — покупатель. В ходе игры меняйтесь ролями. Когда игра освоена — попробуйте попеременно быть "кап­ризным" покупателем, не очень внимательным продав­цом и ищите достойный выход из ситуаций.

3. "Библиотека" (знакомим с домашней библиоте­кой, учим подбирать книги по теме; учим оформлять каталожную карточку и работать с алфавитным ката­логом; осваиваем или разрабатываем систему размеще­ния книг на детской полке; осваиваем речевой этикет в деловой ситуации общения и др.).

Приготовьте все для библиотеки: книги, каталог к ним, формуляр, небольшую тематическую выставку из­даний (про зверей, сказки и др.). Распределите роли:

ребенок — библиотекарь, он сам готовит с вашей по­мощью все необходимое для игры; вы пришли выбрать книгу для малыша-дошкольника и нуждаетесь в сове­те;

оба — библиотекари, вместе готовите выставку книг для других членов семьи;

библиотекарь— вы.

 

Примерная тематика индивидуальных и групповых

консультаций для родителей:

Учить уверенности в своих силах (психотерапия не­успеваемости).

Учить планировать время работы и досуга.

Воспитывать тщательность в работе.

Что такое "ориентировочная основа" (памятка) и как она помогает ребенку в учебной работе.

Как развивать воображение.

Как совершенствовать память.

Как расширять словарный запас ребенка.

Как читать вместе с ребенком.

Как учить уроки дома.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.