Строение и функции органов дыхания — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Строение и функции органов дыхания

2018-01-13 268
Строение и функции органов дыхания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Систему органов дыхания человека составляют воздухоносные пути и легкие. В воздухоносных путей относятся: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой на правую и левую половины, в каждой из которых есть извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка, которая выстилает носовую полость, густо покрыта ресничками, пронизана кровеносными сосудами и железами. Воздух, поступающий в носовую полость, очищается, согревается, увлажняется и обеззараживается.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в гортань. Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Между хрящами по обе стороны гортани являются слизистые складки — голосовые связки, между которыми образуется голосовая щель. Колебания связь при прохождении между ними воздуха обеспечивает образования звука. Его усиливают ротовая и носовая полости, а также глотка. Сверху вход в гортани прикрывается надгортанником, который препятствует попаданию пищи в гортань и дыхательные пути.

С гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки. Ее передняя стенка образована хрящевыми полукольцами, соединенными между собой связями и мышцами. Задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу и не мешает прохождению пищи. Трахея разветвляется на два бронха, входящих в правую и левую легкие. В легких бронхи многократно делятся, образуя так называемое бронхиальное дерево. Тончайшие бронхи — бронхиолы — заканчиваются альвеолярными ходами, на стенках которых расположены легочные пузырьки, или альвеолы. Альвеолы образуют дыхательную (газообменные) часть легких, а бронхи — воздухоносных. Легочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует легкие. Легкие заполняют всю грудную полость, за исключением места, занятого сердцем, кровеносными сосудами, воздухоносными путями и пищеводом.

Легкие — парный орган. Внешне они покрыты соединительнотканной оболочкой — легочной плеврой. Внутреннюю стенку грудной полости выстлана пристеночной плевры. Герметичная плевральная полость между легкими и пристеночной плевры увлажнена, и в ней нет воздуха. Основная функция легких — обеспечение газообмена между внешней средой и организмом.

Газообмен в легких происходит вследствие ритмических дыхательных движений — вдоха и выдоха. В легких отсутствует мышечная ткань; дыхательные движения осуществляются с помощью межреберных и грудных мышц и диафрагмы. Во время вдоха, благодаря поднятию ребер и опусканию диафрагмы, объем грудной полости увеличивается. Одновременно с увеличением объема грудной полости расширяются и легкие. Во время выдоха происходит расслабление наружных межреберных мышц, опускание ребер и поднятия купола диафрагмы, объем грудной клетки и легких уменьшается.

Нейрогуморальная регуляция обеспечивает ритмичное чередование вдоха и выдоха, изменения частоты и глубины дыхательных движений. Нервные механизмы дыхания обеспечиваются дыхательным центром, содержащейся в продолговатом мозге и двигательными нервами, ядра которых располагаются в спинном мозге. Основным гуморальным фактором регуляции дыхания является концентрация СО2 в крови (повышенное содержание СО2 вызывает увеличение глубины и частоты дыхания).

Особенности органов дыхания.

У детей раннего возраста ребра имеют малый изгиб и занимают почти горизонтальное положение. Верхние ребра и весь плечевой пояс расположены высоко, межреберные мышцы слабые. Поэтому у новорожденных преобладает диафрагмальное дыхание с незначительным участием межреберных мышц. Такой тип дыхания сохраняется до второй половины первого года жизни. По мере развития межреберных мышц и роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение. Дыхание грудных детей теперь становится грудобрюшным с преобладанием диафрагмального.

 

Дыхательная система человека

В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса начинает преобладать грудной тип дыхания, и к 7 годам он становится выраженным.

В 7–8 лет начинаются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков преобладающим становится брюшной тип дыхания, у девочек – грудной. Заканчивается половая дифференцировка дыхания к 14–17 годам.

Своеобразие строения грудной клетки и малая выносливость дыхательных мышц делают дыхательные движения у детей менее глубокими и частыми. Взрослый же человек делает в среднем 15–17 дыхательных движений в минуту; за один вдох при спокойном дыхании он вдыхает 500 мл воздуха. При мышечной работе дыхание учащается в 2–3 раза. У тренированных людей при одной и той же работе объем легочной вентиляции постепенно увеличивается, так как дыхание становится более редким и глубоким. При глубоком дыхании альвеолярный воздух вентилируется на 80–90 %. Это обеспечивает большую диффузию газов через альвеолы. При неглубоком и частом дыхании вентиляция альвеолярного воздуха значительно меньше и относительно большая часть вдыхаемого воздуха остается в так называемом мертвом пространстве – в носоглотке, ротовой полости, трахее, бронхах. Таким образом, у тренированных людей кровь в большей степени насыщается кислородом, чем у людей нетренированных.

Глубина дыхания характеризуется объемом воздуха, поступающим в легкие за один вдох, – дыхательным воздухом. Дыхание новорожденного частое и поверхностное, при этом его частота подвержена значительным колебания. У детей школьного возраста происходит дальнейшее урежение дыхания.

Большая частота дыхательных движений у ребенка обеспечивает высокую легочную вентиляцию.

Жизненная емкость легких меняется с возрастом, зависит от пола, степени развития грудной клетки, дыхательных мышц. Как правило, она больше у мужчин, чем у женщин; у спортсменов больше, чем у нетренированных людей. К 16–17 годам жизненная емкость легких достигает величин, характерных для взрослого человека.

 

31. И.М.Сеченов, И.П. Павлов – основоположники учения о ВНД. Значение учения Павлова об условных рефлексах.

В условиях реального существования организма условный рефлекс является элементом, включенным в сложную целостную деятельность мозга – интегративную деятельность.

Наличие сложной системы внутрикорковых и корково-подкорковых связей создает основу для взаимодействия нервных центров. Интегративная деятельность мозга в каждый момент времени осуществляется структурами мозга, объединенными в динамические системы, обеспечивающие приспособительный характер поведенческих реакций.

Рассматривая, системную организацию интегративной деятельности мозга

П.К. Анохин, вслед за И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, А.А. Ухтомским сформулировал концепцию функциональной системы.

Согласно этой концепции в каждый момент времени формируется сложная система, представляющая собой временное объединение рецепторов, нервных элементов различных структур мозга и исполнительных органов.

Структуры, объединенные в функциональную систему, осуществляют ряд важнейших операций. Это, прежде всего афферентный синтез информации, поступающей из разных источников и сигнализирующей как о конкретном стимуле, вызывающем реакцию, так и о доминирующих потребностях и биологической мотивации. На основе афферентного синтеза осуществляется принятие решения. В результате принятия решения формируется программа действия, осуществление которой связано с функционированием специального аппарата – акцептора результатов действия, т.е. нейронной модели предполагаемого результата. Осуществление действия приводит к результату, информация о котором по системе обратных связей (обратная афферентация) поступает в высшие отделы ЦНС, где она сравнивается с результатом, запрограммированным в акцепторе действия. Если полученный результат соответствует ожидаемому, т.е. цель достигнута, то сформировавшаяся система перестает функционировать.

Таким образом, в сложном поведенческом акте рефлекторная дуга замыкается в рефлекторное кольцо. В естественных условиях жизни организма

деятельность обычно начинается с создания плана и программы данной конкретной поведенческой реакции.

Внешним проявлением функции мозга является поведение.

Под поведением понимают комплекс ответных реакций, обусловленных действием на организм внешних и внутренних условий. Благодаря поведению

организм осуществляет связь с внешней средой. Человеку в отличие от животных свойственна деятельность – процесс, связанный с трудом, в результате, которого создается продукт труда. И.М. Сеченов выделял особую форму целенаправленной деятельности человека – «психические рефлексы с усиленным концом», или «страстные рефлексы».

Поведение составляет соотношение безусловных и условных рефлексов.

Такие рефлексы, как пищевой, половой, оборонительный, материнский и многие другие специальные рефлексы, лежат в основе всего дальнейшего поведения организма. Соотношение условных и безусловных рефлексов в целостных поведенческих актах не бывает строго фиксированным. Эти акты направляются на выполнение одиночных приспособительных действий, которые при различных способах своего осуществления имеют определенный шаблон конечного исполнения. Такие поведенческие акты Л.В. Крушинский назвал унитарными реакциями.

В основе современных представлений о физиологических механизмах целенаправленного поведения животных и человека лежит триада «потребность – мотивация – эмоция».

Первым этапом в организации целенаправленного поведения является потребность. Потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире.

Вторым этапом в организации целенаправленного поведения является мотивация. Не существует мотиваций без потребностей, но вполне возможно встретить потребность, не ставшую мотивацией. Так, человек может испытывать потребность в витаминах, но не быть мотивированным, поскольку не знает о причинах своего состояния. Мотивация является побуждением, или

влечением, которое ведет к целенаправленному поведению и удовлетворению определенной биологической потребности. Мотивация исчезает, как только

организм достигает биологического результата, удовлетворяющего его исходную потребность.

При рассмотрении функциональной системы П.К. Анохина видно, что механизм мотивации и биологическая память находятся в одном блоке.

Например, голодные щенки, которые никогда не ели мяса, не реагируют на его вид и запах до тех пор, пока хотя бы один раз не попробуют его. И только после этого их мозг «заносит» свойства мяса в «базу памяти». Теперь, как только организм испытывает голод, из этой «базы» извлекаются необходимые данные, и поведение животного становится таким, которое приводило его к получению пищи.

К настоящему времени достаточно хорошо изучены механизмы пищевой и защитной мотиваций.

Ведущая роль в формировании пищевой мотивации принадлежит

гипоталамической области. Так, двустороннее повреждение латерального гипоталамуса приводит к отказу от пищи (афагия), а затем к гибели животного от истощения. На основании этих фактов было сформулировано понятие «центр голода», разрушение которого приводит к отказу от пищи, а стимуляция, напротив, к избыточному приему пищи. При разрушении более медиальных частей гипоталамуса эффект был противоположным – наступала гиперафагия, вплоть до поедания несъедобных предметов. Это позволило сформулировать представление о центре насыщения. Кроме этих двух центров в пищевом поведении участвует ряд структур лимбической системы. У человека все высшие формы пищевого поведения (привычки, национальные обычаи и др.) складываются при участии высших отделов мозга, включая кору больших полушарий.

Примерами защитных мотиваций организма являются страх и агрессия.

В формировании оборонительных и агрессивных мотиваций участвуют многие

лимбические структуры головного мозга, а также кора больших полушарий.

С мотивациями неразрывно связаны эмоции. Достижение цели и удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции. Не достижение

целей приводит к отрицательным эмоциям. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в информации.

Известно много данных о зависимости эмоционального напряжения от величины потребности (мотивации) и прогнозирования вероятности ее

удовлетворения. П.В. Симонов дает такое определение эмоции – это есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности

(ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Эмоции изменяют состояние всего организма. Отрицательные эмоции

плохо влияют на здоровье, угнетают человека: он становится вялым, рассеянным, апатичным. Положительные эмоции увеличивают интенсивность энергетических процессов, возрастают потенциальные возможности организма.

 

32. Механизм и условия образования условных рефлексов. Понятие о временной связи.

. Для формирования условного рефлекса необходимо:

 

· Наличие 2 раздражителей: безусловного раздражителя и индифферентного (нейтрального) раздражителя, который затем становится условным сигналом;

· Определенная сила раздражителей. Безусловный раздражитель должен быть настолько сильным, чтобы вызывать доминантное возбуждение в центральной нервной системе. Индифферентный раздражитель должен быть привычным, чтобы не вызывать ярко выраженного ориентировочного рефлекса.

· Неоднократное сочетание раздражителей во времени, причем первым должен воздействовать индифферентный раздражитель, затем безусловный раздражитель. В дальнейшем действие 2-х раздражителей продолжается и заканчивается одновременно. Условный рефлекс возникнет в том случае, если индифферентный раздражитель станет условным раздражителем, т.е он сигнализирует о действии безусловного раздражителя.

· Постоянство окружающей среды — выработка условного рефлекса требует постоянства свойств условного сигнала.

 

Механизм формирования условных рефлексов

При действии индифферентного раздражителя возникает возбуждение в соответствующих рецепторах, и импульсы из них поступают в мозговой отдел анализатора. При воздействии безусловного раздражителя возникает специфическое возбуждение соответствующих рецепторов, и импульсы через подкорковые центры идут в кору головного мозга (корковое представительство центра безусловного рефлекса, которое является доминантным очагом). Таким образом, в коре головного мозга одновременно возникают два очага возбуждения: В коре головного мозга между двумя очагами возбуждения по принципу доминанты, образуется временная рефлекторная связь. При возникновении временной связи изолированное действие условного раздражителя вызывает безусловную реакцию.

 

Временная связь - механизм, обеспечивающий функциональную связь между отдельными структурами нервной системы при воздействии двух или более событий актуальной внешней среды и существующая некоторое время. Одним из вариантов проявления временной связи являются условные рефлексы.

 

 

33. Торможение условных рефлексов; виды, значение, механизм. Значение знаний особенностей процессов торможения у детей для педагогов

Безусловное торможение является врожденным, оно может проявляться в любом отделе центральной нервной системы. Безусловное торможение может быть Внешним и Запредельным.

Внешнее торможение возникает под влиянием нового раздражителя, который действует одновременно с условным сигналом. Внешний раздражитель должен быть более сильным — доминантным. Например, болевое раздражение кожи у собаки может резко затормозить пищевые условные рефлексы. Положительное значение внешнего торможения состоит в том, что организм переключается на новый, более важный в данный момент, вид рефлекторной деятельности.
Запредельное торможение возникает при значительном увеличении силы или продолжительности действия условного сигнала. При этом условный рефлекс резко ослабевает или полностью исчезает. Например, у собаки был выработан слюноотделительный условный рефлекс на звонок. Если постепенно увеличивать силу условного сигнала (звонка), то вначале количество отделяемой слюны увеличивается. При дальнейшем нарастании силы условного сигнала отделение слюны уменьшается и, наконец, полностью тормозится.

Условное (внутреннее) торможение свойственно только клеткам коры большого мозга. Это торможение, как и условные рефлексы, вырабатывается. Основным условием для проявления внутреннего торможения является неподкрепление условного раздражителя безусловным.

Значение торможения условных рефлексов. За счет торможения условных рефлексов достигается точное и совершенное приспособление организма к условиям существования, уравновешивание организма с окружающей средой, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность головного мозга.

 

34. Особенности ВНД человека. Две сигнальные системы действительности, их формирование в процессе онтогенеза.

Условно рефлекторную деятельность И. В. Павлов называл сигнальной.

Хорошо известно, что в образующихся в течение жизни условных рефлексах получают отражение закономерности окружающего мира. Чем совершеннее мозг, тем больше различных условных рефлексов и временных связей в нём образуется у животного, тем совершеннее приспособление к окружающей среде.

Таким образом, основу психической деятельности составляют условные рефлексы на конкретные раздражители окружающей среды, временные связи, формируются при этом и складывающиеся на их основе образы предметов и явлений окружающего мира.

ВНД у человека также как и у животного носит рефлекторный характер. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы окружающего мира или внутреннего состояния организма. И у человека возникает внешнее или развивается внутреннее торможение. Общими для животных и человека являются синтез и анализ конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему.

Но высшая нервная деятельность человека имеет свои качественные особенности, которые ставят его над всем животным миром. И хотя у человека условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем у животных, отличаются большей прочностью, легче образуются рефлексы на сложные комплексы раздражителей, не это составляет основное различие от животных.

Человеческий мозг для своей работы безусловно привлекает и первую сигнальную систему. Но для человека это не единственный и, что особенно важно, не главный способ формирования поведения, осуществления мыслительной деятельности. На ряду с первой сигнальной системой человек широко пользуется и второй сигнальной системой с её специфическим сигнальным раздражителем – словом. Это качественная особенность мыслительной деятельности человеческого мозга, переводящая его работу на новый, неизмеримо более высокий уровень.

Наличие системы внешних сигналов, обозначающих конкретные сигналы действительности, является важным эволюционным приобретением человека, составляющим его качественную особенность.

Речь возникла ещё у первобытных людей. Толчком для её развития явилась потребность в общении, или как теперь говорят, потребность в коммуникации. Действительно, без средств общения представить чётко согласованную деятельность человеческих комплексов. Однако, возникнув как средство связи, речь очень скоро стала важнейшим элементом мозговой деятельности, новым более удобным способом сбора, обработки и хранения информации.

Слова являются для человека сигналами непосредственных раздражителей, т.е. сигналов первой сигнальной системы. Обозначая все явления окружающего мира, слова как бы заменяют сами явления. Оперировать словесными сигналами гораздо удобнее, чем громоздкими образами.

Очень важной особенностью физиологических механизмов работы второй сигнальной системы является способность обобщения сигналов первой сигнальной системы и отвлечения от реальной действительности.

Способность к обобщению проявляется в том, что слово, произнесённое или написанное, обобщается с тем предметом или явлением, которое оно обозначает, становясь как бы эквивалентом. В то же время, чтобы пользоваться второй сигнальной системой, мозг человека должен обладать способностью к отвлечению, т.е. должен иметь способность отвлекаться от исходящих от слова конкретных раздражителей, акустических, если оно произнесено, зрительных, если оно написано, и реагировать, лишь как на сигнал вполне определённого явления.

Умение говорить, как известно, не передаётся человеку по наследству. Этим овладевают в первые годы жизни. Развитие речи происходит на основе подражания. Поэтому она может сформироваться только в том случае, если ребёнок живёт в обществе говорящих людей, имеет возможность достаточно часто слышать человеческую речь и пользоваться речевыми навыками. Поэтому глухие от рождения дети, хотя и живут с говорящими взрослыми, овладеть речью без специального обучения не могут.

Формирование второй сигнальной системы действительности и развитие совместной деятельности сигнальных систем в онтогенезе.

В процессе индивидуального развития человека происходит постепенное изменение соотношений между сигналами первой и второй сигнальными системами. На первых порах постнатального развития преобладающее значение имеет первая сигнальная система. В первые полгода жизни слова для ребёнка не имеют особого значения. Они воспринимаются просто как звуковые раздражения. Формирование условных рефлексов на слова происходит только во второй половине первого года жизни. Однако на этом этапе слово не имеет самостоятельного значения и оказывает действие лишь как компонент сложного комплексного раздражителя. Самостоятельное сигнальное значение слово приобретает лишь только к концу первого года жизни или началу второго.

К 5-7 годам, т.е. моменту, когда ребёнок овладевает свободной речью, вторая сигнальная система становится ведущей. Однако первая сигнальная система ещё сохраняет своё значительное влияние. Этот факт необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе с детьми и помнить, что в этом возрасте для закрепления полезных навыков и привычек, говоря физиологическим языком – для выработки полезных стереотипов не следует злоупотреблять словом. Слова следует всегда сочетать с действием конкретных раздражителей.

В школьном возрасте роль второй сигнальной системы продолжает возрастать. Но в пубертатном периоде вследствие значительных физиологических перестроек в организме подростка влияние первой сигнальной системы вновь усиливается.

После значительного ослабления в пубертатном периоде вторая сигнальная система у старших школьников вновь приобретает ведущее значение и сохраняет его в течение всей жизни человека, постоянно развиваясь и совершенствуясь.

 

35. Учение И.П. Павлова об основных типах ВНД. Характеристика типологических особенностей ВНД по Н.И. Красногорскому. Пластичность типов ВНД.

1. Понятие о типе ВНД. Условно-рефлекторная деятельность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.

2. Свойства нервных процессов. И. П. Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделил 4 основных типа ВНД.

В основе деления на типы он положил три свойства нервных процессов:

· Силу процессов возбуждения и торможения

· Уравновешенность процессов возбуждения и торможения

· Подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны соответственно с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов или их уравновешенность.

Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в торможение и наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть подвижными или инертными.

3. Классификация типов высшей нервной деятельности. На основании этих трёх свойств нервных процессов И. П. Павлов выявил следующие типы ВНД:

· Сильный, неуравновешенный (безудержный) тип характеризуется сильной нервной системой и преобладанием процессов возбуждения над торможением (их неуравновешенностью).

· Сильный, уравновешенный, подвижный тип отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой, уравновешенностью.

· Сильный, уравновешенный, инертный тип имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.

· Слабый тип характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и, следовательно, слабостью нервных процессов.

И. П. Павлов считал, что основные типы ВНД, обнаруженные на животных совпадают с 4 темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в четвёртом веке до нашей эры.

Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип – холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный тип, с малой подвижностью нервных процессов – флегматическому.

Меланхолики – малоактивны, неуверенны, склонны к сомнениям, унынию и печалям.

Холерики – люди с безудержными страстями, охваченные порывом, способны на преодоление гигантских трудностей, но их усилия быстро истощаются. Легко впадают в ярость.

Флегматики – молчаливы, медлительны, невозмутимые, но выносливые в труде.

Сангвиники – весёлые, любознательные, хорошо приспосабливающиеся люди.

Представления И. П. Павлова и его школы об основных свойствах нервной системы в настоящее время значительно дополнены. Достаточно отметить, что в современных исследованиях определение типов осуществляется более чем по 30 показателям.

Следует иметь ввиду, что полушария головного мозга человека, как существа социального, обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.

В физиологической школе И. П. Павлова была предпринята попытка частной классификации типов ВНД, характерных только для человека, т.к. за основу данной классификации взято соотношение 1-ой и 2-ой сигнальной системы.

В зависимости от взаимодействия уравновешенности сигнальных систем выделены следующие типы ВНД:

· Художественный тип – характеризуется преобладанием 1-ой сигнальной системы над 2-ой. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.

· Мыслительный тип – люди с преобладанием 2-ой сигнальной системы. Этому типу свойственно абстрагирование от действительности. В процессе мышления люди этого типа оперируют абстрактными символами, обладают способностью к тонкому анализу и синтезу раздражителей окружающего мира.

· Средний тип – характеризующийся уравновешенностью сигнальных систем. К этому типу принадлежит основная масса людей.

 

И.П. Павлов полагал, что выделенные им свойства нервной ткани являются врожденными, но их проявление становится достаточно выраженным лишь с определенного момента онтогенеза. Ученики И.П. Павлова – Н.И. Красногорский и А.Г. Иванов-Смоленский попытались решить эту проблему. Каждый из них предложил свою классификацию типов ВНД детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Н.И. Красногорский выделил 4 типа ВНД: быстрый тип, или уравновешенный (близок к сангвинику) – сильный, уравновешенный, обладающий повышенной возбудимостью, с быстрой речью, высокой скоростью выработки условных рефлексов, в том числе дифференцировочного торможения при равенстве взаимоотношений между корой и подкорковыми структурами; медленный, или кортикальныйтип (соответствует флегматику) – сильный, уравновешенный, с медленной речью, низкой скоростью выработки условных рефлексов, но способный к выработке дифференцировочного торможения, с характерным преобладанием коры над подкорковыми образованиями; эмоционально вспыльчивый, илиподкорковый тип (соответствует холерику) – сильный, неуравновешенный, с повышенной возбудимостью, с

быстрой речью, способный быстро вырабатывать условные рефлексы при недостаточной способности к выработке дифференцировочного торможения, с явным преобладанием подкорковых структур над корой; слабый, или гиподинамический тип (соответствует меланхолику) – слабый, со сниженной подвижностью нервных процессов в коре и подкорковых образованиях, с пониженной возбудимостью, с медленной скоростью выработки условных рефлексов и низкой способностью к выработки дифференцировочного торможения, с преобладанием подкорковых образований над корой.

Особенности ВНД во многом обусловлены возрастом. Период до трех лет характеризуется необычайной легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. В этом возрасте быстро вырабатываются динамические стереотипы, отличающиеся особой прочностью. От трех до пяти лет продолжается развитие речи, и совершенствуются нервные процессы (увеличивается их сила, подвижность уравновешенность). К пяти – семи годам еще более повышается роль второй сигнальной системы, и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено функциональным созреванием ее материального субстрата. Следовательно, только к семи

 

годам слово может эффективно применяться для образования условных связей.

 

Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) является периодом относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов возбуждения и торможения, их подвижность, уравновешенность, уменьшение силы внешнего торможения обеспечивает возможность широкого обучения ребенка. Особое значение имеет возрастной период с 11 – 12 до 15 – 17 лет – подростковый. Это время больших эндокринных преобразований в организме подростков и формирования у них вторичных половых признаков, что сказывается и на свойствах ВНД. Нарушается уравновешенность нервных процессов, бóльшую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей, ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Повышение подкорковых влияний сопровождается различными вегетеативными расстройствами (одышка, сосудистые нарушения, боли в сердце и т.д.). О преобладающем влиянии подкорки свидетельствует и повышенная эмоциональность подростков, их легкая утомляемость.

Все эти изменения приводят к психической неуравновешенности подростка и частым конфликтам с окружающими. Период полового созревания вносит существенные коррективы в характеристику типа ВНД подростка. Очевидно, что оценку типа ВНД следует проводить после завершения этого процесса.

Старший школьный возраст (15 – 18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем организма. Значительно

повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека.

У умственно отсталых детей, учащихся вспомогательных школ, ВНД можно разделить на три основных типа.

Первый тип – дети, у которых преимущественно ослаблен процесс возбуждения. Это наиболее распространенный тип детей. Они вялы, медлительны, плохо усваивают новое, учатся с трудом, но, в конечном счете, добиваются удовлетворительных результатов. Каждое новое воздействие не вызывает обычной у здорового ребенка ориентировочной реакции.

Новые навыки и умения формируются у таких детей крайне медленно, но если какие-либо навыки или привычки усвоены, их очень трудно изменить в случае необходимости. У детей этого типа редко возникают самостоятельные побуждения, они мало инициативны.

У детей второго типа, преимущественно ослаблен процесс активного торможения. Они встречаются реже, но заметно выделяются из общей массы. Такие дети быстро реагируют на все происходящее, но отвечают и действуют необдуманно. Случается, что они начинают отвечать верно выученный урок, а затем вставляют в свой ответ что-либо не относящееся к уроку. Если учитель задает вопрос классу, эти дети поднимают руку или просто выкрикивают с места какой-нибудь ответ, не успев разобраться в сути вопроса. К собственным ответам относятся некритично, своих ошибок не замечают. Ошибки и неточности в суждениях и действиях объясняются слабостью активного внутреннего торможения, затрудненностью дифференцировки условных связей.

Для детей, относящихся к третьему типу, характерна повышенная склонность к охранительному торможению. При кратком знакомстве такие дети могут произвести впечатление разумных, понятливых, легко усваивающих новый материал. Нарушение их познавательной деятельности обнаруживается в процессе выполнения обычной школьной нагрузки. Во время одного и того же урока ученик то внимательно слушает и понимает учителя, то перестает его понимать. В результате такие учащиеся не имеют систематических знаний.

Бывают случаи, когда такие дети теряются и не могут найти правильный ответ при попытке воспроизвести хорошо выученный урок. Подобная забывчивость в момент вызова ученика к доске объясняется также состоянием охранительного торможения.

Таким образом, можно выделить три типа детей-олигофренов: медлительных, вялых; импульсивных, расторможенных; чрезмерно истощаемых при интеллектуальной нагрузке.

Пластичность типов высшей нервной деятельности.

Врожденные свойства нервной системы нельзя рассматривать как неизменные. Они могут в той или иной степени изменяться под воздействием воспитания и обучения. Подверженность изменениям, или пластичность, типов нервной деятельности представляет собой, по существу, лишь одно из проявлений общего важнейшего свойства нервной системы — ее пластичности, приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды.

Пластичность типов нервной деятельности, возможность их переделки путем упражнения, воспитания представляют собой, по выражению Павлова, «важнейший педагогический факт». Поскольку окружающие воздействия влияют тем сильнее и прочнее, чем моложе организм, особое значение приобретают проблемы воспитания и обучения с раннего возраста.

Не все дети в равной мере поддаются воспитанию. Наиболее трудными следует считать детей с неуравновешенной высшей нервной деятельностью, особенно тех, которые выше были определены как взрывчатые и распущенные.

Если, однако, правильная воспитательная работа ведется с самого раннего детства, то, как показывает опыт, можно значительно уменьшить дурные проявления типологических особенностей, смягчить их, привив ребенку прочные навыки, которые предотвратят бесконтрольное влияние инстинктов, а также чрезмерную агрессивнос<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.