Упражнение 4 – «Этическая защита» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Упражнение 4 – «Этическая защита»

2018-01-28 330
Упражнение 4 – «Этическая защита» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: способствовать овладению приемами этической защиты.

Задание: разыграть ситуацию, используя приемы этической защиты.

Инструкция. Разделиться на подгруппы по 3 человека, выбрать карточку с описанием ситуации, поочередно разыграть соответствующую ситуацию; после 10-секундного совещания назвать продемонстрированный прием, выполняемую им функцию и аргументируют сове мнение.

Ситуации. 1. Прозвенел звонок с урока, преподаватель продолжает диктовать домашнее задание. Студент говорит: «Вы что, не слышите? У нас – перемена!» 2. Студент грубо комментирует низкую оценку: «Вы придираетесь ко мне! Сами на знаете, что хотите!» 3. Студент заявляет преподавателю: «Это ваша обязанность нас учить – вам за это платят!» 4. Студенты гурьбой выходят из двери, не замечая попыток преподавателя войти в здание. Один из них говорит: «Молодым везде у нас дорога». 5. На замечание преподавателя фиксировать ход лекции, студент грубо отвечает: «Было бы что записывать!»

Вопросы для анализа упражнения: Какие приемы этической защиты наиболее часто были использованы в группе? Какая функция педагогического общения наиболее реализована? Был ли представляемые приемы оптимальны для смоделированной ситуации? Почему? Насколько часто вы используете приемы этической защиты в реальной жизни? Какие трудности вы испытываете? Студент во время опроса многократно отказывается отвечать, аргументируя отказ словами: «Да вы непонятно все объясняете!»

Учебно-исследовательские задания по изучению темы при подготовке к семинару-практикуму

Задание 1. Представить в виде схемы содержание, функции и средства педагогического общения.

Задание 2. Выявить специфику функций педагогического воздействия, выделить соответствующие каждой функции операции. Заполнить таблицу.

Функция Операция
Название Характеристика Название Характеристика
       

Задание 3. Определить функцию, операцию педагогического взаимодействия в приведенных примерах. Заполнить таблицу (см. ключ в приложении 1).

Функция, операция   Характеристика
А - - Я была бы рада тебе помочь в подготовке доклада.
Б - - Наверное, у вас были веские причины не подготовиться к уроку
В - - Я всегда радуюсь, когда слышу глубокий и полный ответ.
Г - - Это очень умные и добрые дети.
Д - - Ты, вероятно, был очень занят, поэтому не успел привести свой костюм в порядок.
Е - - Сегодня на уроке мы рассмотрим…

Задание 4. Определить уровень общения в представленной педагогической ситуации (см. ключ в приложении 1).

Уровень общения Реакция
А Обращение в автобусе: «Подвинься-ка, очкарик…»
  Б Разговор соседей: «Доброе утро!» - «Здравствуйте! Хорошая погода сегодня» – «Да, приятно выйти на улицу». – «Удачного вам дня!» – «До свидания».
    В Студент К. говорит родителям: «Предмет трудный, а времени на подготовку было только 2 дня. К тому же экзаменатор Иванов ко мне всегда придирается и сегодня не в духе – гонял по всем темам. Теперь я, к сожалению, без стипендии».

Задание 5. Дать определение понятию «уровень педагогического общения». Заполнить таблицу, представив характеристику уровням общения, проиллюстрировать каждый уровень примером из педагогической практики.

№ п/п Название уровня Характеристика особенностей Примеры из практики
       

Задание 6. Составить кодекс светского общения (4-5 правил)

Задание 7. Изучить подходы различных авторов к классификации стилей общения (взаимодействия). Дать их краткую характеристику, выделив недостатки и достоинства. Привести примеры-иллюстрации. Составить таблицу «Подходы к классификации стилей общения».

Авторы классификации Название стиля Характеристика Пример-иллюстрация
Недостатки Достоинство
         

Задание 8. Вспомнить и описать свои впечатления от взаимодействия с людьми, общающимися с вами в разных стилях. Заполнить таблицу.

Стиль общения Пример взаимодействия Моя реакция
общение на основе высоких профессиональных установок    
деловое общение, общение    
на основе дружеского расположения,    
общение-дистанция,    
общение–устрашение    
общение–заигрывание    

Задание 9. Изучить подходы к выделению социальных ролей субъектов профессионально-педагогического общения в книге: Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А.Лобанов, – М.: Академия, 2002. – 192 с.

Представить характеристику социальных ролей субъектов профессионально-педагогического общения в виде таблицы.

№ п/п Название роли Краткая характеристика Примеры
1.      

Задание 10. Представить свой «ролевой веер». Описать конкретные ситуации, в которой раскрываются различные части веера; выделить актуальную роль.

Задание 11. Описать 2-3 педагогические ситуации и проанализировать их с позиции исполнения социальных ролей участниками взаимодействия.

Задание 12. Установить принадлежность высказывания способу этической защиты (см. ключ в приложении 1).

Способ защиты Высказывание
1 - «оставить наедине с собой», А – «Если вы не можете без оскорблений старших, то, пожалуйста, кричите»
2 – «вопрос об адресате» Б – «Как жаль, что вы не понимаете, что происходит…»
3 – «проявление доброжелательности» В – «Извините, я не расслышала, что вы сказали?..»
4 - «великодушное прощение» Г – «Я бы с удовольствием поставили вам 4 за ответ, но я совесть не позволяет так оценить ваше молчание»
5 – вопрос на воспроизведении» Д – «Вы такой умный человек, а говорите такое…»
6 - «сопоставление поведения с достоинствами партнера» Е – «Видимо произошло что-то непредвиденное, что вы опоздали на урок»
7 – «окультуренное воспроизведение» Ж – «Если я вас правильно поняла, вы хотите сказать, что при оценке допущена неточность?"
8 – «ссылка на особенности своего характера» З – «Хорошо, что вы подсказали мне, что не успеваете записывать; я буду говорить медленнее, когда важна будет точная запись»
9 - «доведение до абсурда» И – «Я думала, что понятно все объяснила. Но раз это не так, давайте ваши тетради, я сделаю задание сама»
10 – «оправдание поведения» К – «Простите, вы ко мне обращаетесь?»

Задание 13. Сочинение-рефлексия «Я - манипулятор?»

Цель: осуществить самоанализ собственных манипулятивных действий.

Задание: проанализировать разнообразные жизненные ситуации и выделить собственные приемы манипулятивных действий и их влияние на процесс общения с другими людьми (воспитанниками, их родителями, коллегами, членами своей семьи).

Инструкция: вспомните несколько жизненных ситуаций, в которых бы прослеживались ваши манипулятивные действия. Опишите себя-манипулятора, акцентируя внимание на вопросах: Какова ваша стратегия манипулятивных действий? Вы манипулируете окружающих чаще всего неосознанно, в силу сложившихся обстоятельств или намеренно? Какую роль в выстраивании отношений с людьми играет для вас манипуляция? Как происходит в жизни: вами манипулируют или главных манипулятор вы сами? 5. Какой вывод вы можете сделать для себя в результате этой рефлексии?

Задание 14. Представьте в виде таблицы характеристику особенностей этапов педагогического общения.

№ п/п Наименование Цель Характеристика особенностей
       

 

Задание 15. Представьте схематично составляющие коммуникации как акта общения: грани коммуникации, фазы контакта, виды коммуникативного взаимодействия типы ограничений на контакт, феномены контакта.

Задание 16. Составьте коммуникативную профессиограмму педагога.

Задание 17. Выделите коммуникативные стили личности, выделите параметры для их сравнения и представьте характеристику стиле согласно выделенным параметрам.

Наименование стиля Параметры для сравнения
Соблюдение норм субъектных отношений ….
               

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.