Активная стратегия или методы линейного взаимодействия — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Активная стратегия или методы линейного взаимодействия

2018-01-28 531
Активная стратегия или методы линейного взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Активная стратегия подразумевает использование методов линейного взаимодействия. В отличие от пассивной стратегии, совершается переход от одностороннего воздействия к непосредственному взаимодействию, хотя и проходит оно все еще по линии преподаватель – ученик. Акцент переносится с лекционных методов к обсуждению, а учебный процесс основан на диалоговом подходе. Возрастает индивидуальность в преподавании. У учащихся появляется возможность получить ответы на волнующие их вопросы. На схеме можно увидеть, что вовлеченными и заинтересованными оказываются только те учащиеся, с кем идет взаимодействие, но далеко не все. Остается неизменной центральная роль преподавателя, который является главным источником информации и без которого невозможно проведение занятия. На схеме обратной стрелкой показан двусторонний характер общения учителя и школьников. Использование активной стратегии требует от преподавателя не только постоянной коммуникации с учащимися, но и высокого уровня компетентности по рассматриваемым вопросам. Вместе с тем некоторая граница сохраняется, поэтому можно говорить об элементах фронтальности и в этих подходах, но теперь это не является непреодолимой стеной между учителем и учениками, как при использовании пассивной стратегии. Преподаватель остается главным и единственным источником информации, но учащиеся не являются уже пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. Формулирование тем и проблем также может происходить в ходе обсуждения. Поощряется любая инициатива и творчество. Но преподаватель всегда оставляет за собой право определять основные направления движения в процессе обучения. Учащиеся, сохраняя признаки объекта педагогического воздействия, получают также некоторые черты субъекта образовательного процесса. Преподавание приобретает индивидуальный характер, а учащиеся воспринимаются как самостоятельные личности, их мнение становится значимым. Повышается вовлеченность учащихся, хотя остаются те, кто не участвуют в процессе. Возможные опасности. Использование активной стратегии преподавания требует определенной осторожности, так как на этом пути существуют и некоторые трудности. Первая заключается в том, что ответы и вопросы при высоком темпе работы могут превратиться в бессистемный разговор, нить которого постоянно утрачивается. А сам разговор выходит за имеющиеся временные рамки и не оканчивается результатом.

Применительно к истории ХХ века это особенно важно, так как объем этого курса составляет ПОЛОВИНУ объема всего курса Отечественной истории. Материал огромен, и оптимальнее всего сводить его к системе учебных задач, когда каждая тема начинается с постановки проблемы. Таким образом, учитель сам задает проблематику и спектр вопросов, могущих возникнуть при изучении материала. Вторая опасность состоит в том, что, стремясь как можно детальнее и полнее ответить на поставленный вопрос, преподаватель ориентируется только на одного из участников занятия (автора вопроса). Другие же могут утратить интерес к происходящему – особенно, если в группе собраны разные по уровню подготовки и интересам учащиеся. В-третьих, такой подход помимо полезного умения задавать вопросы также может приучить к легкому и быстрому способу получения информации от «компетентного» источника без критического отношения к ней. В-четвертых, учитель может быть не готов ответить на тот или иной вопрос ученика. В ряде случаев учитель опасается подобной ситуации, т.к. полагает, что будет обнаружена его некомпетентность и пострадает авторитет. Поэтому использование активных стратегий – удел уверенного в своих силах и знаниях человека, имеющего достаточный кругозор и сложившееся мировоззрение. Условия выбора активной стратегии преподавания: - однородность учащихся по уровню своей подготовки; - рассматриваемые вопросы привлекают повышенный общественный интерес или основаны на имеющемся социальном опыте; - развитое умение учащихся задавать вопросы; - необходимость подвести итоги или обсудить полученный материал (тема не является новой); - ограниченное число участников занятия; - небольшой объем материала, позволяющий развивать обсуждение; - у преподавателя достаточное количество времени для пояснений и уточнений; - высокий уровень компетентности преподавателя по рассматриваемой теме. Активная стратегия значительно отличается: здесь учащиеся вовлекаются в учебный процесс, чувствуют себя индивидуальностью, творческой личностью, учатся спорить, не соглашаться, формулировать вопросы для получения необходимой информации. Таким образом, преподавание начинает в большей степени ориентированным на ожидания, потребности и интересы учащихся, отвечает на их запросы. Все это способствует повышению мотивации и делает процесс приобретения знаний интересным и увлекательным. Вопросы, которые поднимаются при изучении той или иной темы, становятся результатом совместной деятельности преподавателя и учащихся. Компетентному педагогу при использовании активной стратегии не требуется большого количества дополнительных ресурсов – он является главным и «проверенным» источником информации, получаемой на занятиях. Он определяет генеральную линию занятия, имея возможность предотвращать любое уклонение от темы занятия (если, конечно, сам не станет отклоняться от темы). Такой подход к преподаванию позволяет поддерживать высокую интенсивность работы, создает творческую напряженность, дает простор для ярких выступлений и комментариев, позволяет преподавателю в максимальной степени проявить свой талант и способности. Заметки на полях. Необходимо отметить, что артистизм и творческая натура самого преподавателя раскрываются именно при использовании активной стратегии. Видимо поэтому так часто их выбирают при подготовке открытых уроков и в ходе профессиональных конкурсов педагогов. Но все это может и не сработать. Если класс оказался недостаточно подготовленным, а учащиеся не проявляют никакого интереса к обучению, то обсуждение вряд ли получится. В то же время, при слишком высоком эмоциональном накале и бурлении страстей, активные стратегии могут превратить занятие в «шумный базар», где никто не слышит друг друга, а каждый старается перекричать своего потенциального оппонента. Такое случается сплошь и рядом в телевизионных программах, построенных по принципу ток-шоу, где участники стремятся не обсудить аргументы и контраргументы, а навязать свое мнение. С такой установкой трудно сделать дискуссию продуктивной с точки зрения образовательных целей. С другой стороны, часто можно встретить, что преподаватель заранее подготовил вопросы, познакомил с ними учащихся и «отрепетировал» ответы. В таком случае трудно говорить об активной стратегии – она останется такой только по форме, а по своей сути несет в себе пассивную составляющую. Существуют и серьезные трудности использования активных методов. Если говорить об уровне подготовки преподавателя, то, несомненно, он должен быть довольно высоким, как с точки зрения информированности, так и с позиции методического мастерства. Иначе окажется, что ряд вопросов останутся нерассмотренными, а само занятие может в значительной степени отклониться от изначально предполагаемой темы (спонтанно или же сознательно, так как отдельные учащиеся предпочитают уводить преподавателя от темы). В то же время, грамотный и хорошо подготовленный преподаватель может оказывать давление на своих учеников, навязывать им свое видение проблемы. Естественно, учащимся трудно аргументировано отстаивать свою позицию, им становится легче согласиться с «более умным и компетентным» преподавателем. Ограничивается и круг источников информации. Комментарий. Довольно часто приходится сталкиваться с преподавателями, которые выражают свои взгляды в виде набора четко сформулированных постулатов. Они заявляют их в категоричной форме, а в случае возникновения споров или разногласий стараются подавить оппонента уверенностью и безапелляционностью суждений. Они могут приглашать к обсуждению, но чаще всего это распространяется на тех, кто принимает их идеи и подходы. Такое обсуждение превращается в самоутверждение преподавателя. Есть серьезная опасность превращения учащихся в объект педагогического воздействия, только в другой, более привлекательной форме. Помимо внутренних ограничений, существуют и внешние рамки. Трудно использовать активную стратегию в большой группе, если ставится задача максимального включения участников в процесс (что вполне естественно для образования). Кроме того, сама группа учащихся должна иметь соотносимый уровень подготовки и владеть умениями вести диалог, участвовать в дискуссии. Активная стратегия требует достаточно больших энергетических затрат с точки зрения преподавателя – требуется значительная подготовка к занятию и постоянное напряжение в его ходе.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.