Функциональная роль учебника в учебно-воспитательном процессе. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Функциональная роль учебника в учебно-воспитательном процессе.

2018-01-28 570
Функциональная роль учебника в учебно-воспитательном процессе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебник излагает «систематические знания по той или иной дисциплине и выступает важнейшим опорным звеном механизма трансляции культурных образцов и ценностей. Без них невозможно представить себе процесс институциализации знания в сфере образования.

Задача школьного учебника – формирование общей культуры мышления и аналитического дискурса, фундаментальных (на школьном уровне) знаний, помогающих учащемуся ориентироваться во всех или в большинстве отраслей знания. Общемировые и национальные ценности, как и общемировые и национальные научные и педагогические традиции, школы и направления должны быть представлены в нем на адекватном уровне…

Функция школьного учебника состоит также в том, чтобы передать учащемуся достаточный свод знаний для самостоятельной подготовки и учебной сдачи экзаменов в вузы. Отсюда - важнейшая задача учебника – по мере возможностей сокращать разрыв в школьном и вузовском образовании, отслеживать и освещать новейшие достижения науки, учитывать накопленный в вузовской науке опыт.

Все учебники подразделяются на элементарные и продвинутого типа. Первые знакомят с азами науки и сообщают начальные сведения о чем-либо. Вторые идут дальше и формируют логику мышления учащегося, дают знания в проблемной форме, как бы приглашая читателя поразмыслить над прочитанным, углубиться в предмет, прочитать дополнительную литературу и провести самостоятельное исследование. Учебники продвинутого типа вводят школьника в творческую лабораторию ученого, постепенно и систематически подключают их к тому исследовательскому процессу, который характерен для науки переднего края. Учебники продвинутого типа дают теоретико-методологические основы знания.

Основные задачи школьного учебника заключаются в следующем:

а) обучить правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;

б) сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;

в) воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение, и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;

г) подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем.

Требования к современному учебнику.

Требования к современному учебнику:

1) учитывать возрастные особенности учащихся и эстетические нормы;

2) отражать базовый минимум и соответствовать примерным программам;

3) ориентироваться на современный уровень науки и отражать с достаточной полнотой не только предметную область, но и различные точки зрения и позиции ученых;

4) изложение материала должно быть системным;

5) содержать разнообразный методический аппарат, позволяющий организовать диффернциированное обучение и самостоятельную работу учащихся;

6) способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, демократических установок, уважения к истории и культуре всех стран и народов, формированию оценочных суждений, научного мышления;

7) содержать необходимый иллюстративный ряд;

8) соответствовать санитарным нормам.

Требования к современному учебнику обществознания:

1) Учебник по обществознанию должен раскрывать все содержание включенной в него дисциплины, а не отдельные разделы, например, освещать всю социальную сферу общества, а не только проблемы семьи или социальные конфликты.

2) По содержанию и объему учебник должен выходить за рамки обязательного учебного минимума, разработанного Министерством образования и науки.

3) Крайне важно, чтобы учебник давал не только научно значимые знания, но и был приближен к жизненному миру подростка, служил инструментом решения повседневных проблем.

4) Учет психолого-возрастных особенностей школьников:

- на первой ступени (5-6 классы): наука обслуживает жизненный мир школьника – минимум терминов и теорий, максимум конкретного материала и ситуаций;

- на второй ступени (8-9 классы): жизненный мир подростка и большая наука играют равные роли;

- на третей ступени (10-11 классы): преобладает наука, раскрывающая глобальные проблемы общества.

5) Любые дидактические приемы – стиль изложения, иллюстративный материал, конкретные приемы – должны играть вспомогательную роль и быть подчинены главной задаче – систематическому изложению базовых основ научного знания.

6) В учебнике не допускаются вульгарные выражения, сниженный стиль и заигрывание с читателем. Язык повествования должен соответствовать нормам русского литературного языка.

7) В учебнике следует избегать засушенных академических фраз, абстрактных проблем и схоластических рассуждений.

8) Понятия вводятся в той мере, в какой они способствуют раскрытию данной темы, помогают школьнику проанализировать окружающую реальность, решать практические жизненные вопросы, лучше понимать то общество, в котором он живет. Важно, чтобы каждому вводимому понятию давалось простое и ясное объяснение, подкрепляемое одним или несколькими пояснительными примерами. Выделенные в каждом тематическом разделе учебника ключевые понятия и идеи включаются в терминологический словарь в конце учебника.

9) К каждому разделу даются учебные упражнения, вопросы и задания разного уровня сложности и методической направленности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, научно-поисковые и исследовательские, рефлексивно-аналитические, ценностно-эмоциональные. Исследовательские задания лучше ориентировать на опрос или анализ данных в рамках семьи, школьного коллектива, группы ровесников. Желательны задания, в ходе решения которых вместе с учащимися принимают участие родители и родственники, например обсуждение семейного бюджета.

10) Наличие списка использованных источников и литературы.

11) Изложение в учебнике должно быть убедительным, аргументированным, доказательным. В учебнике желательно освещать увлекательные факты и эксперименты, теории и рассуждения, в нем должно быть немал занимательного материала, данных современной науки, статистики, которые касаются не только России но и других стран. Сравнительный взгляд поможет лучше познать свою собственную культуру и образ жизни других народов.

Таким образом, учебник по обществознанию отражает интегративный характер курса, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, её базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык, представляется делом непростым.

Учебник по обществознанию представляет собой единство научно-аналитического, дидактического и методического начал. Он дает учащемуся свод базовых знаний по всему курсу общественной проблематики, утвержденной государственным образовательным стандартом, включает научный и методический аппарат, призванный с помощью задач и упражнений помочь ученику закрепить пройденный материал, творчески усвоить понятия и теории, применить их к решению конкретных жизненных проблем.

Учебник - основа учебно-методического комплекта по обществознанию. В новых учебниках учтены как требования, вытекающие из условий развития России и мира в начале XXI в., так и опыт создания учебников по обществознанию в условиях коренных перемен и российском обществе, произошедших в 90-е гг.

На макроуровне содержание всего комплекса учебников с б по 11 класс можно представить в виде перечня «сквозных» линий (блоков), которые концентрируют учебный материал о: 1) обществе в целом, 2) человеке; 3) познании; 4) экономике; 5) политике, 6) социальной сфере; 7) сфере культуры; 8) праве.

Создание новых учебников, отражающих как социальные трансформации конца XX в., так и соответствующие изменения в сфере научного обществознания, потребовали определения исходных позиций, принципиально отличающихся от тех, на которых со здавался учебник «Обществоведение» 60-80-х гг.

Во-первых, изменились цели обществоведческого образования. Направленность учебников определяется теперь не партийной идеологией (например, задачами «воспитания преданности делу коммунизма», классо­вого подхода и т. п.), а той системой гуманистических и демократических ценностей, которая лежит в основе главного общегражданского документа - Конститу­ции РФ.

Во-вторых, присущее обществоведческому курсу изложение в учебниках обобщенных знаний об основных сферах жизни общества происходит на базе всего комплекса общественных наук, включая как при­знанные лишь в 90-х гг. социологию, политологию, культурологию, так и новое содержание экономических и философских исследований.

И в-третьих, значительно возрос в содержании учебника объем человековедческой составляющей, где интегрированы существенные элементы философской антропологии и этики, психологии и социологии личности. Учебники в значительной мере развернуты на

проблемы человека: внутреннего мира личности, его особенностей и потребностей, отношении человека к природе, самому себе, другим людям, обществу и государству.

В-четвертых, идея культуросообразности образования потребовала отражения в содержании учебника не только знаний и учебных умений, но и других элементов культуры: способов деятельности, имеющих универсальный характер, системы ценностей, нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь в обществе, образцов достойного поведения.

В-пятых, современные учебники обществознания дают не упрощенную, а многомерную картину жизни человечества, отражающую сложность и противоречивость процессов, протекающих в нем. Они призваны содействовать преодолению существующих в общественном сознании стереотипов однолинейного черно-белого мышления, «простых» решений социальных проблем, представляя многокрасочную палитру общественных явлений, неоднозначную оценку происходящих событий, многообразие путей и форм общественного развития. Такому отображению реального мира способствует использование взаимодополняющих методологических подходов: системного и структурно-функционального, цивилизационного и культурологического и т. п.

В-шестых, в учебниках реализуется изложенный выше принцип представления учащимся научных знаний по определенным темам наряду с обозначением актуальных проблем, с которыми встречаются граждане России, включая проблемы личной, частной и общественной жизни, а также глобальные проблемы.

В-седьмых, новые учебники должны быть практико-ориентированными.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.