Информация в материальном мире. Данные. Носители данных. Операции с данными. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Информация в материальном мире. Данные. Носители данных. Операции с данными.

2018-01-05 293
Информация в материальном мире. Данные. Носители данных. Операции с данными. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Информация в материальном мире. Данные. Носители данных. Операции с данными.

Информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.

Характерные особенности информации:

На свойства информации влияют свойства данных, составляющих ее содержательную часть, и свойства методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса.

Объективность и субъективность, достоверность, адекватность, доступность, актуальность

Данные несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире. Они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. В соответствии с методом регистрации данные могут храниться и транспортироваться на носителях различных видов:

- на бумаге,

- лазерным лучом на пластмассовых носителях с отражающим покрытием (CD-ROM).

- на магнитных лентах и дисках

Задача преобразования данных с целью смены носителя относится к одной из важнейших задач информатики.

Операции с данными сбор, формализация, фильтрация,сортировка, архивация,защита,транспортировка данных, преобразование

Основные структуры данных. Линейная, иерархическая, табличная. Дихотомия данных.

Линейные (списки) — это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента однозначно определяется его номером. Табличные (матрицы) — это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента определяется номером строки и номером столбца, на пересечении которых находится ячейка, содержащая искомый элемент. В иерархической структуре адрес каждого элемента определяется путем доступа (маршрутом), ведущим от вершины структуры к данному элементу. В иерархической структуре, построенной методом дихотомии, путь доступа к любому элементу можно представить как путь через рациональный лабиринт с поворотами налево (0) или направо (1) и, таким образом, выразить путь доступа в виде компактной двоичной записи.

Файлы и файловая структура. Единицы измерения данных. Единицы хранения данных.

Единицы представления данных

Кодовая таблица - это внутреннее представление символов в компьютере. Во всем мире в качестве стандарта принята таблица ASCII Для хранения двоичного кода одного символа выделен 1 байт = 8 бит, можно отобразить 256 различных символов.

1 килобайт (Кбайт) = 1024 байта

1 мегабайт (Мбайт) = 1024 килобайта

1 гигабайт (Гбайт) = 1024 мегабайта

1 терабайт (Тбайт) = 1024 гигабайта

Такая кратность (1024) обусловлена внутренней структурой представления чисел в компьютере.

1 Мбайт = 1024 Кбайт = 1024 x 1024 байт = 1 048 576 байт

Единицы хранения данных Файл — это последовательность произвольного числа байтов, обладающаяуникальным собственным именем. Имя файла включает адресные данные, сведения о типе данных.

Понятие о файловой структуре

Хранение файлов организуется в иерархической структуре, которая называется файловой структурой. В качестве вершины структуры служит имя носителя, на котором сохраняются файлы. Далее файлы группируются в каталоги (папки), внутри которых могут быть созданы вложенные каталоги {папки).

Предмет и задачи информатики. Истоки и предпосылки информатики.

Информатика — это техническая наука, систематизирующая приемы создания,

хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислитель-

ной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Предмет информатики аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;программное обеспечение средств вычислительной техники;средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами(это называют пользовательским интерфейсом)

Основная задача -систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

Основные практические задачи:

архитектура вычислительных систем,интерфейсы вычислительных систем, программирование, преобразование данных, защита информации, автоматизация, стандартизация

Принципы действия современного компьютера. Программное, интерактивное управление. Математические первоисточники создания компьютера. Двоичная система Лейбница. Математическая логика Буля. Основные операции логической алгебры.

В основе любого современного компьютера, лежит тактовый генератор, вырабатывающий через равные интервалы времени электрические сигналы, которые используются для приведения в действие всех устройствкомпьютерной системы. Управление компьютером фактически сводится к управлению распределением сигналов между устройствами. Такое управление может производиться автоматически (в этом случае говорят о программном управлении) иливручную с помощью внешних органов управления — кнопок, переключателей, перемычек и т. п. (в ранних моделях). В современных компьютерах внешнее управление в значительной степени автоматизировано с помощью специальных аппаратно-логических интерфейсов, к которым подключаются устройства управления и вводаданных (клавиатура, мышь, джойстик и другие). В отличие от программного управления такое управление называют интерактивным.

Двоичная система Лейбница.

Устойчивых различных состояний может быть только два (вкл-выкл), поэтому десятичная система избыточна, т.к. требуется описание только 2 состояний – 0 или 1.

Возможность представления любых чисел (да и не только чисел) двоичными цифрами впервые была предложена Готфридом Вильгельмом Лейбницем в 1666 году.

Шинные интерфейсы

ISA (IndustryStandardArchitecture) - устаревшая системная шина IBM PC-совместимых компьютеров.

EISA (Extended Industry Standard Architecture) - Расширениестандарта ISA. Отличается увеличенным разъемом и увеличенной производительностью (до 32 Мбайт/с). Как и ISA, в настоящее время данный стандарт считается устаревшим.

VLB (VESA Local Bus)-устарела. Локальная шина, имеющая повышенную частоту, связала

между собой процессор и память в обход основной шины. Основным недостатком интерфейса VLB стало то, что предельная частота локальной шины и, соответственно, ее пропускная способность зависят от числа устройств, подключенных к шине.

FSB. Шина PCI, появившаяся в компьютерах на базе процессоров IntelPentium

как локальная шина, предназначенная для связи процессора с оперативной памятью, недолго оставалась в этом качестве. Сегодня она используется только как шина для подключения внешних устройств, а для связи процессора и памяти, начиная с процессора IntelPentiumPro, используется специальная шина, получившая название FrontSideBus (FSB). Эта шина работает на частоте 100-200 МГц. Частота шины FSB является одним из основных потребительских параметров — именно он и указывается в спецификации материнской платы. Современные типы памяти (DDR SDRAM, RDRAM) способны передавать несколько сигналов за один такт шины FSB, что повышает скорость обмена данными с оперативной памятью.

PCMCIA (Personal Computer Memory Card International Association — стандартмеж-

дународной ассоциации производителей плат памяти для персональных компьютеров). Этот стандарт определяет интерфейс подключения плоских карт памяти небольших размеров и используется в портативных персональных компьютерах.

PCI (PeripheralComponentInterconnect – дословно: взаимосвязь периферийных компонентов) - шина ввода/вывода для подключения периферийных устройств к материнской плате компьютера.

AGP (AcceleratedGraphicsPort - ускоренный графический порт) - разработанная в 1997 году компанией Intel, специализированная 32-битная системная шина для видеокарты. Основной задачей разработчиков было увеличение производительности и уменьшение стоимости видеокарты, за счёт уменьшения количества встроенной видеопамяти.

USB (UniversalSerialBus – универсальная последовательная магистраль) - Этот стандарт определяет способ взаимодействия компьютера с периферийным оборудованием. Он позволяет подключать до 256 различных устройств, имеющих последовательный интерфейс. Устройства могут включаться цепочками (каждое следующее устройство подключается к предыдущему). Производительность шины USB относительно невелика и составляет до 1.5 Мбит/с, но для таких устройств, как клавиатура, мышь, модем, джойстик и тому подобное, этого достаточно. Удобство шины состоит в том, что она практически исключает конфликты между различным оборудованием, позволяет подключать и отключать устройства в «горячем режиме» (не выключая компьютер) и позволяет объединять несколько компьютеров в простейшую локальную сеть без применения специального оборудования и программного обеспечения.

Параметры микропроцессорного комплекта (чипсета) в наибольшей степени определяют свойства и функции материнской платы.

В настоящее время большинство чипсетов материнских плат выпускаются на базе двух микросхем, получивших название «северный мост» и «южный мост».

«Северный мост» управляет взаимосвязью четырех устройств: процессора, оперативной памяти, порта AGP и шины PCI. Поэтому его также называют четырехпортовым контроллером.

«Южный мост» называют также функциональным контроллером. Он выполняет функции контроллера жестких и гибких дисков, функции моста ISA – PCI, контроллера клавиатуры, мыши, шины USB и тому подобное.

19. Периферийные устройства персонального компьютера.

Периферийные устройства персонального компьютера подключаются к его интер-

фейсам и предназначены для выполнения вспомогательных операций. Благодаря

им компьютерная система приобретает гибкость и универсальность.

По назначению периферийные устройства можно подразделить на:

• устройства ввода данных;

• устройства вывода данных;

• устройства хранения данных;

• устройства обмена данными.

Устройства ввода/вывода

· Магнитный барабан

· Стример

· Дисковод

· Жёсткий диск

· Различные порты

· Различные сетевые интерфейсы

В соответствии с точным определением, в качестве «сердца» компьютера рассматриваются центральный процессор и ОЗУ. Все операции, не являющиеся внутренними по отношению к этому комплексу, рассматриваются как операции ввода/вывода.

Монитор (дисплей) - универсальное устройство визуального отображения всех видов информации

Различают алфавитно-цифровые и графические мониторы, а также монохромные мониторы и мониторы цветного изображения - активно-матричные и пассивно-матричные жкм.

Разрешающая способность выражается количеством элементов изображения по горизонтали и вертикали. Элементами графического изображения считаются точки – пиксели (pictureelement). Элементами текстового режима также являются символы. Современные видеоадаптеры (SuperVGA) обеспечивают высокие разрешения и отображают 16536 цветов при max разрешении.

Существуют: 1) мониторы на базе электронно-лучевой трубки (CRT).

2) жидкокристаллические мониторы (LCD) на базе жидких кристаллов. Жидкие кристаллы – особое состояние некоторых органических веществ, в котором они обладают текучестью и свойством образовывать пространственные структуры, подобные кристаллическим. Жидкие кристаллы могут изменять свою структуру и светооптические свойства под воздействием электрического напряжения.

Принтер – устройство для вывода информации в виде печатных копий текста или графики. Существуют:

Лазерный принтер – печать формируется за счет эффектов ксерографии

Струйный принтер – печать формируется за счет микро капель специальных чернил.

Матричный принтер – формирует знаки несколькими иголками, расположенными в головке принтера. Бумага втягивается с помощью вала, а между бумагой и головкой принтера располагается красящая лента.

Плоттер (графопостроитель) – устройство, которое чертит графики, рисунки и диаграммы под управлением компьютера. Изображение получается с помощью пера. Используется для получения сложных конструкторских чертежей, архитектурных планов, географических и метеорологических карт, деловых схем.

Акустические колонки и наушники – устройство для вывода звуковой информации

Устройства хранения данных.

накопители на гибких магнитных дисках (НГМД);

накопители на жестких магнитных дисках (НЖМД);

накопители на оптических дисках (CD, CD-RW, DVD);

накопители на записывающих магнитооптических дисках;

накопители на магнитной ленте (стримеры) и др.

флэш-память (flashmemory)

Системный блок ПК. Варианты исполнения.

Системный блок представляет собой основной узел, внутри которого установлены наиболее важные компоненты. Устройства, находящиеся внутри системного блока, называют внутренними, а устройства, подключаемые к нему снаружи, — внешними. Внешние дополнительные устройства, предназначенные для ввода, вывода и длительного хранения данных, также называют периферийными. По внешнему виду системные блоки различаются формой корпуса. Корпуса персональных компьютеров выпускают в горизонтальном {desktop) и вертикальном (tower) исполнении. Корпуса, имеющие вертикальное исполнение, различают по габаритам: полноразмерный (bigtower), среднеразмерный (miditower) и малоразмерный (minitower). Среди корпусов, имеющих горизонтальное исполнение, выделяют плоские и особо плоские (slim). Кроме формы, для корпуса важен параметр, называемый форм-фактором. От него зависят требования к размещаемым устройствам. Прежним стандартом корпуса персональных компьютеров был форм-фактор AT, в настоящее время в основном используются корпуса форм-фактора АТХ. Форм-фактор корпуса должен быть обязательно согласован с форм-фактором главной (системной) платы компьютера, так называемой материнской платы. Корпуса персональных компьютеров поставляются вместе с блоком питания и, таким образом, мощность блока питания также является одним из параметров корпуса. Для массовых моделей достаточной является мощность блока питания 250-300 Вт.

Клавиатура

Клавиатура — клавишное устройство управления ПК. Служит для ввода алфавитно-цифровых (знаковых) данных, а также команд управления. С помощью клавиатуры управляют компьютерной системой, а с помощью монитора получают от нее отклик.

Принцип действия. Клавиатура относится к стандартным средствам ПК. Ее основные функции не нуждаются в поддержке специальными системными программами (драйверами). Необходимое программное обеспечение для начала работы с компьютером уже имеется в микросхеме ПЗУ в составе базовой системы ввода-вывода (BIOS), и потому компьютер реагирует на нажатия клавиш сразу после включения.

Состав клавиатуры. Стандартная клавиатура имеет более 100 клавиш, функционально распределенных по нескольким группам

Группа алфавитно-цифровых клавиш предназначена для ввода знаковой информации и команд, набираемых по буквам.

Группа функциональных клавиш включает двенадцать клавиш (от F1 до F12), размещенных в верхней части клавиатуры.

С лужебные клавиши располагаются рядом с клавишами алфавитно-цифровой группы. В связи с тем, что ими приходится пользоваться особенно часто, они имеют увеличенный размер. Их используют в комбинации с другими клавишами для формирования команд, для ввода позиций табуляции при наборе текста, для отказа от исполнения последней введенной команды и для удаления только что введенных знаков.

Две группы клавиш управления курсором расположены справа от алфавитно-цифровой панели.

Четыре клавиши со стрелками выполняют смещение курсора в направлении, указанном стрелкой.

Группа клавиш дополнительной панели дублирует действие цифровых и некоторых знаковых клавиш основной панели.

Настройка клавиатуры. Клавиатуры персональных компьютеров обладают свойством повтора знаков, которое используется для автоматизации процесса ввода.

Средства настройки клавиатуры относятся к системным и обычно входят в состав операционной системы.

Устройства хранения данных.

1) Жесткие диски – основные устройства для долговременного хранения больших объемов данных и программ. Представляют собой группу соосных дисков, имеющих магнитное покрытия и вращающихся с высокой скоростью.

2) Устройства CD-ROM(RW). Принцип действия – считывание числовых данных с помощью луча, отражающегося от поверхности диска.

3) сменные устройства типа ZIP

4) Сменные Flash-накопители или жесткие диски с USB-интерфейсом.

5) Флоппи-дисководы

40. Функции операционных систем ПК.

Обмен данными между компьютером и различными периферийными устройствами -"ввод/вывод данных". Программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея, клавиатуры, принтера и др.).

- Обеспечение системы организации и хранения файлов.

- Загрузка программ в память и обеспечение их выполнения (запуск программ на выполнение)

- осуществление диалога с пользователем;

- планирование и организация процесса обработки программ;

- распределение ресурсов (оперативной памяти, процессора, внешних устройств);

- всевозможные вспомогательные операции обслуживания;

- передача информации между различными внутренними устройствами.

FAT 32

Достоинства:

1. Высокая скорость работы;

2. Низкое требование к объему оперативной памяти;

3. Эффективная работа с файлами средних и малых размеров;

4. Более низкий износ дисков, вследствие меньшего количества передвижений головок чтения/записи.

Недостатки:

1. Низкая защита от сбоев системы;

2. Не эффективная работа с файлами больших размеров;

3. Ограничение по максимальному объему раздела и файла;

4. Снижение быстродействия при фрагментации;

5. Снижение быстродействия при работе с каталогами, содержащими большое количество файлов;

Управление установкой, исполнением и удалением приложений. Понятие многозадачности. Вопросы надежности.

С точки зрения управления исполнением приложений различают однозадачные и многозадачные

операционные системы. Однозадачные операционные системы (например, MS-DOS) передают все ресурсы

вычислительной системы одному исполняемому приложению и не допускают ни

параллельного выполнения другого приложения (полная многозадачность), ни его

приостановки и запуска другого приложения (вытесняющая многозадачность).

Многозадачные обеспечивают:

• возможность одновременной или поочередной работы нескольких приложений;

• возможность обмена данными между приложениями;

• возможность совместного использования программных, аппаратных, сетевых

и прочих ресурсов вычислительной системы несколькими приложениями.

Вопросы надежности От того, как операционная система управляет работой приложений, во многом зависит надежность всей вычислительной системы. Операционная система должна

предоставлять возможность прерывания работы приложений по желанию пользо-

вателя и снятия сбойной задачи без ущерба для работы других приложений. При

этом требование надежности операционной системы может входить в противоре-

чие с требованием ее универсальности.

Вопросы надежности

От того, как операционная система управляет работой приложений, во многом зави-

сит надежность всей вычислительной системы. Операционная система должна

предоставлять возможность прерывания работы приложений по желанию пользо-

вателя и снятия сбойной задачи без ущерба для работы других приложений. При

этом требование надежности операционной системы может входить в противоре-

чие с требованием ее универсальности.

Установка приложений

Для правильной работы приложений на компьютере они должны пройти операцию,

называемую установкой. Необходимость в установке связана с тем, что разработ-

чики программного обеспечения не могут заранее предвидеть особенности аппарат-

ной и программной конфигурации вычислительной системы, на которой предстоит

работать их программам. Таким образом, дистрибутивный комплект, (установоч-

ный пакет) программного обеспечения, как правило, представляет собой не закон-

ченный программный продукт, а полуфабрикат, из которого в процессе установки

на компьютере формируется полноценное рабочее приложение. При этом осущест-

вляется привязка приложения к существующей аппаратно-программной среде и

его настройка на работу именно в этой среде.

Современные графические операционные системы берут на себя управление уста-

новкой приложений.

Удаление приложений

Процесс удаления приложений, как и процесс установки, имеет свои особенности

и может происходить под управлением вычислительной системы. В таких операци-

онныхсистемах, где каждое приложение самообеспечено собственными ресурсами

(например, в MS-DOS), его удаление не требует специального вмешательства опера-

ционной системы. Для этого достаточно удалить каталог, в котором размещается

приложение, со всем его содержимым.

В операционных системах, реализующих принцип совместного использования

ресурсов (например, в системах семейства Windows), процесс удаления приложений

имеет особенности. Нельзя допустить, чтобы при удалении одного приложения

были удалены ресурсы, на которые опираются другие приложения, даже если эти

ресурсы были когда-то установлены вместе с удаляемым приложением. В связи с

этим удаление приложений происходит под строгим контролем операционной сис-

темы. Полнота удаления и надежность последующего функционирования операци-

онной системы и оставшихся приложений во многом зависят от корректности уста-

новки и регистрации приложений в реестре операционной системы.

Средства проверки

Наличие средств для проверки дисков является обязательным требованием к любой

операционной системе.

Средства проверки принято рассматривать в двух категориях: средства логической

проверки, то есть проверки целостности файловой структуры, и средства физической диагностики поверхности. Логические ошибки, как правило, устраняются средствами самой операционной системы, а физические дефекты поверхности только

локализуются — операционная система принимает во внимание факт повреждения магнитного слоя в определенных секторах и исключает их из активной работы. В системе на основе FAГ логические ошибки файловой структуры имеют два характерных проявления: это потерянные кластеры пли общие кластеры. Потерянные

кластеры образуются в результате неправильного (или аварийного) завершения

работы с компьютером.

Ошибка, связанная с потерянными кластерами, легко парируется средствами операционной системы. При этом можно либо полностью освободить данные кластеры, либо превратить их в полноценные файлы, которые можно просмотреть в поисках ценной информации, утраченной во время сбоя. Ошибка, проявляющаяся как общие кластеры, характеризуется тем, что, согласно

данным.РЛГ-таблиц, два или более файлов претендуют на то, что их данные нахо-

дятся в одном и том же месте диска. Ошибка, связанная с общими кластерами, парируется повторной записью обоих

конфликтующих файлов. В операционной системе WindowsXPпроверка дисков, содержащих системную или

служебную информацию рассматривается как потенциально опасная операция, способная поставить дальнейшую работу компьютера под угрозу.

Средства «сжатия» дисков

Некоторые операционные системы предоставляют служебные средства для про-

граммного «сжатия» дисков путем записи данных на диск в уплотненном виде

посредством специального драйвера (резидентного для MS-DOS или работающего

в фоновом режиме для Windows).

Средства кэширования дисков

Операционная система принимает специальные меры по сохранению части

прочитанных с диска данных в оперативной памяти. Для нахождения раннее использованных данным процессор находит их в специальной области ОЗУ, называемой дисковым кэшем.В современных операционных системах эту функцию включают в

ядро системы и она работает автоматически, без участия пользователя, хотя опре-

деленная возможность настройки размера кэша за ним сохраняется.

Критерии качества программ.

· Эффективность / Производительность: количество ресурсов системы, которое потребляет программа (время процессора, размер памяти, внешняя память, ширина канала сети, а также взаимодействия с пользователем). Чем меньше ресурсов потребляется, тем лучше;

· Надежность: вероятность того, что результат работы программы правильный. Это зависит от корректности алгоритмов и правильности кодирования;

· Устойчивость: как программа решает проблемы в нестандартных ситуациях, как например неправильные данные, недоступность необходимых ресурсов как например память, локальная сеть, и неправильные действия пользователя;

· Удобство: эргономичность программы. Легкость, с которой лицо может использовать программу для своих целей;

· Переносимость: диапазон аппаратного обеспечения и операционных систем на которых можно компилировать или интерпретировать код программы, выполняя ее. Это зависит от различий в программных ресурсах предоставленных различными платформами, включая ресурсы, наличие компиляторов и библиотек для языка программирования;

· Масштабируемость: Простота дальнейшего сопровождения программы, то есть внесение в нее дополнительных усовершенствований, увеличивающих функциональность или исправляют ошибки. Этот критерий не имеет прямого отношения к пользователю, но влияет на время, за которое программа будет использоваться.

Условный оператор. Логические операторы. Синтаксис условной инструкции if-else. Вложенные условные инструкции. Пример программы попадания точки с координатами (x,y) в одну из четвертей плоскости.

 

 

 

Операторы сравнения. Логические операторы. Примеры.

< меньше, > больше, <= меньше или равно, >= больше или равно, == равно, =! не равно. Логические операторы И (&&),ИЛИ (| |) и НЕ (!)возвращают значение true или false в зависимости от логического отношения между их операндами. Примеры:

1) ifa!=b {cout<< “Не равны”}

2) if ((x1==x2) || (y1==y2)) {cout<< “Подходят”}

Изменения порядка вычислений. Оператор приращения. Префиксная и постфиксная формы оператора. Их различие. Примеры.

Изменение порядка вычислений: чтобы выполнялись арифметические операции в нужном порядке, нужно заключить выражение в круглые скобки.

Пример: result =(2+3)* (3+4);

= 35;

Оператор приращения:

++ (приращение после, пример: variable++)
++ (приращение до,пример: ++variable)

Префиксная и постфиксная формы оператора. Их различие.

++variable; variable++; Так как первый оператор появляется до переменной, он называется префиксным оператором увеличения. Аналогично этому, второй оператор появляется после переменной и называется постфиксным оператором увеличения.

1) current_count = count++;

Этот оператор присваивания указывает C++ присвоить текущее значение count переменной current_count., увеличивает текущее значение count. Использование постфиксного оператора в этом случае делает показанный выше оператор эквивалентным следующим двум операторам:

current_count = count;

count = count + 1;

2) current_count = ++count;

Использование префиксного оператора: оператор присваивания указывает C++ сначала увеличить значение count, а затем присвоить результат переменной current_count. Использование префиксного оператора увеличения делает показанный выше оператор эквивалентным следующим двум операторам:

count = count + 1;

current_count = count;

Операторы цикла. Цикл for.

Цикл нужен для многократного повторения набора команд.

Цикл for – цикл со счетчиком, когда тело цикла выполняется от n1до n2с указанным шагом количество раз.

57. Операторwhile с предусловием. Синтаксис оператора. Особенности в выполнении.

оператор цикла с предусловием (начинающийся с ключевого сло-ваwhile) содержит в себе выражение, которое управляет повторным выполнением оператора (который может быть составным оператором). ┌─────┐ ┌─────────┐ ┌──┐ ┌────────┐ оператор ───>│while├──>│выражение├──>│do├──>│оператор├──>while └─────┘ └─────────┘ └──┘ └────────┘ Выражение, с помощью которого осуществляется управление пов-торением оператора, должно иметь булевский тип. Вычисление его производится до того, как внутренний оператор будет выполнен. Внутренний оператор выполнятся повторно до тех пор, пока выраже-ние принимает значение Тruе. Если выражение с самого начала при-нимает значение False, то оператор, содержащийся внутри оператора цикла с предусловием, не выполняется. Примерами операторов цикла с предусловием могут служить сле- дующиеоператоры:while Data[I] <> X do I:= I + 1; While I > 0 dobeginif Odd(I) then Z:= Z * X;I:= I div 2;X:=Sqr(X);end;while not Eof(InFile) dobeginReadln(InFile,Line);Process(Line);end;

Особенностью этого цикла является то, что он будет выполнять свою работу до возникновения каких-либо условий, то есть сам он ничего не изменяет в переменных, он всего лишь что-либо проверяет.

Бесконечные циклы

Как показывает практика, достаточно легко сделать ошибку и невернозадать условие окончания цикла, которое всегда будет истинным, — при этом тело

цикла станет выполняться бесконечно. Подобная ситуация называется зацикливанием. В некоторых случаях программисты специально применяют подобный трюк, чтобы организовать бесконечный цикл, в котором будут приниматься и обрабатываться.

Исключения

Управление порядком выполнения программы может происходить не только с помощью условных ператоров и операторов цикла, но и при возникновении исключений — ситуаций в программе или операционной системе, требующих немедленного реагирования. Например, при выполнении оператора присваивания и вычислении выражения произошло деление на ноль. Программа остановилась, так как не знает, что ей делать дальше, — ведь получено ошибочное значение. Чаще всего выполнение программы просто рекращается по ошибке, но современные системы

разработки позволяют программисту явно контролировать возникновение самых разных исключений (они еще называются исключительными ситуациями, требующими немедленного вмешательства) и указывать, какие операторы следует выполнять при их возникновении.

Оператор for – пустой цикл.

Цикл for без тела цикла

Следует учесть, что оператор может быть пустым. Это значит, что тело цикла for (или любого другого цикла) также может быть пустым. Такую особенность цикла for можно использовать для упрощения некоторых программ, а также в циклах, предназначенных для того, чтобы отложить выполнение последующей части программы на некоторое время.

Программисту иногда приходится решать задачу удаления пробелов из входного потока. Допустим, программа, работающая с базой данных, обрабатывает запрос "показать все балансы меньше 400". База данных требует представления каждого слова отдельно, без пробелов, т.е. обработчик распознает слово "показать", но не " показать". В следующем примере цикл for удаляет начальные пробелы в строке str:

for(; *str == ' '; str++);

В этом примере указатель str переставляется на первый символ, не являющийся пробелом. Цикл не имеет тела, так как в нем нет необходимости.

Иногда возникает необходимость отложить выполнение последующей части программы на определенное время. Это можно сделать с помощью цикла for следующим образом:

for(t=0; t<SOME_VALUE; t++);

Единственное назначение этого цикла — задержка выполнения последующей части программы. Однако следует иметь в виду, что компилятор может оптимизировать объектный код таким образом, что пропустит этот цикл вообще, поскольку он не выполняет никаких действий, тогда желаемой задержки выполнения последующей части программы не произойдет.

Освобождение памяти

После окончания работы с массивом, когда выделенная ранее память перестанет быть нужной, ее необходимо освободить, чтобы дать возможность операционной системе использовать эту память по своему усмотрению, например, выделить другой программе. Для этого используется унарный оператор delete, единственный операнд которого — адрес, по которому начинается память, ранее выделенная оператором new, которую мы хотим освободить. Например:

deletepi;

При этом сам указатель pi не уничтожается, ему можно присвоить новое значение, однако разыменование этого указателя может привести к ошибке.

Общая схема

int n; // Размер массива

double * p; // Указатель на начало массива

cout<<"Введите размер массива: ";

cin>>n;

p=new double[n]; // Выделяемпамять

if(p==0) // Проверка успешности выделения памяти

{

cout<<"Невозможно выделить память"<<endl;

return 1; // Завершаем работу

}

for(int i=0;i<n;++i) // Цикл для считывания массива

cin>>p[i]; // Считали i-й элемент массива

 

//// Теперь выполняем что-нибудь с массивом

 

delete p; // Освобождаем память

Операции с указателями

p==q Проверка двух указателей на равенство (то есть указывают ли они на одну и ту же ячейку памяти)

p!=q Проверка на неравенство

p<q Возвращает true, если ячейка, на которую указывает p находится в памяти раньше, чем ячейка, на которую указывает q. Аналогично определяются сравнения p<=q, p>q, p>=q

Пусть p указывает на начало массива. Тогда p+0 равно p, p+1 — это указатель на следующий элемент массива, то есть &p[1], и для любого положительного i p+i — это указатель на p[i].

Форматы графических данных

TIFF Формат предназначен для хранения растровых

изображений высокого качества (расширение имени файла.TIF). Относится к числу

широко распространенных

PSD Собственный формат программы AdobePhotoshop

один из наиболее мощных по возможностям хранения растровой графической информации.

PCX. К настоящему времени устарел.

PhotoCD. Формат разработан фирмой Kodak для хранения цифровых растровых

изображений высокого качества

WindowsBitmap. Формат хранения растровых изображений в операционной системе Windows

JPEG Формат предназначен для хранения растровых изображений (расширение имени файла JPG).

GIF Стандартизирован в 1987 году как средство хранения сжатых изображений с фиксированным (256) количеством цветов. Получил популярность в Интернете благодаря высокой степени сжатия.

PNG Сравнительно новый (1995 год) формат хране-ния изображений, предназначенный для их публикации в Интернете, Маcсового распространения так и не получил.

WMF Формат хранения векторных изображений операцион-ной системы Windows

EPS Формат описания как векторных, так и растровых изображений

PDF Формат описания документов, разработанный фирмой Adobe

Понятие цвета

Световой поток формируется излучениями, представляющими собой комбинацию

трех «чистых» спектральных цветов RGB — Red, Green,

Blue. Физические характе


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.212 с.