Формирование здорового образа жизни детей — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Формирование здорового образа жизни детей

2018-01-05 172
Формирование здорового образа жизни детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особое место в сегменте деятельности специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора в 2016 году, как и в предыдущие годы, было отведено осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также реализации мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в процессе дошкольного и школьного образования.

Решение стратегической задачи по сохранению здоровья нации, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поставленной перед органами государственной власти, закреплено Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и определяет актуальность реализации мер, направленных на всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка.

Качество среды обитания является основным критерием здоровья населения, в том числе детского. По оценкам Всемирной организации здравоохранения вклад факторов среды обитания в состояние здоровья составляет от 13% до 20% причин заболеваний в Европе.

В Российской Федерации более 17% заболеваемости связано с вредным воздействием факторов среды обитания.

Загрязнение атмосферного воздуха и питьевой воды создает опасность причинения вреда здоровью в виде возникновения массовых неинфекционных заболеваний по 7 классам болезней у детей.

Основные факторы образа жизни, оказывающие негативное влияние на состояние здоровья населения (низкое качество и несбалансированность питания, малоподвижный образ жизни, высокие нагрузки в условиях образовательной среды, потребление алкогольных напитков, табакокурение), создают риски и обуславливают заболеваемость детей Российской Федерации.

В результате формируется ассоциированная с факторами образа жизни заболеваемость, определяющая основные причины болезней.

В настоящий момент Национальный календарь профилактических прививок включает прививки против 12 инфекций: полиомиелита, коклюша, столбняка, гепатита, туберкулеза, дифтерии, кори, краснухи, паротита, пневмококковой инфекции, гриппа и гемофильной инфекции (только для групп риска).

В связи с высоким уровнем охвата (свыше 95%) профилактическими прививками детского населения в декретированных возрастах, а также целенаправленной иммунизацией взрослого населения Российской Федерации против дифтерии и столбняка, кори, краснухи и гепатита В, заболеваемость инфекциями, «управляемыми» средствами специфической профилактики сдерживается на низком уровне.

В 2016 году среди детей в возрасте до 17 лет не зарегистрировано ни одного случая дифтерии, полиомиелита, обусловленного диким полиовирусом, регистрировались единичные случаи столбняка, краснухи, на низком уровне находилась заболеваемость острым гепатитом В, корью.

По сравнению с 2015 годом отмечен рост заболеваемости детского населения эпидемическим паротитом и коклюшем, что обусловлено цикличностью эпидемического процесса.

Финансовое обеспечение реализации мероприятий, направленных на иммунизацию населения в рамках Национального календаря профилактических прививок осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Целевые показатели реализации Национального календаря профилактических прививок за отчетный период во всех субъектах Российской Федерации достигнуты: выполнение планируемого объема прививок составило свыше 95%.

В целом по стране не достигнуты показатели по охвату контингентов, подлежащих в 2016 году прививкам против гемофильной инфекции (90,7%), ревакцинации против пневмококковой инфекции (84%). Не достижение целевых показателей в целом по стране обусловлено ошибками в планировании, имевшими место в некоторых субъектах Российской Федерации, и задержками поставок в субъекты Российской Федерации вакцин.

Вся деятельность в рамках федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора за гигиеной детей и подростков в 2016 году была направлена на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

Образовательная среда является основой формирования здорового и безопасного образа жизни. Именно здесь представлены приоритетные модели организации работы, включающие рациональную организацию учебно- воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса.

Распределение объектов образования для детей в зависимости от степени риска показало, что около 40% из них относятся к объектам чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

Существенно более высокие показатели удельного веса объектов воспитания и обучения детей и подростков, отнесенных к группе высокого риска (более 40%), отмечались в 10 субъектах Российской Федерации, в том числе: Республиках Дагестан (41%), Ингушетия (84%), Кабардино-Балкарской (69%), Магаданской (71%), Новосибирской (51,3%) областях, Ямало-Ненецком автономном округе (90%).

Подтверждением наличия проблем с обеспечением должного уровня санитарно-эпидемиологического благополучия в детских и подростковых учреждениях свидетельствуют показатели распространенности патологической пораженности у детей и подростков.

За последние 5 лет показатель распространенности нарушений зрения к моменту перехода школьников к третьей ступени обучения вырос на 4,5%. При этом число детей с понижением остроты зрения в конце первого года обучения увеличилось в 1,4 раза, со сколиозом в конце первого года обучения – в 1,6 раза, со сколиозом при переходе к предметному обучению – в 1,3 раза, с нарушениями осанки в конце первого года обучения – в 1,3 раза (Республики Коми, Чувашская, Пермский край, Волгоградская, Калининградская, Мурманская, Тверская области).

Высокие уровни распространенности нарушений осанки и патологии зрения косвенно свидетельствуют о проблемах в организации обучения, обеспечении детей мебелью, отвечающей росту, поддержании оптимальных уровней искусственной освещенности на рабочих поверхностях.

По итогам контрольно-надзорных мероприятий 2016 года удельный вес учреждений воспитания и обучения, в ходе проверок которых выявлялась мебель, не отвечающая гигиеническим требованиям, составил 13% и в сравнении с 2015 годом не изменился. Существенно выше среднего по Российской Федерации показателя (выше 20%) отмечался удельный вес учебных мест, в которых мебель не отвечала гигиеническим требованиям, в 7 субъектах Российской Федерации (Республики Калмыкия (27%), Хакасия (55%), Забайкальский (21%), Красноярский (28%) края, Волгоградская (22%), Иркутская области (23%), Ненецкий автономный округ (30%).

Удельный вес учреждений воспитания и обучения, в которых в ходе проверок выявлялся низкий уровень искусственной освещенности, составил в 2016 году 14%. Существенно выше среднего по Российской Федерации показателя (выше 20%) отмечался удельный вес учебных мест, на которых уровень искусственной освещенности был ниже регламентированного уровня, в Республике Тыва (36%) и Чукотском автономном округе (31%).

Вся деятельность в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за гигиеной детей и подростков в 2016 году была направлена на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

Профилактические медицинские осмотры детей показывают, что перед поступлением в дошкольное образовательное учреждение большинство детей уже имеют те или иные отклонения в здоровье, наследственные и приобретенные.

Высокие уровни распространенности нарушений осанки и патологии зрения косвенно свидетельствуют о проблемах в организации обучения, обеспечении детей мебелью, отвечающей росту, поддержании оптимальных уровней искусственной освещенности на рабочих поверхностях.

Несоблюдение гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса (его интенсификация) впоследствии приводит к росту нервно-психических расстройств, астенизации детей. Физическое развитие ребенка является одним из критериев готовности к обучению в общеобразовательном учреждении. Правильно организованное физическое воспитание в образовательной организации, достаточная двигательная активность, рациональное сбалансированное питание – неотъемлемые составляющие формирования гармонично развитого человека.

Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предусмотрена необходимость создания условий, способствующих бережному отношению к собственному здоровью и здоровью своих детей, и в частности, на важность развития форм досуга, способствующих ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие), укрепление института семьи, разработки механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения. Данные условия призваны формировать у подрастающего поколения мотивацию для ведения здорового образа жизни.

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3, система здравоохранения реализует свою деятельность с приоритетом профилактики, включающей формирование здорового образа жизни населения, в том числе детей, устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания, в том числе социальных.

Формирование здорового образа жизни среди детей и молодежи, а также внедрение здоровьесберегающих технологий являются приоритетными задачами в деятельности Минобрнауки России и их решение осуществляется путем создания условий для сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья участников образовательного процесса любых образовательных организаций.

Минобрнауки России совместно с Минспортом России ежегодно утверждается Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся общеобразовательных организаций (далее – календарный план), содержание которого заключается в спортивных мероприятиях по наиболее популярным среди школьников видам спорта.

Календарный план разрабатывается в соответствии с Порядком формирования Всероссийского сводного календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся учреждений общего и профессионального образования. Основной его задачей является создание целостной системы физкультурных и спортивных мероприятий Российской Федерации как на региональном, так и на муниципальном уровнях, в том числе создание единой системы физкультурных и спортивных мероприятий и на уровне общеобразовательной организации, способствующей привлечению учащихся к систематическим занятиям массовой физической культурой и спортом, участию во внутриппсольных и межшкольных спортивных мероприятиях.

Календарный план на 2016/2017 учебный год утвержден в декабре 2016 года и включает в себя проведение: Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры», Всероссийского летнего фестиваля ГТО, Всероссийские соревнования среди обучающихся по самбо, Всероссийская спартакиада «Трудовые резервы» среди обучающихся профессиональных образовательных организаций и другие.

План состоит из спортивных мероприятий среди обучающихся по таким видам спорта, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, шахматы, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание и другие. Указанный План включает мероприятия, имеющие не менее четырех этапов (школьный, межшкольный, региональный и всероссийский). При этом указанные мероприятия в первую очередь направлены на увеличение количества школьников, участвующих в физкультурных и спортивных соревнованиях на школьном и межшкольном этапах.

Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, а так же Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на 2013–2020 годы предусмотрено, что к 2020 году доля систематически занимающихся физической культурой и спортом среди обучающихся должна достигнуть 80%, в связи с чем Минспортом России и Минобрнауки России ведется системная работа по созданию условий для вовлечения детей и молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, как в процессе образовательной деятельности, так и во внеурочное время.

Государственная подпрограмма Российской Федерации «Развитие физической культуры и массового спорта» и федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302, предусматривает мероприятия по созданию условий и повышению мотивации граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни, развитию инфраструктуры спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями.

На сегодняшний день наиболее актуальным для сельской местности и удаленных территорий, при учете отсутствия отдельных спортивных комплексов и объектов физкультурно-оздоровительного назначения остается вопрос с решением проблем доступности занятий физической культурой и спортом.

По решению данного вопроса Минобрнауки России продолжает работу по реализации Комплекса мер, направленных на развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом во всех образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, до 2020 года, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 15 декабря 2014 г. № 8432-П8, в части распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.

В 2017 году в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Минобрнауки России предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы в объеме 1 455,0 млн. рублей с распределением указанных бюджетных ассигнований бюджетам 82 субъектов Российской Федерации на 2017 год.

В 2017 году в соответствии с заключенными соглашениями в 82 субъектах Российской Федерации запланированы следующие мероприятия:

- ремонт спортивных залов в 1 013 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности.

- перепрофилирование имеющихся аудиторий в спортивные залы для занятия физической культурой и спортом в 29 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности;

- развитие школьных спортивных клубов в 870 организациях;

- оснащение открытых плоскостных спортивных сооружений спортивным инвентарем и оборудованием на территории 396 общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» ежегодно проводятся Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры». Проведение системных соревнований среди школьников призвано оказывать целенаправленное влияние на вовлечение детей в систематические занятия физической культурой и спортом, становление их гражданской и патриотической позиции, укрепление здоровья.

В данных соревнованиях принимают участие команды классов и сборные команды общеобразовательных организаций. Всероссийский этап Президентских состязаний был проведен с 5 по 25 сентября 2016 года на базе Всероссийского детского центра «Смена» (поселок Сукко, Краснодарский край). В нем приняли участие 149 классов-команд, в том числе 72 сельских и 77 городских классов-команд из 80 субъектов Российской Федерации и 1 789 обучающихся общеобразовательных организаций, из которых 1 214 обучающихся в составе городских классов-команд и 575 обучающихся сельских классов-команд. В 2017 году проведение Всероссийского этапа Президентских состязаний запланировано на 4-25 сентября на базе Всероссийского детского центра «Смена» (далее – ВДЦ «Смена»).

В рамках обязательной программы Президентских состязаний участники сдали тест «Спортивное многоборье», который проводился с целью определения уровня физической подготовленности и физического развития обучающихся.

Всероссийский этап Президентских спортивных игр проходил с 8 по 29 сентября 2016 года на базе ВДЦ «Орленок» (п. Новомихайловка, Краснодарский край), в котором приняли участие 1 523 обучающихся общеобразовательных организаций в составе команд-школ из 76 субъектов Российской Федерации. В 2017 году проведение Всероссийского этапа Президентских спортивных игр запланировано на 7–29 сентября на базе ВДЦ «Орленок».

19 апреля 2017 года в рамках XI Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» состоялось заседание круглого стола с онлайн- трансляцией «Роль детских туристических объединений в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся».

Мероприятие проводилось в рамках проекта Минобрнауки России по формированию здорового образа жизни обучающихся в процессе реализации дополнительных образовательных программ для детей, развитию детского туризма. Участниками круглого стола стали работники организаций дополнительного образования детей в области экологии, краеведения и туризма; педагогические работники общеобразовательных организаций, реализующие программы воспитательной деятельности или дополнительного образования детей в области экологии, краеведения и туризма; представители экспертного сообщества. В круглом столе приняло участие 314 человек из 33 субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество участников было представлено из Приморского края, Вологодской, Омской, Челябинской областей.

Одним из основных путей решения проблем специалистами было названо объединение усилий различных социальных институтов и специалистов разных ведомств по вопросам организации деятельности по формированию здорового образа жизни у детей в рамках социального партнерства, необходимость совместного обсуждения и решения возникающих проблем.

С материалами круглого стола можно ознакомиться на сайте проекта «Тьюторы ЗОЖ» http://zdorov-totor.anonii.ru/ в разделе «Новости».

В целях обобщения и распространения в образовательных организациях лучших практик, обеспечивающих повышение двигательной активности обучающихся, реализацию физкультурно-оздоровительных программ, развитие физической культуры и спорта в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) Минобрнауки России совместно с ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» проводился Всероссийский конкурс тьюторских проектов в области развития физической культуры. Положение о конкурсе размещено на сайте http://gto.anonii.ru.

Осуществляя функции и полномочия учредителя в отношении ВДЦ «Орленок», «Океан», «Смена» и Международного детского центра «Артек» (далее – МДЦ «Артек»), Минобрнауки России обеспечивает работу Центров, направленную на выявление и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности, а также детей, добившихся успехов в учебной, научной, творческой, физкультурной и спортивной деятельности.

В течение 2017 года в Центры планируется направить 72 300 детей за счет средств федерального бюджета (на 8 910 детей больше по сравнению с 2016 годом):

МДЦ «Артек» – 32 100 детей в течение года,

ВДЦ «Орленок» – 16 000 детей в течение года,

ВДЦ «Смена» – 11 700 детей в течение года,

ВДЦ «Океан» – 12 500 детей в течение года.

В 2017 году в Центрах разработаны и реализуются дополнительные общеразвивающие программы, обеспечивающие полноценное развитие и воспитание детей, дающие возможность школьникам раскрыть свои интеллектуальные и творческие способности, включиться в интересные, разнообразные формы познавательной и проектной деятельности. При реализации программ особенно учитывается выполнение режимных моментов, возможность полноценного отдыха и восстановления детей.

Весь комплекс оказываемых услуг отвечает требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 565-ст. На все виды деятельности, подлежащие государственному лицензированию, имеются соответствующие документы, выданные органами и организациями, уполномоченными на данную работу.

Минобрнауки России продолжает работу по реализации мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, формированию здорового образа жизни в системе образования Российской Федерации и обеспечивает необходимые мероприятия, связанные с организацией безопасного отдыха и оздоровления детей.

 


СОСТОЯНИЕ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Детское питание является одним из ключевых элементов, напрямую влияющих на процессы обмена веществ в организме, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность организма сопротивляться различным неблагоприятным влияниям внешней среды.

Производство продуктов детского питания в Российской Федерации осуществляется на специализированных предприятиях и цехах пищевой и перерабатывающей промышленности.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» приказом Минсельхоза России от 11 февраля 2013 г. № 53 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460» с 1 августа 2015 года предусмотрена государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным на срок от 2 до 8 лет и направленным на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов (цехов) по производству продуктов детского питания.

Кроме того, предусматривается государственная поддержка по кредитным договорам, заключенным сроком до 1 года на закупку сельскохозяйственного сырья для производства детского питания для детей раннего и дошкольного возраста.

Производство детского питания осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» и технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции.

С принятием технических регламентов Таможенного союза устанавливаются требования к показателям безопасности пищевой продукции, правилам и методам их контроля, отбора проб, к проведению государственного надзора и контроля за продукцией на всех стадиях ее оборота – от сырья до готовой продукции, к маркировке пищевой продукции, а также правилам оценки ее соответствия установленным требованиям.

Четкое соблюдение и применение на добровольной основе производителями детского питания требований технических регламентов позволит обеспечить выпуск качественной продукции для самых маленьких жителей нашей страны.

Решение этой важнейшей задачи будет способствовать успешному развитию отрасли, увеличению потребительского спроса и решению задач по импортозамещению, в том числе путем увеличения спроса на отечественные продукты детского питания.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья. При этом право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Статьей 23 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определено право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статьей 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определено, что обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.

Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.

Нормы лечебного питания утверждены приказом Минздрава России от 21 июня 2013 г. № 395н «Об утверждении норм лечебного питания».

Кроме того, в целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра.

В настоящее время в Федеральном регистре числится 3 943 ребенка, для которых единственным средством патогенетического лечения являются специализированные продукты лечебного питания. По данным Федерального регистра, указанное лечение назначено 3 126 детям.

Во исполнение пункта 41 плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р, в целях совершенствования нормативной правовой базы Российской Федерации в части обеспечения детей-инвалидов специализированными продуктами лечебного питания постановлением Правительства Российской Федерации
от 9 апреля 2015 г. № 333 утверждены Правила формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 г.
№ 2052-р утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2016 год; приказом Минздрава России
от 9 июня 2015 г. № 324н утверждено Положение о Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.

Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует гармоничному физическому и умственному развитию, высокой работоспособности и успеваемости школьника, создает условия для адаптации к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на качество жизни, является необходимым условием формирования и сохранения здоровья детей и подростков.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) организация питания в образовательной организации возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Питание обучающихся в общеобразовательных организациях организуется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45 (далее – СанПиН).

Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ определено, что в компетенцию образовательной организации входит создание необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся, обеспечивают необходимые условия для соблюдения СанПиН на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей (пункт 14.2 СанПиН).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ правом на получение бесплатного питания в общеобразовательных организациях наделены дети из многодетных и малоимущих семей.

На основании статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся, не отнесенных к льготной категории, в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по состоянию на 1 мая 2017 года одноразовым горячим питанием охвачены 10 997 722 человека (64,61% от общего количества обучающихся), что на 2,03% выше, чем на 1 мая 2016 года, из них:

1–4 классы – 4 354 734 человека (64,06% от общего количества обучающихся на данном уровне образования);

5–9 классы – 4 167 561 человек (56,79% от общего количества обучающихся на данном уровне образования);

10–11 классы – 799 290 человек (48,13% от общего количества обучающихся на данном уровне образования).

Объем средств, направленных на организацию школьного питания обучающихся, составил 66 476 562,6 тыс. рублей, из них за счет средств:

бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) –
36 132 630,0 тыс. рублей;

из средств муниципальных бюджетов – 9 573 919,0 тыс. рублей;

из внебюджетных источников (благотворительные взносы физических
и юридических лиц) – 66 230 378, 1 тыс. рублей.

Стоимость школьного питания в разрезе регионов существенно различается, что обусловлено климато-географическими и социально-экономическими особенностями субъектов Российской Федерации.

По данным Роспотребнадзора, охват школьников горячим питанием в целом по Российской Федерации в 2016 году составил 89%. При этом наименьшие показатели отмечаются: в Республиках Дагестан (50%), Ингушетия (17%), Крым (65%), Северная Осетия-Алания (44%).

За последние 4 года отмечается снижение охвата 2-х разовым питанием, а в отдельных субъектах Российской Федерации данный показатель составляет менее 15%: в Республиках Алтай – 13,3%, Дагестан – 6%, Забайкальском – 6%, Приморском краях – 9%, Астраханской – 9%, Иркутской – 10,4%, Кемеровской – 11% областях.

В Орловской области, Ненецком и Чукотском автономных округах охват школьников горячим питанием составил 100%. Охват школьников горячим питанием ниже 75% отмечен в Республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской, Крым, Северная Осетия-Алания, Курганской области,
г. Севастополе.

Показатель охвата школьников двухразовым горячим питанием в целом по Российской Федерации в 2016 году составил 29%, в том числе: по школьникам 1–4 классов – 36%; 5–11 классов – 24%. В 6 субъектах Российской Федерации охват школьников двухразовым горячим питанием по итогам 2016 года превысил 50%: Республика Саха (Якутия), Белгородская, Воронежская, Костромская, Липецкая, Тульская области.

В 7 субъектах Российской Федерации охват школьников двухразовым горячим питанием был ниже 10%: Республики Дагестан, Ингушетия, Забайкальский и Приморский края, Астраханская область, Еврейская автономная область.

В 2016 году удельный вес исследованных проб готовых блюд, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим показателям, составил 2,1%.

Неблагоприятная ситуация по качеству готовых блюд в организациях для детей и подростков отмечена в Республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Саха (Якутия), Тыва, Хабаровском крае, Владимирской, Волгоградской, Иркутской областях, Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области.

Удельный вес исследованных проб готовых блюд, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по калорийности, составил 6%, по содержанию витамина С – 8%. Наиболее неблагоприятная ситуация по калорийности готовых блюд в организациях для детей и подростков отмечена в 4 субъектах Российской Федерации, где процент проб, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, выше 20% (Республики Дагестан, Карачаево-Черкесская, Тыва, Чукотский автономный округ).

В ходе контрольно-надзорных мероприятий детских образовательных организаций выявлялись нарушения в питании детей, в том числе невыполнение примерных меню, снижение энергетической ценности рационов, недостаток в питании детей фруктов, творога, рыбы, мяса, овощей, составление фактического рациона питания без учета физиологической по


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.