Уровни сформированности самооценки младших школьников — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Уровни сформированности самооценки младших школьников

2018-01-05 421
Уровни сформированности самооценки младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I уровень – зависимость от внешней оценки

повторение школьником суждений/мнений о себе, высказываемых учителем, родителями, сверстниками и др.; отсутствие попыток противодействия чужому мнению, пассивное уподобление мнению других

II уровень – критическое самовосприятие

попытки школьника возразить внешней оценке его деятельности, эпизодические попытки доказать делом ошибочность суждений о нем, конфликтные ситуации в связи с оценкой ребенка окружающими

III уровень – активная самооценка

объективное определение школьником своих учебных затруднений, конструктивные попытки преодолеть трудности в учении, объективные попытки оценить успешность преодоления недостатков в учебе

 

Самооценка младших школьников формируется под влиянием учебной деятельности и общения с окружающими людьми, со временем может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других личностных особенностей. Устойчивая привычная самооценка оказывает большое влияние на все стороны жизни ребенка. Формирование самооценки в младшем школьном возрасте зависит не только от успешности учебной деятельности и особенностей общения с учителем. Большую роль в том процессе играют стиль семейного воспитания и детско-родительских отношений, доминирующие в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой чаще всего воспитываются по принципу кумира семьи, в атмосфере гиперопеки, некритичности и внушения своей исключительности. Формированию адекватно высокой, но не завышенной самооценки способствует семейное воспитание, при котором внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) совмещается с достаточной требовательностью, заслуженной похвалой и порицаниями. Формированию заниженной самооценки способствует излишний либерализм родителей, предоставление большой свободы детям, бесконтрольность, равнодушие и эмоциональная холодность к детям, отсутствие должного интереса к личности ребенка и его проблемам, переживаниям и т. д.

О.Г. Кулиш[65]отмечает, что формирование самосознания тесно связано с семьей и семейными отношениями, потому как именно семья в лице родителей является тем первым эталоном многих вещей, которые усваивает ребенок. Семья и семейные отношения оказываются с одной стороны источником развития самосознания, а, с другой стороны, сами во многом воспринимаются и оцениваются ребенком в зависимости от его самосознания. Самосознание детей развивается от идеального образа ребенка, имеющегося у взрослого и реализующегося в его требованиях по отношению к ребенку через идеальный социальный образ «я», который ведет к появлению двух образов «я», мало взаимодействующих друг с другом и, наконец, к целостному, учитывающему как внешние, так и внутренние характеристики образа «я», который может быть осознанно и произвольно изменен в сторону к идеальному «я».

Помимо появления двух образов «я», меняется и психологическое содержание понятия образ «я». Так, в начале развития он касается внешних характеристик субъекта, затем помимо внешних характеристик ребенок уже способен видеть и осознавать социальные роли, как свои, так и окружающих. Особенности самосознания ребенка младшего школьного возраста отличаются их направленностью на социальную роль и присущие ей характеристики. При этом у каких-то детей представление о себе ограничивается позицией ученика, у других – непосредственно связано с присущими этой социальной роли характеристиками. Кулиш О.Г. считает, что это две стадии одного уровня развития самосознания. При этом второй, когда социальная роль задается совместно с характеристиками, является показателем более зрелого младшего школьного возраста.

При поступлении ребенка в школу он сначала проявляет ценности и притязания родителей, но позже он в большей или меньшей степени начинает ориентироваться на объективные результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и положение, занимаемое в группе сверстников. Школьное обучение и семейное воспитание являются важнейшими внешними факторами развития самосознания. Его формирование во многом зависит и от уровня развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия как познание себя через самовосприятие, что способствует возникновению новых возможностей и условий для формирования самооценки собственных достижений и личностных особенностей. На протяжении младшего школьного возраста самооценка в целом постепенно становится более адекватной и дифференцированной, представления о себе – более аргументированными (рис. 3.1). При этом в сфере самосознания младших школьников отмечаются значительные индивидуальные различия.

 

 

Закономерности развития самосознания в младшем школьном возрасте:

• переход от самооценки внешнего вида и поведения к оценке своих личностных качеств и отношений с другими;

• постепенное снижение зависимости самооценки от внешнего мнения;

• начинающаяся индивидуализация самооценки;

• развивающаяся речевая репрезентация самооценки;

• появление личного мнения о себе;

• растущее самоутверждение себя в учении и зависимость самоуважения от учебных результатов;

• развитие дифференцированности, осознанности и целостности личностной идентичности.

Рис. 3.1. Развитие самосознания на протяжении младшего школьного возраста

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.