Фаза расслабления при физиотерапии дыхательных путей — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Фаза расслабления при физиотерапии дыхательных путей

2018-01-05 345
Фаза расслабления при физиотерапии дыхательных путей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под расслаблением понимается фаза переключения с напряженного состояния на состояние покоя и внутреннего спокойствия. При физиотерапии органов дыхания это происходит путем сосредоточенного внимания на ритмике дыхания в фазе покоя, т.е. на движениях живота с учетом паузы между вдохом и выдохом.

Таким образом достигается ограничение поля сознания с отключением чувства беспокойства, а во время одышки, и чувства страха. В то же время исключается возможность перенапряжения вдыхательных мышц грудной клетки и выдыхательных мышц живота, и тем самым сокращается так называемая работа дыхания. Под работой дыхания понимается потребление мышцами энергии, необходимой для обеспечения дыхательного объёма.

Снятие напряженности, как показывает опыт, необходимое условие для удаление секрета из дыхательных путей.

Применение метода снятия напряженного состояния у пациента зависит от его возраста. Детей грудного возраста можно успокоить, покачивая их равномерными движениями. Дети дошкольного и раннего школьного возраста успокаиваются, когда им читают или что-нибудь рассказывают. Особую роль играет при этом правильное положение тела, т.е. поза, способствующая снятию напряжения. На детей грудного возраста успокаивающе действует положение лёжа на животе в кроватке или поперёк на коленях родителей или инструктора по лечебной физкультуре. Очень успокаивающе действует на ребёнка, когда он лежит у матери на руках, положив головку ей на плечо.

Положение лёжа на боку или на спине рекомендуется лишь в тех случаях, когда грудной ребёнок хорошо себя чувствует. Дети раннего и школьного возраста, подростки и взрослые выбирают положение по своему усмотрению. Это может быть и положение лёжа на боку с приподнятой верхней частью туловища, и лёжа на спине с приподнятой частью туловища (рис. 14-4), и лёжа с провисающим животом (рис. 14-3), и положение сидя, прислонившись к спинке сидения (рис. 14-5), "поза кучера" (рис. 14-6).

  Рис. 14-3 Ребенок в положении с провисающим животом   Рис. 14-4 Подросток. Лежит на спине с приподнятой верхней частью туловища, руки на животе.
  Рис. 14-3 Подросток. Положение сидя в "позе портного", скрестив ноги, спиной прислонившись к стенке или спинке сидения, руки на животе.   Рис. 14-3 Ребенок в "позе кучера"

Находясь в этих положениях, дети, подростки и взрослые, в большинстве случаев закрыв глаза и положив руки на живот, а позже и без контакта рукой, сосредотачивают своё внимание на движениях, имеющих место во время брюшного дыхания.

Ожидание вдоха после паузы дыхания является признаком расслабленного состояния. Как показывает опыт, дозированное сопротивление дыханию губами способствует снятию напряжённого состояния.


Положения, облегчающие дыхание Облегчающими дыхание положениями считаются позы, при которых больной
  • обходится по возможности без активной мышечной работы,
  • может легче дышать,
  • может отдохнуть после нагрузки
Как правильное положение тела влияет на дыхание? 1. Облегчается дыхание
  • благодаря правильному положению грудной клетки при вдохе и сопутствующему этому расширению бронхов снижается сопротивление дыхательных путей;
  • благодаря силе тяжести, действующей на диафрагму, облегчаются и вдох, и выдох (воздух проходит легче);
2. Углубляется дыхание
  • благодаря уменьшению сопротивления дыхания;
  • благодаря снятию напряженного состояния.
3. Сокращается повышенная дыхательная деятельность
  • благодаря снятию веса плечевого пояса и рук с грудной клетки уменьшается нагрузка на вспомогательную дыхательную мускулатуру.
4. Наступает расслабление и подавляется чувство страха
  • благодаря названным выше факторам
5. Мобилизуется выделение секрета
  • благодаря более глубокому дыханию
Nota Bene! Облегчающие дыхание положения рекомендуется занимать
  • после cильной нагрузки до тех пор, пока дыхание не достигнет уровня дыхания в покое,
  • когда у больного проявляются признаки повышенной дыхательной деятельности, например, учащённое короткое дыхание, западение (см. главу "Заключение для занятий лечебной физкультурой")
  • при одышке, как постоянное положение.
 

 

Часто применяемые положения: Положение с провисающим животом Больной сидит на пятках, согнутые в локтевых суставах руки на подстилке или на подушке. Голова, по возможности, повернута в сторону, лежит спокойно на руках. Спина слегка округлена. Колени слегка раздвинуты, чтобы не сдерживать движений живота. Рис. 15-1
Рис. 15-2 Положение с провисающим животом у грудного ребёнка У грудных детей и детей раннего возраста положение с провисающим животом также оказывает положительное влияние, если под таз ребёнка подложить свернутый из одеяла валик большего, а под верхнюю часть грудной клетки и под мышки валик меньшего размера. В этом случае необходимо следить за тем, чтобы не было препятствий движению живота.
Положение сидя, опираясь руками вперёд Ребенок сидит поставив ноги врозь. Ноги должны удобно стоять на полу, а в случае необходимости, на скамейке для ног. Предплечья рук лежат на спинке стула или на столе и т.д. Спина слегка округлена. Голова лежит удобно на предплечьях или на подушке.
Рис. 15-3 Предплечья на спинке стула Рис. 15-4 Предплечья на столе
Рис. 15-5 "Поза кучера" Больной сидит на стуле с широко расставленными коленями. Ноги стоят на полу. Локтями больной опирается на бёдра. Положение головы выбирается индивидуально; живот движется беспрепятственно. Дополнительный вариант: больной опирается на бёдра не локтями, а руками.
Рис. 15-6 Поза "паши" "Поза паши" - сидя, удобно положив предплечья на подлокотники. Больной сидит, подложив под колени валик, удобно прислонившись к спинке сидения. Предплечья лежат на подлокотниках. На подлокотники можно подложить подушки, (индивидуально) до уровня плеч. Дыхательным движениям живота нет помех. Некоторые больные предпочитают для отдыха позу "портного".
Рис. 15-7. Облегчение дыхания стоя Положение стоя Находясь на прогулке или занимаясь спортом на воздухе, часто невозможно тут же занять названные выше положения. Поэтому приводим описание ещё одного способа выполнения этого упражнения без применения вспомогательных средств: Встаньте свободно, прислонившись к стене, дереву и т.д., обопритесь головой на руки.
Общее для всех поз, облегчающих дыхание:
  • необходимо снять вес плечевого пояса, рук, а в некоторых случаях, и головы;
  • занятое положение тела должно восприниматься как облегчение, как нечто приятное;
  • спина слегка округлена;
  • движения живота производятся свободно к беспрепятственно.
Во всех этих положениях могут ещё дополнительно применяться:
  • различная техника дыхания, например, с сопротивлением губами;
  • разные пассивные способы, например, контактное дыхание, вибрация, разминание кожи, сдвигание кожи, межрёберное поглаживание, встряхивания.
 

к содержанию


 

Ингаляция При ингаляции в систему бронхов вдыхаются лекарственные препараты с целью их локального оптимального воздействия. Преимущество ингаляции закл ючается, с одной стороны, в том, что при этом виде терапии нагрузка на другие органы минимальна, а с другой стороны, достигается оптимальное локальное воздействие. В зависимости от дозы применяемого лекарственного препарата можно достичь разжижения слизи, расширения респираторных путей и/или противовоспалительного эффекта. Требования, предъявляемые к ингалятору Для оптимального использования применяемых лечебных препаратов нужен прибор, отвечающий таким критериям, как размер распыляемых частиц, достаточное количество и концентрация аэрозоля, а также соответствующая мощность распылителя и необходимое компрессорное давление. Всем этим требованиям отвечают, например, Pari-ингаляторы. Проведение ингаляции Желательно, чтобы больной сам выбрал наиболее приятное для него положение. Это может быть положение и сидя, и лёжа, или же вытянутое положение. ВНИМАНИЕ! Перед тем как наполнить сосуд лечебным препаратом, тщательно помыть руки себе и ребёнку. Ингаляция проводится в сочетании с аутогенным дренажем. Эта комбинация имеет следующие преимущества:
  • благодаря данной технике дыхания достигается более оптимальная мобилизация секрета, что является главной предпосылкой лучшей эвакуации секрета;
  • кроме того, сокращается общее время ежедневной терапии,
  • в результате частых повторений сеансов дети быстрее овладевают дыхательной техникой аутогенного дренажа.
Рис. 16-1 Техника ингаляции
Вдох осуществляется, по возможности, через мундштук, а выдох можно через нос, рот или тоже через мундштук. Начинаем с медленно углубляемого вдоха, завершающегося дыхательной паузой продолжительностью от 3 до 10 секунд.
Задержка дыханияимеет большое значение, поскольку она служит для того, чтобы вдыхаемому воздуху дать время попасть под слизь. Кроме того, во время паузы ингалируемое лекарство из воздушной смеси оседает на слизистой оболочке бронхов. Выдох начинается пассивно и сочетается с быстрым потоком воздуха, т.е. сначала наблюдается спадание грудной клетки, за ним следует активный выдох, заметный по медленному напряжению брюшной мускулатуры.
Дыхание при ингаляции Углубленное дыхание ---> Задержка дыхания ---> пассивный/активный выдох Выдох может сочетаться с выдохом с сопротивлением (продолжительный выдох с сопротивлением губами, выдох через Флаттер или РЕР-систему). Назначение и выбор типа такого сопротивления производится инструктором по лечебной физкультуре или врачом, поскольку это зависит от определния чувствительности и/или нестабильности бронхиальной системы (т.е. ее склонности к коллапсу). Если врач назначает ингаляцию грудному ребёнку, то эта терапия проводится обычно с помощью маски. Даже в этом возрасте уже возможно введение лекарственных средств в бронхиальную систему. Благодаря применению мундштука достигается более оптимальное оседание ингалята в бронхах. По этой причине рекомендуется как можно раньше приучать детей раннего возраста к его использованию. Можно обойтись и без применения маски. Однако в этом случае следует строго следить, чтобы поток тумана направлялся главным образом в нос, а в случае закупорки носовых отверстий - в открытый рот. Если в качестве ингаляционного раствора применяется смесь (например, физ. раствор с дилатирующим дыхательные пути веществом), то ее надо обязательно израсходовать полностью до конца за один приём, иначе больной получит недостаточную дозу медикамента, поскольку его самая высокая концентрация находится на дне сосуда. В некоторых случаях целесообразно проводить ингаляцию с использованием зажима на нос. Однако при применении зажима следует руководствоваться желаниями больного. Частота и сфера применения ингаляции. Как часто и следует ли вообще применять ингаляцию решает доктор. Ингаляция может проводиться перед занятиями лечебной физкультурой с целью разжижения слизи и / или расширения дыхательных путей, либо же после занятий лечебной физкультурой - с целью последующей ингаляции антибиотиков.

к содержанию

Дезинфекция приборов С точки зрения профилактической гигиены приборы рекомендуется мыть и высушивать после каждого использования. Для дезинфекции приборы надо полностью разобрать. Последовательность чистки
  1. Разобрать прибор на отдельные части; все части хорошо промыть тёплой водой.
  2. При необходимости произвести термическую дезинфекцию.
  3. Тщательно высушить.
  4. Положить отдельные части для просушки примерно на 4 часа в сухое место.
  5. Перед следующим применением прибора тщательно помыть и высушить руки.
Из-за отсутствия вредных воздействий на пациента предпочтение отдаётся термической дезинфекции (например, кипячению) по сравнению с химической, поскольку при химической дезинфекции употребляются окислители, как например, гипохлорит натрия. При длительном применении эти вредные для больного вещества раздражают слизистую оболочку бронхов. Важные меры гигиены- промывание тёплой водой и тщательная просушка отдельных частей ингаляторов и вспомогательных дыхательных приборов (маски PEP, PEP- системы, VRP1-Desitin - "флаттер"). Химическая дезинфекция не нужна, а при длительном применении - даже опасна! Можно проводить дезинфекцию приборов и при помощи водяного пара (например, в вапоризаторе NUK). Но и при этом методе дезинфекции следует следить за тем, чтобы впоследствии все части приборов были тщательно высушены.
Рис. 17-1. Ингалятор Рис. 17-2. Маска РЕР Рис. 17-3. РЕР-система Рис. 17-4. VRP1-Desitin (флаттер)

к содержанию

Использование аэрозольдозаторов Кроме терапии органов дыхания средствами лечебной физической культуры может оказаться необходимым и применение медикаментов, в частности ингаляция при помощи аэрозольдозаторов для ингаляции. В большинстве случаев речь идет о медикаментах, которые снимают бронхоспазм или применяемых при гиперчувствительности бронхов. Они не в состоянии заменить терапию дыхательных органов, но могут улучшить ее эффективность. Эффект от использования аэрозольингалятора в значительной мере зависит от правильного его применения. Вид аэрозольдозатора для ингаляции и режим его применения назначается врачом на основании заключения о состоянии лёгких и результатов обследования лёгочной функции. Аэрозольдозатор Аэрозолями называются взвешенные в газообразной среде частицы диаметром 0,5-10 микронов. Они дозировано распыляются, при помощи находящегося под давлением инертного газа и этот дозированный "пшик" вдыхается пациентом. Взвешенные в газах частицы состоят из высокоэффективных лекарственных средств и находят разное применение. Задачи В результате нажатия на распылитель аэрозольдозатора определённая доза медикамента попадает именно в нужное место - в лёгкие и бронхи. Тем самым значительно ограничивается отрицательное воздействие медикаментов на весь организм человека.
Рис. 18-1 При помощи аэрозольдозаторов можно добиться следующих результатов:
  • снять бронхоспазм при помощи бета-2адренэргических рецепторов активируется вегетативная, симпатическая нервная система, что ведет к расслаблению бронхиальной гладкой мускулатуры и улучшению эвакуации мокроты.
  • антивоспалительный эффект достигается благодаря кортикостероидам, либо нестероидным противо-воспалительным медикаментам, применяемым строго по показаниям (через спейсер).
  • антиаллергический эффект например, хромоглициновая кислота
В результате воспалительных изменений в бронхах и повышенной чувствительности (аллергий) у пациентов с муковисцидозом нередко имеет место предрасположенность к брохоспазму и обструкции (закупорки из-за отёчного набухания слизистой оболочки), что может затруднять дыхание и терапию дыхательных органов средствами лечебной физкультуры. Опыт показал, что до занятий или в начале занятий лечебной физкультуры целесообразно принимать спазмолитические медикаменты, например, при помощи аэрозольингаляторов. Строго по назначению врача!

к содержанию

Применение аэрозольдозаторов для ингаляции
  1. Перед применением аэрозольдозатора его следует хорошо взболтнуть, держа в нужном положении, (см. рис. 18-1) и снять защитный колпачок.
  2. Глубоко выдохнуть, подвести дозировочный аэрозольдозатор ко рту и задействовать его перед началом вдоха (нажать на распылитель).
  3. Отвести аэрозольдозатор ото рта, продолжить вдох. В конце вдоха закрыть рот и задержать выдох приблизительно на 5 секунд.
  4. Медленно выдохнуть; затем произвести несколько спокойных вдохов и выдохов и вдохнуть аэрозоль во второй раз.
Аэрозольдозаторы для ингаляции, несмотря на их очень простое применение, имеют и свои недостатки:
  1. Особенно дети иногда испытывают трудности в координации вдоха и применения аэрозольингалятора.
  2. Распыление медикамента прямо в рот воспринимается как нечто неприятное и раздражающее.
  3. Немалое количество распыляемого вещества попадает и в желудок.
Опыт показывает, что использование т.н. спейсера облегчает применение аэрозольдозатора и делает его более эффективным. При ингаляции кортизона использование спейсера предписывается в обязательном порядке. Спейсер (от англ. "space" - "пространство") представляет собой пластмассовый жёсткий баллончик ёмкостью до 500 мл. В зависимости от изготовителя спейсеры могут быть различных размеров. С одного конца спейсер насаживается на аэрозольингалятор, а с другого на нём находится мундштук. Рис. 18-2 (по J. Slapke: Asthma und Allergie) Преимущества спейсера:
  1. Задействование аэрозольдозатора и вдыхание аэрозоля - это два не связанных между собою действия. Использование спейсера облегчает, прежде всего детям, применение аэрозольингалятора, поскольку в этом случае отпадает необходимость координации этих двух действий.
  2. Достигается лучшее распределение медикамента (аэрозоля) в дыхательных путях.
  3. Неприятное ощущение непосредственного попадания впрыскиваемого аэрозоля в рот и связанные с ним симптомы раздражения, особенно, в результате воздействия холода отпадают.
  4. В желудок попадает меньше аэрозоля, и сам аэрозоль легче переносится.
 
Рис. 18-3 (Применение спейсера по J. Slapke: Asthma und Allergie)
Применение аэрозольдозатора для ингаляции со спейсером
  1. Аэрозольдозатор хорошо взболтнуть и насадить на спейсер, (внимательно прочитав перед этим инструкцию по эксплуатации).
  2. Один-два раза вспрыснуть аэрозоль в спейсер (см. рис.). Ингалятор остаётся насаженным на спейсер.
  3. Глубоко выдохнуть, затем плотно зажав мундштук спейсера губами, спокойно и глубоко вдохнуть и задержать воздух приблизительно на 5 секунд.
  4. Медленно и глубоко выдохнуть. Во время выдоха мундштук спейсера может оставаться во рту больного, так как клапан (вентиль) спейсера для выдоха пропускает воздух только в одном направлении, и выдыхаемый воздух не может попасть в спейсер.
  5. В зависимости от возраста больного содержимого спейсера хватает всего на 2-5 вдохов.
Уход за спейсером: После каждого применения спейсер рекомендуется промыть горячей водой, при необходимости, с добавлением мягкого моющего средства и тщательно просушить. Во избежание развития бактерий во влажной среде все части ингалятора должны храниться в совершенно сухом месте. Аэрозольдозаторы для ингаляции применяются только по назначения врача. Бесконтрольное и слишком частое применение аэрозолей, особенно аэрозолей-бронходилататоров (расширяющих бронхи), например Sultanol'а, не даёт нужного эффекта, а нередко вызывает нежелательные и бурные реакции: учащённое сердцебиение и тошноту.

 


 

Батут как лечебный снаряд Батут небольших размеров может быть использован в домашних условиях не только как спортивный снаряд, но и как терапевтическое средство при муковисцидозе. При этом методе лечения преследуются следующие цели:
  • форсирование дыхания,
  • усиление мобилизации секрета,
  • повышение способности выдерживать физическую нагрузку,
  • совершенствование координации движений,
  • воспитание чувства радости от движения и развитие чувства потребности в движениях, физической нагрузке,
  • исправление осанки.
Батут служит дополнением повседневной физиотерапии. Однако перед тем как его покупать, следует продумать, имеется ли в домашних условиях достаточно места для занятий на батуте и соответствуют ли эти занятия возрасту больного. До начала занятий на батуте лечащий врач должен (особенно у больных с продвинутой стадией пульмонального заболевания), проверить
  • функцию сердечно-сосудистой системы,
  • приспособляемость к физической нагрузке (например, при помощи велосипедной эргометрии с измерением кислородной насыщенности крови) и
  • назначить продолжительность и степень интенсивности упражнений.
Возраст больного Батут может найти применение в зависимости от уровня развития ребёнка и его способности координировать движения, т.е. в возрасте от двух-трёх лет. На что родители и физиотерапевт должны обращать внимание? а) в ходе подготовки:
  • чтобы занятия проводились не раньше, чем через час после еды и
  • в чистом и хорошо проветренном помещении,
  • чтобы была исключена возможность ушибов и ранений (отставить в сторону мебель, установить его подальше от батарей отопления, углов, косяков и т.п.);
б) в ходе проведения занятий:
  • следить за осанкой и расслаблением мышц плечевого пояса,,
  • следить за соблюдением уже ранее освоенной техники дыхания,
  • следить за соответствием дыхания и движений,
  • следить за появлением симптомов перегрузки (синие губы, одышка);
в) после занятий:
  • чтобы в зависимости от степени нагрузки больной отдохнул в одной из облегчающих дыхание положений.
Снаряд должен отвечать следующим требованиям:
  • мягко пружинить (для детей лёгкого веса и во избежание вывихов),
  • пружины должны быть скрыты под рамой;
  • по-возможности, он должен иметь откидные ножки, чтобы его можно было легко сложить и убрать.
Для повышения мотивации ребёнка ему можно посоветовать кроме прыжков на месте подпрыгивать, разводя ноги врозь и производя руками хлопки над головой, или прыжки с ноги на ногу, прыжки в высоту и т.д. Ребёнку будет ещё интереснее заниматься под музыку. Замечание: Наблюдаемые у ребёнка разжижение и выделение слизи являются результатом бега и прыжков на батуте и более интенсивного дыхания, сопровождаемого изменением калибров бронхов. Удовольствие, получаемое от активных движений, и чувство физической активности могут способствовать стабилизации духовного равновесия и развитию чувства собственного достоинства.

 

Применение терапевтических методов
в зависимости от возраста

Таблица ниже даёт обзор применяемых в настоящее время способов выполнения упражнений лечебной физкультуры и вспомогательных приборов дыхательной терапии. В ней указано, в каком возрасте следует применять эти упражнения и приборы.

Это однако не означает, что все названные для данного больного виды нужно обязательно применять. Таблица предоставляет возможность пациенту, врачу и лечащему выбрать наиболее эффективные методы лечения в зависимости от возраста больного и стадии его заболевания. Причем опыт инструктора по лечебной физкультуре играет при этом огромную роль. Его задача - помочь больному в выборе различных видов. Ведь в конечном счёте решающую роль при выборе видов играет не только состояние лёгких больного, но и его способность освоить эту технику, его домашние условия и/или его профессиональная деятельность.

От лечебной стратегии, разработанной учреждением, где больной проходит лечение, тоже, возможно, будет зависеть, какой технике будет отдаваться предпочтение. Однако следует не забывать, что нет техники, которая была бы эффективной для всех пациентов в одинаковой мере.
Индивидуальный подход в лечебной физкультуре означает учёт различного состояния лёгких у больного и его психического состояния и социального положения. Техника может быть эффективной лишь в том случае, если ею отлично владеют и больной, и лечащий.

Действуйте под лозунгом:
лучше владеть немногими видами техники хорошо, чем многими плохо.

См. таблицу ниже.


 

Техника Грудной ребенок 10-12 мес. Ребенок раннего возраста 1-3 года Дошкольн. 3-6 лет Школьник Подросток Взрослый
Положение тела            
Контактное дыхание            
Вибрация            
Встряхивание            
Положения облегчения дыхание            
Положения тела            
Физическая активность            
Мобилизация грудной клетки            
Дыхательные упражнения            
Техника расслабления            
Ингаляция            
Сопротивление выдоху губами            
Аутогенный дренаж            
Техника кашля            
Флаттер - Flatter                    
Дыхание через PEP            
Спорт                  
                     

Пояснение к таблице:

  данное упражнение составляет основу терапии в данном возрасте
  Продолжает применяться. Может применяться в этом возрасте
  Применяется в зависимости от состояния больного

 


 

О терапевтической концепции лечебной физкультуры и о возможностях комбинированного применения приёмов Применение различных техник зависит прежде всего от назначения врача новорождённому ребёнку, ребёнку раннего или подросткового возраста, взрослому. Больной и лечащий встречаются в первый раз, проводится первая беседа и делается заключение для лечебной физкультуры. Это первое знакомство завершается планированием терапевтической концепциимер лечебной физкультуры, направленной на выполнение предписаний врача. Результатом частых встреч и интенсивного взаимодействия между пациентом, родными пациента и коллективом медицинского персонала по лечебной физкультуре является разработка психосоциальной концепции. Важно, чтобы были определены краткосрочные целии составлены планы на более долгий срок. Назначения включают в себя:
  • мобилизацию торакса, дыхательные упражнения,
  • инструктаж /привитие навыков самостоятельно выполняемых техник мобилизации секрета,
  • инструктаж /привитие навыков ингаляционных техник.
Для достижения этих целей имеется целый ряд видов упражнений (см. предыдущую таблицу). На рецепте не указывается, длинен или короток будет путь к достижению той или иной цели, дастся ли достижение этой цели легко или с трудом, сколько воли, терпения, эмоций понадобятся для достижения цели, какой мобилизации физических и духовных сил потребуются ото всех для достижения этих целей. Врач даёт главные направления и задачи каждого отдельного краткосрочного терапевтического плана, и намечает цели долгосрочной концепции. Пример: В результате мобилизации торакса и дыхательных упражнений происходит лучшая вентиляция лёгких и разжижение имеющейся в дыхательных путях мокроты. После длительной практики пациент готов к освоению аутогенного дренажа. Из повседневно применяемых отдельных "кирпичиков" вырастает целое "здание" - не только для родителей, ухаживающих за своим младенцем, но и для ребёнка более старшего возраста, подростка или взрослого - здание самостоятельных и само собой разумеющихся действий; укрепляется чувство уверенности в себе, ощущение, что "все под контролем". Комбинация различных техник зависит от возраста, уровня развития, стадии заболевания и психосоциальных факторов. Что касается ухода за детьми грудного возраста, то вполне понятно, что родителям понадобится большая помощь, чтобы освоить все способы и варьировать их применение по своему усмотрению. Мобилизацию грудной клетки у грудных детей с помощью упражнений на мяче можно сочетать с потряхиваниями. На коленях в положениях, облегчающих дыхание, можно проводить дыхательные упражнения на основе контактного дыхания, а на основе вибраций и звучащего выдоха дети грудного и раннего возраста получают возможность восприятия дыхательных движенийчерез прослушивание этих движений. Важно разъяснять во время занятий воздействие выполняемого упражнения и указывать на запланированные дальнейшие цели. Вибрацияоблегчает отделение секрета в данный момент, звучащий выдохспособствует осязанию дыхательных движений. Позже всё это станет основойдля последующегообучения методике самопомощи. Другие комбинации для грудных детей и детей раннего возраста можно составить, используя медицинский мяч с целью применения различных положений тела и встряхиваний, организации ситуаций, которые вынуждают быть активным, например, "потягивания и вытягивания, " чтобы достать игрушку, наблюдать свои движения в зеркале, пускать мыльные пузыри в положении "Винт". Другие предложения см. в главе "Лечение детей грудного и раннего возраста" Важно при определении степени мобилизации, обучении дыханию и разработке техники самопомощи на каждом занятии исходить из данного актуального состояния здоровья пациента и не пытаться добиться на одном занятии поставленной далёкой цели. В периоды тяжелого состояния здоровья больного физиотерапевту рекомендуется больше использовать пассивную технику, пациенту - "отдаваться" лечению. Могут принести пользу ингаляции в положениях, облегчающих дыхание. Состояние и количество слизи иногда меняется каждый день, поэтому пациент больше кашляет, затрудняется выдох. В таком случае надо больше пить, дольше проводить ингаляцию, увеличить продолжительность упражнений на флаттере или PEP-ингаляции. Терапевтические положения тела и упражнения для расслабления облегчают выдох и тем самым откашливание секрета. Требуется внимание обеих сторон; важна беседа о режиме дня, расписании уроков, хобби, сроки спортивных тренировок, нагрузка на работе; необходимо запланировать свободное время. Надо отвечать на все вопросы о смысле и целях упражнений. Важна вся - подкреплённая рисунками и схемами - информация. Она должна быть индивидуальной, соответствовать возрасту и уровню знаний пациента, быть не скучной, быть понятной. Процедуры по вечерам для работающих пациентов могут стать для одних дополнительной нагрузкой, а у других наоборот - снимать нагрузку. Подготовительная часть в начале занятий иногда должна мобилизовать, дать импульс, например, с помощью использования надувного мяча, упражнений на батуте, на гимнастической стенке или в начале нужно сделать упражнения на расслабление на мате. В обоих случаях после подготовительных упражнений могут быть проведены дыхательные упражнения, обучение прослушиванию, дыхательные упражнения с сопротивлением губами, аутогенный дренаж. Иногда школьники или подростки появляются на лечебные процедуры после долгого сидения в классе на занятиях душевно и физически усталыми, а иногда после успешных, увлекательных уроков приходят на терапию весёлые, спокойные. Ход урока, очерёдность и весомость отдельных этапов будет различной. Не изменится лишь конечная цель:
Мобилизация - не только мокроты, но также тела и души!
Дыхательные упражнения - чтобы "не запыхаться" от ежедневных забот и хлопот
Самостоятельное выполнение занятий - как путеводную нить к самооценке и улучшению отношений с семьей и терапевтической командой

 

к содержанию

Физическая активность и спорт в лечении муковисцидоза Дети познают мир по-своему. Важную роль при этом играет движение. Но для детей и подростков с продвинутой стадией муковисцидоза имеется предел получения этого опыта. Уже при небольшой физической нагрузке в повседневной жизни, как например, поднимание по лестнице наступает одышка и цианоз. Поэтому пациенты боятся нагрузок и стараются избегать физической нагрузки и спорта. "Заботливые" родители поддерживают их при этом. Часто ограничены и возможности для спорта: одни пациенты связаны с кислородным лечением, у этих больных очень высока подверженность инфекционным заболеваниям, ежедневные процедуры физиотерапии отнимают много времени. Что мы понимаем под физической активностью и спортом? Физическая активность- это повседневная нагрузка, как например, стояние, ходьба, поднимание и спуск по лестницам, поднятие тяжестей, перенос тяжестей, езда на велосипеде. Спортпомечен понятиями " Моторные движения, упражнения, тренировка. " Обучение моторным движениям- это двигательный навык, оттачивание, стабилизация и применение закрепленных элементов моторики. Упражнение- это "систематическое повторение целенаправленной последовательности движений в целях повышения результатов без заметных морфологических изменений". Тренировка- это "постоянное повторение целенаправленного чрезмерного напряжения мышц с заметными морфологическими и функциональными изменениями в целях повышения результатов." Спорт в описанных выше формах существенно способствует улучшению физической активности. Это, конечно, одна из причин, почему средства спортивной терапии заняли прочное место в концепциях лечений детей, подростков, молодых людей, больных муковисцидозом. Постановка цели Особое значение спорта для пациентов, больных муковисцидозом, объясняется тем, что благодаря нацеленным, контролируемым упражнениям, тренировке спорт поддерживает или дополняет физиотерапевтические мероп<

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.