Темы 1 и 2. Общая характеристика семейного права. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Темы 1 и 2. Общая характеристика семейного права.

2018-01-04 121
Темы 1 и 2. Общая характеристика семейного права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семейные правоотношения (2 часа)

1. Понятие семейного права. Особенности предмета и метода семейного права. Принципы семейного права.

2. Понятие и виды источников семейного права

3. Отграничение семейного права от гражданского права и других отраслей права.

4. Понятие, структура и виды семейных правоотношений.

5. Основания возникновения семейных правоотношений.

Задания для подготовки к занятию:

Прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, выяснение наиболее значимых позиций по спорным вопросам, решение задач по указанию преподавателя.

 

РАЗДЕЛ 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

 

Тема 3. Условия и порядок заключения брака (2 часа)

 

1. Понятие брака по семейному праву. Теории, раскрывающие природу брака.

2. Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака.

3. Порядок заключения брака.

4. Правовые проблемы института заключения брака на современном этапе.

Задания для подготовки к занятию:

Прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, ознакомление с судебной практикой, анализ судебной практики. Дискуссия на тему «Заключение брака несовершеннолетним».

 

Тема 4. Условия и порядок заключения брака (2 часа)

(интерактивное занятие)

 

1. Основания прекращения брака.

2. Расторжение брака: судебный и административный порядок.

3. Недействительность брака и ее правовые последствия.

4. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака.

Задания для подготовки к занятию:

Прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, ознакомление с судебной практикой, решение задач по указанию преподавателя, анализ судебной практики. Возможно моделирование проблемной ситуации из практики, анализ такой ситуации и поиски возможных путей разрешения. Составление проектов исковых заявлений и судебных решений с учетом норм материального права, содержащихся в Семейном кодексе.

 

РАЗДЕЛ 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ.

 

Тема 5. Личные права и обязанности супругов (2 часа).

(интерактивное занятие)

1. Понятие и особенности личных неимущественных прав и обязанностей супругов.

2. Порядок выбора фамилии супругами.

3. Право каждого из супругов на свободный выбор рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. Проблемы реализации права.

4. Личные неимущественные обязанности супругов.

5. Особенности защиты личных неимущественных прав супругов.

Задания для подготовки к занятию:

Прослушивание лекций, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач по указанию преподавателя.

 

Тема 6. Имущественные отношения супругов (2 часа).

 

1. Понятие и виды имущественных правоотношений между супругами.

2. Законный режим имущества супругов.

а) понятие и основания возникновения законного режима имущества супругов;

б) владение, пользование и распоряжение общей совместной собственностью супругов;

в) собственность каждого из супругов;

г) раздел имущества супругов.

3. Договорный режим имущества супругов.

а) понятие и форма брачного договора;

б) содержание брачного договора;

в) признание брачного договора недействительным;

г) изменение и расторжение брачного договора;

д) отличие брачного договора от соглашения супругов о разделе имущества.

4. Ответственность супругов по обязательствам.

Задания для подготовки к занятию:

Прослушивание лекций, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач по указанию преподавателя. Составление брачных договоров, соглашений о разделе имущества супругов и обсуждение их на практическом занятии. Изучение законодательства о нотариате применительно к заключению данных соглашений.

 

РАЗДЕЛ 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

 

Темы 7 и 8. Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей (2 часа)

1. Понятие «ребенок» в международном и российском праве. Российское и международное законодательство об охране прав несовершеннолетних детей.

2. Установление происхождения детей.

а) установление материнства

б) установление отцовства в добровольном порядке;

в) установление отцовства в судебном порядке;

г) оспаривание отцовства (материнства);

д) особенности установления отцовства и материнства при применении ис­кусственных методов репродукции человека.

3. Личные неимущественные и имущественные права несовер­шеннолетних детей. Права детей, родившихся от лиц, не состоя­щих в браке между собой.

Задания для подготовки к занятию:

Прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач по указанию преподавателя. Анализ судебной практики по данному вопросу. Подбор конкретных ситуаций и формирование правовой позиции. Подготовка к деловой игре по одному из вопросов по указанию преподавателя.

 

Тема 9. Права и обязанности родителей (2 часа)

(интерактивное занятие)

1. Права и обязанности родителей. Понятие родительских прав.

2. Защита родительских прав.

3. Споры о детях: понятие, виды, особенности.

4.Лишение родительских прав и ограничение в родитель­ских правах: понятие, основания, порядок, правовые последствия, отличия.

5. Восстановление в родительских правах: понятие, условия, порядок.

Задания для подготовки к занятию:

Прослушивание лекций, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач по указанию преподавателя. Составление соглашений об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, составление исковых заявлений о лишении и об ограничении родительских прав. Обобщение судебной и иной правоприменительной практики по делам о привлечении родителей к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Проведение деловой игры с моделированием ситуации лишения родительских прав, с определением роли прокурора и органов опеки и попечительства.

 

РАЗДЕЛ 5. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

 

Темы 10 и 11. Алиментные обязательства родителей и детей, супругов и бывших супругов, иных членов семьи (2 часа)

1. Понятие и виды алиментных обязательств.

2. Алиментные обязательства родителей и детей.

а) обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей;

б) право на алименты нетрудоспособных, нуждающихся совер­шеннолетних детей;

в) обязанности совершеннолетних детей по содержанию роди­телей.

3. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

4. Алиментные обязательства других членов семьи.

 

Задания для подготовки к занятию:

Прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач по указанию преподавателя. Изучение судебной практики. Подготовка проекта искового заявления о взыскании алиментов.

 

Темы 12 и 13. Соглашение об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов (2 часа).

(интерактивное занятие)

1. Соглашение об уплате алиментов: субъекты, форма, содержание, заключение, изменение, расторжение.

2. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

3. Освобождение от уплаты алиментов и задолженности по алиментным пла­тежам.

4. Прекращение алиментных обязательств.

 

Задания для подготовки к занятию:

Прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач по указанию преподавателя. Составление алиментных соглашений и обсуждение их на практическом занятии. Моделирование ситуации по работе с судебными приставами по исполнительным листам о взыскании алиментов.

 

 

РАЗДЕЛ 6. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Тема 14. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей (2 часа)

1. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность органов опеки и попечительства в данной области.

2. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Банк данных о детях оставшихся без попечения родителей: понятие, виды.

4. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Выбор формы воспитания детей.

 

Тема 15. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (2 часа)

(интерактивное занятие)

 

1. Усыновление: понятие, порядок, правовые последствия, отмена.

2. Опека и попечительство: понятие, виды, порядок установления, права и обязанности опекунов и попечителей, права подопечных, прекращение опеки и попечительства.

3. Приёмная семья как форма устройства детей, утративших родительское попечение. Особенности данной формы. Договор о приемной семье. Статус приемных родителей.

4. Патронат, его виды, особенности правового регулирования и применения.

5. Устройство детей в детские учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задания для подготовки к занятию:

Прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, подготовка и обсуждение на практическом занятии докладов студентов по сформулированным выше вопросам, обобщение судебной практики. Выявление тенденций развития законодательного регулирования в данной области.

5.3.2 для студентов заочной формы обучения и заочной формы ускоренного обучения

 

РАЗДЕЛ 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ.

Темы 5 и 6. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов (2 часа)

 

1. Понятие и особенности личных неимущественных прав и обязанностей супругов.

2. Право выбора фамилии супругами. Право каждого из супругов на свободный выбор рода занятий, профессии, места пребывания и жительства.

3. Особенности защиты личных неимущественных прав супругов.

4. Законный режим имущества супругов.

5. Договорный режим имущества супругов.

6. Ответственность супругов по обязательствам

Задания для подготовки к занятию:

Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач по указанию преподавателя. Составление брачных договоров, соглашений о разделе имущества супругов и обсуждение их на практическом занятии. Изучение законодательства о нотариате применительно к заключению данных соглашений.

 

РАЗДЕЛ 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

 

Темы 7 и 9. Установление происхождения детей. Права и обязанности родителей (2 часа)

1. Понятие «ребенок» в международном и российском праве. Российское и международное законодательство об охране прав несовершеннолетних детей.

2. Установление происхождения детей.

а) установление материнства

б) установление отцовства в добровольном порядке;

в) установление отцовства в судебном порядке;

г) оспаривание отцовства (материнства);

д) особенности установления отцовства и материнства при применении ис­кусственных методов репродукции человека.

3. Права и обязанности родителей. Понятие родительских прав.

4. Споры о детях: понятие, виды, особенности.

5.Лишение родительских прав и ограничение в родитель­ских правах: понятие, основания, порядок, правовые последствия, отличия.

6. Восстановление в родительских правах: понятие, условия, порядок.

Задания для подготовки к занятию:

Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач по указанию преподавателя. Анализ судебной практики по данному вопросу. Подбор конкретных ситуаций и формирование правовой позиции. Подготовка к деловой игре по одному из вопросов по указанию преподавателя.

Составление соглашений об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, составление исковых заявлений о лишении и об ограничении родительских прав. Проведение деловой игры с моделированием ситуации лишения родительских прав, с определением роли прокурора и органов опеки и попечительства.

 

РАЗДЕЛ 5. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

 

Темы 10 и 12. Алиментные обязательства родителей и детей. Соглашение об уплате алиментов (2 часа)

План лекции:

 

1. Понятие, виды и общая характеристика алиментных обязательств.

2. Алиментные обязательства родителей и детей.

3. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

4. Соглашение об уплате алиментов.

Задание для подготовки к лекции.

Самостоятельно изучить основания возникновения и прекращения алиментных обязательств, алиментные обязательства между другими членами семьи, взыскание задолженности по алиментам. Ознакомиться с постановлением Правительства РФ от 18 ноября 1996 г. № 841, которым утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.

Самостоятельная работа обучающихся

 

Виды самостоятельной работы:

1. Изучение нормативных правовых актов и материалов судебной практики по проблемам семейного права.

2.Изучение учебной литературы по дисциплине.

3.Анализ информации по нотариальной тематике в книгах, статьях, диссертациях, на веб-сайтах.

4.Изучение методических рекомендаций органов юстиции, органов ЗАГС, органов опеки и попечительства.

5. Решение практических задач, по предложенным казусам.

6. Подготовка докладов, рефератов по дисциплине.

7. Подготовка к сдаче экзаменационного зачета.

 

5.4.1. Виды самостоятельной работы для студентов очной формы обучения

 

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Часы, отведенные на самостоятельное изучение темы (раздела) Вид самостоятельной работы  
  Общая характеристика семейного права     Изучение учебной литературы, нормативно-правовых актов, подготовка ответов на предложенные вопросы к практическому занятию.
  Семейные правоотношения   Изучение рекомендованной литературы. Сравнение гражданских и семейных правоотношений, правоспособности и дееспособности.
  Условия и порядок заключения брака   Изучение рекомендованной литературы и нормативно-правовых актов, составление конспекта по вопросам темы.
  Прекращение и недействительность брака   Изучение предложенной литературы, нормативных актов и судебной практики. Составление конспекта по указанным вопросам.
  Личные права и обязанности супругов   Изучение рекомендованной литературы, составление конспекта по вопросам темы, оценка предложенных казусов.
  Имущественные отношения супругов   Изучение учебной литературы и нормативно-правовых актов. Составление проекта брачного договора.
  Установление происхождения детей   Изучение рекомендованных нормативно правовых актов, подбор судебной практики по вопросам установления отцовства.
  Права несовершеннолетних детей   Изучение рекомендаций органов юстиции, органов опеки и попечительства по проблемам участия родителей в воспитании детей. Подготовка реферата.
  Права и обязанности родителей   Изучение рекомендованной литературы, нормативных актов, судебной практики, составление конспекта по вопросам темы.
  Алиментные обязательства родителей и детей   Изучение нормативно-правовых актов и судебной практики. Решение предложенных задач. Составление расчета алиментов.
  Алиментные обязательства супругов и бывших супругов, иных членов семьи   Изучение нормативно-правовых актов и судебной практики. Решение предложенных задач. Составление конспекта по вопросам темы.
  Соглашение об уплате алиментов   Изучение учебной литературы, нормативно-правовых актов, судебной практики по вопросам темы. Составление проекта соглашения об уплате алиментов.
  Порядок уплаты и взыскания алиментов   Изучение нормативно-правовых актов и судебной практики. Решение предложенных задач. Составление конспекта по вопросам темы.
  Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей   Изучение учебной литературы, нормативно-правовых актов, подготовка ответов на предложенные вопросы к практическому занятию.
  Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей   Обзор судебной практики по вопросам темы, изучение рекомендованной литературы. Сравнительная характеристика различных форм устройства детей.
  ВСЕГО      

 

5.4.2. Виды самостоятельной работы для студентов


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.