Устная речь неразрывна с жестом, однако следует стремиться, чтобы ваша жестикуляция не была энергичной, а тем более навязчивой. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Устная речь неразрывна с жестом, однако следует стремиться, чтобы ваша жестикуляция не была энергичной, а тем более навязчивой.

2018-01-05 225
Устная речь неразрывна с жестом, однако следует стремиться, чтобы ваша жестикуляция не была энергичной, а тем более навязчивой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не стоит в беседе брать человека за лацканы, теребить пуговицы на его пиджаке, панибратски похлопывать по плечу. Удар кулаком по столу вряд ли добавит убедительности вашим словам.

Не нужно "есть глазами" рассказчика, но, конечно, и не следует высказывать своим поведением полного пренебрежения к его повествованию.

В обществе не принято говорить на языке, который понимают не все присутствующие, так же недопустимо шептаться в присутствии других.

Говорить следует спокойно, не повышая голоса и не горячась. Излишняя эмоциональность не уживается с логикой и объективностью. Не следует говорить и слишком тихо, заставляя остальных все свое внимание концентрировать на том, чтобы расслышать слова, смысл же сказанного может при этом ускользнуть.

В разговоре большое, а иногда и основное значение имеет интонация. Одни и те же слова приобретают различный смысл в зависимости от того, каким тоном они сказаны, какой в них заложен

Подтекст. Интонация - мощное оружие. При умелом использовании она позволяет говорить горькие истины, не рискуя обидеть собеседника. В неумелых же или небрежных устах может больно и, главное,незаслуженно оскорбить человека.

Не стоит в своей речи употреблять жаргонные слова. Они не добавляют повествованию ни живости, ни колорита. Также не следует злоупотреблять иностранными словами. В русском языке почти всегда можно найти им замену без ущерба для смысла.

Не нужно пытаться показывать себя знатоком того, чего мы на самом деле не знаем. Следует всегда оставаться самим собой - это лучший выход из любой ситуации.

Воздержаться от слова иногда бывает важнее, чем его высказать.Может случиться,что наше высказывание, даже продиктованное искренностью и наилучшими побуждениями, может глубоко задеть человека.

В разговоре всегда следует исходить из уважения к своим собеседникам, ценя их внимание и время. Не стремитесь единолично завладеть разговором и не особенно обольщайтесь вниманием слушателей - ведь они деликатные люди.

Стремитесь создать такую обстановку, чтобы все чувствовали себя легко и свободно, чтобы каждый мог высказать свое мнение,принять участие в беседе.

Чтобы лучше понять собеседника, иногда полезно пытаться взглянуть на обсуждаемый вопрос его глазами.

Веселая шутка экспромтом, остроумное замечание оживляют разговор, придают ему легкость и колорит. Но все хорошее к месту и в меру. Если вам случится стать объектом дружеской шутки,то самая естественная реакция в таком случае- вместе с друзьями посмеяться меткому слову. Умение понимать шутки и не обижаться на них-ценное качество, оно очень помогает в хороших товарищеских отношениях. А если ваш приятель начисто лишен чувства юмора,зная это, старайтесь щадить его.

Искусство общения с людьми кроме умения вести разговор включает и умение внимательно слушать собеседника.

Перебить человека, не дать ему до конца высказать свою мысль с давних пор у всех народов считалось верхом бестактности.

Всем хорошо известно неприятное чувство обиды, возникающее, когда собеседник, не выслушав вас до конца, задает вопрос, совершенно не относящийся к предмету разговора. Сразу пропадает всякое желание продолжать беседу с человеком, который настолько вас не уважает, что даже не дает себе труда выслушать, что ему рассказывают. И вряд ли в таком случае поможет объяснение подобного поступка желанием высказаться, пока не забыл.

Одного внимания к собеседнику недостаточно - необходимо, чтобы он это внимание чувствовал,

Замечал.

Иногда мы позволяем себе бесцеремонно вторгаться в беседу,обращаясь к одному из ее участников. Начальник, уважающий своих подчиненных, никогда не прервет их разговор на полуслове. Но возможны и другие крайности. Например, два человека разговаривают между собой, к ним подходит третий, явно имеющий к одному из них какое-то дело. Он останавливается в стороне и ждет, когда на него обратят внимание. Оба собеседника его прекрасно видят, догадываются, что ему нужно, но спокойно продолжают порой бессодержательную беседу.

Следует помнить, что ни служебное положение, ни выдающиеся заслуги, ни возраст не дают нам права пренебрежительно относиться к другим.

Выделяются следующие типы речевого поведения и соответственно его задачи: обращение и привлечение внимания, приветствие, знакомство, приглашение, просьба, предложение и приказ, согласие и несогласие, извинение, комплимент, одобрение, неодобрение и упрек, поздравление и пожелание, благодарность, вопрос и ответ, прощание.

Каждому типу речевого поведения соответствуют специальные выражения или целые диалоги, состоящие из двух реплик: первой, которая стимулирует общение, и второй - ответной, которую называют репликой-реакцией.

ОБРАЩЕНИЕ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ осуществляются следующими выражениями: "простите", "извините", "будьте добры", "будьте любезны", "скажите, пожалуйста," т.д. Распространены формы привлечения внимания, за которыми следуют вопрос, просьба, предложение и др. Кроме того, возможны и подчеркнуто вежливые обращения, чаще всего употребляемые людьми старшего поколения: "простите за беспокойство", "извините за беспокойство", "не будете ли вы так любезны".

По отношению же к более молодым допустима непринужденная форма привлечения внимания типа "послушайте!"

По-прежнему распространенной формой обращения к мужчинам и женщинам остается "товарищ". Можно обратиться и к тем, и к другим, упоминая звание или должность в сочетании со словом "товарищ". Правда, такие обращения звучат несколько официально, но верно.

В обиходно-бытовой речи чаще используются обращения "гражданин", "гражданка". В последнее время - "господин","госпожа".

К группе людей, чаще всего в официальных объявлених, можно обратиться "граждане". Заметим, что это уважительная форма обращения, стилистически нейтральная. Не следует смущаться тем, что такое обращение принято в юридической практике.

К детям вполне удобно обратиться со словами "мальчик", "девочка", "ребята", но для молодежи они не подходят. Здесь можно рекомендовать нейтральные обращения: "молодой человек, "девушка", "молодые люди".

Не следует обращаться к незнакомому человеку со словами "уважаемый" или "уважаемая", поскольку в русском речевом этикете это слово всегда означало обращение к человеку, занимающему более низкое положение. В дореволюционной России "уважаемый" писали более низкому по рангу, "многоуважаемый" - равному, "глубокоуважаемый" - более высокому или уже старому, а уж "дорогой" можно было позволить лишь близкому человеку и уж никак не начальнику.

Многие годы достаточно широко употреблялось обращение "девушка" по отношению к женщине любого возраста. К счастью, сейчас это идет на убыль. Нередко такое обращение не совпадало с возрастом женщины и вызывало у нее недоумение, а иногда и досаду.

В русском языке, к сожалению, не существует стандартного официального обращения к женщине, такого же нейтрального, как "фрау" у немцев, "пани" у поляков, "мадам" у французов. Вряд ли можно считать эталоном употребление в качестве официального обращения слова "женщина": "Женщина, пройдите вперед!", "Женщина, садитесь, пожалуйста". Это звучит невежливо и резко.

Несколько лет тому назад на страницах газет обсуждалась возможность ввести в качестве обращения старинные русские слова "сударыня" или "сударь", но единой точки зрения на этот вопрос так и не сложилось.

ПРИВЕТСТВИЕ чаще всего выражается нейтральным “здравствуйте". Можно также сказать "доброе утро", "добрый день", "добрый вечер".

Заметим, что если между хорошо знакомыми или близкими людьми возможны непринужденные формы приветствий типа "привет", "салют", то они абсолютно неприемлемы для приветствия малознакомых людей, поскольку фамильярны и носят жаргонный характер.

ЗНАКОМСТВО осуществляется с помощью определенных устойчивых выражений: "давайте познакомимся", "будем знакомы", "я хотел бы с вами познакомиться", после чего собеседнику сообщают свою фамилию и имя.

Официальное представление может начинаться со слов: "разрешите (позвольте) познакомиться", "разрешите представиться". Ответного представления в этом случае не ожидают. В условиях аэропорта, когда, скажем, начальник смены выходит к пассажирам по их просьбе, он может обратиться так: "Здравствуйте, я начальник смены" (с указанием имени и фамилии). И затем: "У вас ко мне вопрос?" ПРИГЛАШЕНИЕ, ПРОСЬБА, СОВЕТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ПРИКАЗ имеют специфические средства словесного оформления. Приглашая человека, вы чаще всего скажете: "Приглашаю вас к себе". Можно также употребить вопросительную форму: "Могу я пригласить вас?" Оба эти выражения мягкие, некатегоричные. По отношению к рядовому сотруднику просьба начальника "Прошу зайти ко мне" будет звучать как приказ, хотя и в достаточно мягкой форме.

Обычно приказ выражается глаголом повелительного наклонения как наиболее нейтральной формой: "давайте", "идите", "смотрите", "подождите", "проверьте".

Нужно стремиться к тому, чтобы на службе реже звучали приказы, а чаще - распоряжения, указания, просьбы и предложения. В устах авторитетного начальника просьба всегда очень обязывает подчиненных, оставаясь, однако, весьма вежливой формой побуждения.

ПРОСЬБА, СОВЕТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ чаще всего передаются нейтральными по стилю выражениями типа "прошу вас", "советую", "предлагаю вам", после которых следует глагол в неопределенной форме. Например: "Прошу вас соблюдать тишину", "Предлагаю вам пройти в зал. Будет лекция".

Для выражения просьбы, совета, предложения рекомендуется употреблять вежливые слова и выражения типа "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "если вам не трудно".

Нередко ПРОСЬБА РАЗРЕШИТЬ ЧТО-ЛИБО ИЛИ ПОЗВОЛИТЬ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ высказывается в вопросительной форме. Например, вежливое, настойчивое обращение может начинаться со слов: "можно..?", "нельзя ли..?", "не могу ли я..?" с последующим уточнением: "попросить", "предложить", "обратиться", "посоветоваться с вами" и указанием, что именно хотят попросить, что предложить.

Официальная просьба может быть оформлена словами: "разрешите", "позвольте", но обязательно с последующим уточнением сути просьбы. Например: "Разрешите, я вам помогу" или "Разрешите вам помочь?" При изолированном употреблении эти же выражения "разрешите!", "позвольте!" звучат резко и невежливо.

СОГЛАСИЕ или НЕСОГЛАСИЕ что-либо сделать очень часто сопровождают общение. Для выражения согласия наиболее распространены такие формы, как "хорошо", "пожалуйста", "сейчас" (согласие сделать что-либо немедленно)", "с удовольствием", "с радостью", "охотно", "обязательно".

Непринужденно-фамильярное "ладно", увы, столь распространенное, недопустимо по отношению к подчиненному.

Специально следует остановиться на формах "на!", "нате!" Употребление этих форм вместо "пожалуйста" весьма нежелательно. "На!" и "нате!" всегда звучат грубовато-фамильярно, несколько унижая того, к кому обращены. Эти формы вполне можно заменить целым синонимическим рядом: "пожалуйста", "вот, возьмите" и т. д.

Выражать НЕСОГЛАСИЕ тоже нужно по определенным правилам. Приняты отказы типа: "не могу", "нет, не могу", "к сожалению, не могу", "простите, но это не разрешается", "простите, но я не могу".

Вполне уместны такие формы отказов, как "охотно бы, но не могу", "с удовольствием бы, но не могу", "я бессилен вам помочь", "вынужден вам отказать ".

Иногда целесообразно пользоваться категоричной формой несогласия: "ни в коем случае!", "решительно отказываюсь", "нет, нет и еще раз нет", "это абсолютно исключено" и т.п.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.