Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

2018-01-05 673
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смысл в том, что совесть не чиста бывает при совершении лицом определенных поступков. Негативных, естественно. Совесть может воздействовать на тебя как просто, так и под воздействием людей, то есть в любом случае ты совершаешь что-то противоествественное. А, обычно, человек хочет исправить свои ошибки, осознать прошлое и помочь людям, или просто сходить и замолить грехи. Это все примитивные способы очистки совести. Ну а если она не чиста, значит человек не предпринимает таких попыток. Следовательно он не достаточно силен волей в глазах людей, поэтому и вызывает жалость.


 

Билет 11

Категория чести. Общечеловеческая, профессиональная, воинская, гендерная, спортивная честь. Понятие бесчестия.

Честь и бесчестие.

Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.

 

Гендерная честь.

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Половая честь!!! Не давай никому без разбора.


 

Билет 12

Достоинство как категория морали и как онтологическое качество человеческого индивида.

Достоинство.

Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека.

В гражданском праве достоинство — одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.

Выраженное в неприличной форме унижение достоинства личности (ст. 5.61 КоАП РФ - "Оскорбление") и распространение ложных сведений, порочащее достоинство личности (ст. 5.60 КоАП РФ - "Клевета") являются административными правонарушениями.


 

Билет 13

Категории «смысл жизни» и «счастье», их дискуссионные аспекты.

Смысл жизни.

Смысл жизни — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

 

Счастье.

Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Польский философ Владислав Татаркевич в своей работе «О счастье и совершенстве человека» выделяет четыре аспекта счастья:

•Счастье как счастливая судьба, удача;

•Счастье как сильные радости, переживания;

•Счастье как обладание наивысшими благами;

•Счастье как удовлетворённость жизнью.


 

Билет 14

Понятие добродетели, порока, милосердия, вины, греха, искушения, раскаяния, искупления. Моральный смысл исповеди.

Добродетель.

Добродетель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

Греки различали четыре добродетели:

Мудрость,

Мужество,

Справедливость,

Умеренность.

 

Бенджамин Франклин в своей автобиографии систематизировал «тринадцать добродетелей»:

Воздержание. — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.

Молчание. — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

Порядок. — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.

Решительность. — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

Бережливость. — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не рас­точать.

Трудолюбие. — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.

Искренность. — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придержи­ваться этого правила.

Справедливость. — Не причинять никому вреда; не со­вершать несправедливостей и не опускать добрых дел, кото­рые входят в число твоих обязанностей.

Умеренность. — Избегать крайностей; сдерживать, на­сколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от неспра­ведливостей.

Чистота. — Не допускать телесной нечистоты; соблю­дать опрятность в одежде и в жилище.

Спокойствие. — Не волноваться по пустякам и по по­воду обычных или неизбежных случаев.

Целомудрие. — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твое или чье-либо еще.

Скромность. — Подражать Иисусу и Сократу.

 

Порок.

Нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.

Предосудительный недостаток кого-либо, чего-либо; свойство, достойное осуждения, порицания.

Безнравственное поведение, разврат.

Физический недостаток, уродство.

 

Милосердие.

Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. И также, зависит от умения прозревать в любом нуждающемся человеке «образ Божий» (независимо от его недостатков).

 

Вина.

Вина,— отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъекта, то возникает чувство досады, а не вины.

 

Грех.

Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. Наиболее общее определение гласит, что грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние.

Грех — в православии: причиняемый себе вред. Христианские антропология и космология утверждают, что нарушение нравственных законов существования и развития личности имеет для нее онтологические последствия в виде вреда, который можно сравнить с последствиями нарушения физических законов.

Существует 7 смертных грехов:

1) Жадность;

2) Чревоугодие (обжорство);

3) Гордыня;

4) Гнев;

5) Зависть;

6) Блуд;

7) Уныние.

 

Искушение.

Искуше́ние (испытание) — стечение обстоятельств внутренней и внешней жизни верующего, при которых испытывается устойчивость его веры. Устойчивость проявляется в неподвижном стоянии в догматах веры и в неукоснительном соблюдении всех заповедей Божьих. Так как для достижения этой устойчивости требуется прилагать весьма значительные усилия, то термин искушение часто используется в смысле страдания, скорби. Последнее словоупотребление получает оправдание ещё и потому, что само колебание в вере ощущается верующим тоже как страдание.

Соблазн – светский термин.

 

Раскаяние.

Раскаяние — отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия.

«Чистосердечное раскаяние» по действовавшему ранее Уголовному Кодексу РСФСР 1960 г. было одним из обстоятельств, смягчающих наказание, а также одним из оснований для освобождения от уголовной ответственности с передачей виновного на поруки. В действующем УК РФ 1996 г. используется понятие «деятельное раскаяние» (добровольные действия лица, совершившего преступление, заключающиеся в возмещении или заглаживании вреда, причинённого преступлением, ином устранении или уменьшении его последствий, в информировании правоохранительных органов о факте и обстоятельствах совершения преступления и дальнейшем содействии осуществлению правосудия. Подобные действия в соответствии с уголовным законодательством многих государств влекут смягчение применяемых к лицу мер уголовной ответственности или полное освобождение от уголовной ответственности).

Покаяние — церковный термин

Метанойя — психологический термин.

 

Искупление.

Искупление - богословская концепция выкупа является частью Cпасения, что означает избавление от греха. В своем послании к Ефесянам Павел говорит:

«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа»

- «Ветхий Завет ссылается на выкуп рабов (Исх.21:8)».

Иисус во время Тайной Вечери, через жест преломления хлеба отметил, что его смерть имеет значение для искупления всех.

Искуплены абсолютно все, а дальше есть возможность приходить и искать оправдания и прощения грехов. Искуплены - Выкуплены у сатаны. Имеет равные шансы на спасение (оправдание). если человек не оправдан то его участь в озере огненном после тысячелетнего царства. Если человек оправдан (решается на суде) то человек увидит второе пришествие и не убоится, и войдет в Небесный город воротами.

 

Исповедь.

И́споведь — в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и в исламе) один из обрядов (в православии и католичестве — таинство) покаяния, заключающийся в признании в совершённом грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о покаянии пишет следующее:

«Покаянием мы исправляем всё новые и новые грехи наши. Дар покаяния дан нам потому, что после крещения нет иного способа призвать нас ко спасению кроме подвигов <ко Христу> и слёз, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла. К этому дару особенно приближается чин монахов, как постоянный залог покаяния». — Симеон Солунский

Билет 15

Природа нравственности. Соотношение нравственности и морали. Различные точки зрения на соотношение нравственности и морали в истории этики.

Нравственность.

Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

 

Нравственность и мораль.

Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль и нравственность. Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. При таком взгляде на мораль, она признается «протезом нравственности».

Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.


Билет 16

Социальная этика как часть нравственности, компоненты социальной этики.

Социальная этика.

Этика общественной жизни, учение об этических отношениях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе. Противостоит индивидуальной этике, выводящей основные нравственные законы из природы человека как нравственной личности.

«Социальная этика» — учение, посредством которого современные теологи пытаются приспособить «абсолютную», т. е. якобы не связанную с условиями места и времени, нравственность Христа к конкретным социальным условиям современного капитализма. В «Социальной этике» библейские догмы истолковываются применительно к существующим ныне формам собственности и государственно-правовых отношений.

 

Структура социальной этики.

Увы…


Билет 17

Социогуманизм: этика ненасилия, гуманные социальные практики, роль права в утверждении гуманных социальных практик.

Социогуманизм.

- совокупность норм поведения, которыми руководствуются отдельные индивиды, социальные группы и целые народы в их борьбе со злом ненасильственными средствами (высокоразвитое чувство любви к человеку, уважение к его достоинству, чувство справедливости и умение прощать, готовность к сотрудничеству и к компромиссам, отказ от насилия во всех его формах и проявлениях).

Толсто́вство — религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX — начала XX вв. Возникло в период политической реакции 1880-х гг. под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Последователи — толстовцы.

Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности, опрощение.

 

Гуманизм.

Мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.

Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.


Билет 18

Социоантигуманизм: вбсолютизация насильственных средств достижения политических, экономических и идеологических целей, антигуманные социальные практики, роль права в борьбе с ними.

Рассудить можно самому…

Антигуманизм.

Антигуманизм – это прежде всего ограничитель, препятствующий росту творчества выше уровня, считающегося в данной культуре, обществе обычным, естественным. Он выступает в форме содержания культуры, например, как запрет на инновации свыше определенных масштабов и типов, как провозглашение ценности, неприкосновенности определенных догм...


Билет 19

Категории и основные понятия социальной этики: социальная справедливость, социальная свобода, социальная ответственность, толерантность, принципиальность.

Социальная справедливость.

Основным звеном социальных отношений является мера социальной справедливости, производная от равенства возможностей людей для реализации своего потенциала.

При этом справедливость понимается как соответствие между ролью человека (социальной группы) в жизни общества и его социальным (общественным) положением; его правами и обязанностями; трудом и вознаграждением за труд; заслугами и общественным признанием. Оценка фактов общественной жизни – как справедливых, так и несправедливых – должна базироваться не только на сопоставлении потребностей и интересов людей со степенью удовлетворения их, но и на сопоставлении конкретной реальности с ее социальным идеалом, как правило, закрепленным в конституции государства. Чем ближе идеал к действительности, тем менее остры проблемы социальной справедливости.

 

Социальная свобода.

Существует ли такое понятие, как социальная свобода?
- Конечно, существует.
- Как бы ты описал его?
- Свобода от необходимости принадлежать толпе, - сказал Мастер.

- Энтони де Мелло «Одна минута глупости»

 

Социальная ответственность.

1)действия человека, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.

2)концепция, согласно которой индивиды и группы людей должны активно заботиться о благосостоянии общества в целом.

 

Толерантность.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:

Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Принципиальность.

Положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении. Принципиальность сама по себе еще не является содержательной моральной характеристикой человека, ибо касается лишь формы его морального сознания (внутренняя убежденность) и способа поведения (последовательность), но не затрагивает их общественной направленности.


Билет 20

Антиподы социальной этики: социальная несправедливость, социальная несвобода, социальная нетерпимость, социальный паразитизм, социальный инфантилизм, беспринципность, неразборчивость в средствах достижения политических, экономических и идеологических целей.

Социальный паразитизм.

Социальный паразитизм – это систематическое безвозмездное присвоение индивидом (группой) общественных благ социально обусловленным или насильственным путем.

Представители криминала – это безусловная и злокачественная разновидность социальных паразитов. Эти лица целиком существуют на доходы от преступной деятельности.

 

Социальный инфантилизм.

Социальный инфантилизм - неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления.

Возможно, что распространение социально-обусловленного гомосексуализма в современном «обществе потребления» связано с одной из форм проявления социального инфантилизма - нежеланием мужчин брать на себя ответственность за воспитание детей, в браке с женщиной. В этом случае в сексуальном поведении таких мужчин происходит вытеснение полового чувства, перенос нормального полового влечения на партнёров своего пола, с соответствующим резким снижением объёма необходимых взаимных обязательств, и уменьшением риска возникновения психологических проблем.


Билет 21

Понятия нравственного и правового нигилизма, тесная сопряженность правового и нравственного нигилизма.

Нигилизм.

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

 

Нравственный нигилизм.

Активное или пассивное отрицание моральных и нравственных ценностей. Этика киников.

Правовой нигилизм.

отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.


Билет 22

Нравственная и правовая ущербность самосудов и диких расправ с неугодными. Социальное поведение «Робина Гуда» и «Юрия Деточкина» как воплощение нравственного и правового нигилизма.

Самосуд.

Самосуд — незаконная расправа с действительным или предполагаемым преступником, без обращения к государственным органам. Самосуд отличается от обычной мести тем, что при мести расправу над обидчиком осуществляет сама жертва или близкие ей люди, самосуд же могут учинить и посторонние, стремясь таким образом обеспечить справедливость в их понимании и предотвратить потенциальную угрозу интересам общества.

 

Робин Гуд и Юрий Деточкин.

Самостоятельно…


Билет 23

Нравственный прогресс, его критерии, дискуссии вокруг проблемы нравственного прогресса.

Прогресс.

Прогресс — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

 

Нравственный прогресс.

История предоставляет много фактов, свидетельствующих об «облагораживании» человеческой породы.

Во-первых, сфера применения норм морали становится все шире. Они прошли долгую эволюцию от правил для «своих» до заповедей общемирового масштаба. Сегодня нравственную оценку получает явления, которые прежде считались нейтральным. Мы все острее реагируем на проступки, которые оставили бы равнодушными людей средневековья.

Во-вторых, повышается мера гуманности нашей жизни. Наш век отмечен чудовищными поступлениями, но не под их ли влиянием сама планка морального поднята на новую высоту? Обогатилось содержание простых норм нравственности на примере заповеди «не убий»; значительно сложнее стало понятие о достойном человека существовании.

В-третьих, повысилась значимость общечеловеческого начала в морали. Локальные, групповые кодексы сменяются планетарным мышлением, которое объединяет людей Земли, сближает их как равных. Наконец, с развитием человеческого сознания мораль делается все более сложной по механизму своего действия. Если прежде основными регуляторами поведения служили принуждение, страх и стыд, то в современном обществе человек имеет больше возможностей свободно поступать по совести.

Итак, признаками нравственного прогресса являются:

•возрастание объема духовной свободы личности и расширение возможностей ее совершенствования;

•усиление воздействия нравственных начал на все сферы общественной жизни;

•способность морали преодолевать конфликтные ситуации;

•повышение уровня нравственного протеста против бездуховности и аморализма;

•дальнейшее теоретическое развитие морали, постоянное обогащение этики как науки;

•определение новых, более совершенных способов воздействия и контроля за нравственным поведением людей.


 

Билет 24

Природа нравственного кризиса, пути его преодоления в современной России.

 

Кризис.

Кризис — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.