Вопрос 21. Гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Вопрос 21. Гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике.

2018-01-05 519
Вопрос 21. Гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли

Задача, которую поставил перед собой Маркс в «Капитале», состояла в раскрытии неумолимых законов развития общества. Он не ставил задачу открыть экономические законы, которые можно было бы использовать в области социальных технологий. Речь у него не шла об анализе экономических условий, которые позволили бы реализовать такие социалистические цели, как справедливые цены, равномерное распределение богатства, безопасность, разумное планирование производства и — прежде всего — свобода. Не предусматривалась им и попытка проанализировать и уточнить эти цели.

Однако, несмотря на то, что Маркс решительно отвергал утопические методы преобразования общества, равно как и любые попытки морального обоснования социалистических целей, его произведения неявно содержат теорию морали. Она выражена преимущественно в форме моральной оценки Марксом общественных институтов. И обвинение, предъявленное им капитализму, является в конечном счете обвинением моральным. Система осуждается за укорененную в ней жестокую несправедливость, которая соседствует с полной «формальной» законностью и справедливостью. Система обречена, потому что, вынуждая эксплуататора порабощать эксплуатируемого, она отнимает свободу у обоих. Маркс не восставал против богатства и не славил бедность. Он ненавидел в капитализме не накопление богатства, а его олигархическую сущность. Капитализм вызывал у него отвращение, потому что богатство в этой системе подразумевает политическую власть в смысле власти над другими людьми, потому что рабочая сила превращена в товар, т. е. люди должны продавать себя на рынке труда. Эта система была ненавистна Марксу тем, что напоминала рабство.

Таким образом, хотя «Капитал» фактически в значительной степени является трудом по социальной этике, содержащиеся в нем этические идеи нигде не обсуждаются в качестве таковых. Они выражены как бы между строк, но оттого не менее убедительно, ибо смысл их совершенно очевиден. Маркс, (как я полагаю), избегал подробного изложения теории морали, так как терпеть не мог проповедей. Испытывая глубокое недоверие к моралистам, которые обычно проповедуют трезвость, а пьют вино, Маркс не был склонен формулировать в явном виде свои этические воззрения. Он обрушивался на моралистов, потому что видел в них льстивых апологетов общественного строя, который считал безнравственным. Он критиковал поклонников либерализма за их самодовольство, за отождествление ими действительной свободы с формальной свободой, которая существовала в рамках системы, уничтожавшей действительную свободу. По сути дела, в этом выразилась его любовь к подлинной свободе.

По мнению Маркса, в капиталистическом обществе главенствует производство различных товаров. Опираясь на это, он начинает свои исследования в области анализа товаров. По его словам, товар обладает двумя функциями:

1. возможностью удовлетворить нужду самого человека (потребительской стоимостью);

2. возможностью быть обмененным на другой товар, который в данный момент является более необходимым (обменной стоимостью).

Маркс считал, что производство в целом – это уже устоявшаяся система человеческих отношений, в которой все товары должны приравниваться при совершении обмена. Поэтому общим для всех товаров вообще является труд сам по себе, а не труд в какой-либо определенной области производства. Величина стоимости – это то количество труда или рабочего времени, которое является общественно необходимым, для того чтобы произвести какую-либо потребительскую стоимость. По словам Карла Маркса, когда люди сравнивают свои разнообразные продукты, они неосознанно сравнивают свои совершенно различные виды труда. Товар – это, собственно, суть того времени, которое отработано и которое как бы «застыло» в этих товарах.

Маркс предположил, что труд имеет двойственный характер. После того как он закончил с анализом труда, то перешел к анализу свойств денег. Карл Маркс какое-то время изучал происхождение денег, а затем занялся историческим процессом развития денег как таковых. По его мнению, деньги – лишь наивысший продукт развития товарообмена и производства товаров. Также Маркс занимался детальным анализом функций денег, особенно в начале своего труда «Капитал».

Когда общество доходит до определенной ступени развития товарных отношений, деньги становятся капиталом. Формула товарно-денежных отношений начинает выглядеть так: Т – Д – Т (товар – деньги – товар). По Марксу, прибавочная стоимость – это увеличение первоначальной стоимости денег, которые были вложены в оборот. По его мнению, именно это увеличение первоначальной стоимости и делает деньги капиталом.

Существуют как минимум две предпосылки для появления капитала:

1.накопление денег в руках отдельных граждан при достаточно большом уровне развития самого производства;

2.наличие свободных работников, которые теперь не «привязаны» к какой-нибудь земле или какому-нибудь производству. С другой стороны, у этих людей ничего нет, кроме своей рабочей силы.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.