Тема 8. Мораль. Нравственная культура. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 8. Мораль. Нравственная культура.

2018-01-05 236
Тема 8. Мораль. Нравственная культура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Табу – жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (нпр, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.); характер нормы – распространяется на членов данной общины; поддерживается мистической боязнью определенных актов или существ; возникла в родовом строе.

Обычай – исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах; распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора; поддерживается авторитетом общественного мнения, возникает при родовом строе.

Традиция – разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизмененными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Моральные правила – концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни, распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение, поддерживается идеями добра и зла, авторитетом общественного мнения, характерна для разложения родового строя.

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

· Натуралистический подход – мораль присуща человеку от природу и является результатом биологического развития;

· Теологический подход – мораль дарована человеку Богом;

· Социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;

· Культурологический подход – мораль является одним из элементом культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.); моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.); нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм, эгоизм – альтруизм и др.), высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и др.).

Понятия «мораль» и «нравственность» многие мыслители отождествляют, т.е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.

Понятие «мораль» - специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)

Понятие «нравственность» - принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение – реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего).

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Общее морали и права: 1) являются с системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество.

2) имеют один объект регулирования – общественные отношения.

3) выступают мерой свободы в обществе.

4) связаны с категорией «социальная справедливость».

5) имеют сходную структуру.

Различия морали и права:

Нормы морали Нормы права
Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в в общественном мнении Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
Дают большой простор для их толкования, чем правовые нормы Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировки
Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и др.) Регулируют отношения, подконтрольные государству
Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

Важнейшие функции морали в обществе:

1. Регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

2. Ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

3. Мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или не сделать). Формирование нравственного облика личности.

4. Конститутивная – принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

5. Координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющимся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:

этап Формируемая нравственность На чем основана Главный мотив нравственного поведения Для кого характерна
  Элементарная нравственность Послушание и подражание Страх, боязнь наказания («Что со мной сделают?») Дети, инфатильные
  Конвенциональная нравственность Общественное мнение окружающих Стыд, честь, («что обо мне подумают?») взрослые
  Автономная нравственность саморегуляция Совесть («Что я сам о себе подумаю?») взрослые

Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.

Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т.д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения в обществе).

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы: 1) «золотое правило» нравственности: в религиозно-философских изысканиях у разных народов (Китай, Индия, Греция) с сер. 1 тыс. до н.э. на смену принципу «жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.

2) моральная автономия личности: этот принцип – завоевание Нового времени. Он оначает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, анне по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т.д. этот принцип не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.

3) гуманизм: человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Таким образом, нравственная культура личности – это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.