Тема 1. Культура и духовная жизнь — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 1. Культура и духовная жизнь

2018-01-05 179
Тема 1. Культура и духовная жизнь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3. Средства массовой информации

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

СМИ представляют собой:

· Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы и т.д.), радио, телевидение, кинематограф, видео, Интернет.

· Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка, интервью, репортаж, отчет, корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, ток-шоу, пресс-конференция, анкета, очерк, эссе, интерактивный опрос, фельетон, памфлет.

СМИ влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т.д., но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деят-ти и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти.

Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т.п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т.д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деят-ти. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры.

Функции СМИ:

· Коммуникативная – установление контакта с массовой аудиторией как совокупностью субъектов, имеющих цель получить информацию.

· Непосредственно-организаторская – отражение роли СМИ как «четвертой власти» в общ-ве.

· Идеологическая (социально-ориентирующая) – оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения.

· Культурно-образовательная – участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образах общемировой культуры.

· Рекламно-справочная – удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, огород, туризм, шахматы, коллекционирование и т.д.

· Рекреативная – создание условий для развлечений, снятия напряжения, получения удовольствия.

 

 

Тема 5. Наука

Наука – форма духовной деят-ти людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Наука как социальный институт – особая система общественных оргнаизаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, РАН и др.).

Наука как отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания. Основной продукт – понятия, законы, теории.

Наука как особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

Основа классификация Виды наук
Предмет и метод познания · Науки о природе: естествознание · Науки об обществе: гуманитарные и социальные науки · Науки о познании и мышлении: логика, гносеология. · Технические науки и математика
«удаленность» от практики Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику. Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация На применение результатов научного познания для решения Производственных и социально-практических проблем

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс – интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.

1. Постепенное развитие науки: истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводится лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.

2. Развитие науки через научные революции: периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигмы».

3. Развитие науки через приближение познавательным стандартам естествознания: за эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего – физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.

4. Развитие через интеграцию научного знания: строить систему знания на основе извлечения ее элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук.

Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Являясь подсистемой более сложной системы – общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней. То, что вызывает развитие науки: потребности развития общества, материально-техническая база общества. Внутренние законы науки: преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых), чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции), сочетание процессов дифференциации и интеграции, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.

Функции современной науки: 1) культурно-мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры. 2) познавательно-объяснительная: осуществляет познание и объяснение устройств мира и законов его развития. 3) прогностическая: осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению.

 

Тема 6. Образование

Образование– один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, СМИ.

Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования – обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Функции образования: 1) экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деят-ти.

2) социальная – социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование – важнейший канал социальной мобильности.

3) культурная – использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.

Социально-экономический и политический строй, культурно- исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

Компоненты образования: совокупность образовательных стандартов и программ; органы управления образованием; сеть образовательных учреждений; комплекс принципов, определ-х функцион-я системы образ-я.

Сеть образовательных учреждений: ДОУ, общеобразовательные школы (гимназии), проф-технические учебные заведения (лицеи, колледжи), учреждения доп-го образования детей (дома школьников, творчества юных и т.д.), духовные учебные заведения (семинарии, академии, теологические факультеты), университеты, колледжи, технические школы; учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров; учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

Комплекс принципов, определяющих функционирования системы образования:

· Гуманистический характер образования.

· Приоритет общечеловеческих ценностей.

· Право личности на свободное развитие.

· Единство федерального образования на своеобразие образования нац-х и региональных культур.

· Общедоступность образования.

· Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых.

· Светский характер образования в государственных учреждениях.

· Свобода и плюрализм в образовании.

· Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Общие тенденции в развитии образования:

Демократизация системы образования: во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Рост продолжительности образования: современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.

Непрерывность образование: в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

Гуманизация образования: внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

Гуманитаризация образования: повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе – таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.

Интернационализация процесса образования: создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.

Компьютеризация процесса образования: использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

Технологический подход: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

Деятельностный подход: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

Ценностный подход: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная ч 1 вю до н.э. под словом «культура» понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в 18-нач 19 в. и обозначало эволюция человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, гос. устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т.е. культура – это то, что создал человек, а природа – то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле – процесс активной творческой деят-ти, входе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деят-ти – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура: связана с производством и освоением предметов и явлений матер-го мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.

Духовная культура: совокупность духовных ценностей и творческой деят-ти по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Деление культуры на матер-ю и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в матер-х носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т.д.). Понимая всю относительность различия между матер-й и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Основные функции культуры

1. Познавательная – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

2. Оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.

3. Регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деят-ти (нормы морали, права, поведения).

4. Информативная – осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

5. Коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей: развитие и совершенствование личности через общение.

6. Социализация – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Под духовной культурой общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деят-ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляют собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Структура духовной жизни общества: духовные потребности, духовная деят-ть духовное производство), духовные блага (ценности).

Духовные потребности представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности, ведут к социализации личности.

Духовная деят-ть – производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Цель воспроизводство общественного сознания в его целостности. Виды: наука, искусство, религия.

Духовные блага (ценности): идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное. Особенности: его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя; всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.