Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

2018-01-05 316
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

В процессе работы над темой решаю задачи:

Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

Определив направления в работе, приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к творчеству. Поэтому я глубже изучила различные виды народного творчества, прочитала специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. В развивающей среде группы появились: лесная поляна с "русской красавицей" - березкой, колодец, забор, подсолнух, куклы в русских костюмах, горница (комната русского быта). Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.

Как отмечал В.А. Сухомлинский, "сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап - инсценирование".

В работе использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, рассказываю сказки, побуждая детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрываю с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: "Веселое путешествие колобка", "Репка, репонька, вот какая крепенька","У козы рогатой чудные козлята", "Два медвежонка" (средняя группа). Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. Использую в работе с детьми практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа, я решила возродить с детьми старшего возраста забытые календарные праздники: Рождество (Святки), Масленицу (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Зародился обычай собираться, чтобы вместе читать потешки, прибаутки, небылицы, рассказывать сказки, играть в народные игры, петь русские песни, а то и отведать вкусной тыквенной каши из чугунка. Многие занятия завершаются чаепитием из самовара. Старших детей учу готовить блюда русской кухни. Сколько радости это приносит детям! Ввела в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают. Объясняю назначение и особенности колыбельной, помогаю заучивать текст. Обязательно отмечаем именины, непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания, какой-нибудь сюрприз, подарки, которые дети делают вместе со мной имениннику.

Особое внимание уделяю проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Не случайно важной частью моей работы стала организация семейного клуба "Посиделки", на заседаниях которых в непринужденной обстановке знакомлю родителей с различными видами русского народного творчества и методикой преподнесения ее детям.

В творческой обстановке проходят дискуссии, вечера вопросов и ответов, организуются выставки рисунков и поделок, ярмарки семейного творчества. Особенно ценно то, что в заседаниях клуба участвуют дети, что, конечно, же, способствует их сближению с родителями.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха провожу через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

В игре - драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Использую разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра, куклами би-ба-бо.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя задуманное осуществляю гибкое руководство, постоянно ориентируюсь на каждого ребенка: поощряю поиск, не оставляя без внимания ни одно высказывание, внимательно отношусь к ответам и рассуждениям. Воспитываю у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться ко мне с вопросом, за помощью или советом. Нередко занятия проводятся в достаточно свободной форме дети могут ходить, сидеть или стоять за столами, располагаться на ковре, максимально приблизившись к месту действия, например при чтении сказки, когда хочется получше рассмотреть иллюстрации. Тем самым создается эффект спокойной домашней атмосферы.

Учу детей усваивать способы изменения существительных: образование форм именительного и родительного падежа множественного числа, винительного падежа одушевленных существительных; форм глагольного словоизменения, способов выражения завершенности - незавершенности действия. Новые слова, способы словообразования дети усваивают главным образом как в дидактических играх ("В гостях у Матрены", "Матрешки приглашают к праздничному столу"), в творческих заданиях ("Догадайся, из какой сказки эти герои", "Назови ласково друга", "Молчанка"). Грамматическое оформление предложения дети учатся усваивать, составляя совместно со мной рассказ, загадывая и отгадывая загадки, в ходе игр - драматизаций, сюжетно-дидактических играх ("Почтальон принес загадки", "Путешествие по сказкам", "Ярмарка"), пластических этюдах, в творческих заданиях ("Придумай историю о том, как Красная Шапочка познакомилась с другом").

Начиная с младшей группы, подвожу детей к моделированию. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.

Обогащая словарь дошкольников, учу детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, четко произносить их, придумывать небольшие сказки по их сюжету. Пример составления загадки о зайчике:

Он маленький, как:, но не...

Он пушистый, как:, но не:

Он быстрый, как:, но не:

Он серенький, как:, но не:

Кто это?

Первые посещения горницы детьми младшего дошкольного возраста посвящаю знакомству с предметами быта, их названиями, способами действий с ними. Даю понятия о редко употребляемых народных словах, объясняю при этом их значение: чугунок, ухват. В старших - подчеркиваю историческую преемственность с современными аналогами: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа. На занятиях дети активны, так как им надо самим догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. Больное внимание уделяю сочетанию словесного и наглядного методов, используя сюжетные картинки, символы, а также народные приговорки и пестушки (при умывании, заплетании волос девочкам, перед сном, при пробуждении).

 

Суть моей методики: целенаправленная передача опыта речевого поведения, определенным образом систематизированного, где большое значение имеет совместный диалог воспитателя с детьми, включенный в совместную деятельность.

В группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту. По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Кошкин дом", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь", "Два медвежонка", "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Хаврошечка", "Царевна-лягушка"; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Звери в сказках", "В какой сказке герой", "Из какой сказки предмет".

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Анкета для родителей


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.