Ее космологический период развития — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Ее космологический период развития

2018-01-05 235
Ее космологический период развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Античнаяфилософия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Несмотря на длительность этого периода - около 1200 лет - есть веские основания рассматривать ее как единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.

При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.

В эволюции античной философии, на основе ее содержательного анализа, выделяются следующие взаимопроникающиеся, а порою накладывающиеся друг на друга, пять периодов:

1) космологический, с его онтологией и вытекающей из него гносеологией и этикой, называемый порою досократическим или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);

2) антропологический, представленный софистами, Сократом и сократическими школами (2-я пол. V-IV вв. до н.э.);

3) классический, связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);

4) эллинистический, связанный с возникновением и распространением эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, а также неоплатонизма (конец IV в. – I в. до н.э.);

5) римский, представленный философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом и философией позднеримского мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.).

Возникновение античной философии тесно связано с относительно высоким уровнем развития материального производства и с общим духовным скачком в VII-VI вв. до н.э. в Греции, который именуется «греческим чудом». Греческая философия выросла и развилась в благоприятных социокультурных условиях децентрализованной Греции на основе знаний, добытых не только в рамках древнегреческой, но и восточной культуры в предшествующие века.

Зарождение античной философии происходит на рубеже VII-VI вв. до н.э. в Ионии (западном побережье полуострова Малая Азия, заселенном греками и относившемся к Элладе). Ионийская философия представлена Милетской школой и Гераклитом.

Представителями Милетской школы были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Фалес начал преобразовывать мифологическое мировоззрение в философское, отвечающее духу времени. Он впервые в истории человеческой мысли ставит проблему начала мира с позиций нового, философского мировоззрения, опираясь при этом не только на миф, но и отправляясь от «чувственной видимости». Именно Фалес распространил ту форму всеобщности, которая была достигнута в житейской мудрости (пословицы и поговорки), в афоризмах или гномах, на мировоззренческое понимание человека и его социальности, а затем и природы.

У Фалеса впервые в истории человеческого мышления ставится проблема начала явлений материальной действительности с точки зрения ее понятийного осмысления. Все знания, по Фалесу, надо сводить к единой основе. Основой всего сущего признается вода, которая понимается как жидкость вообще, являющаяся не только началом, но и концом всего существующего.

Учеником Фалеса был Анаксимандр. Он сделал дальнейший шаг вперед по пути от конкретного к абстрактному, от чувственного к понятийному осмыслению “начал” реального бытия. Для Анаксимандра «начало и основа всего сущего – апейрон», который «не вода и не какая-либо другая так называемая стихия, но это какая-то неопределенная природа, из которой происходят все небеса и все пребывающие в них космосы». Из апейрона как единого выделяются противоположности. Из вечного и рождающего (апейрона) выделяются «начала» - противоположности сухого и влажного, теплого и холодного.

Анаксимен возвращается от абстрактного к конкретному, физическому, и берет в качестве первоначала всего сущего одну из четырех стихий - воздух. Он называет воздух беспредельным. Все многообразие стихий Анаксимен объясняет степенью сгущения воздуха. Душа также состоит из воздуха. Воздух, который обладает свойством бесконечности. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам.

Значительный вклад в развитие античного материализма и диалектики внес Гераклит Эфесский. Его учение явилось первым сознательным переходом от чувственного воззрения на мир к его понятийно-категориальному восприятию. В основу всего сущего Гераклит кладет материальное первоначало - огонь. Гераклит видел в огне не только то, что лежит в основе всего сущего, но и то, из чего все возникает и во что превращается: «Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля - воды (смертью)». Этот процесс цикличен и осуществляется как вверх, так и вниз, то есть происходит обратная трансформация всех стихий в огонь. Возникновение космоса Гераклит называет «путем вниз», «упорядочением» и «недостатком» огня, а гибель космоса называется им «путем вверх» и «избытком огня».

Гераклита можно считать основоположником учения о познании. По его мнению, «человек обладает двумя средствами познания истины: чувственным восприятием и логосом». Различая чувственное и рациональное познание, он полагал, что истина постигается умом, который познает сущность (логос) мира.

С именем Гераклита связано развитие диалектических взглядов в Древней Греции. Широкую известность получили его высказывания: «все течет и все изменяется», «нельзя войти в ту же реку дважды» и др. Диалектика Гераклита - это диалектика не идей, а диалектика космоса, который дан конкретно-наглядно, как единый в своей противоречивости образ-эйдос. Сутью гераклитовского учения является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни, в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Он утверждал, что борьба заканчивается тем, что противоположности соединяются и устанавливается их гармония.

Таким образом, ионийская философия поставила вопрос о едином начале, из которого возникают и в которое возвращаются все вещи, и решила этот вопрос на основе движения.

В конце VI в. до н.э. центр зарождающейся европейской философии перемещается из Ионии на побережье Южной Италии и Сицилии. Здесь возникает Пифагорейский союз, основателем которого стал Пифагор.

Помимо учения о бессмертии души, ее божественной природе и ее перевоплощениях он выдвинул идею о том, что все в мире есть число. Пифагор был первым, обозначившим космос, со всеми находящимися в нем вещами, как порядок, который устанавливается числом. Этот порядок доступен разуму, сознается им, что позволяет совершенно по-новому видеть мир. Процесс познания понимается как познание чисел, управляющих миром. Причем объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременную природу, то есть вечны.

В пифагорейской философии имеется учение о противоположностях, которое находится в прямой связи с теорией чисел. Число 10 рассматривается пифагорейцами как священное и поэтому указывалось 10 пар противопоставляемых «начал», противоположностей: предел - беспредельное, чет - нечет, единое - множество, правое - левое, мужское - женское, покоящееся - движущееся, прямое - кривое, свет - тьма, хорошее - дурное, квадрат - параллелограмм.

Их этих противоположностей строится все существующее, и само число рассматривается тоже как состоящее из противоположностей - чета и нечета. С представлением о противоположности предела и беспредельного связана космология ранних пифагорейцев.

Основными представителями элейской школы являются Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский. Значение элеатов в становлении античной философии состоит в том, что они первыми поставили вопрос о том, как можно мыслить бытие; благодаря им вопрос о соотношении мышления и бытия становится предметом рефлексии.

Основой философии элеатов стало учение Парменида. В противоположность Гераклиту, который утверждал, что все меняется, Парменид писал, что ничто не меняется. Основные характеристики бытия: оно вечно, едино, неизменно, неделимо, неподвижно. Под бытием понималось то, что находится за миром чувственных вещей и охватывается мыслью. «Думать и быть – это одно и то же, «бытие есть, небытия нет», - считал он. Ученик Парменида Зенон выдвинул доказательства против движения в защиту неподвижности бытия.

Если первые философы утверждают и прорицают, то начиная с Парменида, и особенно с Зенона, они уже аргументируют, пытаясь выделить общие положения, чтобы использовать их в своей диалектике.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.