Глава 2 выявление взаимосвязи удовлетворенности трудом с профессиональным выгоранием у медицинских работников — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 2 выявление взаимосвязи удовлетворенности трудом с профессиональным выгоранием у медицинских работников

2018-01-05 3109
Глава 2 выявление взаимосвязи удовлетворенности трудом с профессиональным выгоранием у медицинских работников 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Организация и методы исследования.

 

В исследовании принимали участие 30 медсестер ОАиР и 30 врачей ОАиР.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была проведена диагностика испытуемых по следующим методикам: опросник исследования «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)» [37], методика определения удовлетворенности трудом (А.В. Батрашев) [50].

Исследование состояло из следующих этапов:

1. Постановка цели и гипотезы исследования;

2. Поиск и выбор необходимых методик исследования;

3. Непосредственное проведение диагностического исследования;

4. Обработка и анализ полученных результатов.

Описание опросника исследования «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)» адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон.

Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений».

Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания. Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ: Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Описание методики определения удовлетворенности трудом (А.В. Батрашев).

Цель: Методика направлена на выявление уровня удовлетворенности трудом по следующим составляющим: интерес к выполняемой работе, достижения в профессиональной деятельности, взаимоотношения с коллегами и руководством, предпочтение выполняемой работы заработку, условия труда; определяется профессиональная ответственность работника и его уровень притязаний в профессиональной деятельности.

Тест состоит из тридцати двух вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенной таблице. Подсчет результатов идет с помощью ключа, в котором все утверждения разделены на блоки составляющих удовлетворенности труда.

Диагностика проводилась индивидуально с каждым испытуемым. Перед тем как начать работу с методиками, была создана ат­мосфера доверия между исследователем и участниками опроса. Каждый полу­чает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения. В ходе работы с опросником у обследуемого могут возникнуть уточняющие вопросы, на которые даются по­яснения. После подсчета результатов, данные были сообщены каждому обследуемому индивидуально, и было проведено разъяснение результатов.

Таким образом, выбранные методики отвечают целям и задачам эмпирического исследования, а описанную выборку можно считать репрезентативной, что дает основание считать, что полученные результаты являются достоверными, и требующими дальнейшего описания.

 

 

Анализ и интерпретация результатов исследования.

 

После обработки полученных результатов, данные по исследованию эмоционального выгорания мед работников были представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Результаты исследования эмоционального выгорания у медработников ОАиР

Выборка Эмоциональное истощение Деперсонализация Профессиональная успешность
Врачи, m 23,9 13,9 30,5
% 44,2 46,3 63,5
Медсестры, m   17,2 30,4
% 51,8 57,3 63,3

 

На основе полученных данных таблицы 2.1 – можно сделать вывод о том, что наиболее выраженной шкалой у врачей является «Профессиональная успешность», которая набрал 63,5 %. Второе место по значимости занимает шкала «Деперсонализация» – 46,3%. Менее всего выражена шкала «Эмоциональное истощение» – 44,2%. Но согласно тестовым нормам, можно сказать, что показатели имеют среднюю выраженность по всем шкалам методики.

У медсестер характера распределения результатов имеет схожий вид, так наиболее выраженной шкалой у медсестер является «Профессиональная успешность», которая набрал 63,3 %. Второе место по значимости занимает шкала «Деперсонализация» – 57,3 %. Менее всего выражена шкала «Эмоциональное истощение» – 51,8 %. Но согласно тестовым нормам, можно сказать, что показатели имеют среднюю выраженность по всем шкалам методики.

Для большей наглядности на основе результатов таблицы 2.1 ниже представим данные в графическом виде (рис. 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Результаты исследования эмоционального выгорания у медработников ОАиР

 

Как видно из графика, медсестры подвержены более сильному эмоциональному выгоранию, так по шкале «Эмоциональное истощение» они набрали 51,8%, а врачи 44,2%. По шкале «Деперсонализация» разница составила 11 %, что также свидетельствует о ее больше выраженности у медсестер. Деперсонализация сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т.п.

Обе выборки имеют наиболее выраженным показателем профессиональной успешности, но имеют средний уровень согласно нормам, поэтому это может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Далее рассмотрим результаты исследования удовлетворенности трудом у медработников (табл. 2.2).

Таблица 2.2 – Результаты исследования удовлетворенности трудом у медработников ОАиР

Выборка Интерес к работе Удовлетворенность достижениями в работе Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством Уровень притязаний в профессиональной деятельности Предпочтение выполняемой работы высокому заработку Удовлетворенность условиями труда Профессиональная ответственность Общая УТ
Врачи 4,6 4,5 5,4 3,7 3,7 2,2 2,6 4,4 31,1
Медсестры 4,6 4,2 5,1 2,5 3,4 2,2 2,9 4,9 29,8

 

На основе полученных данных таблицы 2.1 – можно сделать вывод о том, что наиболее выраженной шкалой у врачей является «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками», которая набрал 5,4 балла. Далее по значимости идут такие шкалы как: «Интерес к работе» – 4,6 балла, «Удовлетворенность достижениями в работе» – 4,5, «Профессиональная ответственность» – 4,4.

Следующими идут такие шкалы как: «Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством» – 3,7, «Уровень притязаний в профессиональной деятельности» – 3,7.

Менее всего выражены такие шкалы: «Удовлетворенность условиями труда» – 2,6, «Предпочтение выполняемой работы высокому заработку» – 2,2 балла.

У медсестер распределение результатов имеет схожий характер, так наиболее выраженной шкалой у медсестер является «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками», которая набрал 5,1 балла. Далее по значимости идут такие шкалы как: «Профессиональная ответственность» – 4,9, «Интерес к работе» – 4,6 балла, «Удовлетворенность достижениями в работе» – 4,2.

Следующими идут такие шкалы как: «Уровень притязаний в профессиональной деятельности» – 3,4.

Менее всего выражены такие шкалы: «Удовлетворенность условиями труда» – 2,9, «Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством» – 2,5, «Предпочтение выполняемой работы высокому заработку» – 2,2 балла.

Для большей наглядности на основе результатов таблицы 2.2 ниже представим данные в графическом виде (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 – Результаты исследования удовлетворенности трудом у медработников ОАиР

 

Как видно на графике (рис. 2.2) результаты врачей и медсестер имеют схожий характер. Основное различие можно видеть по показателю «удовлетворенность взаимоотношением с руководством». То есть у врачей взаимоотношение имеет более высокий показатель, нежели чем у медсестер.

Далее необходимо рассмотреть общий показатель удовлетворенности трудом УТ. У врачей данный показатель набрал 31,1 балл (86,4%), а у медсестер 29,8 (82,7%).

Так как высокий уровень УТ характеризуется диапазоном свыше 56%, то можно отнести полученные показатели у мед. работников к высокому уровню удовлетворенности трудом.

Далее подвергнем результаты, статистической обработке данных с помощью компьютерной программы Windows Statistica 8.0.

Перед проведением статистического анализа первичные эмпирические данные выборочно по изучаемым признакам были подвергнуты проверке на нормальность распределение, реализованного в системе STATISTICA 8.0. Результаты данной проверки показало, что выборочное распределение признаков не удовлетворяют условию нормальности, исходя из чего, нами использовался непараметрический критерий Спирмена.

Метод ранговой корреляция Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Степень, сила или теснота корреляционной связи определяется по величине коэффициента корреляции. Сила связи не зависит от ее направленности и определяется по абсолютному значению коэффициента корреляции. Максимальное возможное абсолютное значение коэффициента корреляции r=1,00; минимальное r=0.

Используется две системы классификации корреляционных связей по их силе: общая и частная. В данном исследовании будет использоваться общая система классификации. Общая классификация корреляционных связей (по Ивантер Э.В., Коросову А.В., 1992)[45, с. 204]:

1. cильная, или тесная при r>0,70

2. средняя при 0,50<r<0,69

3. умеренная при 0,30<r<0,49

4. слабая при 0,20<r<0,29

5. очень слабая при r<0,19

В итоге степень значимости различий признаков определяет – уровень значимости (p). Уровень значимости – это такое (достаточно малое) значение вероятности события, при котором событие уже можно считать неслучайным.

Ниже приводятся таблицы только со значимыми взаимосвязями, первичные же таблицы со всеми данными представлены в приложении.

Таблица 2.3 - Результаты корреляционного анализа (врачи)

Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet1) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000
Pair of Variables Шкалы методик Valid N Кол-во Spearman R Коэф. корреляции p-level Уровень значимости
Var3(Профессиональная успешность)&Var6(Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками)   0,389480 0,033383

 

Итак, видно, что были обнаружена следующая значимая корреляционная связь: между шкалой «Профессиональная успешность» и шкалой «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками», была обнаружена положительная корреляционная связь (r=0,38, при p<0,05), это значит, что чем выше удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, тем выше профессиональная успешность у врачей.

Далее представим результаты мат. обработки по данным второй выборки, а именно медсестер.

Таблица 2.4 - Результаты корреляционного анализа (медсестры)

Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet1) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000
Pair of Variables Шкалы методик Valid N Кол-во Spearman R Коэф. корреляции p-level Уровень значимости
Var1(Эмоциональное истощение)& Var4 (Интерес к работе)   -0,597273 0,000493
Var1(Эмоциональное истощение)& Var5 (Удовлетворенность достижениями в работе)   -0,394137 0,031150
Var1(Эмоциональное истощение)& Var7 (Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством)   -0,441974 0,014471
Var1(Эмоциональное истощение)& Var10 (Удовлетворенность условиями труда)   -0,380300 0,038163
Var2(Деперсонализация)& Var6 (Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками)   -0,441273 0,014646
Var2(Деперсонализация)& Var8 (Уровень притязаний в профессиональной деятельности)   -0,408451 0,025034
Var3(Профессиональная успешность)& Var4 (Интерес к работе)   0,389919 0,033167

 

Итак, видно, что были обнаружены следующие значимые корреляционные связи:

1. Между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Интерес к работе», была обнаружена отрицательная корреляционная связь (r=-0,59, при p<0,05), это значит, что чем выше интерес к работе, тем ниже эмоциональное истощение у медсестер;

2. Между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Удовлетворенность достижениями в работе», была обнаружена отрицательная корреляционная связь (r=-0,39, при p<0,05), это значит, что чем выше удовлетворенность достижениями в работе, тем ниже эмоциональное истощение у медсестер;

3. Между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством», была обнаружена отрицательная корреляционная связь (r=-0,44, при p<0,05), это значит, что чем выше удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, тем ниже эмоциональное истощение у медсестер;

4. Между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Удовлетворенность условиями труда», была обнаружена отрицательная корреляционная связь (r=-0,38, при p<0,05), это значит, что чем выше удовлетворенность условиями труда, тем ниже эмоциональное истощение у медсестер;

5. Между шкалой «Деперсонализация» и шкалой «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками», была обнаружена отрицательная корреляционная связь (r=-0,44, при p<0,05), это значит, что чем выше удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, тем ниже деперсонализация у медсестер;

6. Между шкалой «Деперсонализация» и шкалой «Уровень притязаний в профессиональной деятельности», была обнаружена отрицательная корреляционная связь (r=-0,40, при p<0,05), это значит, что чем выше удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, тем ниже деперсонализация у медсестер;

7. Между шкалой «Профессиональная успешность» и шкалой «Интерес к работе», была обнаружена отрицательная корреляционная связь (r=-0,38, при p<0,05), это значит, что чем выше удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, тем ниже деперсонализация у медсестер.

Таким образом, из результатов проведения математической обработки данных, были обнаружены значимые корреляционные взаимосвязи, следовательно, гипотеза исследования была подтверждена статистическим путем.

 

 

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у медицинского персонала клинической больницы.

 

На основе полученных данных были разработаны следующие рекомендации:

1) Необходимая личностная психологическая подготовка медработника формирование стрессоустойчивости профессионала и навыков высокоэффективного профессионального копинг-поведения и управления эмоциональным состоянием.

2) При проведении мероприятий необходимо учитывать стадию и выраженность симптомов профессионального «выгорания» и включать разнообразные методы и техники, воздействующие на познавательные, эмоциональные и поведенческие структуры личности.

3) Наряду с индивидуальной работой возможно использование различных форм групповой работы и применение данных методов для каждой стадии профессионального «выгорания» в соответствие с его развитием.

4) Способствовать развитию адекватной самооценки медицинского работника, развивать коммуникативные умения, развивать положительное эмоциональное отношение к своей профессиональной деятельности, развивать положительное эмоциональное отношение к субъектам своей профессиональной деятельности (пациентам), создавать условия передачи профессионального и творческого опыта между коллегами, развивать стремление к профессиональному росту, работать над изменением форм эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях.

5) Целесообразно использовать методы таких психологических направлений как психодрама, гештальт-терапия и трансактный анализ, а также метод психодрамы, разработанный Я. Морено.

6) Целесообразно проведение тренингов по развитию ассертивности. При этом участники групповой работы обучаются эффективным формам коммуникации, происходит отработка проблемных ситуаций в общении. Развитие положительного эмоционального отношения к профессиональной деятельности. Работа с отрицательными эмоциями (выявление и навык распознавания причин, изменение вектора и насыщенности отрицательных эмоций, выработка навыков управления отрицательными эмоциями и агрессией). А также работа с положительными эмоциями (выявление факторов и способов достижения положительного эмоционального состояния) В ходе групповых занятий возможно применение отдельных элементов гештальт-техник и методов трансактного анализа. При этом педагоги обучаются саморегуляции текущего психического состояния, таким как: релаксация, медитация, дыхательные упражнения. Использование элементов аутотренинга как способа саморегуляции положительно влияет на психическое состояние, мышечное напряжение и нервную систему. Овладение навыками саморегуляции придает уверенность и укрепляет веру в свои возможности. На этой стадии желательно информирование о причинах и факторах формирования эмоционального выгорания, способах конструктивного совладания в стрессовых ситуациях.

7) Посещение группы встреч, данная форма групповой работы широко используется и в целях стимулирования процессов личностного роста. Перенос навыков и ценностей внеролевого общения, полученных в ходе тренинговых занятий, в сферу каждодневных коммуникаций является одним из внутренних психологических ресурсов человека, его общей психологической культуры, эффекты которой проявляются, прежде всего, в обращении человека к новым сторонам личности, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии. Группа встреч используется как средство при решении различных коммуникативных проблем, связанных с преодолением конфликтов. Опыт внеролевого общения ведет к разрушению деструктивных коммуникативных стереотипов и, следовательно, к более непредвзятому и непосредственному восприятию, более глубокому и неискаженному пониманию членами группы самих себя.

При этом расширяется сфера осознания человеком самого себя. Появляется тенденция уделять своим отношениям с другими людьми столько же внимания, сколько содержанию общения (в том числе, делового). Возникает стремление принимать и реализовывать нестандартные, творческие идеи. Более вероятными оказываются конструктивные решения межличностных разногласий и проблем. Повышается самооценка. Усиливаются чувства эмпатии и близости по отношению к другим людям и окружающему миру в целом. Изменения общения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми.

В целом для успешной профилактики симптома эмоционального выгорания, независимо от профиля деятельности медицинского работника необходимо создание условий карьерного консультирования и профессионального супервизорства медработников. Также целесообразно вырабатывать навыки взаимопомощи и помочь обрести большую уверенность в своей профессиональной состоятельности. Наряду со специализированными средствами психологического воздействия целесообразно включать и универсальные, направленные на саморегуляцию текущего психического состояния медработников, достигших различных стадий синдрома профессионального «выгорания» и снятие негативных последствий стрессовых состояний, например с помощью посещения «комнаты психологической разгрузки». При этом могут быть использованы следующие техники: медитация, визуализация, снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляция эмоциональных состояний в деятельности медработника, способы регуляции психофизиологического состояния.

 


ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

1. Наиболее выраженным показателем при исследовании эмоционального выгорания у врачей и медсестер является «Редукция личных достижений».

2. При исследовании удовлетворенности трудом выяснилось, что наиболее выраженной шкалой у врачей является «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» и такие шкалы как: «Интерес к работе», «Удовлетворенность достижениями в работе», «Профессиональная ответственность».

3. У медсестер распределение результатов имеет схожий характер, так наиболее выраженной шкалой у медсестер является «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками». Далее по значимости идут такие шкалы как: «Профессиональная ответственность», «Интерес к работе», «Удовлетворенность достижениями в работе».

4. На основе данных математической статистики проведенных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмен, можно констатировать, что были обнаружены такие значимые связи: у врачей между шкалой «Профессиональная успешность» и шкалой «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками». У медсестер значимых взаимосвязей было обнаружено гораздо больше, а именно: между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Интерес к работе»; между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Удовлетворенность достижениями в работе; между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством»; между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Удовлетворенность условиями труда; между шкалой «Деперсонализация» и шкалой «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками»; между шкалой «Деперсонализация» и шкалой «Уровень притязаний в профессиональной деятельности»; между шкалой «Профессиональная успешность» и шкалой «Интерес к работе».

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении приведем ключевые моменты работы.

Удовлетворенность трудом – эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется. Совокупность взаимосвязанных частных удовлетворенностей (удовлетворенность условиями труда, удовлетворенность организацией труда, продуктивностью труда работников и т. д.), результирующей которых является общая удовлетворенность.

На удовлетворенность трудом влияют следующие психологические факторы: эмоциональный комфорт; одухотворенность; уверенность в будущем; взаимопонимание и взаимовыручка в коллективе; поощрение и благодарность руководства; повышение знаний и усовершенствование своих профессиональных навыков.

Профессиональное выгорание у представителей помогающих профессий представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения. Несмотря на относительную стабильность данного синдрома, организация соответствующей профессиональной среды и использования сотрудниками индивидуальных стратегий «восполнения внутренних ресурсов», способны оказать существенное корректирующее воздействие.

Из эмпирической части исследования, было выяснено, что наиболее выраженным показателем при исследования эмоционального выгорания у врачей и медсестер является «Редукция личных достижений».

При исследовании удовлетворенности трудом выяснилось, что наиболее выраженной шкалой у врачей является «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» и такие шкалы как: «Интерес к работе», «Удовлетворенность достижениями в работе», «Профессиональная ответственность».

У медсестер распределение результатов имеет схожий характер, так наиболее выраженной шкалой у медсестер является «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками». Далее по значимости идут такие шкалы как: «Профессиональная ответственность», «Интерес к работе», «Удовлетворенность достижениями в работе».

На основе данных математической статистики проведенных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмен, можно констатировать, что были обнаружены такие значимые связи: у врачей между шкалой «Профессиональная успешность» и шкалой «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками». У медсестер значимых взаимосвязей было обнаружено гораздо больше, а именно: между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Интерес к работе»; между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Удовлетворенность достижениями в работе; между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством»; между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Удовлетворенность условиями труда; между шкалой «Деперсонализация» и шкалой «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками»; между шкалой «Деперсонализация» и шкалой «Уровень притязаний в профессиональной деятельности»; между шкалой «Профессиональная успешность» и шкалой «Интерес к работе».

Предупреждение эмоционального выгорания предусматривает следующие направления:

· обучение эффективным стилям коммуникации и методам разрешения конфликтных ситуаций;

· обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;

· умение разделить с пациентом ответственность за результат;

· хороший климат внутри коллектива, ощущение адекватной эмоциональной поддержки коллег и администрации, чувство защищенности, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе;

· развитие других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;

· поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания.

Таким образом, в данной дипломной работе был осуществлен теоретический анализ по теме дипломной работы, а именно «Взаимосвязь удовлетворенности трудом с профессиональным выгоранием у медицинского персонала»; было осуществлено эмпирическое исследование; были проанализированы результаты, полученные в ходе диагностического исследования, сделаны соответствующие выводы.

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что задачи и цель дипломной работы, поставленные в её начале, были успешно достигнуты. А гипотеза нашла свое подтверждение в эмпирической части исследования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Акиндинова, И.А., Баканова, А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И. А. Акиндинова, А. А. Баканова // Педагогические вести. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 25. – С. 32-38.

2. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. / А.Анастази, С. Урбина. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 688 с.

3. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – Санкт-Петербург: 2004.

4. Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие / В.В. Бойко. – Санкт-Петербург: Питер, 1997. – 172 с.

5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Издательский дом «Филинъ», 1996. – 154 с.

6. Бубнова, И.А. Стресс: источники возникновения и стратегии преодоления (личностный аспект) / И.А. Бубнова // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. Тр. / Отв. ред. Л.А. Пергаменщик. – Мн.; НИО, 1999. – с. 52-61.

7. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 520 с.

8. Бусовикова О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 с.

9. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – Москва: Изд-во МГУ, 1984.

10. Винокур, В.А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях. [Электронный ресурс] / В.А. Винокур // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru.

11. Влах, Н.И. Профилактика невротических и психосоматических расстройств у предпринимателей / Н.И. Влах // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2011. – № 1. – С. 23-27.

12. Влах, Н.И. Психопатологические расстройства у предпринимателей. Психические расстройства в общей медицине / Н.И. Влах. – 2011. № 3–4. – С. 28–30.

13. Влах, Н.И. Эмоциональное выгорание у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2015. – Т. 8, № 1. – С. 96-103.

14. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер. – 2009. – 336 c.

15. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – СПб.: 2002. – 496 с.

16. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во Спб. ун-та, 1997. – С.143-156.

17. Елдышова, О.А. Профессиональное выгорание в помогающих профессиях. //Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Международная конференция детских телефонов доверия 17–18 ноября 2006 г.: Сборник статей выступлений / О.А. Елдышова. – Москва, 2006. – С. 38-41.

18. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: пособие /Ф.И. Иващенко. – Минск: «ФУАинформ», 2003. – 138 с.

19. Игумнов, С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы / С.А. Игумнов. – Мн.: ИП Колас, 2004. – 76 с.

20. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – Санкт-Петербург: Питер. 2002. – 464 с.

21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер. 2002. – 752 с.

22. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – Москва, издательство «Наука», 1983.

23. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 612 с.

24. Ковалёв, В.И., Дружинин, В.Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной деятельной подготовки / В.И.Ковалёв, В.Н. Дружинин //Психологический журнал. - 1982. – №6. – Т. 3. – С. 35-44.

25. Климов, Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е.А. Климов. – М.: 2003. – 456 с.

26. Левина, И.Л. Сравнительная оценка качества жизни разных профессиональных групп / И.Л. Левина, Н.В. Крутилова, Д.В. Пестерева // Вестник Кузбасского научного центра. – Вып. 19. «Достижения медицинской науки – практическому здравоохранению». – Кемерово, 2014. – С. 72–74.

27. Маклеланд, Д. Мотивация человека / Д. Маклеланд. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.

28. Мальцева, Н.В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя [Текст]: Дис.канд.псих.наук./ Н.В. Мальцева Екатеринбург. 2005. – 320 c.

29. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность / А. Маслоу; Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина и др. – 3-е изд. – СПб..: Питер, 2003. – 351 с.

30. Милакова, В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук / В.В. Милакова. – Астрахань: Астрахан. гос. ун-т, 2007. – 23 с.

31. Молчанова, Л.Н. Система регуляции состояния психического выгорания: на примере представителей профессий помогающего типа: автореф. дис. …. д-ра психол.наук / Л.Н. Молчанова. – Москва: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова, 2012. – 46 с.

32. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А.Д. Наследов. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 392 с.

33. Орёл В.Е. Феномен «психического выгорания»: теория, проблемы диагностика // Орел, В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. …д-ра пс. н. / В. Е. Орел. – Ярославль, 2005. – 51 с.

34. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования / В.Е. Орел //Психологический журнал. – 2001. – №1. – С. 16-21.

35. Осипова, И.В. Психосоциальные факторы и профессиональный стресс у мужчин трудоспособного возраста / И.В. Осипова, О.И. Антропова, Н.В. Пырикова и др. // Сибирский медицинский журнал (Томск). – 2011. – Т. 26. – № 4. – С. 162-166.

36. Пашук, Н.С. Личностные черты как детерминанты возникновения и развития феномена «психического выгорания» у преподавателей вузов / Н.С. Пашук // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 19 – 24.

37. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 – е изд., испр. и доп. – Москва: Политиздат, 1990. – 494 с.

38. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2004. – 672с.

39. Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 92-97.

40. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.

41. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал, 2002. – том 23. – № 3. – С. 19-24.

42. Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис. … канд. психол. наук / А.А. Рукавишников. – Ярославль, 2001

43. Саблина, Т.А. Профессиональное выгорание и трудовая мотивация медицинских сестер / Т.А. Саблина, Т.В. Бутенко // Сестринское дело. – 2010. – № 7. – С. 14-17.

44. Самоукина, Н.В. Карьера без стресса / Н.В. Самоукина. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 120 с.

45. Селье, Г. Психофизиология стресса / Г. Селье. – Москва: Медицина, 1991. – 317 с.

46. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 350 с., ил.

47. Сорокоумова, С.Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 186-190.

48. Стратегии психологического преодоления кризисных событий жизненного пути. Учебно-метод. Пособие. С.С. Гончарова, Л.А. Пергаменщик. Мн.: БГПУ, 2007. – 90 с

49. Толочек, В.А. Современная психология труда: Учебное пособие / В.А. Толочек. – СПб: Питер, 2005. – 479 с.

50. Трунов, Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. – 1998. – № 8. – С. 84-89.

51. Урбанович, А.А. Психология кризисов социальной идентичности личности: Монография. – Минск, Академия МВД Республики Беларусь, 2005. – 228 с.

52. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

53. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб.: Питер, 2004. – 712 с.

54. Хецберг, Ф. Мотивация к работе / Ф. Хецберг. – М.: Вершина, 2007. – 240 с.

55.. Ядов В.А., Киссель А.А. Удовлетворенность работой: Анализ


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.