Подходы и методы развития координационных способностей — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Подходы и методы развития координационных способностей

2018-01-05 963
Подходы и методы развития координационных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Способность точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений развивается, прежде всего, при систематическом применении обще- и специально-подготовительных координационных упражнений, подходов и методов развития специальных координационных способностей.

Для развития координационных способностей применяются различные методы. По признакам стандартизации или варьирования воздействий выделяют методы стандартно - повторного упражнения и методы вариативного упражнения.

Методы стандартно-повторного упражнения используются для развития координационных способностей при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий. Так как овладеть новыми двигательными действиями можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях.

Методы вариативного упражнения, по мнению большинства практиков и исследователей, являются главными методами развития координационных способностей. Эти методы можно представить в двух основных вариантах: как методы строго и частично регламентированного варьирования.

Методы строго регламентированного варьирования можно разделить на три группы методических приемов: [31]

- первая группа подразумевает строго регламентированное варьирование отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия. Для развития координационных способностей первой группы методических приемов используются упражнения с изменением: направления движений, силовых компонентов, скорости или темпа движений, исходных и конечных положений при выполнении общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, пространственных границ, в которых выполняются упражнения, способы выполнения действия;

- вторая группа способствует развитию координационных способностей при выполнении первичных двигательных действий в непривычных сочетаниях. Применяются упражнения: с усложнением первичного действия добавочными движениями, включающими комбинированные двигательные действия в непривычных сочетаниях; с «зеркальным» выполнением движений;

- третья группа методических приемов требует введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования. При этом используются упражнения: с введением различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий; с усложнением координационных движений действиями типа жонглирования; с выполнением освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата; на совершенствование в технике двигательных действий после соответствующей физической нагрузки или на фоне утомления; в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль; с введением заранее точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх.

Методы частично регламентированного варьирования также можно разделить на несколько методических приемов для развития координационных способностей. Для этого используются упражнения:

- связанные с варьированием использования обычных условий естественной среды, непривычных снарядов, инвентаря, оборудования;

- направленные на осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических действий в условиях, частично регламентирующих взаимодействия соперников или партнёров;

- игрового варьирования с использованием игрового и соревновательного методов. [24]

Отметим, что эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающих выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающий должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Также для воспитания координационных способностей применяется соревновательный метод - способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Соревновательный метод позволяет: [21]

- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

- содействовать воспитанию волевых качеств.

Отметим, что для повышения эффективности педагогического воздействия используют методологические подходы, направленные на совершенствование этих способностей. Методы развития координационных способностей основаны на системном выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий или отдельных движений.

Также для развития координационных способностей применяют аналитические задания, которые подразделяют на:

- избирательные - на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования преимущественно одного какого-либо параметра движения (пространственного, временного или силового);

- систематические - на точность управления двигательными действиями в целом.

Однако разделение это условно, так как точность воспроизведения и оценки пространственного параметра изолированно от точности воспроизведения, оценки временного или силового признака движения не встречается. В реальном процессе управления и регулирования движением эти виды точности всегда выступают в органическом единстве. Поэтому, хотя и возможно преимущественное дифференцированное воздействие на улучшение точности одного какого-либо параметра движения, обязательной является установка на достижение точности выполнения двигательного действия в целом.

Таким образом, при развитии координационных способностей решаются как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления различными видами двигательных действий, которые рассмотрены нами ранее.

Так способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в младшем школьном возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро да­ет заметный положительный результат. Введение элемента соревнований в игровой метод создает высокий эмоциональный фон, и побуж­дает детей делать задания быстрее и точнее. Для воспитания способности к реагированию применяют:

- свободный бег с дополнительными заданиями, бег с внезапными остановками, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствий;

- бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа и тому подобное);

- интенсивность движения, ее изменение: ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный;

- упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности.

Способность к равновесию, как упоминалось ранее, может быть статической и динамической.

Для развития способности к динамическому равновесию полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся кувырки, перевороты, повороты или комбинации этих упражнений.

Упражнения, направленные на развитие статокинетической устойчивости, называют «упражнениями на равновесие». Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие. Используются упражнения: [2]

- с балансированием в позах, отличающихся невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела;

- с сохранением позы тела в статических положениях и в сочетании с перемещением человека на повышенной, на уменьшенной подвижной наклонной опоре, затрудняющей сохранение равновесия;

- с сохранением статической или динамической устойчивости в условиях дополнительных помех.

Отметим, что в настоящее время применяются активный, пассивный и комбинированный методы тренировки статокинетической устойчивости. При активном методе занимающийся многократно выполняет специальные упражнения, направленные на адекватное раздражение вестибулярного аппарата, пассивный метод предполагает использование специальных приспособлений.

В работе с младшими школьниками важно, чтобы в процессе занятий не возникало перераздражение вестибулярного аппарата, особенно у детей, обладающих повышенной возбудимостью, потому что это может вызвать у них отрицательные эмоции и нежелание заниматься.

Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.

Основой совершенствования способности к динамическому равнове­сию является адаптация к различным внешним условиям. К важным сред­ствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.

Необходимо отметить, что упражнения на равновесие следует включать во все части урока, их целесообразно чередовать с другими упражнениями.

Способность дифференцировать отдельные признаки движений (направление, амплитуду, время, темп, скорость, интенсивность мышечных усилий и других характеристик) во многом зависит от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и мышечно-двигательных ощущений или, способности к кинетическому различению. Кинестезию называют также «мышечным чувством». [29]

В процессе совершенствования этой способности формируются такие восприятия и представления как «чувство пространства», «чувство времени», «чувство развиваемых усилий».

При воспитании точности движений используется метод "контраст­ных" заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних. Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение.

В процессе развития у детей пространственной точности мета­тельных движений, при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную. Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередо­вании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии.

Развитию у детей способности точно реагировать на величину си­ловых усилий, содействуют упражнения, имеющие предметно обозначен­ную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости и так далее.

Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки примене­ния изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях.

При воспитании дифференцировки временных интервалов использу­ют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигна­лами, учитель обучает детей выполнять упражнения в определен­ном темпе.

Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обу­чении выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе, фор­мирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания: [8]

- коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту;

- выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром тем­пе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное);

- ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе);

прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков – быстро, 8 –медленно) и другие.

При развитии способности дифференцировать различные парамет­ры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, сближаемые и контрастные задания.

У детей в младшем школьном возрасте наиболее заметно развивается точность активного воспроизведения угловых смещений в локтевом суставе, что позволяет развивать чувство дистанции и чувство планки. Также в 8-10 лет интенсивно возрастает способность оценивать вес предметов. Упражнения на развитее этих качеств должны включаться в уроки с младшими школьниками.

Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемые в различных временных и пространствен­ных соотношениях. Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.

Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).

Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща, и их движения четко согласуются с музы­кой.

В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.

По нашему мнению, при осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей, юные спортсмены значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями:

- на более высоком качественном уровне усваивают новое и легче перестраивают старые тренировочные программы;

- быстрее продвигаются к высотам спортивного мастерства и дольше остаются в большом спорте;

- успешнее совершенствуют спортивную технику и тактику;

- легче справляются с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах;

- приобретают умение рационально и экономно расходовать свои энергетические ресурсы;

- постоянно пополняют свой двигательный опыт;

- испытывают радость и удовольствие от постоянного овладения новыми и разнообразными видами физических упражнений.

Необходимо отметить, что перечисленные методические приемы и упражнения не могут являться наиболее эффективными в развитии и совершенствовании всех координационных способностей. Ряд приемов и упражнений эффективны в одних условиях, другие в иных. Это зависит от решаемых задач. Важно, однако, в течение всего обучения координационными способностями обеспечивать всестороннее и целенаправленное применение указанных методов. [12]

 

Резюме по первой главе

 

 

Проведенный анализ теоретических аспектов развития двигательных координационных способностей у детей по средствам баскетбола позволяет сделать следующий вывод:

По нашему мнению, координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей.

Сущность воспитания координационных способностей заключается в следующем:

- развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям;

- координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии;

- координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использова­ния.

По нашему мнению, координационные способности следует классифицировать по трем основным группам: специальные, специфические и общие. Необходимо отметить, что значимость координационных способностей в каждом виде деятельности будет различной.

Мы считаем, что основным средством воспитания координационных способностей у детей являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны.

Младший школьный возраст – благоприятный период для развития всех координационных способностей. Однако, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Так как в разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей.

Таким образом, эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества.

По нашему мнению, основными методами для развития координационных способностей можно считать методы стандартно - повторного упражнения и методы вариативного упражнения.

Методы стандартно-повторного упражнения используются для развития координационных способностей при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий. Так как овладеть новыми двигательными действиями можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях.

Методы вариативного упражнения, по мнению большинства практиков и исследователей, являются главными методами развития координационных способностей. Эти методы можно представить в двух основных вариантах: как методы строго и частично регламентированного варьирования.

Необходимо отметить, что для развития координационных способностей можно применять и различные упражнения, направленные на развитие данных способностей. Однако необходимо помнить, что ряд приемов и упражнений эффективны в одних условиях, другие в иных. Это зависит от решаемых задач. Важно, однако, в течение всего обучения координационными способностями обеспечивать всестороннее и целенаправленное применение указанных методов. Так как при осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей юные спортсмены значительно быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями, а это основная база для успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям.

Таким образом, подобранные методические приемы начального обучения младших школьников баскетболу, содержащие набор специальных координационных упражнений с учетом решаемых задач, для формирования основных двигательных навыков, с учетом их возрастных особенностей, качественно повысят уровень координационных способностей детей.

Для подтверждения данной гипотезы, выдвинутой нами в выпускной квалификационной работе, проведем исследование.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.