Возрастные особенности детей занимающихся баскетболом — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Возрастные особенности детей занимающихся баскетболом

2018-01-05 815
Возрастные особенности детей занимающихся баскетболом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Отметим, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития координационных способностей. Однако для применения рациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.

Возрастные особенности детского организма в том, что в ходе роста и раз­вития строение и функции всех органов и систем непрерывно совершен­ствуются.

Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической (статическая сила – нет движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устой­чива. [18]

Укрепление мышц ног, удерживающих в правильном положении продольный и поперечный своды стопы, очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактика плоскостопия. Части стопы окостеневают только лишь к 15 - 16 годам.

Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 - 16 го­дам.

Таким образом, детям младшего школьного возраста нельзя выпол­нять прыжки на жесткий грунт с высоты более 80 см., а также длите­льное время выполнять упражнения сидя.

Отметим, что в младшем школьном возрасте все реакции приспособления требуют активной работы мозга, особенно высших отделов – коры больших полушарий. Моторная зона коры в основном сформирована к 4 годам, а ассоциативная зона созревает к 7-8 годам лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков. Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процес­сов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все координационные способности. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов. [7]

Детям младшего школьного возраста рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба, бег, лазанье по наклонной поставленной ска­мейке, гимнастической стенке, лестнице, перелазание через препят­ствие высотой до 1 м, бросание и ловля мячей, метание в цель, переноска набивных мячей, упражнения в равновесии, прыжки (в длину, в высоту до 80 см). А также акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойка на лопатках.

В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы. С 6 лет начинают доминировать речевые сигналы, поэтому при обучении детей этого воз­раста нужно пользоваться методами показа и рассказа. Объяснить дос­тупные упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий, указыванию на то, как их вы­полнять, показ следует сопровождать образным рассказом, акценти­руя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изу­чаемого упражнения. Дети склонны к подражанию, поэтому, обучая их целесообразно пользоваться методом имитации.

Младший школьный возраст – это время качественной перестройки зрительной, слуховой, тактильной сенсорных систем, но в этом возрасте они еще не достигают уровня развития взрослого человека. Исходя из этого, изучаемые детьми упражнения должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть продолжительными, необходимы короткие паузы для отдыха, так как дети склонны быстро уставать. У них двигательные навыки формируются медленнее и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем слож­нее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкооб­разного становления двигательных навыков. Для быстрейшего станов­ления двигательных навыков, необходимо изучаемое упражнение повто­рять несколько раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения.

Дети младшего школьного возраста любят играть, склонны к фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры.

Рядом ученых-исследователей (Е. Я. Бондаревский, О. П. Панфилов, В. С. Гурфинкель, В. И. Лях), проведены исследования по выявлению наиболее чувствительных (сенситивных) периодов в развитии координационных способностей у школьников. Исследования показали, что координационные способности (в том числе и равновесие, как вид координационных способностей) в определенные возрастные периоды более чувствительны, легче и эффективнее поддаются тренировке. Сенситивным периодом для лучшего развития координационных способностей у школьников является возрастной период приблизительно 7–12 лет. Поэтому основные задачи координационно-двигательного совершенствования детей целесообразнее всего решать впервые 6 лет обучения в школе.

Отметим, что в разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. В таблице 1 приведены сенситивные периоды развития координационных способностей у детей.

Таблица 1 - Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста [32]

Вид координационных способностей Возраст
                 
Способность управлять продолжительными мышечными напряжениями            
Способность дифференцировать пространственные и временные характеристики   д м      
Способность управлять временем реализации на слуховые и зрительные сигналы     м      
Способность соблюдать ритм   д м        
Способность ориентироваться в пространстве           м
Способность сохранять равновесие       д м      

Условные обозначения: д - девочки, м - мальчики,
- девочки, мальчики.

Младший школьный возраст – благоприятный период для развития всех координационных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, согласование движений, ритм, ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакция и частота движений), скоростно-силовых и выносливости к умеренным нагрузкам. [6].

Для успешного воспитания координационных способностей необходимо подобрать действенные подходы методы развития координационных способностей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.