Авторскоеправоохраняетлишьформутворческихпроизведений, анеихсо- — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Авторскоеправоохраняетлишьформутворческихпроизведений, анеихсо-

2018-01-05 158
Авторскоеправоохраняетлишьформутворческихпроизведений, анеихсо- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

держание. Какподчеркиваетсявп. «б» § 102 ЗаконаСША 1976 г. обобщемпересмотреавторскогоправа, авторско-правоваяохранаоригинальногопроизведениянераспространяетсянакакую-либоидею, операцию, способ, систему, метод, концепцию, принципилиоткрытие, независимоотформыихописания, объяснения, иллюстрированияилиизображениявтакомпроизведении. Одновременнозаконодательствообавторскомправепредъявляетопределенные требования к форме охраноспособных произведений. Например, согласноп. «а» § 102 ЗаконаСША 1976 г., «авторскимправомвсоответствииснастоящимзакономохраняютсяоригинальныеавторскиепроизведения, зафиксированные влюбой осязаемой форме».

Авторскоезаконодательствообычнонедаетисчерпывающегоперечняохраняемыхпроизведенийинтеллектуальноготворчества. Этообъясняетсянепрерывнымпроцессомпоявленияновыхтехническихсредствсозданияииспользованияпроизведенийтворчества, расширяющихкругохраноспособныхобъектовавторскогоправа. Неслучайно, кпримеру, втомжеп. «а» § 102 ЗаконаСШАговоритсянепростоо «любойосязаемойформе», аотакой, «котораяизвестнавнастоящеевремяилибудетоткрытавпоследствии». Разумеется, вовсехслучаяхформапроизведениядолжнаобеспечивать «восприятие, воспроизведениеилисообщениепроизведениядругимлицамкакнепосредственно, такиспомощьюкакого-либомеханизмаилиустройства».

Кчислу новых технических средств создания и использования творческих произведений, влекущихпоявлениеновыхобъектовавторско-правовойохраны, относятсявсемирнаякомпьютернаясистемаИнтернет, копированиелитературныхпроизведенийсредствамиэлектрографическойтехники (включаяксерокопирование), кабельноетелевещание, магнитнаяи дигитальнаязвукозапись, видеозапись, передачачерезспутникинесущихпрограммысигналов, программноеобеспечениеЭВМ. Широкоеприменениексерокопировальной, промышленнойибытовойэлектроннойтехники, вчастностибытовыхмагнитофоновивидеомагнитофонов, приводиткничемнеограниченномуинеконтролируемомураспространениюмногихпопулярныхпроизведенийлитературы, наукииискусства. Всеэтопорождаеткомплексавторско-правовыхпроблем, втомчислепроблемыохраныкаксамихновыхпроизведений, такиправихавторов, атакжеавторовкопируемыхилираспространяемыхспомощьюИнтернеторигинальныхпроизведений.

Субъекты авторских прав. Комупринадлежатправанапродуктыинтеллектуальноготворчества? Формальноносителямиавторскихправ, преждевсего, являются граждане – создатели произведений творчества. Однаконередкоправапринадлежаторганизациям, вкоторыхработаютавторы – создателитакназываемых «служебных» произведений, т. е. работодатели. Например, авторомпроизведения, созданноговпроцессевыполненияслужебногозадания, вСША, АнглиииЯпониисчитаетсянеслужащий, егосоздавший, ананиматель, т. е. фирма. Вомногихстранахавторствонанекоторыепроизведения (например, накинофильмы) традиционнозакрепляетсязаизготавливающимиихорганизациями. Носителямиавторскихправслужаттакже наследники авторов и другие правопреемники. Вролипоследнихзачастуювыступаютвсетежефирмы, приобретающиеотавторовилиихнаследниковмонопольныеправанаиспользованиепроизведенийдуховноготворчества.

Вслучаесовместногосозданияпроизведениявозникает соавторство – раздельное или нераздельное. Например, тотжеанглийскийзаконпредусматриваетлишьнераздельноесоавторство. Под «произведением, созданнымвсоавторстве», понимаетсяпроизведение, созданноевсотрудничестведвухилиболееавторов, прикоторомвкладкаждогоавторанеотделимотвклададругогоавтораилиавторов.

 

Исключительные авторские права. Авторскиеправаразбиваютсянарядправомочийимущественногоиличногохарактера. Первымипоихвозникновению (нонепозначимости) идут неимущественные, или моральные, права (droit moral, moral rights): правоавторства, правонаимя, наназваниепроизведенияиегонеприкосновенность. Однакоглавноезначениеимеютисключительныеправанаиспользованиепроизведенияиправонагонорар, т. е. имущественныеправа. Кромеграждан – создателейпроизведенийифирм, гдесоздаются «служебные» произведения, этимиправамиобладаетигосударство. Например, поанглийскомуЗаконуобавторскомправе 1988 г. обладателемавторскогоправанапроизведение, созданноеиливпервыеопубликованноесамимправительствомлибоподегоруководством, являетсяправительствоВеликобритании.

 

Основу имущественных прав составляют правомочия поопубликованию, воспроизведениюираспространениюпроизведенийвцеляхполученияприбылисодновременнымзапрещениемдругимлицамиспользоватьданныепроизведения. Конкретныеформыипорядокиспользованияимущественныхправопределяютсяспецификойконкретныхвидовпроизведений.

Например, важнымправомавторовпроизведенийизобразительногоискусстваявляетсятакназываемое «право следования» (droit de suite).Сутьэтогоправакраткораскрывает § 26 ЗаконаобавторскомправеФРГот 9.09.1965 г., согласнокоторомуправоследования – этоправоавторапроизведенияизобразительногоискусства«auf einen Anteil am Erlös einer Weiterveräuβerung des Originals dieses Werkes nach erstmaliger Veräuβerung durch den Urheber selbst» (т. е. «наполучение частивыручкиотперепродажиоригиналапроизведенияпослепервойпродажиегосамимавтором»)[338].

Правовойформойиспользованияпроизведенийслужатразличные авторские договоры: обуступкеавторскихправ, опредоставленииправаиспользованияпроизведений, втомчислеправаихпеределкиилипереводанадругойязык. Последниедоговорыобычноименуютсялицензионными[339]. Выдачалицензийнаиспользованиепроизведений (какиуступкаавторскихправ) осуществляетсявпределахсрокадействияданныхправ. Этотсроквключаетвремяжизниавтораиопределенноечислолет (25, 50, 70) послеегосмерти. Внекоторыхстранахнаотдельныепроизведениясрокдействияавторскихправисчисляетсясдатысозданияилиопубликованияпроизведения.

Использование произведения без согласия автора илидругогоправообладателяявляетсянарушениемавторскогоправа (контрафакцией). Нарушениевлечетзапретиспользования, наложениеарестанаизготовленнуюпродукцию (книги, грампластинкиит. п.) ивозмещениеубытков. Вомногихстранахзанарушениеавторскихправустановленатакжеуголовнаяответственностьввидеденежногоштрафаидажетюремногозаключения.

Авторскоезаконодательствоисудебнаяпрактикапредусматривают случаи допустимого использования творческих произведений без согласия правообладателя ибезвыплаты (либосвыплатой) гонорара. Вчастности, допускаетсясвободноеиспользованиеохраняемыхпроизведений: вличныхцеляхбезизвлеченияприбыли, втомчислепутемснятиякопийсприменениемсовременныхсредстврепродуцирования; вцеляхисследованияиликритикипутемцитированиянебольшихотрывковпроизведений; вобразовательныхцелях; всудопроизводстве; вцеляхулучшенияработыбиблиотек, архивовисредствмассовойинформации (газет, журналов, радиоителевидения).

Вбольшинствеподобныхслучаевиспользованиенесопровождаетсявыплатойвознагражденияиликомпенсацииправообладателям. Однаковрядеслучаевустанавливаетсясвоеобразная «принудительнаялицензия»: использованиеосуществляется без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения. Например, вСШАбезсогласияправообладателяможетосуществлятьсяретрансляциярадио- ителепередачпоканаламкабельногорадио- ителевещания. ОднакособственниккабельнойсистемыобязануплатитьБюропоавторскимправамопределенныйпроцентотсумм, получаемыхимотсвоихабонентов, т. е. отнепосредственныхпользователейкабельнойсистемы. ПолученныеотчисленияБюрораспределяетмеждуобладателямиправнаотдельныепроизведения, использованныеврадио- ителепередачах. ВсходномпорядкемогутиспользоватьсявСШАпубличнораспространенныевэтойстранезвукозаписимузыкальныхпроизведений, втомчислепубличноисполняемыепосредствомплатныхавтоматов-проигрывателей.

Вместестем авторско-правовые проблемы широкого использования охраняемых произведений решеныдалеконевполномобъемеидалеконевовсехстранах. Этокасаетсяиновыхпроизведений – программдляЭВМ, фонограммивидеограмм. Стоиттакжевопросзащитытакназываемых «смежных прав» артистов-исполнителей (когдаихисполнениезафиксированонаматериальномносителе-грампластинке, магнитнойленте, видео- иликинопленке), изготовителейфоно- ивидеограмм, создателейрадио- ителепрограмм. Смежные права (neighbouring rights) аналогичнытрадиционнымавторскимправамипредполагают использованиеуказанных достиженийилипродуктовссогласияартистов-исполнителейлибоизготовителейфонограмм, видеограммилиорганизаций, осуществившихрадио- ителепрограмму.

Некоторыеизэтихпроблемужерешенывнациональныхзаконахотдельныхстраниливмеждународныхсоглашениях. Например, вСШАирядедругихстран (какивРоссии) установлена авторско-правовая охрана программ для ЭВМ, относимыхккатегории «литературныхпроизведений». Проблемуусиленияматериальныхстимуловавторовмногократнокопируемыхпроизведенийвнекоторыхстранахрешаютпутемустановлениянадбавоккценамнанезаписанные («пустые») фоно- ивидеокассетыилиобязательныхперечисленийчастиплатызакопиипроизведенийнасчетаихавторов. ЭтифункциивФРГ, Японииинекоторыхдругихстранахберутнасебяспециальносоздаваемыеобщественныеорганизации[340].

Вцеломже, вбольшинствестрануказанныепроблемынаходятсяпокавстадииактивногообсуждения[341]. Вчастности, дискутируются авторско-правовые проблемы репрографии внаучныхисследованияхиучебномпроцессе. АнализуразличныхсторонданныхпроблембылопосвященоспециальноезаседаниеМеждународнойассоциациипоразвитиюобученияиисследованийвобластиинтеллектуальнойсобственности (ATRIP), проходившеес 5 по 7 сентября 1983 г. вМюнхене (ФРГ). Участникизаседаниявсвоихвыступленияхобсуждалипутирешенияуказанныхавторско-правовыхпроблемвоФранции, Скандинавскихстранах, ФРГиСША[342]. Вконечномсчетевсеуказанныепроблемыупираютсявзадачусоблюденияиусиленияохраныправавторовпроизведенийиорганизаций: издательств, изготовителейфонограммивидеограмм, владельцеврадио- ителепередатчиков.

Одниизосновныхправавторовпроизведенийинтеллектуальноготворчества (помимоличногоправаавторстваилисоавторства) – это права на опубликование, воспроизведение и распространение своегопроизведения. Созданиеновыхтехническихсредстврезкоусилилонеконтролируемоеинесанкционированноеавторамииизготовителямивоспроизведениеираспространениемногихлитературных, музыкальных, кино- ителепроизведений. Внашиднимногиефирмы, конторы, институтыичастныелицарасполагаютмножествомтиповоборудованияввидекопировальныхмашиницифровыхфотоаппаратов, которыепозволяютрепродуцироватьтексты, чертежиифотоснимкипростоидешево. Сейчасможнополучатьтакиекопии, которыеотличитьоторигиналамогуттолькоспециалисты[343]. ВФРГужев 1973 г. былопроизведенооколо 8,75 млрд. ксерокопий, в 1974 г. – около 10,1 млрд., ав 1975 г. – 12,7 млрд. ВСШАв 1967 г. былосделано 27,5 млрд. ксерокопийивГолландиив 1972 г. – 4 млрд. Специалистыполушутяговорят: «Вэпохуксерографиикаждый – издатель»[344].

Вообщерепрографиюможнопоставитьводинрядстакимидостижениямичеловечества, каксозданиеписьменностииизобретениекнигопечатания. Всеболееширокоеиспользованиексерокопировальнойтехникиможетвближайшеевремяобостритьрассматриваемыеавторско-правовыепроблемыивнашейстране. Некотороевремяназадсредстварепрографиииспользовалисьунасявнонедостаточно[345]. Однакосейчасужетруднопредставитьсебенормальнуюработунашихпредприятий, учреждений, научноисследовательских, конструкторскихорганизаций, библиотек, вузовиархивовбезподобныхсредствоперативногокопированияилимикрофильмированияинформации[346]. Созданосовместноероссийско-английскоепредприятие «репроцентр» набазеВ/ОВнешторгиздатифирмы«РэнкКсероксЛтд». Предприятиепроизводитвсевидычерно-белогокопирования[347]. Всеширеиспользуютсяунастакжевидеотехника, видеозаписьикабельноетелевидение.

Средиправ, озащитекоторыхбеспокоятсяавторыоригинальныхпроизведенийиорганизации-изготовители, напервомместестоятправаимущественные. Прошловремя, когдазаботаогонораревоспринималаськакнечтоунизительное. ПословамВ. Веинке, впрошломмногиеиспытывалинеудобствооттого, чтоприходилосьсвязыватьсвоетворчествоснизменными, поихмнению, материальнымиинтересами. Кпримеру, ЛевТолстойпостоянноиронизировалнадписателями, которыенедовольствовалисьтойславой, котороймоглидостичь, ахотелибыполучитьвпридачуиденьги[348]. Имущественныеправа, как, впрочем, иличныеправаавторовмногократнокопируемыхпроизведенийинтеллек- туальноготворчества, охраняютсянациональнымзаконодательствомимеждународнымисоглашениями. Правда, какужеотмечалось, уровеньэтойохраныпоканедостаточен.

Международныеконвенции, преждевсегоБернскаяиВсемирная, атакжемногиенациональныезаконыобавторскомправевпринципесодержатположения, позволяющиерегламентировать воспроизведение опубликованных произведений третьими лицами. Однакотехникавоспроизведениятакбыстроразвиваетсяисовершенствуется, чтонапрактикеуказанныенормативныеположенияэффективнонеработают: надолибоприниматьспециальныенациональныезаконы, либозаключатьособыемеждународныесоглашения. Мироваяавторско-правоваяпрактикаразвиваетсяименнопотакомупути.

Правоавторалитературныхихудожественныхпроизведенийнаихвоспроизведениелюбымспособомивлюбойформезакрепленовст. 9 Бернскойконвенции. Вместестемпредусматриваетсявозможностьвнациональныхзаконодательствахустанавливать случаи свободного воспроизведения произведений приопределенныхобстоятельствах, котороенепротиворечилобы «обычному, нормальномуиспользованиюработы» иневелокнеобоснованномуущемлениюзаконныхинтересовавтора[349]. ВтекстеВсемирнойконвенцииобавторскомправевредакции 1952 г. правонавоспроизведениевообщенеупоми- нается. «Исключительноеправонаразрешениевоспроизведениялюбымиспособами» предусматриваетлишьпарижскийтекстданнойконвенции (1971 г.). Приэтомоговари- ваетсянеобходимостьсостороныстран – участницконвенции «придерживатьсяразумногоуровняэффективнойохраны» признаваемыхконвенциейправ.

Вследствиеэтоговотдельныхстранахбылипринятынациональныеакты (например, вСША – Законоправилахкопированиябиблиотеками). Этотактзапрещаетбиблиотекамзаниматься «систематическимвоспроизведениемилираспространениемединичныхилимногочисленных экземпляров» иприниматьзаказынакопированиевколичестве, могущембытьквалифицированнымвкачестве «выпускавсвет»[350]. Французскийзакон№ 57298 от 11 марта 1957 г. обохранелитературнойихудожественнойсобственностидопускаеткопированиеилирепродуцированиеопубликованногопроизведениядляиспользованияегоисключительновличныхцелях (п. 2 ст. 41). Аналогичноеправилопредусматри- ваетст. 69 действующегоитальянскогозаконаобавторскомправе[351].

Однакоуказанныеактынерешаютпроблемдополнительноговознагражденияавторовкопируемыхпроизведений. ПомнениюдатскогоученогоВ. Веинке, легализоватьвсюкопировальнуюдеятельность «вообщенепредставляетсявозможным». Поэтому, каконполагает, следуетотдатьпредпочтениеэкономическойосновеобычнойиздательскойдеятельности. Вомногихстранахпытаютсянайтитакуюсистему, котораяобеспечилабыправообладателям (авторам, издателям, редакторамгазетижурналов) сносноевознаграждениезакопированиеихпроизведенийикотораяодновременнонеслужилабыпрепятствиемдляразумногоиспользованиятехническихвспомогательныхсредств. В. Веинкеподдерживаетидеюрепродуцированиянаосновелицензионныхдоговоровмеждуорганизациямиправообладателейипотребителей[352]. Обсуждавшиеданнуюпроблемуэкспертыпредлагаютдляеерешения «включениевстоимостьиспользуемыхматериаловчастиавторскогогонорара, заключениеписательскимиорганизациямиспециальныхдоговоровсгосударственнымиорганами, которыебудутпроизводитьсоответствующиекомпенсационныеотчисления»[353].

Вместестеммногиекомментаторыпредсказываютнеизбежностьвозвращениякпроблемаммеждународнойрегламентациирепрографическогорепродуцированияпроизведений[354]. Всвязиспроблемойдополнительноговознагражденияавтороврепродуцируемыхпечатныхпроизведенийзаслуживаетвниманияпрактикавидеозаписи. Широкоеипрактическибесконтрольноеиспользованиевидеозаписывающейтехники, еедоступностьипортативностьнапрактикеприводятктому, чтообладателиправнесутощутимыеимущественныепотеривсвязиссущественнымсокращениемрынкасбытасвоихпроизведений. Помнениюспециалистов, основнымметодом, которыймогбыбытьпримененнациональнымизаконодательствамивподобныхситуациях, можетслужитьметодкомпенсации, выплачиваемойобладателямправсцельюуменьшенияотрицательногоэффектабесконтрольногоиспользованияихпроизведений. Этакомпенсацияможетобразовыватьсязасчетвключенияеевценуоборудования, используемогодляфиксации, либовценуматериалов, служащихдлязакрепленияизображения (пленки, кассеты, пластинки), либотогоидругого. Сборкомпенсационныхвыплатможетпроизводитьсяколлективныморганом (кпримеру, поохранеавторскихправ) ираспределятьсямеждусоответствующимикатегориямиобладателейавторскихправ.

Системакомпенсацииустановлена, например, вФРГ, гдепараграфом 53 (5) Законаобавторскомправе 1965 г. установленыотчисленияотпродажнойценызаписывающегооборудования (внастоящеевремя – 4,07%, неболее 5%). ВотличиеотэтогопроектновогозаконаобавторскомправеАвстриипредусматриваеткомпенсациюзасчетцены, устанавливаемойнаматериалы, используемыедлявидеозаписи. ВозможностьпримененияподобнойсистемыизучаетсяивВеликобритании. Естественно, различныесистемыкомпенсацийнелишаютобладателейправвозможностиреализовыватьсвоиправомочиянаиспользованиепроизведенийобычнымспособом, предоставляемымиммеждународнымиконвенциями, национальнымзаконодательствомилидвустороннимисоглашениями, в случаеосуществлениянезаконнойпродажинарынкезаписейихпроизведений[355].

Свопросамидозволенногоинедозволенногоиспользованияпроизведений, охраняемыхавторскимправом, теснопереплетаютсянормыразличныхинститутовгражданскогоиторговогоправа, вчастности, широкоприменяютсяположенияобязательственногоправа. Неслучайноотдельныекомплексынорм, регламентирующиеорганизационно- идоговорно-правовыеотношенияавторов (иныхправообладателей) сиздательствами, киностудиями, театрамиидругимиорганизациями, дажеполучилиспециальныеназвания, вчастности издательское [356]и киноавторское право. Авторскиедоговорыширокоиспользуютсявовнешнейторговле, регулируемойнормамимеждународногочастногоправа[357].

Оцениваявцелом становление, развитие и состояние современного авторского права, можносказать, чтоонопозволяетосуществлятьэффективныйконтрольобладателейавторскихправзаиспользованиемохраняемыхпроизведений. Правовыеконцепции, положенныевосновукакнациональныхзаконов, такимеждународныхконвенций, способствовалирасширениюкругаохраняемыхобъектов, объемаавторскихправомочий, повышениюуровняохраныпроизведений. Всеэтоспособствуетусилениюмонопольногоконтроляправообладателей, т. е. преждевсеговладельцевиздательств, театров, концертныхзалов, киностудий, радио- ителеорганизаций, студийзвуко- ивидеозаписи, заэксплуатациейрезультатовинтеллектуальноготворчества.

Современныйнаучно-техническийпрогрессвсфереиспользованияэтихрезультатовзначительноускорилпроцессотчужденияправомочийотдействительныхсоздателейтворческихпроизведений[358]. Ивнашевремяписательнередко «обогащаеткнигопродавца, издающегоегосочинения»[359]. Всеэтопозволяеткрупномукапиталусвободно «покупатьгазеты, покупатьписателей, подкупатьипокупатьифабриковатьобщественноемнение»6. Текстыавторско-правовыхзаконов, вкоторыхсплошьирядомупоминаетсясамавторпроизведения, находятсявявномпротиворечиисихсутью. Формальновыдвигаяавторанапервоеместо, онипосуществуигнорируюттотфакт, чтоавторвподавляющембольшинствеслучаеввынужденуступатьпочтивсесвоиправачастномукапиталу[360].

Критическойоценкизаслуживаютиидеологические, идажепсихологическиеаспектызарубежногоавторскогоправа, неставящегоощутимыепреградынапути «культурноговмешательства» вжизньдругихстранинародов. Естьнемалофактов, свидетельствующиховозрастающемгосподствеобычногоикабельноготелевидениянаповседневнуючеловеческуюжизнь[361], отом, что «видео – этоконкурентнаявойна»[362].

Западныеавторыобычноосвещаютданныепроблемысосвоихпозиций, подчеркиваяважныепредписания «впользу» развивающихсястран, имеющиесявБернскойконвенциииВсемирнойконвенцииобавторскомправе[363]. Вместестемнекоторыезарубежные авторывысказываютвцеломкритическуюоценкусовременногоавторскогоправаивносятпредложенияпоего «гармонизации».

Например, В. Веинкеутверждает, чтовтечениепоследнихдесятилетийтрадиционноеавторскоеправоподвергалосьнападкамсомногихсторон. Частьизнихимелаидеологико-политическиеосновы, ночащевсегокритиковаласьсистемаправил, ставшаятакойсложной, чтосоздалатрудности, ограничиввнеразумнойстепенисвободуобменаидоступанаселенияклитературеиискусству. Разделяяподобнуюоценку, В. Веинкевместестемполагает, чтонынешнееавторскоеправонеможетбытьзаменено «культурнымправомдлявсех», какпредлагаютнекоторыеавторы. В. Веинкесчитает, чтоавторскоеправодолжносохраняться, приспосабливаяськменяющимсяусловиямсозданияииспользованиярезультатовдуховноготруда[364]. Иначеговоря, несмотрянаоригинальностьрядавысказываний, ученыйвцеломстоитнапозициях, типичныхдлязападныхспециалистоввобластиавторскогоправа.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.