Б1.В.ОД.20. Социология управления — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Б1.В.ОД.20. Социология управления

2018-01-04 513
Б1.В.ОД.20. Социология управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Очная форма обучения

Курс

Семестр

 

№ п/п   Номера и название разделов и тем Всего (часов) Аудиторные занятия Самосто-ятельная работа
В том числе
Лекции Практи-ческие занятия Лабо-раторные заня-тия
  Раздел 1. Понятийно-категориальный аппарат и научные концепции, подходы как теоретико-методологическая основа социологии управления
1. Социальное управление как объект социологического познания       -  
2. Предпосылки возникновения социологии управления       -  
3. Системный, процессный и институциональный подходы к познанию социального управления       -  
  Раздел 2. Социология управления: от теории к технологии
4. Социальная организация как объект исследования в социологии управления       -  
5. Динамика групповых процессов в управляемой социальной системе       -  
6. Личность как субъект и объект управления       -  
7. Социальные отношения и коммуникации в социальной организации       -  
8. Государственная и муниципальная служба в структуре власти и управления          
9. Социологическое исследование проблем управленческой практики          
  Контроль          
  Итого       -  

 

Заочная форма обучения

Курс

Семестр

 

№ п/п   Номера и название разделов и тем Всего (часов) Аудиторные занятия Самосто-ятельная работа
В том числе
Лекции Практи-ческие занятия Лабо-раторные заня-тия
  Раздел 1. Понятийно-категориальный аппарат и научные концепции, подходы как теоретико-методологическая основа социологии управления
Социальное управление как объект социологического познания     - -  
2. Предпосылки возникновения социологии управления 5,5 0,5 - -  
3. Системный, процессный и институциональный подходы к познанию социального управления       -  
  Раздел 2. Социология управления: от теории к технологии
4. Социальная организация как объект исследования в социологии управления       -  
5. Динамика групповых процессов в управляемой социальной системе 16,5 0,5   -  
6. Личность как субъект и объект управления       -  
7. Социальные отношения и коммуникации в социальной организации     - -  
8. Государственная и муниципальная служба в структуре власти и управления          
9. Социологическое исследование проблем управленческой практики          
  Контроль          
  Итого       -  

 

Лабораторные занятия

 

Учебным планом по данной дисциплине лабораторные занятия не предусмотрены.

 

Практические занятия

 

№ раздела № занятия Наименование темы Трудоемкость в акад. часах
очная форма заочная форма
    Социальное управление как объект социологического познания   -
  Предпосылки возникновения социологии управления   -
  Системный, процессный и институциональный подходы к познанию социального управления    
    Социальная организация как объект исследования в социологии управления    
  Динамика групповых процессов в управляемой социальной системе    
  Личность как субъект и объект управления    
  Социальные отношения и коммуникации в социальной организации   -
  Государственная и муниципальная служба в структуре власти и управления    
  Социологическое исследование проблем управленческой практики    
  Итого:    

 

4.4. Самостоятельная работа студента

 

Номера разделов/тем дисциплины Виды СРС/Задания для самостоятельной работы Трудоемкость в акад. часах
очная форма заочная форма
  Задания практикума    
  Выполнение тематических творческих/ тренинговых/исследовательских заданий (ТИЗ)    
1, 2 Работа с учебной литературой (конспектирование, подготовка к аттестации)    
1, 2 Работа с научными и информационными источниками (изучение, конспектирование, подготовка к аттестации)    
  Итого    

Содержание разделов и тем

Раздел 1. Понятийно-категориальный аппарат и научные концепции, подходы как теоретико-методологическая основа социологии управления

 

Тема 1. Социальное управление как объект социологического познания.

 

Социальная природа управления. Возникновение и эволюция социального управления. Цивилизованная роль управления. Сущность понятий «управление», «социальное управление», «самоуправление», «управляемость». Соотношение понятий «управление» и «менеджмент». Специфика социологического анализа управления. Функции управления и их социальная направленность. Формы управления и их специфика: государственное управление (политическое руководство, администрирование, государственный менеджмент), муниципальное управление, корпоративное управление; управление в общественных организациях, управление в коллективах, социальных группах, тектология руководителя и самоуправление на индивидуальном уровне. Сущность потребностей и интересов в управления.

Уровни познания управления (философский, общенаучный, специально-научный). Объект, предмет и функции социологии управления. Социология управления в структуре социологического знания. Научные и практические задачи социологии управления. Актуальные проблемы социологии управления.

Компетенции: ОК-5 ОК-6 ОПК-4

Основная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 1,2

 

Тема 2. Предпосылки возникновения социологии управления.

Исторические предпосылки возникновения социологии.

Теоретические предпосылки возникновения социологии управления. Этапы эволюции социологии управления. Управленческие теории 20-30-х гг. XX в.: А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, П.М. Керженцев. Исследования проблем труда в 60-е годы XX века (В.А. Ядов, А.П. Здравомыслов). Советская школа «социальной организации» (Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин, А.И. Пригожин).

Концепции «научной организации труда» и административной школы управления (Ф.Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль, М. Вебер). Теории «человеческих отношений» и организационного гуманизма (Э. Мэйо, М.П. Фоллетт, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, Р. Лайкерт, Ф. Херцберг).

Компетенции: ОК-5 ОК-6 ОПК-4

Основная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 1,2

 

Тема 3. Системный, процессный и институциональный подходы к познанию социального управления.

Управление как сложная субъект-субъектная и субъект-объектная система социальных действий. Понятие управляемой социальной системы. Подсистемы, выделяемые в системе управления: структурно-функциональная подсистема, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития системы управления. Системный и деятельностный типы управления. Режимы функционирования управляемой социальной системы: равновесный, адаптивно-неравновесный и продуктивно-неравновесный. Понятие и структура управляемой социальной системы. Научные и практические перспективы использования модели управляемой социальной системы.

Процессный подход к анализу социального управления: особенности менеджериальной и социологической трактовки процессов управления. Структура и характеристики социальных процессов управления.

Экономические и социологические концепции институционализма. «Традиционный» и «новый» институционализм. Специфика институционального понимания управления в социологических теориях. Экономическое понимание институтов. Понимание и функции управления как социального института. Проблема институциональной дисфункции. Сходство и различия явлений власти, владения, управления, самоуправления и самоорганизации. Становление института социального управления как результат развития институтов собственности и власти.

Системный подход в управлении организацией Ч. Бернарда, Л. Гьювика, П. Друкера, Г. Саймона и др.; управленческая теория иерархических, многоуровнеых систем Д. Мако и И. Такахары; концепция ситуативного подхода к управлению Д. Вудворда, П. Лоуренса и др. Системный подход к социальному управлению А.А. Богданова. Концепция уровней регуляции и управления в теории систем социального действия Т. Парсонса. Процессный и системный подходы к управлению А.Файоля. Бюрократическая модель М.Вебера. Тектология А.А. Богданова. Постнеклассическая (современная, синергетическая) парадигма управления (И.Пригожин, Г. Николис, В.С.Степин).

Современные социологические исследования проблем управления.

Компетенции: ОК-5 ОК-6 ОПК-4

Основная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 1,2

 

Раздел 2. Социология управления: от теории к технологии

 

Тема 4. Социальная организация как объект исследования в социологии управления.

Категория «социальный порядок», концепция уровней социального порядка. Социальная организация как форма проявления социального порядка. Социальная организация как объект управления. Процессы организации и самоорганизации. Формальная и неформальная структуры организации. Формальная организация как базовая, целевая подсистема социальной организации Бюрократия как идеальный тип социальной организации (М. Вебер). Условия успешного функционирования организации. Синтез рационального и естественного в социальной организации (А. Пригожин). Развитие и функционирование социальной организации. Модели жизненного цикла организаций Л. Грейнер, И. Адизес, А.И. Пригожин, А.В. Тихонов. Норма и патология в функционировании социальной организацией.

Научающиеся организации. Параметры научающейся организации (М.Педлер и др.). Своевременная реорганизация как способ преодоления кризисных состояний. Роль социальных технологий в поддержании режима устойчивого функционирования социальной организацией.

Компетенции: ОК-5 ОК-6 ОПК-4 ПК-2 ПК-14

Основная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 1,2

 

Тема 5. Динамика групповых процессов в управляемой социальной системе.

Неформальная организация: основные черты и характеристики. Рекомендации по работе с неформальными группами в рамках формальной организации. Процесс группообразования. Группы разного уровня развития: конгломерат, номинальная, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив, корпорация. Соотношение понятий коллектив и малая социальная группа. Функции группы. Нормы и ценности группы. Структурные характеристики группы. Официальные и неофициальные роли в группе. Понятие социально-психологического климата, его показатели.

Феномен групповой сплоченности. Факторы сплоченности. Позитивные и негативные аспекты сплоченности. Эффект воздействия группы на личность. Феномен социальной лености в совместной деятельности. Условия минимизации социальной лености. Метод социометрии в изучении неформальной структуры организации. Социометрическая процедура. Определение коэффициента групповой сплоченности, социометрического статуса.

Понятие коллектива и команды. Виды команд. Условия создания эффективной команды. Требования к членам команды. Наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллективов.

Компетенции: ОК-5 ОК-6 ОПК-4 ПК-2

Основная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 1,2

 

Тема 6. Личность как субъект и объект управления.

Проблема структуры личности. Общие и частные способности личности. Черты личности. Характерологические особенности личности. Акцентуированный и не акцентуированный характер. Мировосприятие личности. Я-концепция личности. Самооценка, самоуважение и самоэффективность личности.

Социальный статус и социальная роль личности в обществе и в организации. Понятие социальной идентификации. Интернализация сотрудниками официальных ролей. Самооценка ролевого поведения. Ответственность как свойство личности, модели ответственности сотрудников. Влияние профессиональной роли на психологические особенности личности. Адаптация к профессионально-функциональным ролям. Стиль деятельности личности. Влияние особенностей трудовой деятельности на свойства личности работника. «Профессиональная деформация». Оптимизация взаимодействия личности и ее профессионально-функциональных ролей.

Технологии лидерства в управленческой деятельности: сущность и виды лидерства, его основные функции, характеристика качеств и навыков эффективного лидера.

Сущность социальной и управленческой мобильности. Горизонтальная и вертикальная управленческая мобильность. Ресурсы и каналы социальной мобильности в управляемых социальных системах. Профессиональная карьера. Должностной и карьерный рост.

Компетенции: ОК-5 ОК-6 ОПК-4 ПК-2 ПК-14

Основная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 2

 

Тема 7. Социальные отношения и коммуникации в социальной организации.

Понятие социального действия в социологии. Типы социальных действий. Девиантные ориентации в управлении. Влияние отношений между людьми на результаты их совместной деятельности.

Социальные отношения, взаимодействия и связи между людьми в процессах совместной деятельности. Управление отношениями как практическая и научная проблема. Типология социальных отношений по субъекту, объекту и модальности.

Организационный уровень реализации управленческих взаимодействий. Формальные и неформальные отношения: особенности функционирования и механизмы воздействия. Социолого-психологические теории социальных взаимодействий и управления социальными отношениями. Управление отношениями в коллективе.

Проблема эффективности коммуникаций. Исследование проблемы управления отношениями как управления коммуникацией. Типы коммуникаций. Модель ИСКП и ее социологическая интерпретация. Представление о коммуникационной сети и коммуникационных ролях. Методика и техника коммуникационного анализа.

Компетенции: ОК-5 ОК-6 ОПК-4 ПК-2 ПК-14

Основная литература: 3

Дополнительная литература: 1,2

 

Тема 8. Государственная и муниципальная служба в структуре власти и управления.

Государственная служба как институт власти и как форма организации государственного аппарата с целью выполнения задач государственного управления.

Государственное управление - сознательное, целенаправленное воздействие на общество как систему по реализации государственной власти, целей, задач и функций государства.

Объективный характер государственного интереса, естественный и искусственный государственный интерес, механизм разработки государственного интереса, столкновение интересов внутри государства, государственный интерес во времени и пространстве, вектор времени и пространства для государственного интереса, взаимосвязь государственного интереса с типом государства.

Местное самоуправление – демократическая основа управления в государстве.

Социологический аспект реформ государственной службы в России.

Компетенции: ОК-5 ОК-6 ОПК-4 ПК-2 ПК-14

Основная литература: 2

Дополнительная литература: 1

 

Тема 9. Социологическое исследование проблем управленческой практики.

Понятие о проблемной познавательной ситуации в изучении управления. Онтологический и гносеологический аспекты проблемного поля социологии управления. Основные проблемы управленческой практики.Синхронный характер решения проблем управленческой практики, их взаимообусловленность.

Структура, стадии и этапы социологического исследования проблем управления. Объект, предмет и гипотеза исследования. Механизм влияния научных результатов исследований на практику управления.

Количественные и качественные методы в социологии. Методы и технические приемы анализа социологической информации (классификация, типологизация, исторический анализ, структурно-функциональный анализ, математическое моделирование, фокус-группа, исследование случаев).

Явления управления как социальные факты. Метод установления как специфический метод социологии управления. Процедуры реализации метода установления: генетический, оргструктурный, социотехнический, коммуникационный, идентификационный, институционный и инновационный виды анализа.

Механизм влияния научных результатов исследований на практику управления. Результаты исследований и развитие социологической теории управления.

Компетенции: ОПК-4 ПК-2 ПК-14

Основная литература: 3

Дополнительная литература: 1,2

 

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

 

Учебным планом по данной дисциплине курсовые работы не предусмотрены.

 

Вопросы для самопроверки

1. Управленческий труд – предмет, средства и результаты. Особенности управленческого труда.

2. Что выступает в качестве объекта исследования социологии управления? Сравните объект исследования социологии управления с объектом исследования общей социологии.

3. В чем заключается предмет социологии управления?

….

Темы конспектов

1. Своевременная реорганизация как способ преодоления кризисных состояний управляемой социальной системы.

2. Социальные аспекты проектирования структуры управления.

3. Управление коммуникациями как практическая и научная проблема.

….

Темы дискуссий

1. В чем состоят основные различия в западной и российской организационной культуре?

2. Почему социальное управление в России не является эффективным?

3. В чем минусы и плюсы бюрократической системы М.Вебера.

….

Для текущего контроля

Контрольные вопросы/ вопросы для самопроверки

1) Управленческий труд – предмет, средства и результаты. Особенности управленческого труда.

2) Что выступает в качестве объекта исследования социологии управления? Сравните объект исследования социологии управления с объектом исследования общей социологии.

3) Какие теории организации и управления сформировались в первой половине ХХ века, а какие - во второй?

4) Дайте характеристику основных принципов бюрократии, сформулированных М. Вебером.

5) Какую роль в развитии научного управления сыграли мотивационные теории А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. Мак-Грегора?

6) Т. Парсонс выявил четыре основных условия выживания организации во внешнем окружении, которые тесным образом связаны с функциями ее отдельных подсистем. Дайте их характеристику.

7) Что представляет собой управление? В чем состоит специфика социального управления?

8) Какими принципами руководствуется современное социальное управление?

9) Что представляют собой субъект и объект управления? Как можно типологизировать объекты управления?

10) Каковы основные задачи (компоненты) управленческой деятельности?

11) Что понимается под организационной структурой управления?

12) Какие три уровня управления предложил выделять Т. Парсонс? Каковы их функции в структуре управления?

13) В чем проявляются особенности механической, адаптивной и партисипативной структур управления?

14) Назовите основные функции социального управления и дайте им краткую характеристику.

15) Какие общенаучные методы применяются в управлении?

16) В чем заключаются административно-организационные методы управления?

17) В чем заключаются экономические методы управления?

18) Каково значение социально-психологических методов управления?

19) В чем заключается своеобразие социальных отношений в системе управления?

20) Что представляют собой отношения власти, господства и подчинения? Что такое воля к власти?

21) На каких источниках власти, по Максу Веберу, основывается власть харизматическая, традиционная и легальная?

22) Каковы характерные черты идеального типа управления отношениями в организации, предложенного М. Вебером?

23) Какие типы социальных отношений возникают в процессе функционирования системы управления в организациях?

24) От каких ресурсов зависит потенциал власти в организации?

25) Что представляет собой баланс власти в системе управления организацией?

26) Дайте краткую характеристику основных функций государственного управления, сравните их с функциями муниципального управления.

27) Кто может выступать в качестве субъекта государственного управления? Что представляет собой объект государственного управления?

28) Назовите основные формы и виды функционирования государственной власти в современном обществе.

29) В чем состоит объективный характер государственного интереса?

30) Дайте характеристику принципов, регулирующих государственное управление как социально-политический процесс.

31) В чем состоит различие авторитарного и демократического типов государственного управления?

32) Имеются ли признаки, позволяющие говорить о социально-профессиональной общности государственных и муниципальных служащих? Приведите аргументы.

33) Зачем люди объединяются в организацию?

34) По каким критериям можно классифицировать социальные организации?

35) Какие признаки и свойства организации позволяют говорить о ней как о социальной системе?

36) Что такое формальные и неформальные организации? Каковы их функциональные задачи и основные признаки?

37) В чем сущность требований организации к индивиду и индивида к организации?

38) Какие виды групп людей могут иметь место в организации? Каковы их признаки?

39) Что понимается под социотехнической подсистемой организации? Какова ее роль в функционировании формальной и социально-психологической сторон жизни организации?

40) Какие виды базовых целей существуют в организации? Могут и должны ли они совпадать?

41) Дайте характеристику трем главным слагаемым управления в организации: целевому управленческому воздействию, самоуправлению и организационному порядку.

42) Действие каких факторов оказывает решающее влияние на эффективность деятельности любой организации?

43) Что понимается под организационной патологией – «болезнью» организации. Приведите примеры организационных патологий.

44) Что такое коммуникация? В чем состоит ее роль в процессах управления?

45) Каковы основные элементы коммуникативного процесса?

46) Какие модели коммуникативного взаимодействия вы знаете? Назовите их авторов и дайте краткую характеристику.

47) Какие типы коммуникативных взаимодействий применяются в управленческой деятельности?

48) В чем заключаются особенности межличностной и функционально-ролевой коммуникации?

49) Какие коммуникативные роли могут играть члены организации? Как связаны коммуникационные роли с другими ролями личности? Какие процедуры и методы можно использовать для анализа коммуникационных ролей в организации?

50) Каковы характерные особенности групповой, межгрупповой и массовой коммуникации?

51) В чем проявляются особенности вертикальной коммуникации, какие ее разновидности вы знаете?

52) Чем характеризуется горизонтальная коммуникация?

53) Что понимается под организационной культурой? Каковы ее основные элементы?

54) Назовите методы, с помощью которых можно проводить изменение культуры организации.

55) Назовите основные стадии жизненных циклов новшества и нововведения.

56) Что представляют собой организационные нововведения?

57) Какие этапы (фазы) можно выделить в инновационном процессе?

58) Каковы основные задачи управления нововведениями?

59) Что вызывает сопротивление нововведениям в организации?

60) Назовите основные критерии эффективности инновационных проектов.

61) Что понимается под социальными технологиями? Какова их роль в управленческих процессах?

62) Структура личности.

63) Основные социологические теории личности.

64) Социальный статус и социальная роль личности в обществе и организации.

65) Адаптация в трудовом коллективе.

66) Мобильность в социальной организации.

67) Какие задачи должен решать руководитель, чтобы сформировать и поддерживать среду, побуждающую работников к эффективному труду?

68) Что представляет собой процесс управления персоналом? Каковы основные задачи в области работы с персоналом?

69) Назовите и дайте краткую характеристику основным этапам процесса управления персоналом.

70) Что представляет собой метод анализа деятельности руководителя «Управленческая решетка», разработанный Р. Блейком и Дж. С. Мутоном?

71) В чем заключается разница между лидером и руководителем? Что включает в себя технология лидерства?

72) Что такое культура власти?

73) В решении каких управленческих задач эффективную помощь руководителю может оказать социолог?

74) Что такое команда? Назовите основные признаки команды как особой группы людей.

75) Опишите классификацию команд. Чем команда отличается от группы?

76) Зачем создавать команду? Назовите три основных задачи в бизнесе, которые требуют деятельности, организованной по принципу команд.

77) Всегда ли нужны команды? Как определить потребность в командной работе?

78) Какие роли исполняют участники команды? Что происходит с командой, если в ней отсутствуют исполнители каких–либо ролей?

79) Имеются ли недостатки у командной работы? Если командный подход имеет недостатки, то назовите их и дайте им краткую характеристику.

80) Что понимается под жизненным циклом команды?

81) Можно ли целенаправленно формировать команду? Если это возможно и необходимо, то какие задачи требуется решить для достижения данной цели?

82) Что способствует построению эффективных групп и команд? Перечислите основные условия эффективной командной работы.

Задания для выполнения ТИЗ (Творческое исследовательское задание)

1. Тема: Влияние профессиональной роли на психологические особенности личности. Адаптация к профессионально-функциональным ролям

Общие данные: Изучите, что такое фокус-группа, как проводится данный вид интервью. Ваша задача: обыграть процесс данного опроса. Конкретизируйте на примере определенной организации сферы государственного и муниципального управления. Разбейтесь на участников, определите роли: модератора, ассистента, медиатора, участников опроса и т.д.

Требования к отчету по ТИЗ: Отчет формируется в папке-скоросшивателе. Титульный лист оформляется аналогично титульному листу реферата (наименование организации, наименовании работы (Творческое исследовательское задание по дисциплине «Социология управления», название работы, ФИО исполнителя, ФИО руководителя, город, год). Текст отчета – содержит теоретический обзор, статистические данные с указанием информационных и методических источников, структурирован по логике текста, имеет выделенное оглавление. В конце работы даются практические рекомендации применения метода фокус-групп в сфере государственного и муниципального управления, основываясь на теоретическом материале и результатах проведения игры.

2. Тема: Социальные технологии управления социотехническими системами: проблемы и пути решения.

Общие данные: Напишите аналитическую записку. Затронете любую проблему в рамках управления социотехническими системами. Сделайте аналитическую записку многоуровневой (пример: затроньте региональный уровень (уровень муниципалитета) и уровень РФ). Можно отдельно проанализировать нормативно-правовые акты.

Требования к отчету по ТИЗ: Отчет формируется в папке-скоросшивателе. Титульный лист оформляется аналогично титульному листу реферата (наименование организации, наименовании работы (Творческое исследовательское задание по дисциплине «Социология управления», название работы, ФИО исполнителя, ФИО руководителя, город, год). Обязательно сформулируйте цель и задачи аналитической записки; сошлитесь на источники. В конце напишите рекомендации и вывод по решению данной проблемы.

 

Примерные вопросы для устных вопросов

1) В чем заключается предмет социологии управления?

2) В чем состоят основные задачи социологии управления?

3) Каковы функции социологии управления?

4) Что такое менеджмент с социологической точки зрения? Каково соотношение социологии управления с теорией менеджмента?

5) Чем обусловлен повышенный интерес к наукам об управлении в конце ХХ века?

6) Что нового в науку управления внесла школа «человеческих отношений» по сравнению с теориями Ф.Тейлора, А. Файоля и М. Вебера?

7) Дайте характеристику подходов к научной организации труда и управления, предложенных отечественными исследователями (А.К. Гастев, Ф.Р. Дунаевский, П.М. Керженцев и др).

8) В чем сходство и различия теорий Ф. Тейлора и А. Файоля?

9) В чём состоит специфика методов, применяемых в системе государственного и муниципального управления? Проведите их классификацию.

10) Какие преграды (барьеры) могут возникать в практике межличностного общения?

11) Как руководитель может использовать формальные и неформальные коммуникации в практике управленческой деятельности?

12) Каковы пути и методы преодоления сопротивления нововведениям в организации?

13) Решение каких задач должно быть в центре внимания руководителя, ориентирующегося на развития человеческого потенциала организации?

14) Каковы отличительные черты системного и ситуационного подходов к управлению?

15) Определите понятия «социальные взаимодействия» и «социальные отношения». По каким основаниям можно типологизировать социальные отношения в обществе?

 

Примеры заданий практикума

1. Составить глоссарий по дисциплине «Социология управления».

2. Провести самостоятельно группе студентов социально-психологический эксперимент в рамках практического занятия: «Прохождение информации по коммуникационным уровням».

3. Сформулировать определенную проблему в системе социального управления в России. Расписать конкретные решения данной проблемы. В конце расписать количественные и качественные результаты решения данной проблемы. Выводы. Сделать в виде презентации по 3-5 минут. 2 выступления.

4. Какие теоретические положения можно применить к социальному управлению в современной России? Какие нет? Представить разные точки зрения. Подвергнуть выбранные направления другими командами критике.

5. Какие современные теории мотивации можно применить к современному социальному управлению в России, а какие нет? И почему? Представить разные точки зрения. Подвергнуть выбранные направления другими командами критике.

6. Как можно мотивировать сотрудников, используя пирамиду А.Маслоу (конкретные меры, предложения, примеры способов мотивации)? Необходим один ведущий, озвучивающий проблему и записывающий за аудиторией. Метод мозгового штурма.

7. Провести интерпретацию и операционализацию любой группы людей (понятия), которая подлежит исследованию в рамках социологию управления. Составить опросник. Составить программу исследования.

8. Необходимо презентовать (с помощью рисунка и надписей) группой из 5 человек одну из нижеперечисленных тем.

I этап. Члены группы должны дополнять друг друга во время презентации своего проекта.

1) образ идеального работника сферы государственного и муниципального управления

2) образ идеального руководителя в сфере государственного и муниципального управления

3) образ идеальной организации государственного и муниципального управления

В результате игры необходимо сделать вывод (либо выбранным среди студентов экспертами, либо преподавателем).

II этап. Каждая из групп должна сделать вывод о наличии элементов команды в их взаимодействии. Наглядно описать ролевое распределение по М.Белбину.

В результате игры делается вывод о сущности и эффективности командной деятельности.

Примеры тестовых заданий

1. Что из ниже перечисленного изучает наука Социология управления?

1. Механизмы управления.

2. Теорию управления.

3. Управление социальными системами.

4. Управление организациями.

 

2. Назовите, к какой области знаний относится наука Социология управления?

1. Социологии.

2. Экономике.

3. Менеджменту.

4. Теории управления.

 

3. Укажите, какие функции реализует управляемая подсистема?

1. Обеспечивает целостность системы.

2. Обеспечивает процесс создания материальных благ.

3. Обеспечивает процесс создания духовных благ.

4. Обеспечивает синергизм системы.

 

4. Какие из перечисленных особенностей присущи исключительно социальному управлению?

1. Самоорганизация.

2. Предел управляемости.

3. Наличие субъекта и объекта управления.

4. Неопределенность субъекта и объекта управления.

 

5. Согласитесь или опровергните следующее утверждение: управление в социальной системе и управление в социальной сфере – синонимы.

1. Да.

2. Нет.

 

6. Согласитесь или опровергните следующее утверждение: социальное управление более широкое понятие, чем управление социальной системой.

1. Да.

2. Нет.

 

7. Каким термином обозначают определенную позицию индивида в социальной структуре, связанную с другими позициями через систему прав и обязанностей?

1. Социальный статус.

2. Социальная роль.

3. Социальное поведение.

4. Социальная позиция.

 

8. По какому каналу осуществляется связь между работниками организации?

1. Прямая связь.

2. Обратная связь.

3. Формальная связь.

4. Неформальная связь.

 

9. Какие из ниже перечисленных элементов можно отнести к субъектам управления?

1. Социальный институт.

2. Отдельный индивид.

3. Совокупность людей.

4. Общество.

 

10. Какой из ниже перечисленных статусов является достигаемым?

1. Государственный служащий.

2. Дворянин.

3. Молодой человек.

4. Аутсайдер.

 

11. В какой период времени начинает выкристаллизовываться наука Социология управления?

1. В середине XIX века.

2. В начале XX века.

3. В конце XX.

4. В 60е годы ХХ.

 

12. Какими из перечисленных характеристик можно описать процесс социального управления?

1. Направленный процесс.

2. Мезопроцесс.

3. Однолинейный процесс.

4. Латентный процесс.

5. Уп


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.258 с.