ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СОВРЕМЕННОГО ОФИСА

Лекции

Составитель:

Доцент кафедры ММЭ

Прохорова Л.В.

Канд. технич. наук, доцент

 

Челябинск 2011

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Понятие процесса информатизации общества

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использо­вать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов ин­формации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинооб­разный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориен­тироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образова­ние больших потоков информации обусловливается:

■ чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструктор­ских работ;

■ постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям че­ловеческой деятельности;

■ появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицин­ских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат — наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления:

■ появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по воспри­ятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происхо­дило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно;

■ существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет воспри­ятие полезной для потребителя информации;

■ возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблю­дения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работ­ники разных ведомств.



Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию — в мире накоплен громад­ный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельнос­ти послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатиза­цией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА

Информационные ресурсы

Ресурс запасы, источники чего-нибудь. Такая трактовка приведена в Словаре русского языка СИ. Ожегова.

В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, мате­риалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

природные ресурсы — объекты, процессы, условия природы, используемые обще­ством для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательными и профессио­нальными знаниями для работы в обществе;

финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении госу­дарственной или коммерческой структуры;

энергетические ресурсы — носители энергии, например уголь, нефть, нефте­продукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.



В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традицион­ных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рас­сматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие "информа­ционные ресурсы", толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные науч­ные школы, рассматривающие эти понятия.

С принятием Федерального закона "Об информации, информатизации и защите ин­формации" большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной сторо­ной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы— отдельные документы и отдельные масси­вы документов, документы и массивы документов в информационных сис­темах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которы­ми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы — это зна­ния, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания ма­териализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оцен­ки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информацион­ному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть за­действован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

■ превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную челове­ческую деятельность;

■ сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

■ образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

■ повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необ­ходимой информации.

Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг

Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библио­графических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справоч­ных изданий.

Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информаци­онных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая со­здается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

Ретроспективный поиск информации — это целенаправленный по за­явке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Информационное обеспечение

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формиро­вании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение— совокупность единой системы класси­фикации и кодирования информации, унифицированных систем документа­ции, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государст­венном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель — это обеспе­чение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

■ к унифицированным системам документации;

■ к унифицированным формам документов различных уровней управления;

■ к составу и структуре реквизитов и показателей;

■ к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов. Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

■ чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

■ одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

■ работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непо­средственных задач;

■ имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при со­здании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения инфор­мации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования резуль­татной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Пример 3.10.В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привес­ти схему, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника — от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении на работу.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информа­ции и провести ее детальный анализ, обеспечивает:

■ исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

■ классификацию и рациональное представление информации.

При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения инфор­мации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходи­мы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.

Техническое обеспечение

Техническое обеспечение— комплекс технических средств, предназна­ченных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические, процессы.

Комплекс технических средств составляют:

■ компьютеры любых моделей;

■ устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

■ устройства передачи данных и линий связи;

■ оргтехника и устройства автоматического съема информации;

■ эксплуатационные материалы и др.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функцио­нальных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децент­рализованный подход — организацию технического обеспечения на базе распреде­ленных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение— совокупность методов и средств, регла­ментирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

- подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проек­тирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

- разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методоло­гии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Правовое обеспечение

Правовое обеспечение— совокупность правовых норм, определяющих со­здание, юридический статус и функционирование информационных сис­тем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государствен­ных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и ло­кальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает норма­тивные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы вклю­чает:

■ статус информационной системы;

■ права, обязанности и ответственность персонала;

■ правовые положения отдельных видов процесса управления;

■ порядок создания и использования информации и др.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Информационных процессов

 

По мере развития общества, научно - технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшие в информационных процессах – обработка и целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

С развитием общества постоянно увеличивался объем информации, необходимой для решения задач планирования и управления производством, народным хозяйством.

Начал возникать информационный процесс: человечество не справлялось с обработкой нарастающих объемов информации старыми методами. Естественным выходом из создавшейся ситуации стала автоматизация процессов обработки информации.

Принципы работы компьютера.

 

В 1945 году американский математик Джон фон Нейман сформулировал общие принципы функционирования универсальных вычислительных устройств. Он описал, как должен быть устроен компьютер для того, чтобы он был универсальным и эффективным устройством для обработки информации.

С той поры компьютеры стали гораздо более мощными, но подавляющее большинство из них сделано в соответствии с теми принципами, которые изложил в 1945 году Джон фон Нейман.

 

Связи между устройствами компьютера.

 

 

Процессор

 

 
 

 


Компьютер должен иметь следующие устройства:

 

§ арифметическо-логическое устройство, выполняющее арифметические и логические операции;

§ устройство управления – организует процесс выполнения программ;

§ запоминающее устройство или память для хранения программ и данных;

§ внешние устройства для ввода-вывода информации.

Принципы работы компьютера.

Вначале с помощью какого-либо внешнего устройства в память компьютера вводится программа. Устройство управления считывает содержимое ячейки памяти, где находится первая команда программы и организует ее выполнение арифметико-логическим устройством. После выполнения одной команды устройство управления начинает выполнять команду из ячейки памяти, которая находится непосредственно за только что выполненной командой. Однако этот порядок может быть изменен с помощью команд передачи управления.

Таким образом, управляющее устройство выполняет инструкции программы автоматически. Оно может обмениваться информацией с оперативной памятью и внешними устройствами компьютера.

 

Память компьютера

 

Память компьютера должна состоять из некоторого количества пронумерованных ячеек, в каждой из которых, могут находиться или обрабатываемые данные, или инструкции программ. Все ячейки памяти должны быть одинаково легко доступны для других устройств компьютера.

В памяти хранятся программы и обрабатываемая информация для текущего и будущего использования. Память хранит информацию, передает ее на обработку процессору и принимает от него полученную информацию.

Память ЭВМ по особенностям организации и использования подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

 
 

 

 


Память вычислительной машины подразделяется на оперативную (оперативное запоминающее устройство, или ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)и внешнюю (внешнее запоминающее устройство, или ВЗУ). Оперативная память служит для временного хранения программ и данных непосредственно во время вычислений. Это память с быстрым доступом относительно небольшого объема. Содержимое оперативной памяти сохраняется только во время работы компьютера. Такая память называется энергозависимой. В ПЗУ информация не уничтожается при выключении питания компьютера, но ее нельзя изменять. Информация в ПЗУ заносится один раз при изготовлении компьютера. Процессор лишь читает ее с высокой скоростью, однако изменять и дополнять не может. Обычно в ПЗУ заносят инструкции по запуску компьютера. Внешняя память имеет значительно больший объём и служит для долговременного хранения программ и данных. Она является энергонезависимой. Данные во внешней памяти хранятся в виде файлов, являющихся последовательностями байтов. Для того чтобы программа могла быть выполнена, она должна быть загружена в оперативную память машины.

На устройствах внешней памяти (магнитных носителях) информация представлена в двоичном коде состоянием намагниченных и ненамагниченных участков на дорожках диска.

В современных персональных компьютерах есть быстрая память еще одного вида, имеющая специальное назначение. Это видеопамять. Видеопамять хранит код изображения, выводимого на дисплей.

Для ускорения доступа к данным используется специальное устройство, называемое кэш-памятью. Кэш-память – это «сверхоперативная» память сравнительно небольшого объема. В кэш-памяти хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти. При обращении процессора к памяти сначала производится поиск нужных данных в кэш-памяти. Поскольку время доступа к кэш-памяти в несколько раз меньше, чем к оперативной памяти, то среднее время доступа к памяти уменьшается.

Устройства ввода–вывода

Контроллер – специализированный процессор, предназначенный для управления внешними устройствами.

Благодаря модульному принципу построения потребитель сам может комплектовать компьютер нужной ему конфигурации и производить при необходимости ее модернизацию.

Подключение отдельных модулей компьютера к магистрали, находящейся непосредственно на материнской плате, на физическом уровне осуществляется с помощью контроллеров, а на программном обеспечивается драйверами.

Контроллер принимает сигнал от процессора и дешифрует его, чтобы соответствующее устройство смогло принять этот сигнал и правильно отреагировать на него. За его выполнение процессор не отвечает, отвечает лишь соответствующий контроллер, поэтому периферийные устройства компьютера заменяемы и набор таких модулей произволен. Большая часть периферийных устройств подсоединяется очень просто – снаружи, через разъемы на корпусе системного блока к выходам соответствующих контроллеров – портам.

Монитор – различаются размером, диагональ экрана в дюймах и разрешающей способностью – чем больше экран, тем лучше изображение. Появились плоские экраны на жидких кристаллах. Монитор подключается к компьютеру через плату, называемую видеокартой.

Принтер – печатающее устройство. Различают: матричные, лазерные, струйные. Цветные и черно–белые. Различаются по скорости печати. Создание твердых копий.

Клавиатура, мышь – устройства ввода информации.

Сканер.

Накопители информации.

Жесткий диск или винчестер (HDD) характеризуется объемом – чем больше, тем лучше. Быстродействием – время поиска информации на диске должно быть меньше, а скорость передачи данных больше. Представляет собой алюминиевую пластину, покрытую магнитным слоем.

Дисководы для флоппи-дисков (FDD) – для считывания информации с дискет. Дискета должна быть отформатирована с помощью специальной программы, размечающей намагниченные поверхности.

В зависимости от объема дисков на них создается различное число концентрических дорожек, на которых в дальнейшем размещаются данные. Дорожки разбиты на сектора (кластеры) и при форматировании определяется, какие из них имеют дефекты. При форматировании диска с уже записанными данными вся ранее записанная информация стирается.

Сейчас продаются отформатированные дискеты.

Дисковод CD-ROM – для считывания информации с лазерных дисков с помощью лазерного луча. Существуют пишущие и не пишущие CD-ROM.

Файловая структура

Вся информация, которая записана на магнитный диск, представлена блоками – наборами байтов, называемых файлами. Каждый файл должен иметь обозначение (имя), по которому человек и система опознают и используют файл.

Иного способа представления информации на диске – нет.

Даже, если вы захотите записать на диске одну букву «Я», вам придется дать ей имя и оформить как файл.

Имя чаще всего имеет окончание, которое отделено от основной части точкой и называется расширением. Например, файл rins.exe имеет расширение exe.

Файл – это поименованная группа байтов, записанная на диск.

Длина файла может, как угодно меняться – от 1 байта до десятков Мбайт (в пределах емкости данного диска).

Бывают файлы с нулевой длиной (у них есть только имя).

В файлах хранится любая информация, которая может быть обработана компьютером: текстовые документы, исходные тексты программ, условные коды, рисунки и т.д.

Файлы появляются на диске в результате работы различных программ – текстовых редакторов, электронных таблиц, компиляторов языков программирования и т.д.

Некоторые файлы создаются пользователями, и они присваивают им имена, некоторые создаются программами самостоятельно для своих целей, которые могут быть как известны пользователю, так и неизвестны.

Важнейшие характеристики файла – имя, длина (в байтах), дата создания или обновления (день, месяц, год) и время создания (часы и минуты).

Классификация файлов.

Файлы можно классифицировать по разным признакам. Например, по типу – на текстовые файлы и нетекстовые. Нетекстовые файлы часто называют двоичными.

В текстовых файлах хранится алфавитно-цифровая информация, предназначенная для непосредственного чтения на экране, а также для выдачи на печатающие устройства.

Другая классификация – файлы-программы и файлы-данные (объекты обработки программ). Деление то условное, т.к. программные файлы в той или иной ситуации могут играть роль данных.

Имя файла.

Имя состоит из двух частей: собственного имени и расширения. Расширение может отсутствовать, и тогда имя совпадает с собственным именем.

В DOS собственное имя содержит от 1 до 8 символов, а расширение от 1 до 3 символов.

Расширение отделяется от собственного имени точкой. Таким образом, имя файла имеет длину от 1 до 12 символов.

Primer.txt

B

Nc.com

В состав собственного имени и расширения могут входить строчные и прописные латинские буквы, цифры, а также некоторые служебные символы: «_», «-», «$», «!», «%».

Если в состав имени входят строчные буквы система всегда воспринимает их как прописные.

Длина имени в файле Win может достичь 255 символов.

Расширение имени уточняет происхождение, назначение, принадлежность файла к какой-либо группе. Многие программные системы требуют, чтобы файл конкретного типа обладал и конкретным расширением (например, MS-DOS0 считает программами файл с расширениями .exe, .com, Word требует для своих рабочих файлов расширение .doc и т.д.)

Например, чтобы запустить программу, нужно найти файл с расширением .exe или .com, и с именем, совпадающим с именем пакета.

В Win расширения обычно обозначаются определенными значками.

Наиболее распространенные расширения:

.txt– текстовый файл

.doc – файл Word

.xls – файл Excel

.bmp – точечный рисунок

.drv – драйвер

.sys – системные файлы

.hlp – файлы помощи

.pas – программы на Паскале

.bas – программа на Бейсике

.dbf – файлы базы данных

 

Многие программисты снабжают свои пакеты специальным текстовым файлом с именем README. Обычно в нем записывается какая-либо важная информация о пакете (способы установки, функции, особенности и т.п.)

Каталоги.

На винчестере могут находиться тысячи и даже десятки тысяч файлов, ориентироваться в которых практически невозможно, если не разбить их на тематические группы. Например, группа файлов обслуживает работу редактора Word, другая группа – ваши текстовые документы, отдельные наборы файлов образуют базы данных.

Поименованная группа файлов называется каталогом

Указание пути к файлу

Когда вы используете файл не из текущего каталога, необходимо указать, в каком каталоге этот файл находится. Это делается с помощью указания пути к файлу.

 

____manual.chi

____CHI____

____manual.bak

 

____LETTERS____telex.doc

C: ____DOC____ ____paper.doc

____paper.bak

 

____autoexec.bat

____command.com

____paper.doc

 

 

Путь – это последовательность из имен каталогов, разделенных символом «\». Этот путь задает маршрут от текущего каталога или от корневого каталога диска к тому каталогу, в котором находится нужный файл.

Если путь начинается с символа «\», то маршрут вычисляется от корневого каталога диска, иначе от текущего каталога. Каждое имя в пути соответствует входу в подкаталог с таким именем, «» соответствует входу в надкаталог.

Например, путь до файла telex.doc:

C:\DOC\LETTERS\ telex.doc

Полное имя файла имеет следующий вид: [дисковод:] [путь\] имя файла,

т.е. состоит из пути к каталогу, в котором находится файл и имени файла, разделенных символом «\», перед которыми может стоять обозначение дисковода.

Если дисковод не указан, то подразумевается текущий дисковод. Если путь не указан, то подразумевается текущий каталог.

Символы * и ?

Во многих командах и именах файлов можно употреблять символы * и ? для указания группы файлов из одного каталога.

Символ * обозначает любое число любых символов в имени файла или в расширении имени файла.

Символ ? обозначает один произвольный символ или отсутствие символа в имени файла или в расширении имени файла.

В именах файлов, содержащих указание на каталог или дисковод символы * и ? нельзя употреблять в той части имени, которая содержит указание на каталог или дисковод.

Например, имя a:\work\*.doc – допустимо

а:\*\paper.doc и *:\work\paper.doc – недопустимо

Примеры:

*.bak – все файлы с расширением .bak

c*.d* – все файлы с именем, начинающимся с С и расширением, начинающимся с

D, из текущего каталога.

A:\doc\ABS???.* – все файлы с именем, начинающимся с ABC и состоящим не более чем из 6 символов.

ОБСЛУЖИВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА

Представление основных средств обслуживания компьютера – одна из функций ОС. Обычно она решается внешним образом – включением в базовый состав ОС первоочередных служебных приложений.

Средства проверки дисков.

Надежность работы дисков (особенно жесткого) определяет не только надежность работы компьютера в целом, но и безопасность хранения данных, ценность которых может намного превышать стоимость самого компьютера.

Поэтому наличие средств для проверки дисков является обязательным требованием к любой ОС.

Средства проверки принято рассматривать в 2-х категориях: средства логической проверки, т.е. проверки целостности файловой структуры и средства физической диагностики поверхности.

Логические ошибки, как правило, устраняются средствами самой ОС, а физические дефекты поверхности только локализуются – ОС принимает во внимание факт повреждения магнитного слоя в определенных секторах и исключает их из активной работы.

Логические ошибки файловой структуры имеют два характерных проявления:

§ потерянные кластеры

§ общие кластеры

Потерянные кластеры образуются в результате неправильного (или аварийного) завершения работы с компьютером. Ни в одной ОС нельзя выключать компьютер, если на нем запущены приложения, осуществляющие обмен информацией с дисками. Кроме того, в ОС Windows также нельзя выключать компьютер, если не исполнена специальная процедура завершения работы с ОС.

Механизм образования потерянных кластеров выглядит так:

§ во время работы с файлом приложения манипулирует с кластерами, занимая, или освобождая их, и регистрирует сведения об этом в FAT–таблице, но не записывает полные сведения о файле в каталог;

§ если при завершении работы с приложением происходит сохранение результатов деятельности, оно вносит окончательные изменения в FAT-таблицы и регистрирует данные, записанные в кластерах, как файл в каталоге;

§ если при завершении работы с приложением файл уничтожается, информация не фиксируется в каталоге, а использованные кластеры уничтожаются;

§ если компьютер выключился до завершения работы с приложением, кластеры остаются помеченными как «занятые», но ссылки на них в каталоге не создаются, так что согласно данным FAT-таблицы этим кластерам не соответствует ни один файл(место занято, а имени файла нет – потеряны кластеры).

Ошибка, связанная с потерянными кластерами, легко исправляется средствами ОС. При этом можно либо полностью освободить данные кластеры, либо превратить их в полноценные файлы, которые можно просмотреть в поисках ценной информации, утраченной во время сбоя.

Ошибка, проявляющаяся как общие кластеры, характеризуется тем, что, согласно данным FAT-таблиц, 2 или более файлов претендуют на то, что их данные находятся в одном и том же месте диска.

При нормальной работе такой ситуации быть не может, и это свидетельствует об ошибке в FAT-таблицах. Причиной появления общих кластеров может стать самопроизвольное изменение данных в FAT-таблицах или некорректное восстановление ранее удаленных данных с помощью внесистемных средств. Некорректность может быть обусловлена нарушением порядка операций восстановления данных или неадекватностью средств восстановления данных (например, использование средств MS-DOS для восстановления Winфайлов).

Ошибка, связанная с общими кластерами, исправляется повторной записью обоих конфликтующих файлов. Один из них обязательно испорчен и подлежит последующему удалению, но велика вероятность того, что испорчены оба файла.

Дефрагментация диска

Служебное приложение, предназначенное для повышения эффективности работы жесткого диска путем устранения фрагментированности файловой структуры.

Наименьшей единицей хранения данных на диске является кластер. Если свободного места на диске достаточно, то файлы записываются так, что кластеры, в которые происходит запись, располагаются последовательно. В этом случае обращения к файлу происходят достаточно быстро, т.к. затраты времени на поиск очередных кластеров минимальны.

Если диск заполнен до отказа, запись на него возможна только после освобождения некоторого количества кластеров путем удаления файлов. При этом свободные области, образующиеся на диске, в общем случае не образуют одну большую непрерывную область. При попытке записать длинный файл на диск, имеющий прерывистую структуру свободных областей, файл делится на фрагменты, которые записываются туда, где для них нашлось место.

Длительная работа с заполненным жестким диском приводит к постепенному увеличению фрагментированных файлов и значительному замедлению работы.

Программа дефрагментация диска выполняет перекомпоновку файлов таким образом, что длинные файлы собираются из коротких фрагментов. В результате доступ к файлам заметно упрощается и эффективность работы намного возрастает.

Архивирование файлов

Архивирование – это сжатие файла или группы файлов с целью уменьшить место, занимаемое ими на диске. Архивирование используют при хранении запасных (страховых) копий на дискетах или жестких дисках, при создании дистрибутивов программных продуктов, а также при передаче информации по сетям.

Для сжатия файлов используются служебные программы, архиваторы, каждая из которых вместо одного или нескольких файлов, создает один архивный файл, файл в том или ином формате, с соответствующим расширением. Многие популярные архивные форматы, такие как ZIP, LZH, ARJ, ICE и т.д., появились в эпоху господства DOS. Для работы с ними использовались специализированные архиваторы – упаковщики (утилиты PKZIP/PKUnzip, LHA, ARJ), которые позволяли архивировать целые каталоги и обеспечивали высокую степень сжатия для текстовых, графических и прочих типов файлов. Эти программы вызывались командной строкой с многочисленными параметрами, довольно громоздкими, хотя и обеспечивавшими богатые возможности.

Вскоре стали появляться надстройки, с помощью которых можно было работать с различными форматами архивов не из командной строки, а с помощью меню.

По-настоящему прижились в мире ПК из старых архивных форматов ZIP, ARJ.

В настоящее время популярен формат RAR, созданный нашим соотечественником, челябинцем Евгением Рошалем.

Технология RAR обеспечивает высокую степень сжатия, недостаток – не очень гибкий механизм работы с большими архивами.

Основны






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.048 с.