Проблема технологии: человек и машина в современной социокультурной ситуации — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Проблема технологии: человек и машина в современной социокультурной ситуации

2018-01-05 227
Проблема технологии: человек и машина в современной социокультурной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для современного состояния общества и культуры особое значение приобретает проблема овладения новыми технологиями. Мир качественно изменился: появились новые, прежде неизвестные, производства, такие как электронно-информационные, биотехнологические, космические. Все усложняющиеся технологические системы изменили самый характер производства, сделав упор на наукоемкость.

Наиболее динамичым компонентом сегодняшнего производства называют информационные и коммуникационные технологии.

Может быть, когда-нибудь информационную революцию назовут самой масштабной из всех прежних по скорости и всепобеждающей силе компьютерных технологий. Действительно, темпы информационной революции невероятно высоки. По уровню накопления и систематизации информации конец ХХ века не знает себе равных. Не случайно, даже период истории, в котором мы живем, принято называть постиндустриальным, или информационным.

Однако уже сегодня становится ясно, что тотальная компьютеризация несет с собой неизвестные прежде проблемы. И эти проблемы напрямую связаны с проблемой человека, его местом и ролью в истории и культуре.

С одной стороны, компьютерная техника облегчает труд человека, делает его более производительным, в то же время требуя от человека способности вступать в коммуникацию с новыми техническими средствами, стимулируя способность к обучению. Человек в постиндустриальном обществе становится «целью и ведущим компонентом производства» (Б. Ерасов). Ценность интеллекта человека становится столь же высоко значимой как и другие ценности (свидетельством тому могут служить законы о защите интеллектуальной собственности и авторских правах, принятые во многих странах, включая международные конвенции). Естественным в современных условиях видится и внимание к системе образования, к науке. В экономически развитых странах происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу научных лабораторий и т. п. Университеты становятся средоточием научной деятельности. В обществе растет «спрос» на новые идеи, на новые научные проекты.

Компьютеризация приводит и к новым, не существовавшим в условиях индустриального общества, способам организации производства: прежде всего к децентрализации. Место огромных городов-заводов начинают занимать виртуальные транснациональные корпорации, связанные воедино не столько производством, оно может быть различным и территориально находиться в любой части Земного шара, сколько информационными сетями. При этом составляющими производствами могут быть надомные виды деятельности (фриланс), связанные с работой в Интернет. Такой почти средневековый способ организации производства, когда не существует четко закрепленного «рабочего» и «свободного» времени – резко изменяет жизнь человека, делая его, с одной стороны, более мобильным, с другой, более привязанным к технике.

Принципиально меняется характер образования в современном мире. Стремление дать как можно больше разносортной информации из различных областей знаний учащемуся все больше уступает место системам, обучающим способам работы с новыми, все увеличивающимися, объемами информации (что особенно актуально в современной ситуации, где каждые 7 лет информация обновляется кардинально). Если раньше речь шла о педагогике как творческой профессии, то сейчас упор делается на педагогические технологии, учитывающие эффективность процесса обучения (и зачастую оставляющие в стороне проблемы воспитания и личностного роста). Особую роль сегодня стали играть альтернативные способы образования, опять-таки, используя глобальные компьютерные сети, можно не выезжая из собственного города, получить образование где-нибудь в США.

Современный человек существует как бы в двух мирах одновременно: в мире реальном и мире виртуальном. При том, что последний отнюдь не похож на прежний мир фантазий и грез, он все более приобретает черты реальности, и определяет подлинную жизнь. Предлагая информационное поле, виртуальный мир начинает заменять собой то, что раньше принадлежало человеку безраздельно – его память. Достаточно нажать несколько кнопок – и весь объем информации по интересующей проблеме получен. Более того, подключившись к глобальным компьютерным сетям, пользователь обеспечивает себе «бесперебойное» получение новейших сведений из любой области. В технически развитых странах компьютер все более заменяет такие традиционные вещи как записную книжку[21], и авторучку (письма и поздравительные открытки, даже близким людям, пишутся на компьютере, отчуждаясь от пишущего).

Самый акт коммуникации, ранее предполагавший как минимум двух собеседников, становится формализованным и стандартизированным, утрачивая «человеческое измерение».

Нам уже не важен собеседник как таковой. Его духовный мир, его ценности, его жизнь. Машины «научили» людей способам манипуляции, и люди радостно использовали этот опыт. Если взглянуть на издающиеся сегодня книги, то мы увидим, какое огромное количество в мире занимают так называемые труды по поп-психологии. По сути, основным содержанием данных книг являются схемы манипуляции другим человеком. От Д. Карнеги, до совсем надавно появившейся книги отечественного автора «А что у него в подсознании?» Человечество оказалось безоружным.

Если раньше мы смотрели на человека, приезжающего из другого города или другой страны, почти как на инопланетянина, то, появись сейчас инопланетянин, мы и на него станем смотреть как на что-то давно известное. Мир сузился до телеэкрана или экрана монитора.

Изменившийся тип существования изменил самую структуру освоения мира. Мы стали смотреть на мир не как на мир разных типов культур, а как туристы, знакомясь поверхностно с достопримечательностями, где-то в глубине души зная, что все, в общем, одинаково, все мы похожи, все ищем одного – удовольствий от этой жизни, и все ценим только внешние формы существования.

Поэтому такое огромное место занимает в сегодняшнем производстве сфера услуг, индустрия развлечений, туристическая деятельность. Нужно же бесконечно предлагать способы удовлетворения человеку, чья жизнь есть только поиск разнообразных ощущений и впечатлений.

Конечно, я намеренно сгущаю краски. Конечно, человечество все еще состоит из отдельных «человеков», и далеко не каждую жизнь можно описать как механистическую. Однако важно осознание тенденции в культуре, а она сегодня определяется как зависимость от внешнего и чуждого духовной жизни человека мира виртуального.

Пугающее открытие сделано сегодня: тот, кто регулярно пользуется всемирной компьютерной сетью, впадает в опасное психическое состояние. Дело в том, что в «новом измерении» знания открываются интерактивным способом, сопровождаемые текстом, звуком и изображением.»Проникая с помощью Интернета в кибернетическое пространство, у людей вырабатывается отличное от их истинного «я» ложное сознание идентичности»[22], что наносит огромный ущерб психике, особенно окончательно не сформировавшейся.

Таким образом, сформировавшийся сегодня информационный тип культуры постиндустриального общества с особой остротой ставит проблему личного выбора, личной ответственности за свою жизнь. Сегодняшнюю духовную ситуацию можно определить как ситуацию экзистенциального выбора между машиной и жизнью, между забвением, что ты – человек, и вопросом «что есть человек».

Атомизированное человечество, живущее в ситуации постоянной манипуляции сознанием, замены духовного роста прогрессом и техническим усовершенствованием, отсутствием содержательной и полноценной самореализации, оказалось перед угрозой самоуничтожения, проявляющегося сегодня в росте насилия, равнодушии и жестокости.

Естественной реакцией на происходящее стал поиск альтернативных путей, актуализирующих человеческое начало, базирующихся на других, близких ушедшей культуре ценностях.

Все возможные контр-культурные движения, начавшиеся в 60-е годы ХХ века, от «битников» до «зеленых», по сути, пытались реализовать эти идеи нового единения. Разучившись смотреть жизни в лицо, люди снова стали искать «тихой гавани» и самооправдания («не мы такие, жизнь такая» – стало лозунгом не одного поколения). Утрата собственного»я» в механическом мире неизбежно вела к поиску самоидентичности. Очень странным может показаться объединение в один ряд столь разнородных явлений как строительство утопических коммун, увлечение восточным мистицизмом или фан-клубы музыкально-эстрадных звезд. Однако подобные явления ясно показывают, что утрата традиционных духовных ориентиров, ведет к их интенсивному поиску. Они не хотели быть похожи на машины, они хотели оставаться уникальными и неординарными, они хотели оставаться людьми.

Эти явления до сегодняшнего дня определят «лицо» современной культуры, свидетельствуя о ее разнонаправленности.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.