Любовная линия в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Роль женщины в судьбах Базарова, Павла Петровича, Николая Петровича. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Любовная линия в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Роль женщины в судьбах Базарова, Павла Петровича, Николая Петровича.

2018-01-05 2519
Любовная линия в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Роль женщины в судьбах Базарова, Павла Петровича, Николая Петровича. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

В произведении «Отцы и дети» И.С. Тургенева любовь играет огромную роль для каждого из героев, заставляя их пересматривать свои главные ценности, жизненные принципы, манеру поведения. Для Евгения Базарова любовь была неким испытанием, ведь он – нигилист, отрицающий чувства между мужчиной и женщиной, презирающий любовь. На балу он знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, умной красивой женщиной, которая сразу же приковывает его внимание к себе. Она понравилась Базарову, его симпатия усилилась при общении с ней. Несмотря на отрицание всех чувств, Базаров все-таки в нее влюбляется. В своем чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая. В душе Базарова произошел переворот. Он понял, что способен полюбить. Это значило, что любовь существует. Следовательно, вся система взглядов, философия этого героя была разрушена. Можно сказать, что он потерял жизненную основу. Один из его нигилистических принципов был опровергнут. Это означало, что он, Евгений Базаров, -самый обыкновенный человек, со всеми слабостями и недостатками. Но Одинцова и Базаров не могут быть вместе, Несчастен в любви и Павел Петрович. Молодой и энергичный, он нравился женщинам в юности, но его сердце было отдано в один момент княгине Р., легкомысленной кокетке, любившей танцевать, смеяться и шутить с молодыми людьми. Однако любовь не принесла Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. Мучительно привязавшись к княгине Р., Кирсанов никогда не мог понять ее, его поражала ее странность, неуравновешенность. Расставшись с княгиней Р., Кирсанов пытался зажить старой, привычной жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Он состарилсяи поседел. Умный и деятельный Павел Петрович не сумел справиться со своим чувством и впоследствии погубил из-за несчастной любви не только свою блестящую карьеру офицера, но и всю последующую жизнь. Эта любовь никогда не могла быть удовлетворена, она лишила Кирсанова дела, отняла богатые возможности, принесла мучения и отчаяние. Совсем другой была любовь Николая Петровича Кирсанов. Он был счастлив со своей женой Машей, они практически никогда не расставались, но вся его жизнь пошла прахом после смерти жены, которую он никак не может забыть. Но, он стал учиться жить заново. Его вторая возлюбленная Фенечка своей миловидностью и скромностью похожа на покойную жену. Жизнь с ней столь же тиха. Его можно назвать счастливым человеком. В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил несколько любовных линий, благодаря которым особенности характера главного героя раскрываются полностью, давая читателю возможность заглянуть в самые потаенные уголки его души. Базарова все-таки настигает это чувство, чувство любви, и он, пытаясь скрыться за этой маской безразличия ко всем человеческим чувствам, перед лицом смерти признается Одинцовой в любви, что возвышает его в глазах читателя: из бесчувственного сухаря он превращается в человека любящего, с поэтичной душой. Женщина в жизни Базарова возвышает его. Общение с Одинцовой раскрывает одно из самых главных качеств человека - способность любить и в то же время силу его убеждений, его принципов. Он отказывается от тихого, уютного гнездышка ради своего дела, ради того, чтобы быть нужным народу, России. А Павел Петрович никак не может отпустить старую любовь и попытаться начать жить заново, возможно, найти свою настоящую любовь и просто стать счастливее. Любовь к княгине Р для Павла Петровича показывает слабые стороны его характера. Он силен только в своих аристократических привычках. Можно сказать, что больше всего повезло Николаю Петровичу. Пусть он и потерял жену, которую он так любил, но все же ему удалось найти женщину, с которой он также счастлив, как был счастлив со своей женой. Для Николая Петровича Фенечка как тихая пристань. Она, как и герой романа, проста, незатейлива, добра, и в романе образ Феечки Тургенев использует для того, чтобы подчеркнуть именно эти черты характера героя. Все герои изменились под воздействием любви. Каждый осознал свое место в жизни, приобрел новые черты характера и утратил старые. Роль женщины в жизни каждого героя огромна.

«Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Философский характер лирики Ф.И. Тютчева.

 

Всю поэзию Тютчева можно назвать философской, потому что, о чем бы ни говорил, он стремится к постижению мира непознаваемого. Мир таинственен и непостижим. В стихотворениях Тютчева часто появляются образы бездны, моря, стихий, ночи, которые находятся и в природе, и в человеческом сердце. Человек есть тайна. И эта мысль проходит через многие стихотворения Тютчева. Человека поэт воспринимает как бездну и сравнивает с бездной Вселенной.

В стихотворении «Как океан объемлет шар земной» человек со всех сторон окружен бездной Вселенной. Только человек погружается в сон, как уже челн готов нести его по неведомым просторам мирозданья, окруженный бездной Вселенной. Сон - граница между духовным и материальным мирами. Во сне человек не может управлять своим телом и мыслями, но он может получать некую информацию из иного мира. Именно ночью человек может ощутить себя частицей безграничного мира, почувствовать гармонию в своей душе, гармонию с природой, с высшим началом. В стихотворении «День и ночь» поэт утверждает, что день – лишь иллюзия, но мир истинный открывается человеку по ночам:

Но меркнет день – настанет ночь;

Пришла - и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

Поэта волновали вопросы устройства мира, назначения человека, бренности человеческой жизни. Разлад в душе человека, внутренние переживания, стремление выйти из жизненных противоречий – вот темы философской лирики Тютчева. В стихотворении «Фонтан» читателю представляется образ бьющего вверх фонтана. Но, долетев до самой высокой точки, отпущенной ему, фонтан стремительно падает вниз. Падение неизбежно. Какие силы заставляют подниматься вверх поток воды? Рвущуюся вверх струю фонтана поэт сравнивает с человеческой мыслью. Как бы человек ни стремился достигнуть идеала, он упадет на землю, подобно струе фонтана. Хотя человек знает, что он обречен на гибель, он всегда будет спорить со своей судьбой, с тем, кто его создал таким.

Философская лирика поэта тесно связана с лирикой пейзажной. Можно сказать, что вся пейзажная лирика поэта проникнута философскими раздумьями. Поэт говорит о природе как об одушевленной, мыслящей части мира, в природе «есть душа есть свобода,…есть язык». Человек связан с природой,но в то же время мир природы непостижим для человека.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

 

 

«Люблю отчизну я, но странною любовью!». В чем «странность» любви к Родине М. Ю. Лермонтова.

Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта.

Чувством патриотизма проникнуто стихотворение “Родина”, ”. Его тема определяется самим названием Уже в начале стихотворения поэт признается в любви к родине, но называет свою любовь «странной».

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Что скрывается за словом СТРАННАЯ любовь? Что особенного в любви поэта? Ответ понятен уже с первых строк. Поэт любит Россию реальную. Он любит ее не за прошлое, богатое победами, не за ее героев. Перед читателем раскрываются великолепные картины природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна. Значит, поэт любит Отчизну за необыкновенную природу.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает картина жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Поэту близка и понятна жизнь простого народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Поэт радуется достатку крестьян (полное гумно). Он любуется народной Россией.


Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник:
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Такой любви к крестьянской России многие в ту пору не знали. И вот еще ответ на вопрос, почему странная любовь поэта. Близкая и бесконечно дорогая его сердцу Россия открывалась ему во всей красе на обычных просёлочных дорогах, с их незатейливым пейзажем. Родные просторы, природа лечили тоскующую душу поэта, даря ему спокойствие и счастье.

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…

Вслушаемся в эти строки. И мы почувствуем безбрежную ширь степей, переходящую в разливы моря. И возникнет ощущение холодной весны, ощущение долгих, бесконечных дорог. Здесь каждое слово сильно и необычно.

«Странная любовь» поэта к своей Отчизне так и осталась до конца неразгаданной. Лермонтов сам не понимает, за что так сильно любит Россию. Вероятно, за то, что он родился в России, ему понятна и дорога ее незатейливая природа, ему дорог народ, он радуется вместе с народом, когда он веселится, когда в домах достаток.

Но есть другое стихотворение у Лермонтова. В нем уже не страна русского народа, отчизна поэта, дорогая ему. Это уже не Россия “голубых мундиров”. Называется оно Прощай, немытая Россия…». В этом стихотворении отразилась страстная ненависть поэта к самодержавно-помещичьему строю. Знаменитые строки:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ,

Две России контрастируют в этом стихотворении. Одна – Россия господ, другая- рабов, готовых повиноваться во всем. Ни одну, ни другую не любит Лермонтов. Это то негативное, что видел поэт в своей Родине, то, что он хотел бы исправить. И снова мы видим реалистичный взгляд поэта. Голубые мундиры- это мундиры жандармов. О них идет речь в следующих строках стихотворения, когда поэт желает скрыться от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей. Стихотворение написано было Лермонтовым перед отъездом на Кавказ, который можно назвать ссылкой. Горечь и отчаяние в этом стихотворении. Они связаны с послушностью и покорностью народа и с жестокостью, вседозволенностью господствующего класса.

Из этих стихотворений понятно, что любовь к родине у поэта не восторженная, отвлеченная, что это любовь патриота, который любит свою родину, ее народ, видит достоинства и недостатки и вместе с народом сожалеет, что изменить ничего невозможно.

 

«Печально я гляжу на наше поколенье…» Раздумья М. Ю. Лермонтова о судьбах своего поколения

Лирика Лермонтова обладает особым трагическим характером. Поэт ощущает себя человеком, родившимся не в своё время. И эта грусть – тоска по минувшим временам, по людям героической эпохи отразилась в его стихотворении «Бородино». Впервые в нём появится выражение «наше время».

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!

Это то героическое время, которое, казалось, прошло безвозвратно. Куда же делось «могучее, лихое племя», где его великие дела и свершения, на что тратятся его силы? Все эти вопросы задаёт автор в «Бородине».

Рассказ о великом событии ведётся от лица рядового участника сражения. Это не какая – то солдатская «байка». Бородинская битва описывается в нём конкретно и точно, как бы изнутри, из самой гущи боя. Правда, автор не называет никаких имён. Он даже не упоминает Кутузова, а говорит только о солдатах, которые, по его мнению, являются главными героями этого события. Но всё-таки есть одно имя, которое открыто звучит в произведении. Это образ Москвы. Столицы. Слово «Москва» заменило слова «народ» и «родина».

«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»

Идея защиты Москвы придала самым ужасным картинам отблеск настоящего героизма.

Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел, -

эти отталкивающие строки показали жестокость битвы. Но в такой жестокости была необходимость, потому что за Бородиным стояла страна. И это показывает Лермонтов в своем стихотворении.

В «Бородине» мы увидели и почувствовали всю силу русского богатырского духа. Мы увидели и образ русского солдата, который не привык отступать. Увидели чувство патриотизма, без которого невозможна была бы победа.

«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

Уверенность в себе, ирония над противником («постой-ка, брат мусью») добродушие русского солдата, готовность биться до последнего - все в этом стихотворении.

Сцены очень похожи на те, которые уже после Лермонтова создаст другой великий писатель Толстой.

Читая «Бородино», мы заново открываем для себя историческое значение этой битвы и видим, как хорошо поэт знал историю своей страны и гордился ею.

И все-таки почему это «богатыри - не вы»? Что увидел поэт в современном ему поколении. что позволило ему сказать: «Да, были люди в наше время»? Ведь за этими словами старого солдата стоит сам поэт.

Ответ мы находим в другом стихотворении Лермонтова «Дума». В нем мы увидим образ поколения, данную ему оценку поэтом. Бездействие – главная черта поколения. Лермонтов вскрывает причины нынешнего положения дворянской молодежи, которые сменили поколение декабристов.

Из строчек «богаты вы едва из колыбели ошибками отцов и поздним их умом» видно, что нынешнее поколение увидело безрезультатность борьбы. Потому поэт и упрекает в малодушии перед опасностью. Итак, самые характерные черты поколения: бездействие, отказ от борьбы, равнодушие к общественным вопросам.

Ни поэзия, ни искусство не могут волновать современников Лермонтова. Они не способны чувствовать, любить, ненавидеть, они равнодушны к добру и злу. Неверие в будущее заставляет их глядеть с усмешкой в прошлое.

Каково же будущее у этого поколения? «Над миром мы пройдем без тени и следа». Ответ в этих строках. Есть какая-то обреченность в этом стихотворении, поэтому читатели по-разному относятся к нему. Кому-то Лермонтов покажется излишне гневным, даже злым. А кто-то поймет, что этим стихотворением поэт хотел разбудить дворянское общество, он вскрывал недостатки, чтобы его пророчество не сбылось. Потому и называется стихотворения «Дума». Это размышления поэта о судьбе поколения, а значит о судьбе России.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.