Соотношение понятий культуры, субкультуры, контркультуры. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Соотношение понятий культуры, субкультуры, контркультуры.

2018-01-05 841
Соотношение понятий культуры, субкультуры, контркультуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка - этой параматерии культуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм. Возникновение контркультуры на самом деле - явление вполне обычное и распространенная. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других - с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

 

11. Виды культуры: доминирующая, сельская, городская, специализированная.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей культурой.

Доминирующая культура может быть национальной и этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах и только. Они - носители этой культуры. выделяет следующие особенности сельской культуры:

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом

2. Персонификация межличностных отношений

3. Плотный неформальный контроль

4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи

6. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт

9. Ограниченный культурный выбор

10. Раннее занятие физическим трудом

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) - это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры. Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзала, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения. Городская среда насыщена гораздо большим числом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская.

Специализированная культура - сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают: художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т.п.

Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся:

· приватное пространство (квартира),

· публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т.п.),

 

12. Язык культуры. Науки, изучающие языки культуры. Языком культуры в широком смысле этого понятия мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую "организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции. Классификация языков культуры:

— естественные языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский и т.п.)

— искусственные языки — это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования.— вторичные языки - это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство).

Науки, изучающие языки культуры: Семиотика — наука о знаковых системах или семиозисе культуры. Это относительно современная наука, претендующая на создание метаязыка.

Герменевтика — одна из древних наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов.

 

13. Знак и символ. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.

Символ — одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова — удостоверение личности, которым служил simbolon — половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре — универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в сим- вол, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия.

 

14. Культурная аккумуляция. Культурная аккумуляция - накопление культурного потенциала, наследия. К.А. имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении. К.А. представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия, указывающее на ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В числе каналов К.А. называют музеи и библиотеки.

15. Формы приобщения к культуре: социализация и воспитание. Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью. Воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида).

 

16. Формы приобщения к культуре: адаптация и инкультурация. адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям). Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации — интеллигент.

 

17. Формы приобщения к культуре: аккультурация и ассимиляция. Аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры. К аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.

Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

18. Сущность и содержание культуры личности. Культура и личность связаны неразрывно. С одной стороны, в культуре формируется

определённый тип личности. Факторы, влияющие на формирование личности в культуре:

- идеалы и ценности

- исторические традиции

- семейные образцы

- общепринятые ритуалы

- особенности географии

С другой стороны, личность возрождаёт и соединяет, открывает новое в культуре. Для того,

чтобы рассмотреть понятие «личность» необходимо разграничить понятия человек-индивид-

личность. Понятие человека употребляется для характеристики всеобщих, присущим всем людям

качеств и потребностей. Это понятие подчёркивает наличие исторически развивающейся общности

как homosappiens. Человечество, как таковое, не существует, т.е. живут и действуют конкретные

люди, и существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

Индивид – единичный представитель человеческого рода, а также конкретный носитель

социальных и психологических черт человечества: разума, потребностей, интересов.

Чтобы отразить конкретно исторические особенности развития человека на различных

уровнях его индивидуальности исторического развития, наряду с понятием «индивид»

используется понятие «личность».

Личность – определяется как устойчивый комплекс социально значимых черт,

характеризующих индивида как члена общества. Философия, социология и психология изучают

личность. Философия рассматривает личность как субъект деятельности, познания и творчества.

Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств,

отношений, темперамента и характера. Социологический подход выделяет в личности социально-

типическое. Основная проблема социологической теории личности связана с процессом

формирования личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального

поведения личности.

Под проблемой культура и личность понимается теоретико-этнологическое отношение в

американской этнологии, представители которой полагали, что каждая культура обладает

специфическим типом личности, а также национальным характером. Основная идея теории

личности и культуры – наличие у каждого народа спецефической для него базы (особенности),

структуры характера, передающегося из поколения в поколение.

Факторы, влияющие на формирование личности:

1) Биологическая наследственность

2) Физическое окружение

3) Культура

4) Групповой опыт

5) Уникальный индивидуальный опыт.

 

19. Материальная культура: культура производства, быта, физическая культура. Под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека, а также её

результат. В качестве объектов материальной культуры выделяют: орудия труда, средства

производства, одежду, быт, жилище – всё то, что является процессом материальной деятельности

человека.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:

1) Культура воспроизводства человеческого рода.

2)Спорт, развитие физических способностей.

3)Здоровый образ жизни.

4) Медицина.

КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА:

Исторически формируются постоянно обновляющиеся технологи производственной деятельности – культура производства. Производственную культуру характеризуют:

возможности производства, творческий потенциал работников, достижения науки.

 

20. Духовная культура и её составляющие. Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

К ней относятся различные идеи и песни (с точки зрения идейного содержания), легенды, мифы. Все, что связано с образом, относится к ней. Духовная культура определяет связи людей. В духовной культуре содержатся мораль, эстетика и позитивные знания.

 

21. Материально-духовная культура политическая, экономическая, правовая, экологическая.

Политическая культура – это понятие в включает в себя:

- политические отношения (отношения по поводу власти и государства).

- политические институты.

- представления о мире политики.

Также политическая культура является частью духовной культуры народа. Она определяет

и предписывает нормы поведения. Политическую культуру той или иной страны можно

рассматривать как неразрывную часть общественной культуры. Каждый человек является

носителем политической культуры, т.е. социальной общности, в которой происходит его

социализация. Политическая культура каждого включает в себя:

- политические традиции.

- нормы политической практики.

- идеи.

- концепции и убеждения о взаимоотношении различных общественно-политических

институтов.

Политическую культуру можно назвать ценностно нормативной системой, которую разделяет

большенство населения. Она включает: базовые убеждения, установки, ориентации, символы,

обращённые на политическую систему.

 

Экономическая культура

ЭК понимают как характер экономической деятельности человека в обществе, воплощаемый конкретными особенностями производства, передачи и обновления доминирующей обществе в данное время системы ценностей экономической деятельности, в её результатах отношения и ценности). Под ЭК понимают сферу культуры как целостность, специализирующуюся на воспроизводстве условий материальной жизни человека в обществе. Элементы ЭК – экономические потребности, интересы различных социальных групп, трудовая ментальность людей. Трудовая этика – трудовые обычаи. ЭК – это деятельность, направленная на создание материальных условий жизни человека.

ЭК воплощается не просто в производстве и технике, а в реализации творческого начала в материальной деятельности человека.

Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. Исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры.

понятие «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях, а именно:

правовая культура общества;

правовая культура личности.

Любые исследования правовой культуры ориентированы на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов — правовой культуры личности и правовой культуры всего общества. Такой подход позволяет считать выделение соответственно правовой культуры личности и правовой культуры общества важнейшим методологическим принципом.

Правовая культура является неотъемлемой частью культуры вообще, а овеществлённые и идеальные элементы правовой культуры суть элементы культуры общества;

Важным методологическим аспектом изучения правовой культуры является выделение правовой культуры общества и правовой культуры личности;

Учитывая обилие определений понятия «правовая культуры» в современной науке можно говорить о том, что процесс формирования единого и общепризнанного значения понятия «правовая культура» далёк от завершения;

Правовая культура должна рассматриваться не только как совокупность элементов относящихся к сфере права, но и как важный регулятор социальных отношений как таковой;

Особенности отечественной правовой культуры не только не умаляют её значение в жизни общества, но, напротив, актуализирует необходимость изучения правой культуры, необходимость разработки методов её повышения, в частности прививания осознания права как важнейшей социальной ценности.

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках Культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

 

22. Искусство как становление духовной культуры. На формирование духовной культуры осуществляется воздействие различными методами и средствами, в частности, воздействие на личность различных видов искусств: музыки, литературы, танцев и т.д. Одна из важнейших областей этого сложного, динамичного процесса - формирование духовной культуры средствами музыкального искусства.

Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства -признавали выдающиеся умы прошлого.

Знакомство с музыкальным искусством раскрепощает духовные задатки человека,

во многом определяет его творческое и психологическое развитие, т.к. произведения музыкального вида искусства содержат большие возможности для эмоционально - чувственного, образного, эстетического познания и отображения внутреннего и окружающего мира человека.

 

23. Культура и религия. КУЛЬТУРА в широком значении этого понятия может быть определена как динамичная система достижений человечества в познании, освоении и преобразовании мира.
Она включает навыки и способы социальной организации в самых различных областях человеческой практики — от материального производства до утонченных образов искусства, философских и теологических концепций, соответствующие знаковые системы, умение пользоваться ими и их совершенствовать.
РЕЛИГИЯ является особым типом духовно-практической деятельности, в ходе которой познание и практическое освоение мира осуществляются способом, основанным на представлении о решающем влиянии потусторонних сил (связей и отношений) на повседневную жизнь людей.
Ряд достижений человека в освоении мира первоначально закреплялся в рамках РЕЛИГИИ; нравственно-религиозные заповеди, духовные знания, передача от поколения к поколению в религиозно-мифологической (сакральной) форме опыта рода и племени, система табу, регулировавших повседневные отношения людей архаического общества.
Некоторые виды и жанры архитектуры и искусства в прошлом были тесно связаны с РЕЛИГИЕЙ; эта связь сохраняется и в настоящее время. РЕЛИГИЯ оказывала сопротивление многим направлениям познания, особенно материалистической философии и научным школам, способствовавшим формированию и обоснованию атеистических идей.

24. Особенности христианской культуры. Христиа́нство — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете Христианство — крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Господство христианства в мире сопровождалось развитием величайшей в мире культуры, которая справедливо должна называться христианской культурой, так как все это утончение внутренних отношений, приспособление общества к потребностям человека, развитие прав личности, так же как небывалое дотоле овладение силами природы и разностороннее украшение жизни - все это было выращено влиянием христианства.

 

25. Буддизм. Будди́зм религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Сами последователи этого Учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке[

Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований. Оценка количества последователей буддизма во всём мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчёта, однако самые минимальные цифры колеблются в районе 350-500 миллионов человек. В отличие от монотеистических религий (иудейство, христианство, ислам), в буддизме нет ни всемогущего Бога-творца или Бога-личности, ни вечной души. В буддизме нет также понятия о «многих богах» вместо БуддыЭти же положения и отрицание кастовой системы отличает буддизм от индуизма и брахманизма, хотя он признает учение о карме.

Традиционно буддизм делят на махаяну («великую колесницу») и тхераваду («учение старейших»). Выделяется также направление «ваджраяна» («алмазная колесница» или тантрический буддизм), которое в некоторых регионах считается разновидностью махаяны, а в некоторых (Тибет, Монголия) — самостоятельным направлением.

 

26. Исламская религия. Исла́м монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха)Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке. С точки зрения ислама, народы отошли от первоначального пути, который был указан им Аллахом, a священные тексты древних книг постепенно искажались Каждый раз, с точки зрения верующих мусульман, для возвращения к истинной вере (имеется в виду — исламу) Аллах отправлял к разным народам своих пророков-посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса[3]. Последним пророком-посланником в среде пророков, с точки зрения всех мусульман, является Мухаммед, принесший человечеству веру в первозданном с позиции верующих мусульман виде. Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских ученых он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм. Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских ученых он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм Аллах — Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Коран священная книга ислама Мухаммед пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству.

 

27. Смыслы и коды. Смысл может быть понят как то, что обеспечивает всеобщее сцепление значений знаков данного языка. Смыслы имеют несколько уровней:

самым поверхностным уровнем смысла является так называемый «здравый смысл». Это смысл, уже проявившийся на уровне сознания, рационализированный и общепринятый. Он совпадает со значением и выражается словесным (вербальным) способом.

Самым глубинным уровнем смысла является непроявленное содержание, связывающее человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры. Между этими крайними уровнями располагаются те горизонтали смысла, которые и нуждаются в коде.

Если все феномены культуры рассмотреть как факты коммуникации, как сообщения, то понять их можно лишь в соотнесении с каким-то посредником, потому что связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосредственной. Потребность в таком посреднике обнаруживается тогда, когда различные феномены сравниваются между собой и сводятся в единую систему. Поэтому и необходима система особых смыслоразличимых признаков — кодов культуры. Теория кодирования решает проблемы не понимания, а оптимизации и помехозащитности кодов. В культурологии на первый план выдвигается именно содержание и понимание культурных текстов, поэтому понятие «код культуры» становится таким актуальным и требует уточнения. Необходимость в культурном коде возникает только тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов — это мир отдельных единиц, рассчитываемых в битах информации, а мир смысла — это те значащие формы, которые организуют связь человека с миром идей, образов и ценностей данной культуры.

 

28. Культура и наука. Культура — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.

Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

29. Модернизация и глобализация культуры. Культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма. Ее составляющими являются

 распространения грамотности и светского образования;

 растущая вера в науку и технологии;

 создание сложной, интеллектуальной и институционализированной системы для подготовки к осуществлению специализированных ролей;

 появление новых индивидуальных ориентаций, привычек, характеристик, обнаруживающих себя в большей возможности приспосабливаться ко все более широких социальных горизонтов;

 расширение сфер интересов;

 осознание того, что вознаграждение должно соответствовать вкладов индивидуума, а не каким-нибудь другим его особенностям;

 возможность развивать гибкую институциональную структуру, способную приспосабливаться к постоянно меняющимся проблем и потребностей.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

 

30. Культурная диффузия. Культурная диффузия взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Распространение культуры — особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не сводимая к этим процессам. Каналами К.Д. служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекc, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. К.Д. может происходить не только между странами и народами, но также между группами (полицейскими и преступниками) и классами, например между высшим и низшим, поэтому различают два ее направления:

1) горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой К.Д. (заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона);
2) вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, его называют стратификационной К.Д. (заимствование аристократией элементов простонародного говора). Стратификационная К.Д. имеет два направления: восходящее (сверху вниз) и нисходящее (снизу вверх). К.Д. предполагает один очаг высокой культуры, из которого по всем странам мира распространяются его достижения.

 

31. Культурная динамика. Культурная динамика – понятие, описывающее изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется от одной страны к другой, передается от прошлых поколений к будущим. у культурной динамики есть свои первокирпичики. Ими являются открытия и изобретения.

Открытие – получение новых знаний о мире. Яркий пример – открытие новых островов и континентов

Изобретение – новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления вещей, т.е. технологии.

 

32. Формы распространения культуры:
Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами посредством
• культурных заимствований (целенаправленное подражание),
• культурной диффузии (стихийное распространение),
• независимых открытий.
Последний путь означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах. Независимые изобретения — открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий.
Ярким примером независимого открытия служит неолитическая революция (переход от охоты и собирательства к земледелию, приручение животных и окуль-туривание злаков), которая произошла 7 000 лет назад в Месопотамии и

3 000 лет назад независимо от нее в Месоамерике (цивилизация майя).

33. Культурный «лаг». «Культурный лаг» описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере. Особенно страдает от этого молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение. С понятием культурного лага тесно связано другое, которое называют культурным запаздыванием. Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например научно-технического прогресса.

 

 

34. Культурная трансмиссия. КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСМИССИЯ, процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. На базе К.Т. формируется такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы. В противном случае происходит разрыв культурной цепи. Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. <


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.637 с.