Семинарское занятие – 2 часа. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семинарское занятие – 2 часа.

2018-01-05 209
Семинарское занятие – 2 часа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРИМИНАЛИСТИКА

Планы семинарских и практических занятий, вопросы для самопроверки, темы рефератов и НИРС для студентов 4-го курса дневного отделения специальности 030501 «Юриспруденция»

Разделы 3, 4

 

 

Хабаровск 2008

ББК x

Х 12

Криминалистика: планы семинарских и практических занятий, вопросы для самопроверки, темы рефератов и НИРС для студентов 4-го курса дневного отделения специальности 030501 «Юриспруденция» // сост. Ю. Г. Плесовских, А. С. Щукин. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2008. – 40 с.

 

Рецензент А.Ф. Облаков,

профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Хабаровского пограничного института ФСБ России,

канд. юрид. наук. доцент

 

 

Утверждено издательско-библиотечным советом академии

в качестве методических указаний для студентов

 

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………4

Планы семинарских и практических занятий для студентов

дневного отделения …………………………………………..5

Вопросы к экзамену…………………………………………..35

 

Библиографический список по изучению всего курса криминалистики содержится в учебно-методическом комплексе по изучению криминалистики части 1и 2.

 

 

Введение

Настоящий учебно-методический комплекс содержит планы семинарских

занятий и практических занятий, вопросы для самопроверки, темы рефератов и

НИРС по изучению разделов 3 и 4 курса криминалистики и является продолжением учебно-методического комплекса к изучению разделов 1 и 2 этого учебного комплекса.

Криминалистика как наука способствует своими положениями деятельности правоохранительных органов по установлению истины в уголовном судопроизводстве, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Знание криминалистики и умения применять её положения при решении задач борьбы с преступностью, предотвращения правонарушений и преступлений – необходимое условие подготовки юристов высшей квалификации.

Третий раздел курса криминалистики – «Криминалистическая тактика» – система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и планированию предварительного расследования и судебного следствия, определения линии поведения лиц, собирающих и исследующих доказательства и приёмов поведения следственных и судебных действий.

В её содержание входят учение о криминалистической версии планировании судебного исследования, криминалистическое учение о розыске, принципы взаимодействия субъектов доказывания, в том числе системы тактических приёмов проведения отдельных следственных и судебных действий.

Четвёртый раздел курса криминалистики – «Криминалистическая методика» –система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и осуществлению расследования и предотвращению отдельных видов преступлений.

В её содержание входят концепция криминалистической характеристики преступления, методики изучения проходящих по делу лиц, вопросы программирования деятельности следователя. Основное содержание этого раздела криминалистики составляет частные методики расследования и предотвращения отдельных видов преступлений – особенности расследования преступлений несовершеннолетних, особенности расследования преступлений, совершенных иностранцами и в отношении иностранных граждан, особенности расследования преступлений, совершенных невменяемыми и лицами с дефектами психики и другие.

Список основной и дополнительной литературы по изучению всего курса

криминалистики содержится в учебно-методическом комплексе по изучению криминалистики части 1 и 2.

Планы семинарских и практических занятий

Тема 12. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТАКТИКИ. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ

Семинарское занятие – 2 часа.

План

1. Содержание криминалистической тактики.

2. Тактические приёмы и комбинации и их классификация.

3. Тактика следственных действий.

4. Понятие и виды версий.

5. Выдвижение и проверка версий.

6. Принципы и элементы планирования.

Темы рефератов

1. Понятие сущность и значение версий в расследовании преступлений.

2. Классификация криминалистических версий.

3. Правила построения и проверки версий.

4. Роль следственных версий в планировании расследования и раскрытии преступлений.

5. Соотношение следственной, розыскной, оперативно-розыскной, экспертной и судебной версии.

6. Понятие и содержание криминалистической тактики.

7. Понятие и содержание следственных действий.

8. Следственная версия и осмотр места происшествия.

9. Правовые, психологические и этические основы криминалистической тактики.

 

Семинарское занятие – 1час

План

1. Сущность и виды следственного осмотра.

2. Осмотр места происшествия.

3. Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения.

4. Другие виды следственного осмотра (осмотр предметов, осмотр животных, осмотр помещений и участков местности, не являющихся местом происшествия).

5. Освидетельствование.

 

Темы рефератов

1. Криминалистическая сущность следственного осмотра.

2. Использование специальных познаний и помощи специалистов в ходе осмотра места происшествия.

3. Тактика наружного осмотра трупа.

4. Тактика освидетельствования.

5. Тактика осмотра помещений.

Задача

20 апреля 200Х года в дежурную часть ОВД Кировского района г. Хабаровска поступил телефонный звонок от Петра Семеновича Иванова, проживающего по адресу: ул. Серышева,60, кв.1010, о краже. Придя вечером домой, он обнаружил дверь квартиры открытой.

Квартира расположена на 10-м этаже 10- этажного здания.

В процессе проведения занятий студенты должны:

1) определить состав следственно-оперативной группы;

2) определить задачи осмотра места происшествия.

3) определить границ, последовательность и тактику проведения осмотра

места происшествия;

4) построить общие и частные версии;

5) обнаружить, осмотреть, зафиксировать следы, предметы и документы, которые могут быть вещественными доказательствами, обеспечить их изъятие и сохранность;

6) составить протокол осмотра, план-схему места происшествия;

7) произвести оценку результатов осмотра места происшествия и определить возможные варианты использования данных, установленных осмотром; 8) определить направления расследования и проведения дальнейших следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Занятие 2. Производство освидетельствования (2 часа)

Цель занятий: формирование основ умения производить следственное освидетельствование.

Задача

13 января 200Х года, в первой половине дня, неизвестный преступник в пассажирском лифте дома № 32 по ул. Лермонтова в г. Хабаровске совершил нападение на несовершеннолетнюю Ксению Смирнову с целью изнасилования.

Девочка, сопротивляясь, нанесла насильнику ключом от квартиры рану в область левого плеча, а также укусила его за левое ухо.

В этот же день с аналогичными ранениями обратился в травмпункт г. Хабаровска Виктор Владимирович Гасанов, 1969 года рождения, уроженец г. Уфы, проживающий в г. Хабаровске по адресу: ул. Краснореченская, 149, кв.З. В ходе осуществления мероприятий по проверке В.В. Гасанова были получены полные установочные данные на подозреваемого. При этом оказалось, что Виктор Владимирович Гасанов, 1969 года рождения, уроженец г. Уфы, был судим в 1988 году за аналогичное преступление.

В процессе проведения занятий студенты должны:

1) определить задачи и круг участников освидетельствования;

2) решить вопрос о средствах фиксации хода и результатов освидетельствования;

3) составить план проведения освидетельствования;

4) составить протокол освидетельствования.

 

Задача

Вечером 21 марта 200Х года заведующий кабинетом технического обеспечения учебного процесса Хабаровского института физической культуры А.П. Смирнов обнаружил пропажу видеомагнитофона «Сони 234» и телевизора «Самсунг» из шкафа, находящегося в кабине № 503 института. О краже имущества он сразу сообщил дежурному отдела внутренних дел Центрального района. При подаче заявления Смирнов высказал предположение, что похитить перечисленные предметы мог вахтёр этого же института П.Р. Айвазов. К такому выводу он пришёл после того, как рассказал о краже своему товарищу Л.Д. Дудкину, который сообщил, что 21 марта он видел человека, выходящего из здания института с видеомагнитофоном в руках. Но Л. Д. Дудкин не придал этому факту особого значения, так как выходивший человек был похож на вахтера института, кроме того, все происходило днём и человек шёл, никого не опасаясь.

Смирнов на допросе показал, что П. Р. Айвазов неоднократно заходил к нему в кабинет за различными консультациями по поводу эксплуатации видеотехники, а также интересовался её наличием в институте.

П. Р. Айвазов, ранее судимый за хищение государственного имущества, был принят вахтёром в Хабаровский институт физической культуры по просьбе инспектора ОВД Кировского района г. Хабаровска Крылова А.Л., Айвазов проживает с женой по адресу: Хабаровск, ул. Казачья, 15, кв. 23.

В процессе проведения занятия студенты должны:

1) вынести постановление о производстве обыска по месту жительства П.Р. Айвазова;

2) составить план производства обыска;

3) произвести обыск на квартире П.Р. Айвазова;

4) составить протокол обыска, план-схему места его производства, произвести фотосъёмку или видеозапись.

 

Задача 1

17 августа 200Х года в 3 часа ночи в 20 м от водонапорной башни, находящейся рядом с вокзалом ст. Хабаровск-II, на тропинке, в 200 м от дома, расположенного по адресу: ст. Хабаровск-II, пос. Комсомольский, ул. Балтийская,14 (в доме проживает гр. Медынцев И.И.), постовым милиционером И.М. Роговым был обнаружен в тяжёлом состоянии Н.И. Корнеев, проживающий по адресу: ст. Хабаровск-II, пос. Комсомольский, ул. Кубанская,49. Н.И. Корнеев на следующий день, не приходя в сознание, скончался в больнице скорой медицинской помощи.

Осмотром было установлено, что место обнаружения потерпевшего является и местом, где совершено преступление. На это указывало большое количество крови под телом и отсутствие следов, свидетельствующих о его перемещении. В 300 м от места нахождения тела, в мужском туалете, который находится на перроне вокзала ст. Хабаровск-II, был обнаружен топор с отполированным топорищем, изготовленным из дерева ясеня. На топорище обнаружены следы пальцев рук. При судебно-медицинской экспертизе трупа в области правой височной кости черепа было обнаружено повреждение, причинённое твёрдым тупым предметом прямоугольной формы. Других повреждений на теле не имелось.

М.И. Корнеева, жена погибшего, на допросе показала: "Примерно недели за три до смерти муж познакомил меня с Рубцовым, рекомендовал его как своего старого знакомого. На ст. Хабаровск-II Рубцов прибыл якобы из села Георгиевка района им. Лазо Хабаровского края, чтобы устроиться на работу в локомотивное депо ст. Хабаровск-II. Рубцов пояснил, что он временно проживает у Медынцева по адресу: п. Комсомольский, ул. Балтийская, 14.

Мой муж несколько раз ходил в гости к Медынцеву и Рубцову, от которых возвращался домой иногда в нетрезвом состоянии. 15 августа 200Х года, т.е. за два дня до своей смерти, муж пришёл домой расстроенный и сказал мне, что Рубцов – большой негодяй. Оказывается Рубцов, изрядно выпив, рассказал Медынцеву и мужу, что когда-то занимался в г. Комсомольске-на-Амуре грабежами и разбойными нападениями, сильно избивая свои жертвы при сопротивлении. Рубцов сказал им, что об этом нисколько не сожалеет, хотя за это ему пришлось несколько лет отбывать наказание в местах лишения свободы. Муж тогда сказал мне, что не допустит этого подлеца в локомотивное депо Медынцеву посоветует выгнать его из своего дома. 16 августа 200Х год 8 часов вечера, выходя из дома, муж сказал мне, что идёт к Медынцеву. Домой он не возвратился".

Начальник локомотивного депо Верещагин сообщил следующее: «16 августа 200Х года ко мне в кабинет пришёл Корнеев и в присутствии работницы предприятия Ясновой заявил, что на работу в локомотивное депо намерен поступить некий Рубцов, который когда-то в Комсомольске-на-Амуре грабил людей, совершал разбойные нападения, зверски избивал свои жертвы и до сих пор не раскаялся в совершённых преступлениях. Корнеев просил меня не принимать Рубцова в депо, обещал ему это. Корнеев сообщил, что сказанное им может подтвердить слесарь депо Медынцев, у которого временно проживает Рубцов".

А.И. Корнеев, брат погибшего, проживающий по адресу: ст. Хабаровск-II, ул. Дунайская, д. 67, кв.12, сообщил: "Мой брат – Н.И. Корнеев 19ХХ года рождения работал токарем в вагонном депо ст. Хабаровск-II. Там работали Медынцев и Рубцов. Последний был уволен из депо за пьянство, после этого выехал в с. Георгиевку района им. Лазо, где устроился работу в совхоз.

Позже, уволившись из вагонного депо, брат поступил работать в локомотивное депо. Туда же вскоре после этого поступил работать Медынцев, который поддерживал дружеские отношения с моим братом. Из их рассказов мне известно, что Медынцев и Рубцов являются большими приятелями. Когда последний работал в с. Георгиевка, Медынцев часто получал от него письма. Недели за три до смерти брата Рубцов снова прибыл на ст. Хабаровск-II и поселился у приятеля. С Рубцовым меня познакомил брат, от которого я узнал, что Рубцов собирается устроиться в локомотивное депо. Медынцев и Рубцов часто пьянствовали, приглашая иногда в компанию и моего брата".

При предъявлении для опознания топора, обнаруженного на месте происшествия, А.И. Корнеев заявил: "Один из предъявленных мне топоров с характерным ясеневым топорищем принадлежит Медынцеву, которому это топорище изготовлял я сам по его просьбе".

Жена Медынцева на допросе показала: "В последний раз Корнеев находился у нас 16 августа 200Х года с 9 до 11 часов вечера. По просьбе мужа я принесла бутылку водки, пожарила телятины. Муж, Рубцов и Корнеев сели за стол на кухне выпивать. Отказавшись от предложенной рюмки водки, я ушла в другую комнату и легла спать. Через некоторое время я проснулась от громких голосов. Прислушавшись, я поняла, что между Рубцовым и Корнеевым происходит ссора. Пригрозив последнему, Рубцов вышел из дома, хлопнув дверью. Через 10–15 минут после этого Корнеев, простившись с мужем, ушёл. Когда возвратился Рубцов, я не слышала, так как вскоре снова уснула".

При осмотре одежды Рубцова, задержанного на квартире Медынцева, на правом рукаве пиджака обнаружены два пятна вещества бурого цвета, похожего на кровь.

Допрошенный в качестве подозреваемого Рубцов показал, что он 16 августа 200Х года ходил в кинотеатр "Гигант". Посмотрел в 19.00 фильм «Матрица», в 23 часа 30 минут возвратился на квартиру и лёг спать.

При проведении обыска на квартире у Медынцева в диване была обнаружена рубашка голубого цвета с пятнами вещества бурого цвета, похожего на кровь.

В процессе занятий студенты должны:

1) проанализировать материалы уголовного дела и определить, кто должен быть допрошен в качестве свидетеля на данном этапе расследования;

2) составить план допроса свидетеля Медынцева:

- сформулировать основные вопросы;

- определить последовательность постановки их перед свидетелем;

- предусмотреть порядок использования при допросе свидетеля вещественных доказательств и других доказательств, имеющихся по делу.

Занятие 2. Допрос подозреваемого (1 час)

Цель: формирование основ умения вести допрос подозреваемого с использованием тактико-криминалистических приёмов.

После проверки домашнего задания студенты изучают второй этап условия задачи (фабулы), разрабатывают тактику и составляют план допроса обвиняемого.

После этого преподаватель лично проводит предъявление обвинения и допрос обвиняемого, в роли которого выступает один из назначаемых ранее студентов. Для этого преподавателем накануне занятия проводится необходимая подготовительная работа (тщательное изучение студентом (обвиняемым) фабулы дела, разработка сценария предстоящего допроса).

Возможна также подготовка к роли оперативного работника одного из студентов, который и будет проводить допрос. Преподаватель в это время контролирует действия допрашиваемого и в конце допроса (при необходимости и в процессе его производства) указывает на основные недостатки и положительные стороны действий участвующих лиц. Студенты следят за процессом допроса и фиксируют в черновике основные моменты, обсуждают его ход и результаты допроса.

Затем студенты приступают к составлению протокола допроса обвиняемого. Окончательное его оформление выносится на часы самостоятельной подготовки.

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Раскройте понятие, виды и задачи допроса?

2. В чём заключается подготовка к допросу?

3. Какова роль изучения личности допрашиваемого?

4. Как осуществляется планирование допроса?

5. В чём проявляются особенности допроса потерпевшего?

6. Назовите тактические приёмы восстановления в памяти допрашиваемого забытых событий?

7. Назовите тактические приёмы разоблачения лжи в показаниях свидетелей и потерпевших?

8. Каковы особенности допроса подозреваемых и обвиняемых?

9. Какие тактические приемы проводятся для установления психологического контакта с подозреваемым и обвиняемым?

10. Какова тактика разоблачения лжи в показаниях подозреваемого и обвиняемого?

11. В чём заключаются тактические особенности разоблачения ложного алиби?

12. Как проводится фиксация хода и результатов допроса?

13.Раскройте понятие, задачи и виды очной ставки?

14. Расскажите о тактике проведения очной ставки и фиксации её хода и результатов?

Темы рефератов

1. Психологические и этические основы допроса.

2. Тактика допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых (по выбору участника семинара).

3. Предупреждение и разоблачение ложных показаний на допросе.

4. Тактика очной ставки.

5. Психологический контакт при допросе как тактический прием и условие допроса.

Задача 2

Допрашиваемый в качестве свидетеля Медынцев показал, что Корнеев и Рубцов несколько лет знали друг друга и находились в хороших взаимоотношениях. 15 августа 200Х года Рубцов, изрядно выпив, сказал, что ранее, проживая в г. Комсомольске-на-Амуре, занимался совершением грабежей и разбойных нападений и сильно избивал потерпевших, если кто-то из них пытался оказать сопротивление. Рубцов сказал, что об этом не сожалеет, хотя несколько лет пришлось отсидеть в колонии. Возмутившийся Корнеев назвал Рубцова подлецом и, уходя домой, сказал ему: "Вряд ли тебе удастся устроиться на работу в локомотивное депо".

Далее Медынцев показал: «16 августа 200Х года ко мне пришёл Корнеев и сказал: "Я лично и часу больше не разрешил бы проживать этому негодяю Рубцову в своём доме. Гони ты его". В это время в комнату вошёл Рубцов и предложил нам выпить по рюмке водки. Жена принесла бутылку водки, поджарила телятину, и мы сели выпиватъ на кухне. Жена ушла в другую комнату и легла спать. Одной бутылки нам показалось мало, и Рубцов сходил за второй. Выпив последнюю рюмку, он сообщил, что ему в локомотивном депо категорически отказали в приёме на работу. Обращаясь к Корнееву, Рубцов с раздражением спросил: "Не твоих ли рук это дело?" Корнеев не стал отрицать. Между ними завязалась ссора, сопровождаемая взаимными оскорблениями и угрозами. Сказав: "Я заставлю тебя замолчать", – Рубцов вышел из комнаты. Примерно минут через 10 после этого, часов в 11 вечера, Корнеев, простившись, направился домой. Его дом недалеко от моего, поэтому я не пошёл провожать гостя. После ухода Корнеева отсутствие Рубцова не давало мне покоя, и я, не включая света, стал ожидать его. В 23 ч. 30 мин. Рубцов вернулся и, не сказав мне ни слова, стал раздеваться. Моё внимание привлекли пятна красного цвета на воротнике его голубой рубашки. Заметив мой пристальный взгляд, Рубцов отвернулся от меня, быстро снял рубашку, спрятал её под подушку и лёг спать. Зная его вспыльчивый характер, я не стал ни о чём спрашивать и тоже лёг спать. Когда Рубцов спрятал рубашку в диван, я не видел. Утром, узнав, что Корнеев обнаружен недалеко от моего дома в тяжёлом состоянии, я подумал, что, наверное, на него напал Рубцов».

В уголовном деле имеются следующие данные:

1. В 1984 году Рубцов привлекался к уголовной ответственности по

ст.145 и 146 УК РСФСР и осуждён к 10 годам лишения свободы.

2. Судебно-медицинской экспертизой установлено, что пятна вещества бурого цвета, похожего на кровь, обнаруженные на обухе топора, на правом рукаве пиджака, принадлежащего Рубцову, и на верхней голубой рубашке, обнаруженной при обыске на квартире у Медынцева, являются кровью человека, относящейся (как и кровь погибшего Корнеева) к первой группе типа М. Кровь Рубцова относится к третьей группе типа МН.

3. Дактилоскопическая экспертиза дала заключение, что следы пальцев рук, обнаруженные на топорище, оставлены Рубцовым.

4. Администрация кинотеатра "Гигант" официальной справкой сообщила, что 16 августа на всех дневных и вечерних сеансах в этом кинотеатре демонстрировался кинофильм «Сбежавшая невеста». На основании имеющихся в деле материалов Рубцов был привлечён в качестве обвиняемого по признакам ч. II ст. 111 УК РФ.

 

В процессе занятий студенты должны:

1) разработать тактику и составить план допроса обвиняемого;

2) сформулировать основные вопросы;

3) определить последовательность постановки их перед обвиняемым;

4) предусмотреть порядок использования при допросе обвиняемого вещественных и других доказательств, имеющихся по делу,

Темы рефератов

1. Эксперимент как общенаучный метод познания в криминалистике.

2. Реконструкция как тактический приём и условие следственного эксперимента.

3. Криминалистическая сущность следственного эксперимента.

4. Тактика производства следственного эксперимента.

5. Особенности эксперимента и использования его результатов в расследовании преступлений.

Задача

В производстве следователя следственного отдела УВД Индустриального района г. Хабаровска находится уголовное дело №1314 по обвинению Ф.М. Литвиненко в нанесении телесных повреждений П.И. Мухину во дворе общежития Хабаровского индустриального техникума, расположенного по пер. Казакова, 15. В ходе расследования свидетель П.П. Фомченко показал, что в день совершения преступления," "_мая____200Х года, примерно в 10 часов 30 минут он сидел в своей комнате и писал письмо. Комната находится на первом этаже, окно и форточка были закрыты. Через несколько минут он услышал за окном на улице громкую фразу: "Я тебе покажу, как приставать к моей девушке". По голосу П.П. Фомченко узнал голос своего соседа по комнате Ф.М. Литвиненко. П.П. Фомченко подошёл к окну и увидел, что в 2–3 метрах от окна стояли Литвиненко и Мухин. Литвиненко громко разговаривал, оживлённо жестикулируя руками. Увидев свидетеля в проёме окна, он схватил Мухина за рукав и потащил за угол общежития.

Подозреваемый Литвиненко свою причастность к совершению преступления отрицал и заявил, что свидетель Фомченко его оговаривает, поскольку он не мог слышать, о чём они разговаривали с Мухиным, т.к. окно комнаты имеет двойные рамы и было закрыто.

Следователь принял решение провести следственный эксперимент на возможность слышать.

В процессе проведения занятия студенты должны:

1) провести подготовительные мероприятия и составить план проведения следственного эксперимента;

2) провести следственный эксперимент и оценить его результаты;

3) составить протокол следственного эксперимента, план-схему места его проведения;

4) определить варианты использования данных, полученных в ходе проведения следственного эксперимента, для дальнейшего расследования.

 

Темы рефератов

1. Идентификация как сущность и цель предъявления для опознания.

2. Психологические и этические основы предъявления для опознания.

3. Использование научно-технических средств и помощи специалистов при предъявлении для опознания.

4. Оценка результатов предъявления для опознания.

Задача

"__" _марта_____ 200Х г., около 23 часов, гр. Л.Н. Зыбин, подходя к подъезду своего дома, расположенного по ул. Юности, 17, увидел выскочившего ему навстречу из темноты дверного проёма неизвестного мужчину, который, угрожая ножом, отобрал у Зыбина позолоченные часы, золотое обручальное кольцо и небольшую сумму денег. Забрав деньги и вещи, преступник выбежал во двор дома и скрылся между домами.

Потерпевший заявил о происшедшем в отделение милиции и указал, что может опознать похищенные у него предметы и преступника, так как хорошо успел рассмотреть его, благодаря свету, падающему из окна первого этажа.

В результате проведённых оперативно-розыскных мероприятий по подозрению в совершении данного преступления был задержан гражданин С.Т. Протасов.

В процессе проведения занятия студенты должны:

1) составить план допроса потерпевшего;

2) произвести допрос потерпевшего перед проведением предъявления для опознания;

3) определить состав участников предъявления для опознания,

4) произвести предъявление для опознания потерпевшему подозреваемого в совершении преступления;

5) предъявить для опознания предметы;

6) составить протоколы следственных действий;

7) произвести оценку результатов предъявления для опознания.

 

 

Тема 19. ТАКТИКА ЗАДЕРЖАНИЯ

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под задержанием, каковы его значения и виды?

2. Каков порядок подготовки к задержанию и формированию следственно-оперативной группы?

3. Что входит в содержания плана задержания?

4. Как используются научно-технические средства и помощь специалистов?

5. Каковы особенности тактики задержания без предварительной подготовки?

6. Как производится задержание в помещениях, по месту работы и учёбы?

7. Какова тактика задержания на открытой местности, в общественных местах, в лесу?

8. В чём заключаются особенности одновременного задержания группы лиц?

9. Как фиксируется ход и результаты задержания?

Темы для рефератов

1. Основания задержания в свете конституционных гарантий неприкосновенности личности.

2. Тактика задержания в помещении, по месту работы и учёбы.

3. Тактика задержания на открытой местности, в общественном месте и в лесу.

4. Особенности задержания вооруженных преступников.

5. Процессуальный порядок фиксации хода и результатов задержания.

 

План

1. Понятие и виды образцов для сравнительного исследования.

2. Технология получения образцов для сравнительного исследования.

Темы для рефератов

1. Понятие и виды образцов для сравнительного исследования.

2. Тактика и технология получения образцов для сравнительного исследования.

3. Экспертиза как средство доказывания в уголовном процессе.

Роль судебных экспертиз в расследовании и предупреждении преступлений.

Задание

После контрольного опроса преподаватель знакомит студентов с фабулой и вытекающими из неё задачами.

Вначале все студенты выступают в роли следователей и составляют на основе содержания фабулы текст, который должен исполнить (написать) "подозреваемый".

После этого студенты работают попарно. Один выступает в роли следователя, второй – подозреваемого, а потом наоборот. Один из студентов ("следователь") диктует подготовленный текст, "подозреваемые" исполняют текст, а остальные студенты ("следователи") следят за выполнением текста "подозреваемым". После этого студенты меняются ролями.

Фабула дела

29 апреля 200Х года во дворе своего дома по ул. Кирова, 29 был обнаружен труп гражданина Сидоренко Николая Ивановича. Жена Сидоренко на допросе показала, что примерно 2 месяца назад к ним приезжал Власов, с которым муж отбывал наказание. Между ними произошла ссора, так как муж не хотел больше заниматься кражами и отказал Власову в предоставлении ночлега.

Недели через три муж получил письмо угрожающего содержания, которое, по его словам, написал Власов.

Содержание письма:

"Я тебя неоднократно предупреждал, что если ты отойдёшь от нас, то плохо кончишь. Это последнее предупреждение. Скоро жди меня.

Гор. Красноярск 20 марта 200Х года"

Подпись неразборчивая

 

Тема 21. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕЕНИЙ

Вопросы для самопроверки

1. Понятие и предмет методики расследования отдельных видов преступлений?

2. Структура частных типичных методик расследования отдельных видов преступлений?

3. Понятие, сущность и значение криминалистической характеристики преступлений?

4. Содержание деятельности следователя и оперативного работника этапе возбуждения уголовного дела?

5. Соотношение понятий «раскрытие» и «расследование» преступлений?

6. Общие положения использования специальных познаний в расследовании преступлений?

7. Общие положения взаимодействия оперативного работника со следователем?

8. Содержание профилактической работы следователя при расследовании конкретных видов преступлений?

9. Назовите, определение следственной ситуации?

10. Назовите виды следственных ситуаций и определение каждой из них?

 

Темы рефератов

1. Частные типичные методики расследования отдельных видов преступлений и их значение в правоохранительной деятельности.

2. Понятие и сущность следственной ситуации.

3. Классификация криминалистических ситуаций.

 

 

Задача

27 мая 200Х г. в 19 часов в опорный пункт милиции № 32 ОВД Кировского района г. Хабаровска, расположенный по улице Бойко-Павлова, 9, с заявлением о совершённом в отношении её грабежа обратилась гр. Вишневская И.Г.

Из заявления И.Г. Вишневской следует, что примерно в 18 часов 45 минут у неё рядом с домом № 7 по улице Бойко-Павлова г. Хабаровска малознакомый ей гражданин по имени Сергей из рук вырвал дамскую сумочку, в которой находились:

– паспорт на её имя.

– удостоверение ДВ № 0273 Дальневосточного банка Сбербанка России.

– сотовый телефон «Самсунг».

– деньги в сумме 360 рублей, купюрами: три по сто, шесть по 10 рублей.

– чек на сумму 3 500 рублей и рецепт на получение очков.

– кошелёк с тремя отделениями коричневого цвета.

– женский складной зонт красный с горошинами белого цвета диаметром до 1см.

Всего на общую сумму 7 360 рублей.

Опрошенная потерпевшая И.Г. Вишневская пояснила, что 27мая 200Х года она после работы в 18 часов пришла на трамвайную остановку «Рынок», где ждала трамвай маршрута № 5 в течение 25–30 минут.

За этот период времени на остановке собралось много народу, и поэтому, когда к остановке подошёл трамвай и в него началась посадка, ей места для сидения не хватило. Молодой человек уступил ей место. В процессе поездки они разговорились, молодой человек ей представился Сергеем и пояснил, что едет до остановки «38 школа», где у него живёт друг. На остановке «38 школа они вышли вместе, и Сергей предложил её проводить до дома, она согласилась. Сергей взял у неё из рук пакет с продуктами, и они по улице Бойко-Павлова пошли к её дому № 7. Когда подошли к её дому, Сергей попросил дать ему номер её сотового телефона. Она с плеча сняла дамскую сумку, чтобы достать ручку и бумагу, и в этот момент Сергей неожиданно схватив её за сумку вырвал её у неё из рук и побежал вниз по улице Бойко-Павлова.

Всё произошло для неё так неожиданно, что она вначале растерялась, а когда опомнилась, Сергей скрылся уже из виду.

Ещё она вспомнила, что Сергей ей возле дома говорил, что его друг ранее судимый, за что не знает, и называл его фамилию, Скворцов или Синицын,– точно не помнит.

Приметы Сергея: возраст 20–25 лет, рост 170–175 см, худощавый, волос русый, короткий, одет был в вельветовую рубашку, мелкий рубчик, на заклёпках, синего цвета, брюки джинсовые синего цвета.

Особые приметы: на левой щеке вертикальный шрам до 1см.

Справка: По данным ИЦ УВД Хабаровского края значится ранее неоднократно судимый за кражи и грабежи гражданин Синицын Владимир Петрович 12.07. 1967г.р., уроженец г. Хабаровска, проживающий г. Хабаровск, улица Бойко-Павлова, 9 кв. 38.

При проверке данного адреса оперуполномоченным ОУР ОВД Кировского района г. Хабаровска Шаховым А. В. и участковым уполномоченным Голубевым П.Ю. по данному адресу, по приметам розыскиваемого лица, совершившего грабёж, был задержан гражданин, назвавшийся Струковым Сергеем Михайловичем.

В квартире Синицына обнаружен паспорт, пропуск на имя Вишневской И.Г, женский зонт красного цвета с горошинами белого цвета размером до 1 см.

Задержанный гражданин, назвавшийся Струковым С.М., доставлен в ОВД Кировского района г. Хабаровска.

Задание

Проведите криминалистический анализ повода и оснований к возбуждению уголовного дела, их влияние на складывающуюся следственную ситуацию.

Выдвините версии по делу общие и частные и обоснуйте их.

Составьте план первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

 

Темы для рефератов

1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних.

2. Особенности способов совершения и сокрытия преступлений несовершеннолетними.

3. Тактика допроса несовершеннолетних.

4. Профилактическая деятельность следователя по делам несовершеннолетних.

Задача

26 апреля 200Х года в 6 часов утра в дежурную часть ОВД Кировского района г. Хабаровска с заявлением о совершении у из его автомобиля кражи магнитофона «Пионер» и двух автомобильных колонок японского производства стоимостью 7 200 рублей обратился гр. Титов Олег Юрьевич, проживающий по ул. Известковая 29, кв. 133.

Из заявления Титова О.Ю. видно, что в ночь с 25 на 26 апреля 200- года из его автомобиля марки Тойота «Карина – ЕД», государственный номер Е 215 ХБ 27, стоящей возле дома № 29 по ул. Известковой, были похищены:

магнитофон «Пионер» и две автомобильные колонки японского производства общей стоимостью 7 200 рублей.

Опрошенный Титов О. Ю. пояснил, что вечером в 23 часа он на автомобиле Тойота «Карина – ЕД», государственный номер Е 215 ХБ 27, приехал к себе домой на улицу Известковую, автомобиль оставил возле первого подъезда дома № 29 в связи с тем, что утром в 6 часов должен был отвезти жену в аэропорт.

Автомобиль старый, 1994 года выпуска, поэтому на нем не была автосигнализация.

Проснувшись в 5 часов утра, сразу же пошёл к автомобилю. Когда подошёл к нему, то увидел, что окно с пассажирской стороны разбито. Открыв дверь автомобиля и заглянув внутрь салона, увидел, что из него украли магнитофон и две автомобильные колонки японского производства «Пионер» общей стоимостью 7 200 рублей.

На своей автомашине он приехал в ОВД Кировского района г. Хабаровска, где и заявил о краже.

При осмотре автомобиля Тойота «Карина – ЕД», государственный номер Е 215 ХБ 27, установлено, что окно с пассажирской стороны разбито, внутри салона автомобиля на месте крепления магнитофона и автомобильных колонок торчат вырванные провода. Следов, пригодных для идентификации личности, не выявлено.

По факту кражи магнитофона и <


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.