Разделяет сущность и существование — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Разделяет сущность и существование

2018-01-05 215
Разделяет сущность и существование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основатель идеализма

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь бестелесные идеи;

• они истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

• весь мир является отображением чистых идей

Гносеология:

Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение);

• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

проблеме государства:

Среди существующих типов Платоном указываются:

монархия — справедливая власть одного человека;

• тирания — несправедливая власть одного человека;

• аристократия — справедливая власть меньшинства;

• олигархия — несправедливая власть меньшинства;

• демократия — справедливая власть большинства;

двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

план государственного устройства:

• все население государства делится на три сословия — философы, воины, работники;

Вожделеющая душа: крестьяне, ремесленники, торговцы

Аффективная(яростная): воины

 

8. Аристотель ввел 10 категорий, существуют только единичные и конкретно определенные вещи, материя — это материал, ограниченный формой

ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

критика философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

• существуют только единичные и конкретно определенные веши;

• существует только конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула"

• конкретные вещи являются первичной сущностью, а их виды и роды(идеи) - вторичной.

Поскольку бытие не есть "чистые идеи" и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

ответ на этот вопрос Аристотель дает через 10 категорий:

• сущность (субстанция); - что такое бытие

• количество; - характеристики

• качество;

• отношение;

• место;

• время;

• положение;

• состояние;

• действие;

• страдание.

По Аристотелю, материяэто материал, ограниченный формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

• материал есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Аристотель выделяет несколько типов государства:

• монархия;

• тирания;

• аристократия;

• крайняя олигархия;

• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса"

9. Фома Аквинский – «верую ибо абсурдно», т.е. если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание

Соц.-эконом. предпосылки: Кризис Римской империи, его проявления и последствия. Великое переселение народов. Крушение Западной Римской империи и возникновение варварских государств.Утверждение христианства практически во всех провинциях Римской империи к концу IV в. Оформление христианской догматики. Становление доктрины папства. Раннее монашество. Взаимоотношения папства и королевской власти.

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

1 движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

2 причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

3 случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

4 степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;

5 цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Гносеология

в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. Главным методом познания должна стать индукция.

Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

по Бэкону идеальный способ познания - необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности:

призраки рода(заблуждения, свойственные человечеству в целом);

• призраки пещеры(заблуждения, возникающие на основе опыта единичного человека);

• призраки рынка, площади(заблуждения, возникающие вследствие использования языка);

• призраки театра(заблуждения, которые возникают при вере в авторитеты).

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".

• было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

• гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

• определена новая цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);

• предпринята первая попытка классифицировать науки;

• дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

12 Томас Гоббс – человек человеку волк, война всех против всех

Соц-экон. предпосылки Великие географические открытия были связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение новых торговых путей и стран, ограбление вновь открытых земель способствовали развитию этого процесса, положили начало созданию колониальной системы капитализма, складыванию мирового рынка. В этот период происходит стремительное развитие металлургии. То есть металл получается лучшего качества, что влечет за собой развитие машиностроения. В судостроении появляются суда, которые дают возможность плавать на большие расстояния.

Онтология: механистический материализм, эмпиризм

Гносеология: сенсуализм, номинализм(существ только конкретные вещи)

• решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

• целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма;

• был убежденным материалистом;

• считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

• разработал теорию общественного договора(люди изначально находились в естественном состоянии «Война всех против всех»,т.к. частные интересы пересекались, а законов не существовало=>война. Люди поняли что так больше нельзя и заключили общественный договор. Люди отдают часть своих прав монарху=>мир упорядочивается);

13 Джон Локк общ. договор– жили мирно, для эффективности производства объединились, сознание - «чистая доска».

Соц-экон. предпосылки Великие географические открытия были связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение новых торговых путей и стран, ограбление вновь открытых земель способствовали развитию этого процесса, положили начало созданию колониальной системы капитализма, складыванию мирового рынка. В этот период происходит стремительное развитие металлургии. То есть металл получается лучшего качества, что влечет за собой развитие машиностроения. В судостроении появляются суда, которые дают возможность плавать на большие расстояния.

Онтология: механистический материализм, эмпиризм, деист(Бог – первотолчокJ а мир механистический агрегат)

Гносеология:

Согласно Л., не существует врожденных идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников — опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остается неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент.

Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

• мир материалистичен;

• в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");

• сознание — пустое помещение которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт);

• источником опыта выступает внешний мир;

• цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

• идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Общественный договор: Люди изначально жили мирно, они объединились чтобы сделать деятельность более эффективной. Полагал что люди не должны платить за это естественной свободой. Монархия не может обладать абсолютной властью.

 

14 Рене Декарт «я мыслю, следовательно, существую»

в основе бытия и познания лежит разум, т.к.:

• в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

• следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;

• мыслить может реально существующий человек;

• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В основе каждой науки должны быть аксиомы. На их основе с помощью достоверной логики строиться вся наука. Аксиома философии: "Я мыслю, следовательно, я существую".

Этика

детерминизма (обусловленности всего в природе);

• соотношения свободы и необходимости.

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:

• свобода и необходимость в субстанции соединяются водно целое;

• Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;

• модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости;

• желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы);

• путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;

• свобода — это познанная необходимость.

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

• максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;

• освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.

16 Джордж Беркли – существовать, значит быть воспринимаемым

Онтология – субъективный идеалист

Гносеология – сенсуализм, агностицизм(познание мира невозможно)

Основные идеи:

• само понятие материи ложно;

• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

• материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

• единственная очевидная реальность есть сознание человека;

• со смертью человека и его сознания исчезает все;

• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

• высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

Материальная субстанция не только непознаваема, но и нереальна. Сведя качества к ощущениям, он тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть материя. Причиной идей может быть только однородное идеям духовное начало. Стало быть, материя неприемлема не только как основание бытия вещей, но и как основание возникновения и изменения этих пучков чувственных качеств. Окружающий мир, таким образом, сводится к совокупности собственных ощущений познающего объекта. Беркли приходит к выводу, что человек познает лишь свои собственные ощущения, а познание реального объективного мира в принципе невозможно. В своей онтологии Беркли опирается на фразу «существовать, значит быть воспринимаемым», таким образом он отрицает существование объективного мира. Но этот вывод означает солипсизм, то есть существование одного человека, для которого мир существует только тогда, когда он его воспринимает. Однако Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме, так как изложенные взгляды противоречат всей общественной практике и совершенно бесплодны практически, и не могут быть использованы даже для обоснования религии. Ведь бог, с этой точки зрения тоже должен быть признан лишь комбинацией ощущений верующего субъекта. Беркли поэтому использует субъективный идеализм лишь в борьбе с материализмом, но как только задача опровержения материализма, по его мнению, выполнена, он переходит на позиции объективного идеализма, вступая в противоречие с исходными принципами своей философии. Он заявляет, что не отрицает "существования ничего, что мы можем воспринимать посредством чувства или размышления". Он так же говорит, что не сомневается "даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи, которые вижу своими глазами и которых касаюсь своими руками". Беркли лишь отрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании. Обвинения в солипсизме Беркли так же пытается опровергнуть посредством следующих рассуждений. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другой человек. Слова – метки отсылающие нас не к реальным объектам материального мира, а к идеям существующим в разуме Бога.

 

 

17. Дэвид Юм - все заключения из опыта суть следствия привычки, а не рассуждения

Онтология: субъективный идеалист

Гносеология: скептицизм, эмпиризм

Основные взгляды:

• проблема отношения бытия и духа неразрешима;

• человеческое сознание склонно к идеям;

• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

• человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;

• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

 

Анализируя деятельность мысли (рассудка), Юм приходит к заключению, что она ограничена очень тесными пределами и что вся творческая сила ума сводится лишь к способности производить операции над материалом (идеями), поставляемым чувствами и опытом. Так, думая о золотой горе, мы лишь соединяем две совместимые друг с другом идеи – золота и горы, который раньше были нам известны. Все дальнейшие рассуждения Юма основаны на этом взаимоотношении: идеи (более слабые восприятия) есть ни что иное, как копии впечатлений (более живых восприятий). Никакая идея не может возникнуть без предшествующего ей впечатления. В качестве примера он приводит слепого, который, утратив один из органов чувств, не может более составить себе представление о цветах;

Сами впечатления, согласно Юму, подразделяются на впечатления чувств, ощущения внешнего опыта и впечатления внутренней деятельности души (рефлексии). Источником же познания является опыт, под которым Юм понимает совокупность ощущений. Что является источником ощущений? Этот вопрос остается открытым, ведь мы не можем выйти за пределы собственного разума.

Особое внимание Юм уделяет причинно-следственной связи, подвергая ее сомнению (нет таких органов чувств, которые воспринимали бы эту связь).

Всякое действие есть явление отличное от своей причины, и соотношение между ними нельзя установить ни интуитивно, ни способом анализа и доказательства. Из того, что нечто предшествует чему-то другому, не следует вывод, будто первое есть причина, а другое – действие. И поскольку всякое априорное размышление о действии будем произвольным – нам остается только заключить о причине и действии при помощи наблюдения и опыта. Если мы наблюдаем только тот момент, когда камень летит в окно, мы не можем сделать вывод о том, что стекло разобьется, а если мы наблюдаем только разбитое стекло, нам не установить, что причиной тому является камень.

Анализируя механизм причинно-следственной связи, Юм характеризует его как ассоциативный: если одно и тоже взаимоотношение между объектами наблюдается много раз, то в силу приобретенного опыта человек заключает о существовании одного объекта при появлении другого, т.е. производит индуктивное обобщение. При этом ум его не принимает участия в этой операции, ибо опыт не дает ему знания той внутренней силы, что объединяет эти объекты – значит, существует какой-то иной принцип, позволяющий делать ему это обобщение. Юм называет этот принцип привычкой.

18. Иммануил Кант – 4 антиномии(простое и сложное, наличие бога, и т.д.), 12 категорий в 4 группах, категорический императив(долг). Вещь-в-себе и вещь-для-нас.

Гносеология: скептицизм, агностицизм

Онтология: субъективный иделаист(не отрицает сущ. объективного мира), дуалист(Вещь-в-себе и вещь-для-нас)

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический

• критический

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

• "Критика чистого разума";

• "Критика практического разума";

• "Критика способности суждения".

Докритический период:

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог

3. В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания.

В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

1. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Мир не имеет начала во времени и безграничен.

2. ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых.

В мире нет ничего простого.

3. СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

4. НАЛИЧИЕ БОГА

Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

 

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

апостериорное знание;

• априорное знание;

• "вещь в себе".

Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.

"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

• целостная картина окружающего мира, возникающая вразуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

• формы чувственности;

• формы рассудка;

• формы разума.

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственностипространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

А) бытие

Б) сущность

В) понятие

Неотомизм

1. Теологическая философия — одно из распространенных философских направлений.

Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:

• бытие Бога как творца всего сущего;

• бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она:

• стала ближе к человеку;

• освободилась от ряда догм;

• стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.

2. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии — неотомизм.

База неотомизма — учение Фомы Аквинского. Центральный принцип — гармония веры и разума.

Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания.

Цель неотомистов:

• доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;

• приспособить католицизм к современным условиям;

• приблизить католицизм к простым людям.

Основными частями учения неотомизма являются:

• метафизика (общая и прикладная);

• гносеология;

• натурфилософия.

Метафизика - базовый раздел - состоит из:

• общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);

• прикладной метафизики — учения об окружающем мире и человеке.

Основные цели неотомизма:

креационизм (сотворение окружающего мира Богом);

• откровение (Бога о себе — в Библии);

• разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);

• единство сущности и существования в Боге;

• подобие человека Богу;

• человек — единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.

 

Основатель идеализма

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь бестелесные идеи;

• они истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

• весь мир является отображением чистых идей

Гносеология:

Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение);

• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

проблеме государства:

Среди существующих типов Платоном указываются:

монархия — справедливая власть одного человека;

• тирания — несправедливая власть одного человека;

• аристократия — справедливая власть меньшинства;

• олигархия — несправедливая власть меньшинства;

• демократия — справедливая власть большинства;

двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

план государственного устройства:

• все население государства делится на три сословия — философы, воины, работники;

Вожделеющая душа: крестьяне, ремесленники, торговцы

Аффективная(яростная): воины

 

8. Аристотель ввел 10 категорий, существуют только единичные и конкретно определенные вещи, материя — это материал, ограниченный формой

ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

критика философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

• существуют только единичные и конкретно определенные веши;

• существует только конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула"

• конкретные вещи являются первичной сущностью, а их виды и роды(идеи) - вторичной.

Поскольку бытие не есть "чистые идеи" и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

ответ на этот вопрос Аристотель дает через 10 категорий:

• сущность (субстанция); - что такое бытие

• количество; - характеристики

• качество;

• отношение;

• место;

• время;

• положение;

• состояние;

• действие;

• страдание.

По Аристотелю, материяэто материал, ограниченный формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

• материал есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Аристотель выделяет несколько типов государства:

• монархия;

• тирания;

• аристократия;

• крайняя олигархия;

• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса"

9. Фома Аквинский – «верую ибо абсурдно», т.е. если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание

Соц.-эконом. предпосылки: Кризис Римской империи, его проявления и последствия. Великое переселение народов. Крушение Западной Римской империи и возникновение варварских государств.Утверждение христианства практически во всех провинциях Римской империи к концу IV в. Оформление христианской догматики. Становление доктрины папства. Раннее монашество. Взаимоотношения папства и королевской власти.

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

1 движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

2 причина: все, что существует, имеет причину — следовательно


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.