Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии.

2018-01-05 599
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии.

1. Понятие криминологии. Предмет криминологии.

2. Методология криминологии.

3. Место криминологии в системе других отраслей научного знания.

Задания

Задание 1

В литературе можно встретить различные определения криминологии:

- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с
существованием преступности как относительно массового социального явления классового
общества;

- относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы
наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения,
предназначенные для изучения преступности как социально - правового явления, ее тенденций и
закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и
профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения
преступности);

- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ.

Задание 2

Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется Вам наиболее правильным (ответ обоснуйте):

а) криминология является частью науки уголовного права, так как она зародилась и
развилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и
ее причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности;

б) криминология есть наука юридическая;

в) криминология стоит на грани права и социологии;

г) по своим задачам, приемам и методам исследования криминология - это социология; по
специфичности круга изучаемых явлений - это криминальная судебная социология.

Задание 3

Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел.

Тема 2. Преступность и ее причины.

1. Понятие преступности и ее основные признаки

2. Концепция причин преступности

3.Количественные признаки преступности. Качественные признаки преступности. Источники информации о преступности и ее показатели. Коэффициенты преступности и ее структура

4. Уровень, структура и динамика преступности в России

5. Латентная преступность

Задания

Задание 1

В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население - 410 тыс. человек. В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.

Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

Задание 2

В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. - дети, не достигшие 14 -летнего возраста. В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. дети, не достигшие 14 -летнего возраста.

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

Задание 3

Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объясните почему:

дача взятки; получение взятки; побег из места лишения свободы, из - под ареста или из - под стражи; незаконная порубка деревьев и кустарников; убийство; изнасилование; нарушение правил пожарной безопасности; мошенничество; кража; грабеж; незаконная охота; хулиганство; вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; похищение человека; подмена ребенка.

Тема 3. Личность преступника.

1. Основные черты личности преступника

2. Классификация и типология преступников

3. Формирование личности преступника

Задания

Задание 1

В целях изучения криминологической классификации преступников ознакомьтесь с нижеперечисленными справками по уголовным делам и определите в каждом случае тип преступника в соответствии с классификацией, принятой в криминологии.

1. Р., 48 лет, по специальности шофер, образование среднее, женат, имеет двоих детей, ранее судим за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, приговорен к пяти годам лишения свободы. Преступление совершил в результате грубого нарушения Правил дорожного движения (наезд со смертельным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомобильной трассы, где обгон запрещен). Потерпевшему оказал первую доврачебную помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении. Во время отбывания наказания в колонии оказывал материальную помощь сыну погибшего, обучавшемуся в институте. Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания (освобожден условно - досрочно как доказавший свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду) возвратился в семью, на прежнее место жительства и работы. Характеризуется по работе положительно. Во второй раз привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности, которое совершил при следующих обстоятельствах: домой возвратился раньше обычного и застал в квартире жену с ее сослуживцем Ф. за распитием спиртных напитков. Снял со стены заряженное охотничье ружье, взвел курки и, держа ружье в руках, предложил последнему уйти. Открывая дверь, ударил ее прикладом, в результате чего произошел выстрел и Ф. получил смертельное ранение.

2. П., 27 лет, женат, имеет двоих детей, по специальности электрик 4-го разряда, работает
на мебельной фабрике. По работе характеризуется в основном положительно, учится в среднем
специальном учебном заведении.

После сдачи экзаменов однокурсники пригласили его «отметить» переход на третий курс. Согласившись с предложением товарищей, П. выпил около ста граммов водки.

Принимавший участие в выпивке С., приятель П., опьянел и П., поскольку он был относительно трезвым, было поручено доставить С. домой. Доведя пьяного С. до дома, П. ключом, который взял из его кармана, открыл дверь квартиры, раздел его, положил на кровать и, воспользовавшись тем, что дома никого не было, похитил из шкафа мужской костюм и деньги, которые нашел там же. Украденный костюм П. продал.

3. Е., 27 лет, холост. Проживает с родителями в отдельной квартире. Образование
среднетехническое. Работает техником - смотрителем в РЭУ. Характеристика с места работы
положительная. Однако в подъезде, где живет, неоднократно устраивал скандалы, находясь в
нетрезвом состоянии. Дважды привлекался к административной ответственности за мелкое
хулиганство. Привлечен к уголовной ответственности за умышленное причинение легкого вреда
здоровью.

Преступление совершил при следующих обстоятельствах. Поздно вечером в состоянии легкого алкогольного опьянения возвращался домой от приятеля, которому помогал оборудовать квартиру. Перед тем как войти в подъезд, присел на скамейку и задремал. В это время из окна второго этажа кто- то выбросил зажженную сигарету, которая попала ему за воротник. Установив по открытому окну местонахождение квартиры, он подошел к двери и постучал, предварительно сняв с ноги ботинок. Дверь открыла соседка, с которой Е. часто скандалил. Дважды ударив ее по лицу ботинком, Е. молча обулся и ушел к себе домой.

4. М., 33 лет, женат второй раз, проживает в квартире жены. От первого брака имеет 8-
летнего сына. Образование 5 классов, по специальности слесарь. Воспитывался без родителей.
Дважды отбывал наказание в местах лишения свободы за злостное хулиганство. Состоит на учете
в психоневрологическом диспансере как хронический алкоголик. Последнее преступление -
убийство - совершил при следующих обстоятельствах.

В день зарплаты М. пришел домой с друзьями и устроил пьянку. После ухода друзей допил остатки спиртного и лег спать. Оставшиеся от зарплаты деньги жена спрятала. Проснувшись утром и не обнаружив их на месте, стал требовать у нее деньги на выпивку. Получив категорический отказ, пришел в ярость, схватил попавшийся под руку утюг и бросил его в жену. сидевшую на диване. Острым углом утюг попал в висок потерпевшей, отчего она скончалась. После происшедшего М. оделся, собрал винную посуду, сдал ее и приобрел бутылку водки. По возвращении домой в состоянии сильного опьянения расчленил труп жены, сложил в чемодан и вышел из дома, но на улице был задержан милицией.

5. И., 30 лет, работая на заводе, был задержан на проходной с набором гаечных ключей.
Материалы по факту мелкого хищения были направлены по месту его работы. В течение года И.
дважды доставлялся в медицинский вытрезвитель, других нарушений не было. К выполняемой
работе относился добросовестно, товарищей среди работников цеха не имел. Увидев однажды на
территории завода спрятанный кем - то в траве электромотор, который он давно хотел приобрести
для своего садового участка, И. решил его похитить. Пытаясь вынести похищенный электромотор,
он был задержан работниками охраны и впоследствии привлечен к уголовной ответственности.

Задания

Задание 1

В городе А. планируется провести в ближайшие 2-3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды криминологических прогнозов следует выполнить, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.

Задание 2

Определите, какую информацию необходимо собрать для составления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии после отбывания наказания за изнасилование.

Задание 3

Учащимися одного из училищ за последние три года совершено 8 преступлений: 3 кражи из квартир — тремя учащимися; 2 угона автомашин - пятью учащимися; 2 хулиганства — тремя учащимися и групповое изнасилование несовершеннолетней -двумя учащимися.

Кроме того, трое учащихся совершили мелкое хулиганство, двое - занимались незаконным изготовлением и использованием радиопередающих устройств.

Установлен факт приобретения и разового потребления тремя учащимися наркотических средств.

Двое учащихся во время производственной практики совершили мелкое хищение строительных материалов.

Неоднократно выявлялись случаи употребления учащимися спиртных напитков.

На обслуживаемой территории находятся юридический, архитектурный и медицинский институты, НИИ радиоаппаратуры и механический завод.

Директор профессионального училища обратился в управление внутренних дел с просьбой оказать содействие в воспитательно – профилактической работе среди учащихся, в том числе в прочтении лекций и проведение занятий на морально - правовые темы.

1. Определите обстоятельства, которые должны быть учтены при организации чтения
цикла лекций и других воспитательных мероприятий с учащимися, формы
правовоспитательной работы, наиболее целесообразные в данном случае, и круг лиц,
которых следует привлечь к этой работе.

2. Разработайте тематику бесед с учащимися училища.
Задание 4

Изучите справку по материалам о правонарушении А.; проанализируйте действия участкового инспектора и дайте им оценку с учетом требований закона, ведомственных нормативных актов и тактики индивидуально - профилактической работы.

12 октября А. прибыл из мест лишения свободы, где отбывал наказание за кражу (в прошлом не судим). Возвратился в семью к жене и детям. Из колонии в милицию поступило извещение, в котором сообщалось, что в колонии он систематически нарушал режим содержания, на путь исправления не встал и должен быть поставлен на профилактический учет.

Участковый инспектор милиции вызвал А. на 17 октября в отдел внутренних дел повесткой. А. в назначенное время не явился. Общественник, которого на следующий день участковый инспектор направил к А., застал его дома и предложил последовать за ним. А. сказал, что сейчас он этого сделать не может, так как ожидает прихода родственников. Общественник настоял на том, чтобы А. немедленно выполнил его требование. А. подчинился и в сопровождении общественника отправился в милицию. Он объяснил участковому, что в день и час, указанные в повестке, явиться не мог, так как в это время находился в отделе кадров хлебозавода по поводу своего трудоустройства.

Участковый инспектор на это заметил: «Трудоустройство - дело нужное, но по вызову в милицию являться надо точно в назначенное время. В следующий раз не явитесь - доставим приводом».

А. сказал: «А я думал, что все это для меня кончилось в колонии. В следующий раз не явитесь - доставим приводом».

А. сказал: «А я думал, что все это для меня кончилось в колонии. В следующий раз буду аккуратнее. А сейчас я хотел бы знать, по какому поводу вызван в милицию, а заодно - с кем имею дело. Ваша фамилия мне ничего не говорит».

Участковый инспектор на это ответил: «Разве Вы не видите, что имеете дело с капитаном милиции? А вызвал я Вас для того, чтобы решить вопрос о постановке Вас на учет, т.к. пришло соответствующее письмо из колонии».

А. сказал: «Это дело нехитрое – письмо прислать. Лучше бы помогли устроиться на работу по специальности. Я об этом просил перед освобождением, но что толку».

Участковый инспектор ответил: «У нас хотя и нет дефицита рабочей силы, однако при желании все же можно найти себе работу».

А. сказал: «Хотелось бы найти работу поближе к дому. Я обратился по объявлению на хлебозавод, где требовались слесари, у меня четвертый разряд. Но в отделе кадров мне сказали, что судимые им не нужны, дескать, и так воровства хватает».

Участковый инспектор возразил: «Ничего, устроитесь в другое место. Кто ищет - тот всегда найдет. А сейчас Вы лучше расскажите мне, что там в колонии натворили?»

А. ответил: «Была у меня там одна встреча, после которой я попал в штрафной изолятор. Ну еще...».

«Что за встреча?» - прервал его участковый.

«Да с одним знакомым, который меня и моих поделыциков «заложил», а скоро и сам попался», - ответил А.

«А еще что?» - спросил участковый.

«Еще? Ну, картишками баловался. Вот и все дела», - ответил А.

«Вот видите, вместо того, чтобы честным трудом искупить свою вину, Вы злостно нарушали режим содержания. Это очень плохо», - сказал участковый и спросил: «У Вас есть ко мне еще вопросы?» А. ничего не ответил.

Участковый инспектор закончил эту беседу следующими словами: «Ну, ладно. Сейчас мы ничего не решим. Я должен запросить из колонии дополнительную информацию. А Вы ведите себя хорошо, не то опять теда попадете. Когда понадобитесь, вызову. Желаю успеха»

На этом беседа, продолжавшаяся 6 минут, была закончена.

Задания

Задание 1

Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних:

- учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п.);

- работающие на производстве;

- неработающие и неучащиеся.
Задание 2

Какие из названных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления)6

- хулиганство;

- изнасилование;

- карманная кража;

- убийство;

- квартирная кража;

- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели
хищения (угон);

- применение насилия в отношении представителя власти;

- мошенничество;

- дача взятки.
Задание 3

Изучите материалы на несовершеннолетнего У. и выполните следующие задания:

1. Используя признаки, значимые для определения вероятности совершена
преступления, сделайте прогноз о будущем поведении У. (см. приложение)

2. Составьте план профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего У.
В процессе индивидуальной работы с несовершеннолетним У. были получены

материалы, характеризующие его образ жизни, поведение, отношение к труду.

Из характеристики с места работы У. стало известно, что он работает на завод* железобетонных изделий в качестве разнорабочего. К труду относится удовлетворительно в общественной жизни участия не принимает, пассивен, имели место опоздания на работу без уважительных причин. На воспитательные меры реагирует болезненно, считает, что 1 нему проявляют излишнее внимание, как к ранее судимому.

Из характеристики по месту жительства У. известно лишь то, что он часто бывает) нетрезвом виде, поддерживает связь с ребятами сомнительного поведения, на замечали; взрослых обычно не реагирует, сквернословит. Из бесед участкового инспектора с его родителями можно сделать следующий вывод: взаимоотношения родителей с сыном не налажены, взаимопонимание отсутствует; после работы он надолго уходит из дома приходит поздно, к просьбам матери оставить компанию ребят, заняться делом, учебой относится безразлично, но явной грубости по отношению к ней не проявляет.

Из источников оперуполномоченного уголовного розыска стало известно, что У является лидером неформальной группы, состоящей из несовершеннолетних, в прошлом судимых, вернувшихся из спецшколы и состоящих на учете милиции. Объединение группы состоялось на почве нездоровых интересов, в частности выпивок. Есть непроверенный данные, указывающие на совершение этой группой мелких краж и других правонарушений

При проверке ГУВД г. Москвы было установлено, что У. ранее привлекался I административной ответственности за распитие спиртных напитков. Штраф был наложен начальником отдела внутренних дел. После этого подобных проступков У. не совершал.

 

Приложение к заданию

ПРИЗНАКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ (ПРОГНОЗА)

СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

  В настоящее время Работает или учится   не работает, не учится -6   +6
  По месту работы (учебы) характеризуется Положительно или удовлетворительно Нарушает трудовую (учебную) дисциплину Пассивно относится к труду (учебе) Пренебрежительно относится к окружающим не желает участвовать в общественной работе Пьянствует + 12 + 10 +7 +3   +4   +3
  По месту жительства характеризуется Положительно или удовлетворительно Пьянствует Иное отрицательное поведение -17 + 12 + 14

 

 

  К родителям относится Хорошо или удовлетворительно Безразлично или неприязненно -10 +5
  В антиобщественной группе Является лидером Не состоит +3
  После мер административного воздействия правонарушений Не допускал Допускал -7 + 14
  После мер общественного воздействия антиобщественные поступки Не совершал Совершал -2 +9
  В семье по поводу антиобщественного поведения меры Принимались Не принимались -1-4
  В поступках проявились Злобность Наглость Жестокость Упрямство +6 +6 +6 +6

 

Подсчитайте раздельно суммы отрицательных и положительных чисел. Из большей суммы отнимите меньшую и оставьте итог со знаком большей суммы.

В зависимости от итога можно сделать следующие выводы:

- при итоговом значении меньше -10 – нет оснований ожидать совершения преступления;

- при итоговом значении от -10 до +30 - нельзя сделать определенного вывода о будущем поведении, требуется дальнейшее наблюдение и изучение;

- при итоговом значении +30 и выше - следует ожидать совершения преступления, требуется активная профилактика.

Задания

Задание 1

Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свободы. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы.

Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.

Рецидив

1. Общий 1. Однократный 1. Фактический

2. Специальный 2. Многократный 2. Легальный

3. Пенитенциарный

Задание 2

В каких из приведенных ниже показателей точнее выражается уровень рецидивно преступности:

а) количество и доля рецидивистов, содержащихся в местах лишения свободы;

б) количество и доля рецидивистов в общем числе осужденных;

в) количество рецидивистов в общем числе взрослого населения региона;

г) количество рецидивистов в общем числе лиц, отбывших наказание.

Задание 3

29 мая 1999 г. в отдел внутренних дел поступило сообщение из исправительно - трудовой колонии о предстоящем освобождении и прибытии на территорию обслуживания С., осужденного по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы. 1 июня 1999 года на имя начальника отдел внутренних дел из колонии поступило письмо с просьбой оказать содействие в трудоустройстве

С., в котором указывалось на необходимость быстрого решения данного вопроса, поскольку 10 июня освобожденный должен прибыть на территорию обслуживания отдела внутренних дел. На основании письма начальник отдела дал указание участковому инспектору оказать содействие в трудоустройстве С. после прибытия освобожденного.

Из материала на С. следовало, что он 1951 г. рождения, уроженец г. Новгорода, образование среднее, до второго осуждения работал водителем автобуса. За время отбывания наказания добросовестным отношением к труду не отличался, к мероприятиям воспитательного характера относился пассивно, участия в самодеятельных организациях осужденных не принимал.

После прибытия к месту жительства он обратился в отдел внутренних дел с просьбой оказать ему содействие в трудоустройстве, поскольку на прежнее место работы его не приняли. Участковый инспектор, пригласив его на беседу, выяснил, где ему хотелось бы работать. В течение недели С. был прописан по-прежнему месту жительства и трудоустроен на автобазу слесарем.

10 июня на очередной беседе участковый инспектор милиции дал положительную оценку С., сказав, что он хорошо работает, претензий к нему по работе нет. В семье бывают ссоры, но, как выразился С., это бывает во всех семьях.

14 августа на имя начальника отдела от директора автобазы поступило сообщение о том, что С. систематически не является на работу без уважительных причин, употребляет спиртные напитки на рабочем месте, 13 августа учинил драку после очередной выпивки.

22 августа от жены С. поступило заявление о том, что ее муж продолжает пьянствовать. установил связи с ранее судимыми приятелями, ведущими антиобщественный образ жизни. После работы часто не является домой, а когда возвращается - устраивает скандалы, воспитанием сына не занимается. На следующий день С. был задержан за совершение мелкого хулиганства.

1. Дайте оценку обоснованности и законности действий сотрудников ИУ и отдела
внутренних дел в отношении С.

2. Определите перечень документов, необходимых для организации и осуществления
профилактической работы с С.

3. Разработайте перечень общесоциальных и специально - криминологических мер,
необходимых для проведения в отношении С.

Задания

Задание 1

Какие из возрастных групп (14-17 лет, 18-24 года, 25-29 лет, 30-40 лет) более всего проявляют себя в следующих преступлениях: кражи (квартирные, карманные, автомототранспорта), грабежи, разбои, мошенничество?

Задание 2

На территории, обслуживаемой отделом внутренних дел, в истекшем году наблюдалось резкое увеличение числа квартирных краж. Сложившееся положение, как выяснилось в процессе

проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий по уголовным делам, возбужденным по этим преступлениям, возникло в результате:

- недостаточного учета в дислокации постов и маршрутов патрульно-постовой службы
милиции, специфики жилого сектора микрорайона, где в основном совершались квартирные
кражи;

- слабого взаимодействия различных служб и подразделений органов внутренних дел по
предупреждению данного вида преступлений;

отсутствия необходимого опыта работы у участкового инспектора милиции. обслуживающего данный микрорайон;

- упущений и недостатков в правовой пропаганде и информировании населения о
преступлениях, совершенных в микрорайоне;

- наличия недостатков в работе сотрудников уголовного розыска.

Многие из ранее судимых лиц на момент совершения краж нигде не работали. пьянствовали, надзор за ними осуществлялся формально. Среди граждан, совершивших кражи. было много лиц без определенного места жительства и рода занятий.

На основании анализа обстоятельств, способствующих увеличению квартирных краж, разработайте план мероприятий, направленных на профилактику квартирных краж, выделив разделы общей и индивидуальной профилактики.

 

Задания

Задание 1

Проанализируйте нижеприведенные данные о групповой преступности и дайте оценку ее состояния и тенденции за указанный период.

Групповые преступления 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г.
Всего зарегистрировано преступлений, совершенных группой          
Темпы прироста (снижения) (в %): к предыдущему году к 1993г. -6,5   - - 18,7   -18,7 +33,3   +8,4 + 18,1   +27,9 +8,6   +38,9
Удельный вес в общем числе преступлений (в %) 11,5 10,9 16,6 18,9 19,3

 

Задание 2

Перечислите виды преступных групп, предусмотренные действующим уголовным законодательством, и дайте их сравнительную характеристику.

Задание 3

Дайте сравнительную характеристику групповой преступности взрослых и несовершеннолетних.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КРИМИНОЛОГИЯ»

1. Предмет криминологии

2. Методология криминологических исследований

3. Место криминологии в системе наук

4. Возникновение криминологии как науки. Биологические, биосоциальные и социологические теории преступности.

5. Понятие преступности и ее основные признаки

6. Концепция причин преступности

7. Количественные признаки преступности. Качественные признаки преступности
Источники информации о преступности и ее показатели. Коэффициенты преступности и ее
структура

8. Уровень, структура и динамика преступности в России

9. Латентная преступность

10. Основные черты личности преступника

11. Классификация и типология преступников

12. Мотивация преступного поведения

13. Последствия преступления: потерпевшие

14. Понятие предупреждения преступления

15. Объекты и субъекты предупредительной деятельности

16. Меры предупреждения преступности

17. Защита жертв преступления (виктимологическая профилактика)

 

18. Криминологическое прогнозирование и планирование мер
борьбы с преступностью

19. Общая характеристика преступности несовершеннолетних

20. Причины преступности несовершеннолетних

21. Предупреждение преступности несовершеннолетних

22. Общая характеристика рецидивной преступности

23. Причины рецидивной преступности

24. Предупреждение рецидивной преступности

25. Общая характеристика насильственной преступности

26. Причины насильственной преступности

27. Предупреждение насильственной преступности

28. Общая характеристика корыстной преступности

29. Причины корыстной преступности

30. Предупреждение корыстной преступности

31. Общая характеристика коррупционной преступности

32. Причины коррупционной преступности

33. Предупреждение коррупционной преступности

34. Общая характеристика организованной преступности

35. Причины организованной преступности

36. Предупреждение организованной преступности

37. Общая характеристика женской преступности

38. Причины женской преступности

39. Предупреждение женской преступности

 

 

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии.

1. Понятие криминологии. Предмет криминологии.

2. Методология криминологии.

3. Место криминологии в системе других отраслей научного знания.

Задания

Задание 1

В литературе можно встретить различные определения криминологии:

- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с
существованием преступности как относительно массового социального явления классового
общества;

- относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы
наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения,
предназначенные для изучения преступности как социально - правового явления, ее тенденций и
закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и
профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения
преступности);

- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ.

Задание 2

Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется Вам наиболее правильным (ответ обоснуйте):

а) криминология является частью науки уголовного права, так как она зародилась и
развилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и
ее причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности;

б) криминология есть наука юридическая;

в) криминология стоит на грани права и социологии;

г) по своим задачам, приемам и методам исследования криминология - это социология; по
специфичности круга изучаемых явлений - это криминальная судебная социология.

Задание 3

Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.