Тема 2стили современного русского языка — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 2стили современного русского языка

2018-01-05 1528
Тема 2стили современного русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Стиль речи – это разновидность речи, традиционно закрепленная в тех или иных сферах социальной жизни. Стиль меняется в зависимости от:

1) функций речи;

2) среды общения;

3) от индивидуальных манер и привычек (таблица 1).

Книжные стили реализуются преимущественно в письменной форме, поэтому им свойственно строгое соблюдение языковой нормы на всех языковых уровнях.

 

Таблица 1 - Типология функциональных стилей

Книжно-письменные стили Устно-разговорные стили
1 Научный 2 Официально-деловой 3 Публицистический 1 Литературно-разговорный 2 Разговорно-бытовой
За рамками нормы: жаргон, арго, просторечие, обсценизмы.

Их лексика нейтральна, общеупотребительна, включает в себя большое количество специальных слов и терминов. Не допускается обращение к разговорным словам, диалектизмам, к словам с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и т.п. суффиксами.

Фразеология книжно-письменных стилей нейтральная (имеет значение, играет роль, уделить внимание и т.п.) и специальная, находящая применение в определенных стилях (научная – центр тяжести; официально-деловая – имеет место, ввести в эксплуатацию; публицистическая – прямой эфир, черный вторник).

Словообразование книжной речи отличается обилием книжных суффиксов и приставок (сущно сть, аргумен тация, а симметричный, ультра фиолетовый, ис следовать). Для книжной речи характерно словосложение (восьмигранник, морозоустойчивый) и употребление аббревиатур (вуз, хозрасчет, НИИ).

Морфология книжных стилей характеризуется предпочтением имен существительных перед глагольными формами; частым употреблением причастий и деепричастий, использованием количественных и порядковых числительных при почти полном отсутствии собирательных; избирательным отношением к местоимениям (отказом от личных и большинства неопределенных местоимений и употреблением относительных и указательных).

Книжный синтаксис отличается обилием сложных, преимущественно сложноподчиненных предложений. Здесь превалирует правильный порядок слов, инверсия используется редко. Применяется цитация, но прямая речь используется крайне редко (в публицистическом стиле). Книжная речь, за редкими исключениями, монологична.

Устно-разговорные стили выполняют основную функцию языка – функцию общения

.Передача информации ведется преимущественно в устной форме. Основными особенностями разговорных стилей являются неофициальность, непринужденность, экспрессивность, отсутствие предварительного отбора языковых средств, обыденность содержания и диалогическая форма. Разговорные стили в большей степени, чем все другие стили, обладают ярким своеобразием языковых черт, выходящих за рамки нормированного литературного языка.

Современная наука о языке выделяет наряду с функциональными стилями экспрессивные стили (экспрессия – выразительность), которые классифицируются в зависимости от заключенной в языковых элементах экспрессии. Для этих стилей важнейшей является функция воздействия.

К экспрессивным стилям относятся торжественный (высокий, риторический), официальный, фамильярный (сниженный), а также интимно-ласковый, шутливый (иронический). Этим стилям противопоставлен нейтральный, то есть лишенный экспрессии.

Основными средствами достижения желаемой экспрессивной окраски речи являются оценочная лексика, лексические синонимы, полисемия, метафоризация, широкое использование синтаксических средств (разные типы односоставных и неполных предложений, особый порядок слов, вставные и вводные конструкции и т.д.).

Контрольные вопросы

1) Что такое стиль речи?

2) Особенности книжно-письменных стилей.

3) Особенности устно-разговорных стилей.

Тест

1 Выбор стиля речи НЕ зависит от …

а) функций речи;

б) среды общения;

в) владения языковыми нормами;

г) индивидуальных манер и привычек.

2 К экспрессивным стилям НЕ относится …

а) торжественный;

б) официальный;

в) разговорно-бытовой;

г) фамильярный.

3 В книжно-письменной лексике НЕ используются …

а) общеупотребительные слова;

б) термины;

в) диалектизмы.

4 В книжно-письменной речи используется фразеологизм …

а) лиха беда начало;

б) рог изобилия;

в) белыми нитками шито;

г) втирать очки.

5 К книжно-письменным стилям НЕ относится …

а) разговорный;

б) публицистический;

в) научный;

г) официально-деловой.

6 К основным особенностям устно-разговорных стилей НЕ относится …

а) неофициальность;

б) непринужденность;

в) строгое соблюдение литературной нормы;

г) экспрессивность.

7 К основным средствам достижения желаемой экспрессивной окраски речи НЕ относится …

а) оценочная лексика;

б) лексические синонимы;

в) метафоризация, полисемия;

г) жаргон.

8 Художественная литература может существовать …

а) только в устной форме;

б) только в письменной форме;

в) как в устной, так и в письменной форме;

г) в книжной и разговорной форме.

9 Отличительным признаком устной речи является …

а) возможность редактирования порождаемых текстов;

б) отсутствие звукового и визуального сопровождения;

в) малый объем создаваемых текстов;

г) более позднее, по сравнению с письменной формой, возникновение.

10 Не существует такого понятия, как …

а) публицистический стиль;

б) стиль романа;

в) сатирический стиль;

г) письменный стиль.

11 К книжным специальным текстам относится …

а) газетная статья;

б) закон;

в) дневник;

г) роман.

12 Предсказуемость адресата выше …

а) в книжных специальных текстах;

б) в книжных неспециальных текстах;

в) в разговорных текстах;

г) в массово-коммуникативных текстах.

13 Чередование стандарта и экспрессии характерно для текстов …

а) книжных специальных;

б) книжных неспециальных;

в) разговорных;

г) массово-коммуникативных.

14 По тематике и быстроте потери актуальности схожими являются тексты …

а) книжные специальные и книжные неспециальные;

б) книжные неспециальные и массово-коммуникативные;

в) разговорные и массово-коммуникативные;

г) разговорные и книжные неспециальные.

15 Среди изменений, коснувшихся лексики русского языка, НЕ отмечается такое явление, как …

а) заимствование иностранных слов;

б) возвращение в речь вышедших из употребления слов;

в) уменьшение количества экспрессивной лексики;

г) создание новых значений существующих слов.

16 В книжную среду НЕ входят следующие тексты …

а) выступление на семинаре;

б) заявление в деканат;

в) информационная заметка;

г) переписка в чате.

17 Источником литературной нормы традиционно считается …

а) речь носителей элитарного языкового типа;

б) книжные тексты;

в) художественная литература;

г) речь, понятная большинству.

Тема 3НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

План:

1 Функции научного стиля.

2 Языковые особенности.

3 Основные жанры.

4 Общие требования к научному тексту.

5 Композиция письменного научного текста.

6 Учебная лекция.

 

1 Основные функции научного стиля – сохранение и передача новой информации. Этим определяется монологический характер языка науки. В отличие от языка художественной литературы, научная речь выделяет в слове не конкретное и образное, а абстрактное и общее.

Основные требования, предъявляемые к научному тексту – доказательность, информативность и логическая стройность.

2 Языковые особенности научного стиля:

1) лексика, состоящая из 3-х основных пластов (общеупотребительные слова, общенаучные и термины);

2) употребление слов в их точных значениях;

3) отсутствие экспрессии;

4) сухость и строгость изложения;

5) преобладание имен существительных и прилагательных;

6) использование глаголов в настоящем времени;

7) ослабленное значение лица;

8) повышенное употребление слов среднего рода и абстрактной лексики;

9) преобладание сложноподчиненных предложений с причинно-следственной связью;

10) строгий порядок слов;

11) правильное, четкое выделение абзацев;

12) цитирование со ссылками на первоисточник;

13) наличие формул, схем, диаграмм.

3 Тексты, обслуживаемые научным стилем, делятся на реферативные и исследовательские. Нередко одна работа сможет соединять черты и реферата, и исследования.

Основные жанры: монография, учебник, научная статья, реферат, рецензия, научное выступление, лекция.

4 Общие требования к научному тексту:

1) четкое осмысление существа вопроса;

2) самостоятельность в нахождении достаточного количества материала и его осмысление;

3) умение критически осмысливать литературу по теме, аргументировано доказывать свою точку зрения и делать выводы;

4) наличие метатекста, то есть наличие не только фактической информации об объекте исследования, но и того, как автор организует эту фактическую информацию;

5) правильное оформление работы.

 

5 Композиция научного письменного текста.

Особенностью композиции научного текста является то, что она отражает последовательность фаз научного исследования: осознание проблемы (введение), поиск способов решения и доказательство выдвинутой гипотезы (основной части), решение исследовательской задачи (заключение).

I. Вводная часть.

1) Обоснование актуальности проблемы (исследования).

2) Характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий; историография вопроса.

3) Выделение предмета исследования.

4) Выдвижение гипотезы.

5) Обоснование выбранной теории (метода).

6) Предварительное формирование выводов.

II. Основная часть.

1) Методика и техника исследования.

2) Достигнутый результат.

III. Заключительная часть.

1) Краткое изложение научного исследования.

2) Окончательная формулировка выводов.

3) Список литературы.

6 Одним из распространенных жанров, обслуживаемых научным стилем, является учебная (академическая) лекция (рисунок 2).

Особенности методики лекции:

1) свободный стиль изложения;

2) логика, последовательность, доказательность;

3) эмоциональность;

4) четкость выделения основных вопросов и ее проблемный характер;

5) убежденность лектора;

6) уважительное отношение к аудитории;

7) способность привлечь внимание слушателей.

Типичные методические ошибки:

1) бесплановость, хаотичность;

2) неясная композиция;

3) отступление от намеченного плана изложения;

4) смысловые разрывы, «скачки» в изложении;

5) незавершенность последовательности отдельных фраз.

 

Рисунок 2 – Лекционное занятие  

 

Основные дидактические принципы:

1) фундаментальность;

2) научность;

3) проблемность;

4) системность;

5) доступность и доказательность;

6) сознательность и активность.

Контрольные вопросы

1) Основные функции и языковые особенности научного стиля.

2) Общие требования, предъявляемые к научному тексту.

3) Композиция научного текста.

4) Основные дидактические принципы учебной лекции.

Тест

1 К подстилям научного стиля НЕ относится …

а) собственно научный;

б) вузовский;

в) научно-популярный;

г) научно-учебный.

2 Систему понятий данной науки составляет ее …

а) синтаксис;

б) тезаурус;

в) общенаучная лексика;

г) грамматика.

3 Для научных текстов НЕ характерно широкое использование …

а) сложноподчиненных предложений;

б) однородных членов;

в) диалектизмов;

г) терминов.

4 К числу жанров научной речи НЕ относится …

а) доклад;

б) научно-популярная беседа;

в) доверенность;

г) лекция.

5 В научном стиле НЕ употребляется …

а) абстрактная лексика;

б) книжная лексика;

в) эмоционально-экспрессивная лексика;

г) общенаучная лексика.

6 Текст, целью которого является изложение процесса получения знаний, называется …

а) описанием;

б) повествование;

в) рассуждение;

г) доказательство.

7 Текст, целью которого является изложение последовательных изменений, происходящих с объектом, называется …

а) описанием;

б) повествование;

в) рассуждение;

г) доказательство.

8 Максимально краткое описание, цель которого назвать главные и отличительные признаки объекта, называется …

а) описанием;

б) повествование;

в) рассуждение;

г) доказательство.

9 Для научного стиля НЕ характерны такие особенности, как …

а) предварительное обдумывание информации;

б) нормированность речи;

в) сжатость информации;

г) тяготение к устно-разговорным приемам, к диалогу.

10 К общим требованиям к научному тексту НЕ относится …

а) четкое осмысление существа вопроса;

б) самостоятельность в нахождении достаточного количества материала и его осмысление;

в) доказательность и доходчивость;

г) умение критически осмысливать литературу по теме, аргументировано доказывать свою точку зрения, делать выводы.

11 К языковым особенностям научного стиля НЕ относится …

а) отсутствие экспрессии;

б) преобладание имен существительных и прилагательных;

в) ослабление значения лица;

г) использование речевых стандартов.

12 К научно-информативному подстилю НЕ относится …

а) монография;

б) реферат;

в) аннотация;

г) тезисы.

13 Учебник, учебное пособие, методическое пособие относится к …

а) собственно научному подстилю;

б) научно-справочному подстилю;

в) учебно-научному подстилю;

г) научно-популярному подстилю.

14 Текст, отражающий главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные, называются …

а) реферат;

б) аннотация;

в) монография;

г) очерк.

15 Сжатая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения называется …

а) реферат;

б) аннотация;

в) монография;

г) очерк.

16 Тезис, аргумент, вывод – это компоненты текста …

а) описания;

б) повествования;

в) рассуждения;

г) доказательства.

17 Устная научная речь отличается …

а) неподготовленностью;

б) информативностью;

в) диалогичностью;

г) импровизированностью.

18 Функция воздействия устной научной речи максимальна …

а) в докладе;

б) в сообщении;

в) в дискуссии;

г) на защите курсовой.

19 Для более точного выражения своей мысли в устной научной речи употребляются «цепочки» …

а) антонимов;

б) агнонимов;

в) синонимов;

г) омонимов.

20 Хороший лектор …

а) контролирует процесс слушания в аудитории;

б) обращается только к тем, кто его слушает;

в) не интересуется, внимательно ли его слушают;

г) следит за звуком своего голоса.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.