Занятие 10. Рефлексия достигнутых результатов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Занятие 10. Рефлексия достигнутых результатов

2018-01-05 368
Занятие 10. Рефлексия достигнутых результатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: создание условий для рефлексии результатов занятий.

Материалы: правила (см. занятие 1), материалы, необходимые для проведения обсуждения «Чем мне нравится мой класс» (формат выбирается ведущим на основе предпочтений и возможностей класса).

Ход занятия:

1. Приветствие (1 минута)

2. Упражнение «Счет до …» (9 минут). См. занятие 2. Результаты сравниваются с теми, которые были достигнуты во втором занятии, делается вывод о несомненном прогрессе.

3. Упражнение «Фотография» (20 минут). Группа получает задание создать групповой кадр (условно обозначить пространство), расположившись так, чтобы всем было в нем комфортно. Затем участники анализируют свое состояние, могут переместиться. После окончания перемещений ведущий просит группу подготовиться к съемке и «фотографирует». На втором этапе предлагается представить, какая фотография получилась бы до начала занятий (фотография изображается). Обсуждаются изменения

4. «Чем мне нравится мой класс» (10 минут). В любой форме, приемлемой для класса, обсуждается вопрос «чем мне нравится мой класс». Варианты: «Копилка» (анонимно), коллаж (например, «Ладошки» с записанными ответами), «Благодарственная открытка моему классу» и т.д.

Заключительное слово ведущего (5 минут)


ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ? ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ-МЕДИАТОРОВ.

 

Пояснительная записка

Актуальность темы. Одним из важнейших направлений работы школьной службы медиации является подготовка медиаторов из числа обучающихся, способных выполнять медиаторские функции в режиме реализации принципа «равный – равному». Преимуществами этого принципа являются более доверительный и искренний характер общения между медиаторами и сторонами конфликта, благодаря которому медиатор может не только эффективно содействовать разрешению конфликта, но и «обучать» участников конфликта элементам конструктивного общения, демонстрируя своим примером бесконфликтное поведение. Однако реализация принципа «равный – равному» в условиях службы медиации в образовательном учреждении предполагает необходимость решения задачи подготовки медиаторов из числа учащихся. Данная программа призвана способствовать решению задачи подготовки медиаторов из числа учащихся-подростков.

Теоретическое обоснование программы. Готовность подростков к осуществлению медиации по принципу «равный-равному» включает, как минимум, три важнейших компонента:

· мотивационный компонент, предполагающий «информированную заинтересованность» подростка в осуществлении школьной медиации, то есть желание реализовывать примирительные мероприятия на основе полной информированности о возможностях медиации, сопровождающих ее рисках и требованиях, которые процедура медиации предъявляет к осуществляющим ее лицам;

· когнитивный компонент, включающий знание прикладных аспектов конфликтологии, а также теоретических основ медиации в детских и подростковых конфликтах;

· технологический компонент, заключающийся в овладении подростками-будущими медиаторами процессуальными и коммуникативными навыками проведения процедуры медиации в условиях образовательного учреждения. В качестве основной технологии медиации, предлагаемой подросткам, в программе используется технология посредничества, описанная В.В. Шабалиной (Шабалина В.В., 2001) как имеющая широкую апробацию в медиации по принципу «равный-равному».

Целью программы является создание условий для подготовки подростков к осуществлению эффективной медиации конфликтов между детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.

Задачи программы:

· создание условий для успешного включения подростков в формат группового обучения, являющийся основным для овладения навыками медиации конфликтов;

· создание условий для овладения подростками-будущими медиаторами знаниями о причинах конфликтов между детьми и подростками, динамике их развития, возможных исходах;

· создание условий для ознакомления подростков с задачами и основными этапами процедуры медиации детского и подросткового конфликта в условиях образовательного учреждения;

· создание условий для формирования у подростков навыков медиации конфликтов и эффективной коммуникации в процессе медиации и за ее пределами;

· создание условий для оценки подростками собственного мотивационного и личностного потенциала, необходимого для успешного выполнения функций медиатора, что является обязательным условием формирования «информированной заинтересованности» подростков-будущих медиаторов в осуществлении медиации детских и подростковых конфликтов;

· создание условий для осознания подросткам необходимости постоянно совершенствовать коммуникативные навыки и навыки медиации.

Ожидаемые результаты: формирование у подростков-будущих медиаторов готовности к осуществлению медиации детских и подростковых конфликтов в условиях образовательного учреждения, которая проявляется в:

· конструктивной мотивации к осуществлению функций медиатора;

· владении знаниями о природе и динамике развития детских и подростковых конфликтов, этапах медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;

· владении навыками осуществления медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;

· заинтересованности в дальнейшем росте в области совершенствования навыков медиации конфликтов.

Форма работы. Программа предполагает групповую форму работы в формате семинара-тренинга.

Организация занятий. Программа рассчитана на 20 занятий по 1 академическому часу каждое (1-2 занятия в неделю) и предназначена для группы подростков в количестве 10-15 человек.

Методическое оснащение. Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий.

Для проведения занятий требуется помещение, в котором достаточно места для того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным для проведения подвижных техник, стулья в помещении должны быть легко перемещаемыми. помещение не должно быть проходным и просматриваемым для посторонних. Оптимальным является вариант, если в помещении есть возможность сидеть и работать на полу. В помещении должна быть возможность крепить ватман к стенам или доске, а также возможность использовать аудио-, видео- и мультимедийное оборудование. Для большинства занятий необходимы такие материалы, как цветные карандаши, ручки, бумага, скотч, ножницы. Помещение должно быть оборудовано доской.

Целевая группа. Программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, заинтересованных в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах.

 

2. Учебно-тематический план:

Тематические блоки / темы количество часов
Наши занятия: что и как? Что такое медиация? Медиация конфликтов: как это делается? Что такое эффективная коммуникация? Как правильно слушать собеседника? Что такое бесконфликтный стиль общения? В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»? Как организовать подготовительный этап медиации? Как провести основной этап медиации? Как закончить медиацию? Возникли проблемы: что делать? Каким должен быть «настоящий медиатор»? Зачем люди становятся медиаторами? Откуда медиатору взять столько сил и терпения? Чему мы научились? Так кто же такие школьные медиаторы?  
Итого 16 часов

3. Оценка эффективности программы. Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) подростков-участников программы;

2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки подростков-медиаторов;

3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.

4. Список литературы. Задания и упражнения, используемые в программе, модифицированы на основе методик, представленных в следующей литературе:

· Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.

· Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.

· Беглова Т.В., Битянова М.Р., Шадура А.Ф. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей стершего подросткового возраста «Ладья». Методические рекомендации для ведущих программы. – М., 2014.

· Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М., 2004.

· Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2007.

· Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.

· Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.

· Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.

· Лидерс А.С. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М., 2009.

· Литвинов А.В. Основной курс медиации. – М., 2011.

· Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.

· Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2011.

· Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012.

· Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009.

· Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011.

· Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.,2001.

· Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.

· Школьные службы примирения. – М., 2012.

· Школьная служба примирения и восстановительная культура отношений. – М., 2012.

· Материалы газеты «Школьный психолог» за период с 1998 по 2015 г.г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.