Обеспечение иска в хозяйственном процессе — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Обеспечение иска в хозяйственном процессе

2018-01-05 316
Обеспечение иска в хозяйственном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Институт обеспечения иска является средством, гарантирую­щим исполнение будущего решения суда. Обеспечение иска представляет собой институт хозяйствен­ного процесса, предусматривающий принятие судом мер, которые гарантируют возможность реализации исковых требований в слу­чае удовлетворения иска.

Необходимость такого процессуального института очевидна. Когда ответчику становится известно о предъявлении к нему иска, он может принять меры к тому, чтобы решение не было исполне­но: скрыть денежные средства, продать недвижимость и иное иму­щество, передать что-либо на хранение другим лицам и т.д.

Обеспечение иска может преследовать две различные цели:

1) гарантировать действительную реализацию материально-право­вого требования заявителя (например, арест истребуемой истцом индивидуально-определенной вещи ввиду угрозы ее уничтожения),

2) быть направлено на превенцию вреда и убытков (временный зап­рет выпускать продукцию в связи с наличием угрозы причинения тем самым значительного ущерба заявителю и т.п.). Обеспече­ние иска может иметь место в отношении как первоначального, так и встречного исков.

Согласно ст. 113 ХПК хозяйственный суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе принять меры по обеспечению иска.

Закон позволяет суду рассматривать заявление без извещения лиц, участвующих в деле. Это обстоятельство объясняется тем, что несвоевременное принятие мер по обеспечению иска по заявле­нию истца может оказаться малоэффективным и привести к тому, что реальность исполнения решения в будущем окажется под уг­розой, поскольку ответчик, будучи извещен, может принять меры к тому, чтобы скрыть имущество, реализовать его, подарить, пере­дать другим лицам и т. д.

Согласно ст. 115 ХПК ходатайство об обеспечении иска рассматривается судом, разрешающим спор, не позднее трех дней со дня его поступления в суд.

По результатам рассмотрения заявления выносится мотиви­рованное определение, которое может быть обжаловано. Однако подача жалобы на определение об обеспечении иска не приоста­навливает исполнения этого определения.

В обеспечении иска может быть отказано в следующих слу­чаях: во-первых, когда суд сочтет недостаточным обоснование причин, вызвавших необходимость заявления хода­тайства об обеспечении иска; во-вторых, если применение мер по обеспечению иска может существенно нарушить права других лиц, связанные с объектом обеспечения.

Обеспечение иска допускается на любой стадии хозяйствен­ного процесса, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. В случае подачи заявления об обеспечении иска в период приостановления произ­водства по делу хозяйственный суд обязан возобновить производ­ство, рассмотреть заявление и при необходимости принять соот­ветствующие меры по обеспечению иска.

Суд может принять одновременно несколько мер по обеспечению иска. Допускается замена одной меры обеспечения иска другой (по заявлению лица, участвующего в деле). Возможно, обеспечение иска частично, когда в процессе рассмотрения дела происходит соединение нескольких исковых требований.

Истец не обязательно должен доказывать, что ответчик скры­вает свое имущество и денежные средства. Для применения мер обеспечения иска достаточно доказать возможность таких действий со стороны ответчика.

Обеспечение иска допускается как по первоначальному, так и по встречному иску. Необходимо, чтобы вид обеспечения соответствовал характеру материально-правового требования, был соразмерен объе­му притязания, возможным последствиям, которые может оказать его принятие на правовое положение противоположной стороны, а сам размер притязания не превышал размера последних, и т.д.

Меры обеспечения иска могут быть подразделены на: 1) меры обеспечения, применяемые в возникшем судебном процессе, и 2) меры досудебного (предварительной защиты) обеспечения требований.

Мерами по обеспечению иска являются следующие.

1. Наложение ареста на недвижимость или иное имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у других лиц. Наложе­ние ареста на имущество включает ряд последовательно соверша­емых действий и состоит в: 1) производстве описи, 2) объявлении запрета распоряжаться им и 3) передаче на хранение. Любое распо­ряжение арестованным имуществом является ничтожной сделкой.

2. Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и (или) НКФО.

Наложение ареста на денежные средства - это приостановле­ние банком операции по списанию средств со счета в пределах ука­занной в определении судом суммы. При этом на­ложение ареста не препятствует проведению операций по зачислению денежных средств на расчетный счет ответчика, нало­жение ареста возможно в пределах цены искового требования. Если при рассмотрении заявления истца о наложении ареста на денежные средства, принадлежащие ответчику, суд установит, что на счете ответчика такие средства отсутствуют, заявление ист­ца не может быть удовлетворено. Арест не налагается на суммы, которые в будущем поступят на счет ответчика.

3. Запрещение ответчику совершать определенные действия.
Цель - предотвращение совершения таких действий, которые могут создать угрозу уничтожения предмета спора. Так, например, суд может запретить ответчику сносить строение, по поводу которого ведется спор в суде. Запрет на совершение определенных дей­ствий может включать в себя запрет использовать определенное имущество. В то же время суд не может запретить ответчику осу­ществлять определенные действия относительно тех прав, кото­рые, по мнению истца, могут возникнуть в будущем.

4. Возложение на ответчика обязанности совершить опре­деленные действия.

5. Запрещение другим лицам совершать определенные дей­ствия, касающиеся предмета спора.

6. Приостановление взыскания по исполнительному докумен­ту или иному документу, допускающим взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке, в случае предъявления исков о признании таких документов не подлежащими исполнению. Оно осуществ­ляется посредством направления в банк определения хозяйствен­ного суда (приказа), в котором должны быть указаны дата и номер документа, взыскание по которому должно быть приостановлено.

7. Приостановление реализации имущества в случае предъяв­ления иска об освобождении его от ареста. Применение данной меры связано с тем, что арестованное имущество может до осво­бождения его от ареста быть обращено к исполнению решения по рассматриваемому судом иску.

Обеспечительные меры должны быть соразмерными заявлен­ному требованию. В случае необходимости допускается одновре­менное принятие нескольких мер по обеспечению иска или приме­нение иных мер, которые отвечают целям обеспечения иска.

По результатам рассмотрения ходатайства об обеспечении иска судья выносит определение.

Определение об обеспечении иска или об отказе в обеспече­нии иска может быть обжаловано, однако подача жалобы не при­останавливает исполнения определения об обеспечении иска.

Исполнение определений об обеспечении иска производится по общим правилам исполнительного производства. Такое опреде­ление подлежит немедленному исполнению, которое производит­ся на основании приказа суда. Приказ выдается немедленно после вынесения определения. Приказ о наложении ареста на денежные средства ответчика направляется в банк, а в остальных случаях - судебному исполнителю.

Суд вправе отменить обеспечение иска на любой стадии до вынесения решения.

В соответствии со ст. 117 ХПК по заявлению лица, участвующе­го в деле, допускается замена одной меры обеспечения иска другой, когда мера обеспечения иска, кото­рую определил первоначально суд, не является достаточной или оправданной.

Производство по делам о проверке законности неНПА, действий (бездействий) государственных органов, органов местного управление и самоуправления, должностных лиц и иным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

В соответствии со ст. 227 ХПК ЮЛ, ИП или гражданин, а также прокурор впра­ве подать в суд заявления о признании недействи­тельным ненормативного правового акта:

1) государственного органа;

2) органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпри­нимателей или граждан,

3) об обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, должностного лица,

если считают, что нарушены права и законные интересы юриди­ческого лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономиче­ской) деятельности, а также что оспариваемый ненормативный пра­вовой акт, обжалуемые действия (бездействие) противоречат зако­нодательному или иному нормативному правовому акту.

Такие заявления могут быть поданы в суд, рассматривающий экономические дела, в срок, установленный актами законодательства.

Заявления об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий (бездействия) должны содержать дополнительно:

в отношении оспариваемого ненормативного правового акта – наименование органа, должностного лица, издавших акт, дату его издания; указание, какие права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина нарушаются этим актом или его отдельными положениями, какому законодательному или иному нормативному правовому акту противоречит обжалуемый акт. К заявлению прилагается копия оспариваемого акта с указанием, в каком средстве массовой информации и когда опубликован этот акт, если он был опубликован;

в отношении обжалуемых действий (бездействия) органа, должностного лица – наименование органа, фамилию, собственное имя и отчество должностного лица, совершивших обжалуемые действия (допустивших бездействие); указание, какие права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина нарушаются этими действиями (бездействием), требования каких законодательных или иных нормативных правовых актов нарушены этими действиями (бездействием).

Подача заявления об оспаривании ненормативного правового акта в суд, рассматривающий экономические дела, и принятие его к рассмотрению не приостанавливают действия оспариваемого ненормативного правового акта.

При рассмотрении заявления о признании ненормативного правового акта противоречащим законодательству на государственный орган, орган местного управления и самоуправления, иной орган или должностное лицо, издавших такой акт, возлагается обязанность доказывания:

соответствия этого акта законодательному или иному нормативному правовому акту;

наличия у государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица надлежащих полномочий на издание оспариваемого ненормативного правового акта.

Обязанность доказывания законности действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица возлагается на государственный орган, орган местного управления и самоуправления, иной орган или должностное лицо, совершившие действия (допустившие бездействие), которые обжалуются.

Суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт или обжалуемые действия (бездействие) не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, принимает решения о признании ненормативного правового акта недействительным или о признании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица незаконными.

Суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина.

Решение суда направляется руководителю государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностному лицу, ненормативный правовой акт или действия (бездействие) которых были оспорены (обжалованы), либо в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган или должностному лицу для устранения допущенных нарушений законодательства в течение пяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, рассматривающего экономические дела.

Об исполнении решения суда, рассматривающего экономические дела, должно быть сообщено в суд, рассматривающий экономические дела, и заявителю в срок не более одного месяца со дня получения решения.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.