Социальные рамки благочестивой жизни — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Социальные рамки благочестивой жизни

2018-01-05 199
Социальные рамки благочестивой жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБОСОБЛЕННОСТЬ ХАСИДА

Нелегко определить, каким образом рассмотренная ранее религиозно-этическая доктрина германских хасидов отразилась в их социальной позиции. Вопрос практического осуществления хасидских принципов служения Богу в общественной жизни германского еврейства чрезвычайно сложен. В нижеследующих главах мы рассмотрим некоторые из проблем, касающихся соотношения между теоретическими принципами и формами социального поведения.

В §57 Книги хасидов автор дает наставления хасиду о необходимости тщательно выбирать свое место жительства и своих соседей. Цель автора заключается в том, чтобы удалить человека, насколько это возможно, от греховного окружения, и поэтому в этих указаниях ясно слышна нота предостережения.

§57
Человеку не следует принимать у себя дома женщин, чтобы не возникли у него помыслы о них. И пусть не живет он в доме, где люди несправедливы, чтобы не получилось так, что он должен клясться им, или они ему1, а если у него есть дети, то и для того, чтобы не научились они их делам.

И пусть не живет человек в месте, где люди живут кланами, ибо там люди не приемлют обличения, поскольку клан покрывает каждого, чтобы не опозориться перед другими кланами в городе, и вовеки не прекращаются там ссоры и раздор. И не следует человеку жить в городе, где можно заработать только торговлей, потому что он не сможет сделать постоянными свои занятия [Торой]. И не следует жить в городе, где пируют и пьянствуют развратники, и в городе, где нет главы, как сказано: «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников» (Притч 28:2).

Первое указание требует от человека избегать общения с женщинами в своем доме, поскольку наш автор не верит в возможность избежать греховных помыслов в обществе женщин. Второе указание предостерегает от общения с нечестными людьми, на том основании, что конфликт с такими людьми неизбежно приведет к клятве. Например, истец поклянется, что соглашение между сторонами было таким-то, или клясться будет ответчик – что дело обстоит так-то. Наш автор считает любую клятву, даже истинную, крайне нежелательной. Интересно, что он даже не делает различия между ложной клятвой «несправедливых людей», против которых он предостерегает, и истинной клятвой того, к кому он обращается. Следует избегать любой ситуации, когда может потребоваться клятва. Дополнительная причина избегать общества нечестных людей, даже если можно уклониться от каких либо имущественных отношений с ними – это дурной пример, который они могут подать детям.

Третье указание предостерегает от проживания «в месте, где люди живут кланами». Автор называет две причины для такого предостережения. Вторая из причин хорошо известна из окружающей действительности: «вовеки не прекращаются там ссоры и раздор». В общине, состоящей из небольшого числа крупных семейств, невозможно избежать конфликтов и столкновений между ними, поэтому хасиду не следует жить там. Первая причина более сложна: «там люди не приемлют обличения, поскольку клан покрывает каждого, чтобы не опозориться перед другими кланами в городе». Автор утверждает, что при подобной структуре общества нет возможности, обличая согрешившего человека, наставить его на истинный путь. Напряженность в отношениях между кланами приведет к тому, что клан согрешившего поддержит «своего», не считаясь с тем, прав он или нет. По-видимому, автор считает, что основная причина действенности обличения заключается в стыде перед окружающими. Если же человек чувствует за собой безоговорочную поддержку своего клана, он не будет стыдиться своих дел, и обличение не сможет исправить его. Отсюда, между прочим, следует, что автор имеет в виду публичное обличение, а не замечания и наставления, высказанные с глазу на глаз, поскольку в этом случае стыд обычно не играет решающей роли.

Четвертое указание предписывает не жить в городе, где единственным возможным источником заработка служит торговля. Автор объясняет это тем, что торговля требует от человека полной отдачи времени и сил, не оставляя ему досуга, необходимого для регулярных занятий Торой. Другое дело занятия ремеслом, которые дают человеку возможность приступить к изучению Торы после того, как он проработал время, необходимое для заработка.

Следующее указание рекомендует не селиться в месте, где собираются развратники. Автор считает, что это указание не требует никаких пояснений. Последнее указание пассажа говорит о том, что не следует жить в месте, где нет признанного главы. Автор исходит из того, что отсутствие твердой власти доказывает наличие большого количества грешников среди населения, как можно понять из цитируемого стиха из Притчей Соломоновых. Поэтому следует стараться жить в таком месте, где община имеет признанного главу.

В связи со всеми этими указаниями обращает на себя внимание то обстоятельство, что автор призывает читателя отнюдь не к тому, чтобы пытаться исправить пороки общества, но к тому, чтобы ограничить контакты с порочным обществом. Он не выступает здесь как проповедник и критик общества, ибо всякий порок вызывает у него стремление отдалиться от пораженного места, а не попытку исправить его. Возможно, замечание о неэффективности обличения в общине, находящейся под властью кланов, говорит о том, что можно и нужно обличать пороки и пытаться их исправить в тех случаях, когда есть надежда на действенность обличения, но не там, где условия делают это заведомо невозможным. Хасид, следующий этим наставлениям, стремится удалиться от порочного общества и жить в обществе себе подобных, т.е. людей, которые, отгородившись от внешнего мира, культивируют особый образ жизни, сообразный их убеждениям.

Возникает вопрос, насколько эти наставления Книги хасидов отражают реальное положение дел в еврейских общинах того времени? Много ли было городов в Германии 12 в., где еврейские общины находились под властью кланов? Насколько часто встречались общины без признанного главы, или такие, где было много развратников и прожигателей жизни? Трудно представить себе реальность подобных явлений в еврейской жизни между вторым и третьим крестовыми походами или сразу после третьего похода и порожденных им жесточайших гонений. Теоретический характер наставлений, предназначенных для воображаемых казусов, становится ясным при их внимательном рассмотрении. Это обстоятельство незаметно на первый взгляд, поскольку рабби Йеуда насыщает свое описание конкретными деталями, основываясь на знании человеческой природы и глубоком понимании роли социальных факторов. Таким образом, следует остерегаться того, чтобы видеть в подобных текстах рабби Йеуды картину исторической реальности среди еврейского населения, тем более что эта картина находится в разительном противоречии со сведениями о еврейском обществе в Германии, которые можно почерпнуть из других источников этого времени.

Вопрос 16
Можете ли вы указать на еврейские общины, которые в другую эпоху и в другом окружении исполняли рассмотренные здесь наставления? ❑


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.