Страх и любовь в служении Богу — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Страх и любовь в служении Богу

2018-01-05 188
Страх и любовь в служении Богу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В вопросе соотношения страха и любви рабби Шмуэль стоит перед проблемой, имеющей далеко идущие последствия для религиозной этики: что является главным в служении Богу – чувство любви и единения с Богом или же воздержание от греха и отдаление от него? Если главное – это любовь, то ее нужно сделать единственной целью, не принимая в расчет никакие дополнительные соображения. Если, однако, главное – это отдаление от зла и греха, то в ничем не ограниченной любви заключена серьезная опасность, и любовь необходимо сочетать со страхом – т.е. боязнью греха, о которой пишет наш автор. Итак, ясно, что рабби Шмуэль выбирает вторую из упомянутых альтернатив. Эта альтернатива имеет антимистическую направленность: тот, кто всецело поглощен любовью и единением с Богом, не застрахован от греха.

Исходя из этого, можно утверждать, что страх, о котором идет здесь речь, есть не страх перед Богом – ни перед Его наказанием, ни перед Его величием, но страх человеческой слабости. Человек опасается согрешить и тем самым нарушить цельность и полноту своей любви к Богу. Он сравнивается здесь с жертвой, приносимой Богу, которая должна быть без порока. Грех человека подобен изъяну в жертвенном животном, делающему его негодным для жертвоприношения. Поэтому для того, чтобы избежать пренебрежения к заповедям, пренебрежения, которое может возникнуть из-за ощущения человеком своей близости к Богу – в том случае, если его служение основано только на любви, – человек должен несколько отдалиться от Всевышнего с помощью боязни греха, сочетая боязнь греха с чувством любви. Как об этом сказано в Книге хасидов, «Это и есть страх Божий, когда человек боится греха, дабы не было в любви никакого изъяна. Таков страх, более достойный, чем любовь»❋В §13 боязнь греха именуется также «страхом Небес» (страхом Божьим)..

Разделяли ли изложенную позицию рабби Шмуэля Хасида другие представители германского хасидизма, в частности, рабби Йеуда Хасид и рабби Эльазар из Вормса? Этот вопрос будет рассмотрен после обсуждения ключевых элементов позиции рабби Шмуэля в настоящем разделе курса.

1 Букв.: «страх Небес».

2 В оригинале שמינה «тучным», по-видимому, ошибочно вместо שלימה «цельным».

3 Приведенная цитата содержится и в Мишне в самом трактате Авот (I, 3), а также в Авот де-рабби Натан (V, 1). Неясно, почему автор Книги хасидов ссылается именно на этот более поздний и менее авторитетный источник. (Вистенецкий в своем издании Книги хасидов предлагает убрать слова «де-рабби Натан».)

4 Трактаты Авот и Авот де-рабби Натан, там же.

СПИРИТУАЛИЗАЦИЯ И СТРАХ БОЖИЙ

ПРИНЦИП СПИРИТУАЛИЗАЦИИ

Один из центральных вопросов всякой религиозно-этической доктрины состоит в определении сравнительного духовного достоинства различных поступков, то есть, иными словами, в установлении критериев оценки поступка с точки зрения его религиозной значимости. Позиция автора Книги хасидов по этому вопросу сформулирована в §15.

§15
Если кто исполнил важную заповедь, и это было ему тяжко, а он все же победил свое дурное начало и совершил заповедь, такой человек выше, чем тот, кому не препятствовало его дурное начало. И тот, кто сделал малозначительное доброе дело, встретив жестокое противодействие своего дурного начала и победив его, выше, чем тот, кто совершил великое дело без того, чтобы дурное побуждение мешало ему. И если кто совершил тяжелый грех, будучи одолеваем дурным побуждением, то хуже него тот, кто совершил малый грех без воздействия дурного побуждения, ведь он совершил это как будто бы назло. А добрые дела, совершаемые ради других, такие как обучение Торе и милостыня, – мера их тот, кто получает от них пользу; соответственно радости, принесенной им другому, человек получает награду.
Бывает, что он сделает мало, а это засчитывается ему в праведность, бывает, что много – и нет ему в том заслуги. Например, если дать человеку множество мелких монет, ему будет стыдно взять их. Если же сказать ему – «отобедай со мной сегодня», не будет ему стыдно, и заслуга и награда за это будут велики.

Вопрос 14
Объясните выражение «как будто бы назло» в контексте рассуждений, приводимых в §15. ❑

В рассуждениях рабби Шмуэля ясно видно столкновение двух систем ценностей в этических воззрениях германских хасидов: традиционной, основанной на древних источниках, и новой, построенной на спиритуалистических принципах. Согласно традиционной системе ценностей исполнение некоторых заповедей обладает более высоким статусом, чем соблюдение других. Рабби Шмуэль не отрицает этого и использует терминологию, различающую заповеди великие и малые. Тем не менее на этой традиционной основе он выстраивает свою новую систему, утверждая в центре ее принцип борьбы с дурным побуждением. Если для того, чтобы выполнить “малую” заповедь, человеку приходится вести тяжелую борьбу со своими страстями, его заслуга велика. Если человеку не пришлось выдерживать натиск дурного побуждения, совершая заповедь, – пусть даже ту, что согласно традиционной шкале ценностей относится к числу серьезных и центральных заповедей, – его заслуга менее значительна, чем если бы ему пришлось противостоять своему дурному началу.

Спиритуалистический принцип – оценка поступка по тем духовным усилиям, которые вложены в него – приводит к перестройке всей системы ценностей. Заповеди, занимавшие центральное место, становятся второстепенными, маловажные – приобретают большое значение. При этом шкала ценностей совершенно индивидуальна и зависит от ситуации, места и времени. Тот факт, что для определенного человека легко и просто исполнить ту или иную заповедь, имеет значение лишь для него самого. Для другого человека, которому приходится преодолеть трудности и мобилизовать духовные ресурсы для ее исполнения, та же заповедь имеет величайшее значение. Как сказано об этом в Книге хасидов, «И тот, кто сделал малозначительное доброе дело, встретив жестокое противодействие своего дурного начала и одолев его, выше, чем тот, кто совершил великое дело без того, чтобы дурное побуждение мешало ему». Более того, если вчера человек исполнял заповедь без труда, а сегодня ее исполнение требует от него значительных усилий – ценность его исполнения этой заповеди сегодня не такая же, какой она была вчера. Таким образом, новая система ценностей германского хасидизма полностью подчинена спиритуалистическому принципу.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.