Книга гонений в Германии и Франции — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Книга гонений в Германии и Франции

2018-01-05 187
Книга гонений в Германии и Франции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабби Эльазар бен рабби Йеуда
Рабби Эльазар бен рабби Йеуда, автор Книги рокеаха, – выдающийся еврейский деятель Германии и один из создателей учения германского хасидизма. Родился в Магенце (Майнце) около 4925 (1165) года. Был раввином и кантором; умер около 4990 (1230) года. В своих воспоминаниях он рассказывает о том, что произошло с ним и его родными в 4947 (1187) и 4948 (1188) годах. В конце он оплакивает свою жену и двух дочерей, убитых в 4957 (1197) году. Тогда же был ранен его сын.

Память
Опишу, что произошло с нами в Магенце в году 4947 (1187), в [месяце] элуле. Один христианин ходил по кладбищу перед субботой и говорил, [будто] еврей хочет его убить. Их оклеветал епископ, пока не согласились всем собранием, и не дали епископу более 100 монет. И поклялись во второй день Новолетия, когда приведены были в дом епископа, что не сделали ему ничего дурного, и еще [что они] не убивают перед Песахом никаких христиан. И дали много денег. Не успело миновать это несчастье, [как] все увидели знак на солнце. В 4947 [году] накануне Новолетия утром увидели мы, что солнце стало малым, как полумесяц, и очень тусклым, а затем покраснело, а земля как будто позеленела вся; к концу трети этого дня стало полным солнце. А после праздника, перед Ханукой, услышали мы, что исмаильтяне вышли из своих земель и завоевали Акко, и убили весь народ, который там находился, и захватили всю местность вокруг Иерусалима – от Акко и Экрона до Иерусалима. Накануне Новолетия, в тот день, когда было затмение солнца, убили исмаильтяне из этого народа, германцев, более 4000 храбрых воинов. И взяли себе мерзость, на которой был распят Иисус Назаретянин, да истлеют его кости, и принесли эту мерзость с собой, в страну Исмаила. А после Хануки захватили его могильную яму и убили в Иерусалиме всех, кто находился там.

И вскрыли могилу проклятого Богом повешенного1, и перевернули весь прах, который в яме. Затем слух об этом достиг всех немецких земель, и сказали все христиане всем евреям: вот настал день, назначенный нами, [чтобы] убить всех евреев. Это произошло в дни поста лжи. Когда мы услышали, охватил нас великий страх, и прибегли мы к ремеслу отцов наших, и установили пост, и плач, и причитание. В пятницу, 28 [числа] месяца швата 4948 (1188) года, собрались необрезанные, [чтобы] убить нас. Они пришли на еврейскую улицу, и евреи закрыли свои дома. Они сломали одну крышу у евреев, но тут смилостивились над нами с небес, и пришли слуги казначея, и прогнали их, и спас нас Создатель наш, благословен Он, от руки всех наших врагов. А необрезанные пометили себя своей мерзостью [разделившись, таким образом,] на сотни, и на тысячи, и на десятки тысяч, во много раз больше, чем было сынов Израиля при исходе из Египта, и угрожали убить нас. Мудрецы и старейшины сказали нам: давайте поститься и просить Бога нашего, может быть, услышит нас Бог наш. Мой отец и учитель, рабби Йеуда бен рабби Калонимус, поднялся на деревянное возвышение2 во время послеполуденной молитвы в субботу 13 [числа] первого [месяца] адара, после того, как свернули свиток Торы, из которого читали, и сказал: да вернется каждый со своего дурного пути3, быть может, спасет Он нас по великому милосердию своему, и назначим пост, и будем молить о милости; и то же с плачем говорили учителя наши рабби Моше бен рабби Мордехай и все наши старейшины, и мой шурин рабби Мордехай Хазан. Отец благословил всех собравшихся, и напутствовал поститься по вторым и пятым дням [недели]4 до месяца нисана, и чтобы раздавали милостыню в ночь каждого поста, и произносили молитвы о прощении, и чтобы каждый просил о прощении у ближнего своего, и каждая женщина у своей подруги. И мы молили с плачем о милости за себя и за наших жен и детей, чтобы не убили их злоумышленники и не осквернили нечистой водой. И весь Израиль был в великом бедствии. Тогда все жители Магенцы, Шпейры, Страсбурка, Вирмайзы, Вирцбурка5 и всех мест, где жили евреи, договорились бежать в города укрепленные. Мы, жители Магенцы, оставили свитки Торы, ненаглядную драгоценность нашу, и книги, и все наше имущество, среди волков вечерних6, среди горожан, чтобы облегчить себе бегство к спасению. В 4948 (1188) году, во втором [месяце] адаре мы бежали в город Минцбурк; в каждом городе распределили [евреи свои общины] по 4 городкам или по 5 замкам, а двор был в это время в Магенце. [Ненавидящие нас] отметили себя, разделившись [таким образом] на тысячи и на десятки тысяч, бесчисленное множество. При этом небольшая группа евреев остались в Магенце, в своих домах.

Сегодня, в шестой день [недели], 2 нисана, пришло ко мне, Эльазару Малому, послание моего зятя, рабби Моше бен рабби Эльазара Коэна Хазана. И вот что он написал: воздам благодарность и хвалу на арфах десятиструнных Всевышнему, Который даровал нам жизнь и поддержал нас. Потому что в этом году, в неделю, когда читают главу [Торы] о «Месяце»7, мы были между жизнью и смертью, потому что блуждающие скрипят на нас зубами, [желая] проглотить нас... И если бы не милосердие Всемогущего, мы бы пропали. Благословен Спасающий от меча и из их пасти. И собрались блуждающие, чтобы затеять ссору с нами на наших улицах и напасть на нас, но Всевышний спас нас, как мы опишем.

Но расскажем сначала все, что случилось с нами до сих пор. С 8 [числа] второго [месяца] адара они приходили к королевскому двору, и мы были в большой опасности до 24 [числа] второго [месяца] адара. В шестой день [недели] пошел со мной на рынок один юноша купить хлеб для субботы; его бросили на землю, и втоптали в грязь, и приставили нож к его сердцу, и спросили его, готов ли он отречься от Бога живого, а он сказал: Нет. Они добавляли ему удар за ударом, но он бежал в дом чуждого служения. За ним погнались, но бритые не дали причинить ему вреда, и он вышел из дома через другой ход. За ним опять погнались, и чуть не убили его, когда подоспел всадник, которому удалось с большим трудом его спасти. Счастливо око, не видевшее всего этого, когда был брошен наш жребий; этот рыдал и тот рыдал, этому выпало лишиться зрения, а тому – [погибнуть] от меча. Днем и ночью непрестанно скрежещут на нас зубами, [желая] проглотить нас живьем. Мы слышали, как они оскорбляют нас, и стали, как глухие, которые не внемлют, и сидели, закрывшись в своих домах. В субботу пристав убедил нас открыть наши дома, и мы сделали это со страхом. В первый день [недели] пришли два пристава к почтенному рабби Моше бен рабби Йосефу Коэну, и сказали ему закрыть двери дома. Мы испугались весьма, нас охватил ужас, и не осталось в нас дыхания, пока не вернулся названный Моше Коэн, да пошлет ему Всевышний благо и жизнь, потому что, если бы он не защитил и не утешил нас, погибли бы мы. Мы молились в синагоге все дни рано по утрам, кроме исхода субботнего дня и первого дня [недели] утром. И старый король, и сын его, герцог, надели знак [креста], и народ без счета. Во второй день [недели] хотел один всадник проникнуть в синагогу, но пришел пристав, и избил его дубиной, [так что] тот чуть не умер. И подобного много сделал нам Всевышний, благословен Он. Кто может рассказать и описать; мы же не распознаем Его великих чудес. И если бы не было запрещено добавлять [новые] праздники, следовало бы нам назначить еще один праздник Пурим. Ибо все народы объединились против нас дабы нас уничтожить и стереть всякую память о нас, только старый король и сын его, молодой король, да здравствуют они, стали за евреев. Более 10.000 человек отметили себя знаками скверны, только [чтобы] убивать и награбить добычу. Но короли все время стояли за евреев, и враги повернули, и возвратились в свою страну со стыдом. В субботу [когда читают] главу о «Месяце», собрались блуждающие на наших улицах, [чтобы] затеять с нами ссору и напасть на нас. И вот поднялся один с мечом в руке, чтобы убить еврея. Но пристав пошел к молодому королю, и евреи пожаловались ему. Он схватил его за волосы и вырвал их, и бил его палкой, пока кровь его не потекла на землю. А остальные убежали и отправились на рынок, и рассказали меченым скверными знаками, как им досталось из-за евреев. Все они собрались, тысячи и десятки тысяч, и намеревались взять знамя и прийти на наши улицы. Об этом рассказали приставу; он взял с собой своих слуг и сам, с палкой в руке, бил, и поражал, пока они не рассеялись все. Так были мы в беде смертельной с шестого дня [недели] до третьего дня. Благословен Он, и да возвеличится Имя Его на веки вечные, ибо Он предпослал недугу исцеление. И сделали вельможи вывод о себе от простого к сложному, рассуждая так: сколь любезны евреи в глазах короля... Да будет Имя Всевышнего благословенно отныне и навсегда, и да прославится память Его на веки вечные, потому что не за праведность нашу воздал Он нам все это, а ради Имени Своего великого и благословенного во веки веков. В третий день [недели] дали мир евреям: каждый, кто тронет еврея и нанесет ему рану, рука того будет отрублена, а тот, кто убьет [еврея], убит будет. И епископы отлучили каждого, кто поднимет руку на евреев чтобы убить их, и поход его к позору (т. е., участие в крестовом походе) не поможет ему. И разослать указ и огласить его: беречь евреев как зеницу ока, больше, чем сначала. Все это – за полновесные деньги. И почтенный рабби Моше Коэн ехал на коне вместе с королем, и послание с печатью в руке его, [чтобы] помириться с евреями.

Вышли мы из Мюнцбурка 27 нисана и, когда прошли полтора фарсанга, вышли навстречу нам сотни с мерзкими знаками своими, и со знаменами своими, и напали на повозки… И спас нас Всевышний.

В 4957 году 22 [числа месяца] кислева, после того, как толковал я, Эльазар, малый и убогий, [недельную] главу «Йааков проживал» [Быт 37, 1 и далее] мирно, и сидел за своим столом, пришли на нас двое меченых и вытащили свои мечи, и ударили мою жену-праведницу, госпожу Дольцу, и старшей дочери моей, Белет, раскололи голову, и дочери моей Хане раскололи голову, и умерли они. И ранили сына моего, Йаакова, от макушки до щеки его в висок. И ранили меня в голову и в руку, в левую, и ранили моего ученика и моего меламеда. И немедленно встала праведница, и вышла из дома, и закричала, что убили нас. Мерзкие вышли и поразили ее в голову до гортани, и в плечо, и от плеча до пояса, и поперек всей спины, и в лицо, и упала праведница мертвой. А я закрыл вход, и мы кричали, пока не пришла к нам помощь свыше. И взывал я о праведнице, прося отмщения, и так и было. Через неделю схватили убийцу, который убил ее, и убил двоих моих дочерей, и ранил меня и моего сына, и убили его. И остался я без всего, в великой бедности, и в великих мучениях.

Перед тем, как ее убили, она купила пергамент для написания книг. И она доставляла пропитание мне, и моему сыну, и моим дочерям из денег других. И за великие мои грехи была убита она и дочери мои. Праведен Судивший меня, потому что она трудилась, чтобы учился я и мой сын. И горе мне о них. Сколько крови пролито, и она умирает на моих глазах. Вездесущий покажет нам отмщение за них, и смилуется над их душами, и помилует оставшихся в живых, и моего сына, и весь народ Свой, Израиль, амен.

Кто найдет жену достойную8,
как жена моя Дольца благопристойную?

Жена достойная, мужу своему венец, благородных кровей,
Богобоязненная, славная добрыми делами среди людей;

Муж в ней был уверен, накормлен и с честью одет,
Чтобы с мудрыми старцами о Торе не прерывать бесед;

Платила ему добром, а не злом, во дни жизни совместной,
Зарабатывала на книги с милостью для имени ее уместной9;

Добывала белую шерсть для цицит и пряла трудолюбиво,
О заповедях помышляла и хвалу принимала скромно на диво;

Подобно кораблям торговым мужу еду доставляла,
Подруги говорили: «Счастливая!», ибо Тору ему учить позволяла;

Приносила пищу домочадцам и слуг хлебом кормила,
Руки ее держали прялку – нити для книг производила;

С ловкостью чинить тефилин, книги и свитки помогала,
Проворно как лань стряпала и ученикам обед предлагала;

Препоясалась силою и прошила сорок свитков Торы,
Успевала стряпать для всех, хозяйства ее крепки опоры;

По доброте своей украшала невест и с честью под хупу приводила,
Милосердно омывала мертвых и одеяния для них шила;

Руки ее одежду учеников и рваные книги сшивали,
Увы! Плоды трудов ее толпе зевак раздавали!

Протягивала руку бедному, детей и мужа кормила,
Волю Творца с готовностью изо дня в день вершила;

Свеча ее не гасла ночами, ибо делала она фитили,
Распевая псалмы, чтобы их в синагогах и домах ученья зажгли;

Напевала субботние песни, молитвы и покаянные моления.
Простирала руки в молитве за души, ждущие избавления;

Произносила «Состав воскурений»10, а также «Десять речений»11,
В разных городах обучала женщин, искусниц песнопений;

Молитвы вечером и утром в должном порядке совершала,
Поход в синагогу рано начинала и поздно завершала;

В Судный день стояла и гимны пела при свечах,
Почитала Субботы, праздники и несущих Тору на плечах.

А теперь поведаю историю дочери старшей Белет,
Что скромна был как невеста в свои тринадцать лет;

У матери научилась молиться и субботние песни петь,
Стыдлива, благочестива, умна – любо было посмотреть;

Делами – матери своей подобна была юная девица,
Стелила мне постель и разувала, когда шел я спать ложиться;

В домашнем хозяйстве проворна была и правду говорила,
Творцу служила, пряла, вышивала и одежду шила;

Боялась Создателя своего и любила Его безупречно,
С охотой училась у меня словам Мудрости вечной;

Убили ее с матерью кислева двадцать второго дня.
Когда сидел я за своим столом, спокойствие храня,

Ворвались двое мерзавцев и на моих глазах их убили,
Ранили меня, сына и ученика, что со мною были.

Про младшую дочь поведу я теперь свой рассказ:
Первый отрывок Шма читала она каждый раз;

Всего шесть лет ей было, а уже пряла и шила,
Вышивала узоры, да песнями своими меня веселила;

Горе мне, ибо потерял я любимых дочерей и жену!
Оплачу беду, что постигла меня за мою вину!

Горе мне, бедствиями измучен я, устал страдать!
Ни наследство, ни мудрость некому теперь передать!

Горе мне, что отвечу Творцу? Ведь за мои грехи убиты!
Суд Его справедлив! Их стоны не будут забыты!

Невинная кровь их к Нему взывает, и Он отомстит!
Они удостоятся жизни вечной, узревший месть Его – задрожит!

Да сжалится Он над оставшимися в живых сынами Своими,
Дабы творили волю Освятившего их заповедями и Именем!

Премудрый Господь каждому воздает по делам его,
Непоколебимый Оплот, Надежная Опора Творения Своего!

Благословен Он во веки веков, ибо на кого еще уповать?
Благословен Господь, изливающий вечно Свою благодать!

Доколе еще, неужели не искупил я своей вины?
Умерли все любимые дочери и дорогие мои сыны;

Горе мне! Лишился я благочестивой супруги,
Горе мне! Где все мои сыны, где дочери-подруги?

Приговорил меня к наказанию сему неподкупный Судия,
Справедлив Господь, расплачиваюсь за собственные прегрешения я!

Буду хвалебные гимны петь Тебе, Благословенный,
Преклоню пред Тобой колени я, сломленный и смиренный.

(Из: А. М. Аберман, Книга гонений в Германии и Франции (ивр.), издательство Таршиш с участием Института рава Кука, Иерусалим, 1950, сс. 161–167)

Вопрос 12
Каким представляется рабби Эльазар из Вормса в приведенных выше фрагментах? Как рабби Эльазар относится к своей семье и к своему Богу в связи со всем, что с ним стряслось? ❑

Иллюстрация 7

Страница из «Книги памяти» – «Йизкор»(поминальная молитва) о еврейских общинах, уничтоженных во время гонений 1348 –1349 годов. Книга хранится вКобленце(Рейнланд).

Для рабби Эльазара гонения времен крестовых походов были не литературным сюжетом, а тяжким жизненным опытом. Крестоносцы убили его жену и двух дочерей и ранили его сына, который, по-видимому, впоследствии умер от полученных ранений. Сам рабби Эльазар тоже был ранен. Его пийуты проникнуты глубоким чувством одиночества и сиротства; в них находит выражение страдание, которое испытывало все германское еврейство в тот период.

Иллюстрация 8

Первое издание Книги Разиэля – титульный лист. Книга пользуется большой популярностью, часто переиздается и в наши дни. Возможно, сделанное в начале книги заявление, что владельцу этой книги не страшны ни пожар, ни бесы, способствовало ее широкому распространению. Амстердам, 5461 (1601). Коллекция Гершома Шолема, Национальная и Университетская Библиотека, Иерусалим.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.