Архитектурная революция закончилась в Пантеоне (125). — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектурная революция закончилась в Пантеоне (125).

2018-01-05 263
Архитектурная революция закончилась в Пантеоне (125). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

21. Термы римлян.


Общественные складываются окончательно к 1в до н.э., утверждается состав помещений: апогитерий (раздевалка), фригитарий (холодный), типидарий (теплый), кольдарий (горячий). Добавляется палестра, открытый двор, обнесенный портиками. Типология возникла и возможна только при использовании римского бетона и его возможностей. Главное – организация внутреннего пространства. Стабианские термы: 2в, реконструированы в 1. Деление на мужские и женские термы (не соблюдалось). Нет регулярного плана. По фасаду таберны с цирюльнями, лавками. Есть последовательность мытья: апогитерий, типидарий, кольдарий, фригитарий. Апогитерий: достаточно примитивен, но структура пространства и стены уже есть. Стены из бетона, цилиндрический свод со сложной кессонной декорацией, покрыта стуком и есть скульптурная декорация (свод бетонный, но облегченный). В стене – ниши-шкафчики, ритмичность композиции, облегчение конструкции. Кольдарий – цилиндрический свод, завершается полукруглой экседрой (напоминает 1нефную базилику).

Термы Агриппы –продолжение республиканских, но другие идеи. Правильный регулярный план, симметричное построение, большая логика в расположении внутренних помещения (от фригидария до кольдария). Центрический план, перекрытый куполом. Термы Нерона рядом с термами Агриппы (Марсово поле). Либо при Нероне, Северы декорировали, либо при Северах. Огромный ансамбль, обнесен стеной. Все «помывочные» по логике развития процесса, кольдарий получает центрический план, прикрывается куполом. Фригидарий –вытянутый прямоугольник с крестовыми сводами, опирающимися на столбы, декорированные колоннами. Термы Тита,80г (севернее Колизея). Выделяется главный объем, большие зоны открытых дворов. Два кольдария, перекрыты крестовыми сводами.

Термы Траяна, 109. Где Золотой дом. Обалденно огромные термы, раза в 3 больше терм Тита. Центральная экседра, с другой стороны две боковые. Четкая последовательность помещений (апогитарий, типидарий, фригидарий, кольдарий –завершается полукруглым залом с экседрой). Северы строят много терм: реставрация Нероновских, строительство Северовских, термы Каракалла (на окраине), термы Александра Севера.

Термы Каракалла, 216, достроены при Александре 235. Ориентация, сложные прихотливые планы ансамбля. Продолжение традиции терм Траяна. По главному фасаду есть таберны, много криволинейных планов, есть экседры. Туда включается даже маленький стадион. Окончательно оформляется форма кольдария – центрическое сооружение. Вся стена из вплавленного каркаса. Чередуются ниши разного рисунка (прямоугольные, полукруглые). Экседры не глубокие (плоское понимание стены). Стена приобретает огромное проемы, начинает быть проницаемой (перестает быть оболочкой), внутреннее пространство получает много источников света. Благодаря разгрузочным аркам один проем может находиться над другим. Апогитерий – прямоугольный, с двух сторон два помещения, перекрытые полуциркульными сводами. Из апогитерия попадаем в палестру, по периметру она обнесена портиком, на который опираются цилиндрические своды. Опять стена состоит из набора ниш, в центре полукруглая. Была мраморная декорация, все было очень пышно, но почти все украли. Мозаика на полу цветная. Ниша на длинной стене (полукруглая) организует движение в сторону кольдария (горизонтальная ось). Фригидарий – вытянутый прямоугольник, перекрывают три крестовых свода, конструкция – выраженная идея каркаса (крестовые своды опираются на мощные пилоны), визуально казалось, что своды опираются на свободно стоящие колонны с раскрепованым антаблементом. Термальные окна – полукруглые (как люкарны), разделены на три прямоугольных окна. По четырем углам фригидария расположены маленькие бассейны (то есть все пространство приобретает форму некого креста). Входная стена – арка проема, две разгрузочные арки, плюс боковые разгрузочные, на верху термальное окно. Из фригидария смотрим на бассейн. Оттуда мы попадаем в кольдарий (опирается на идею Пантеона), перекрыт куполом. Между куполом и основанием, на который он опирается, появляются окна (меняется отношение, в Пантеона главное масса, здесь купол становится более легким, теряет свою тектоничность). Капитель – символ силы (сочетается опора и тяжесть), в термах в капитель ввели фигуру Геракла (тоже тема силы). По плану кольдарий восходит к Пантеону, но более дробный, больше ниш, они не прикрыты ордером. При раскопках найдено много произведений (скульптурная группа Фарнезского быка). Наружная архитектура терм отличалась сравнительнойпростотой. Главное здание оштукатурено (где-тонашли мозаику).

Остия: нижние – термы Нептуна, н2в; наверху термы сер 2в. Ориентируются на архитектуру республиканских терм, нет симметричности и масштаба, на полу мозаика Нептуна, едущего на колеснице. Термы при форуме: фригидарий перекрыт крестовыми сводами, есть повтор терм Нептуна, но не полностью, а отдельных элементов или помещений.

Термы Диоклетиана на Квиринальском холме. Ориентация по сторонам света, много криволинейный решений (термы Каракалла и Траяна), экседры полукруглые и прямоугольные. На месте одной из экседр сейчас площадь Республики, то есть масштабы терм были гигантскими. Увеличивается размер ниш, оконных проемов, дематериализация стены. По сути, это готический каркас, остальное –огромные окна. Кольдарий терм не сохранился, только задняя ниша. Но он отказывается от привычной системы Каракалла. Крестовые своды, термальные окна.

22. Архитектура римских гробниц.

 

Этрусская традиция: тумулусы – курганы срасположенными под насыпным холмом погребальными камерами и

дромосом, сложены из каменных блоков. Перекрыты ложным сводом/куполом. Еще были скальные (высечены –некрополь Бандитачча).

Связаны всегда с темой памяти, город мертвых предварял город живых. Надгробия сопровождались надписями; разнообразны, но всегда 1) апеллируют к путнику (контакт). 2) указаны все должности, звания умершего (помимо имени). Суровый староримский стиль, характерный для скульптурных портретов, долго там не удержался (элита постепенно сориентировалась на другие вкусы), но этот стиль «перекочевал» в надгробия. Лицо как топографическая карта жизненного пути. Надгробие с Виа Статилия –желание подчеркнуть в изображении супружеской пары, моменты, объединяющие их. Здесь показываются социальные моменты (социальное значение семьи), а не любовные узы. Проработка формы не тщательна, тяготеет к ясным, простым жестам, суровость, строгость –итог жизненного пути. Надгробие Вибиев –мужская и женская фигуры, подобны живым людям (старые), между ними мальчик –показан как скульптурный портрет (бюст). Изображение мальчика говорит о том, что к моменту заказа надгробия, сын был уже мертв –разные временные и качественные составляющие образа. Античное надгробие «ретроспективное» -образ человека показывает всю жизнь, изображение апеллирует к живым как образ подражания, назидания. Надгробие Рапириев – те же принципы, но грубее (чем Вибиев). Погребальная стела из Равенны – надгробная стела, принадлежавшая фамилии, занимающейся постройкой кораблей. Показана история рода, есть изображение профессии, сначала сделана одна часть, потом приделана другая.

Мавзолей Августа на Марсовом поле. Рядом с Тибром и Виа Фламина. Полное название –тумулис семьи Юлиев. За образец этрусский тумулус. Внешне он такой, по сути тумулусом не является. Сложный каркас –с центре бетонное основание (столб), к которому примыкают субструкции, составленные из сводов и арок (постепенно они уменьшаются к верху –пирамидальный принцип). Вход отмечен небольшим портиком, только с одной стороны. По одной из реконструкций, он был наверху засажен деревьями. Один из ранних памятников, который декорирован опусом ретикулатум. Мавзолей Адриана (Замок Св. Ангела), напротив мавзолея Августа (через Тибр). Есть идея преемственности власти. Мавзолей Августа с Марсовым полем связан с мост Элья (освящен в 134). В 135-140 – строительство мавзолей Адриана. Центрическая композиция, но с осевой композицией и фасадной ориентацией. Параллелепипед в основании, дальше цилиндр, потом храм. Есть натуральные посадки, идея восходит к тумулусам и напрямую перекликается с мавзолеем. Мавзолей Елены (мать Константина). Центрическая постройка, идеи тумулусов, императорских мавзолеев.

Мавзолей Констанции. Осевая композиция, есть ниши (украшают цоколи), только несколько ниш во всю высоту. Портик есть и внутри, состоит из сдвоенных колонн, на которые опираются арочки (движение по периметру), также так на арочки опирается цилиндрический свод. Центрическая постройка. Колонны спарены и стоят друг за другом, благодаря чему при определенной точке зрения кажется, что там по одной колонне.

Во время империи в частных гробницах по-прежнему господствует обращение к тумулусам (гробница Горациев и Куриациев). К концу республики нарастает индивидуальность, это уже не общественный человек, а индивид. Гробницы становятся помпезными, главное –прославление человека. В Риме был закон о неприкосновенности гробниц. Увеличивается по вертикали; увеличивается надземная часть. Гробница Цецилии Метеллы, 30г до н.э. (жена Марка Красса, сына Красса, цезарианца). На Виа Аппия, на одном из высотных мест. Объем и масса, имеющие четкую структуру: параллелепипед, цилиндр, конус. В бетон вставлены блоки травертина, бетон и фасад облицованы травертином. Написано: Целилии Метеллы, дочери Кратика, жене Красса (прославляет еще ее отца и мужа). В декорации фестоны и другие знаки триумфа. Имеет внутреннее пространство. Внутри конус. Гробница Булочника Ирисака (ваи Пренестина, виа Лабикана, рядом порто Маджоре). Трансформация тумулуса, неправильная форма (тк на перекрестке).Уже не ордерная декорация, а какие то тондовые круглые щиты (дырки) (форма печи или чана), повествуют о разных этапах приготовления хлеба. Это рассказ о повседневной жизни. Важна тема повествования, которая может подняться до героической или божественной. Опять есть принцип дискретности: последовательный рассказ с выделением ключевых элементов. Гробница всегда направлена на будущее, на память и славу потомков. Архитектурная декорация является продолжением рельефной, в самом начале раб кладет хлеб в жерло печи, оно почти круглое и темное и потом вот эти круги, как бы много жерлов, повторяются при декорации всей гробницы. Гробница Гая Цестия,18-12г до н.э. Отсылает нас к египетской теме. Вид пирамиды, нерасчлененный массив, фланкируется колонами с 4х сторон (они чуть отступаю). Контраст и внутреннее драматическое развитие.

Еще строили колумбарии –для урн с прахом (обычно под землей). Особенно распространились в 1в, когда и частные дома вытесняют дома-инсулы.

23. Жилая архитектура эпохи Империи.

Изменения касаются атриумно-перистильного дома. Меняются материалы, строятся в технике римского бетона. Из-за социального расслоения появляется развитой средний класс, помимо знати и плебса. Переориентация на загородную виллу. Уменьшение роли и значения атрия, вся функция сосредотачивается вокруг перистиля, атрий становится парадной прихожей, теряет свое архитектурное значение, теряется осевая композиция, он меньше, может быть в стороне. Наиболее популярные – коринфский атрий (уподобляется перистилю). Ко 2в атрий исчезает. Геркуранум: дом мозаичного атрия и дом олений (62-79г н.э.). Оба на границе города, ориентированы на морское побережье (пейзажная ориентация). Дом мозаичного атрия. Нарушается логика осевой композиции, вестибюль находится сбоку. Разные оси: вестибюль, атрий, таблинум. Вторая ось: перистиль, триклиний, маленький портик и морской вид. В перестильном дворе бетон, перистиль выделяется. В конце двора огромный триклиний и вид на море, то, ради чего строится весь дом. Дом Лареи Тибуртино в Помпеях. Террасный дом, осевая композиция вокруг перистиля. Дом Веттиев. Небольшой вестибюль, тосканский атрий, нет таблинума, потом переход в перистильный двор (то есть атрий становится как бы большим вестибюлем).

Дом Фортуны Ананарии в Остии и Дом Купидона и Психеи. Атрий полностью отсутствует. Через вестибюль сразу попадаем в перистиль, он становится главный украшением, сосредоточение всей жизни. Здесь арка опирается на колонну – восточная традиция, так как у Рима арка опирается на столб. Эта колонна состоит из 4х пилястр, более сложное решение; виден контраст между тяжелым верхом и легким низом. Триклиний украшен Нимфеем (вода, пластика стены). В доме Купидона и Психеи вообще нет атрия. В маленькой кубиколе статую Куподона и Психеи.

Инсула – многоэтажный жилой дом. Новая типология, появилась в конце республики, распространилась в Империи. За основу берется таберна. Параллелепипед, 7-8этажей, центральная власть проводила ограничение этажей, но его не соблюдали. Внутри деревянные перегородки, они горели (власть ограничивала использование дерева). Подрядчики воровали, в бетон подмешивали много песка, поэтому они часто разрушались. В нижнем этаже ряды таберн, вверху жилые помещения. Вводится система внутреннего двора для дополнительного освящения. Отдельные ярусы выделяются карнизом. Инсула около Капитолийского холма – идея единой бетонной массы. Четко делятся по социальному принципу (для более богатых и для бедняков). Дом в саду в Остии при Траяне, для более богатых. Таберны ориентированы и во внешний мир и во внутренний двор, инсулы трех этажные, большие многоквартирные, многокомнатные помещения, продумана композиция каждой из квартир. Большие окна, не нужен внутренний двор, так как дом неширокий. Инсула Дианы, Остия, более скромный. Выходит на боковой фасад Капитолийского храма. Выделяются вертикальные оси, завершает карниз. Обязательно укрепление угла. Возникает замкнутый отгороженный архитектурный объем. Здесь есть внутренний двор, так как комнаты меньше, их больше, они ориентированы как на внешнюю сторону, так и на внутренний двор. Источник огня выносился во внутренний открытый двор, для снижения угрозы пожара. На первом этаже могли быть таберны; могла полностью состоять из квартир или по периметру окружалась портиками (не подает из окон, для 2эт –терраса). Инсула на ул. Джулио Романо, Рим, 2в. 5-6эт (сохранилось 4), кирпичные стены, бетонные своды, длинный общий коридор, туда выходят квартиры (коридор и 3комн). На 3эт внешний коридор (балкон на консолях).

Виллы: изменяется типология, идеи остаются. Вилла рустика (1) существеует, но несколько усложняется композиция. Вилла Франколизе в Сан роке. Вилла рустика разделяется на две части: хозяйственный дворы в стороны, дальше дорога, потом уже вилла (господский дом). Вилла на платформе (Мистерий) трансформируется в сторону виллы маритима (2). Вилла Тиберия на Капри (вилла Юпитера). Огромный ансамбль на вершине холма, весь сделан на субструкциях (а не следует за природой). Он страдал манией преследования, поэтому все комнаты сделаны так, чтобы изолировать царские покои от придворных и от стражи. Центр, по сути, функциональная постройка, в ансамбль включаются термы, есть помещение стражи, на верху тронный зал с экседрой и в то же время, видовая площадка. Есть огромный протяженный портик для прогулок, там были комнаты для еды переодеваний, прогулок. Вилла террасная (2.1). Вилла «Грот Катулла», 2в. Катулл отношения к ней не имеет, на берегу Гардского озера. Огромная терраса на субструкциях из монолитного бетона. Внутренний двор имеет функциональное назначение. Регулярный, четкий, симметричный характер. Вилла в заливе Валькотена на Брионских островах. Здесь возникает пейзажный тип виллы (2.2). С одной стороны вписана в рельеф, с другой нарушает и достраивает. Виды имеют архитектурное оформление. Неправильная по плану, может легко развиваться, не симметричная, состоит из маленьких помещений, расположенных вдоль побережья залива (иногда смотрит сама на себя). Еще один тип виллы (третий). Вилла с двух башенным фасадом (3) (лоджия связывает две башни), возникает во 2в. Вилла Сета Бассы на Виа Латина в Риме, 140-160г в несколько приемов. Главный корпус и парк, потом другие объемы и термы, потом двух башенные фасады. Большая отгороженность от окружающего ландшафта, но есть лоджии (архитектурно оформленная видовая точка). Обилие такой типологии на территории всей империи обеспечило ее сохранение (местами латентное) до 15 века, где она пережила трансформацию и оказала влияние на виллы нового времени. В Галлии возникает П-образный план, две башни и лоджии как начало (въезд) в виллу рустика. Вилла Диоклетиана в Сплите.

24. Архитектура Италии в эпоху Империи.

 

Жилая: изменения атриумно-перистильного дома (материалы –бетон; схема –исчезает атрий). Атрий становится парадной прихожей, теряется осевая композиция, он меньше, может быть в стороне. Наиболее популярные – коринфский атрий (уподобляется перистилю). Ко 2в атрий исчезает. Геркуранум: дом мозаичного атрия и дом олений (62-79г н.э.). Оба на границе, ориентированы на побережье (пейзажная ориентация). Дом мозаичного атрия. Нарушается логика, вестибюль сбоку. 1 оси: вестибюль, атрий, таблинум. 2 ось: перистиль, триклиний, маленький портик и морской вид. В перестильном дворе бетон, перистиль выделяется. В конце двора огромный триклиний и вид на море. Дом Веттиев. Небольшой вестибюль, тосканский атрий, нет таблинума, дальше перистильный двор (атрий становится вестибюлем). Дом Фортуны Ананарии в Остии и Дом Купидона и Психеи. Атрий полностью отсутствует.

Инсула –за основу таберна. Параллелепипед, 7-8этажей, в нижнем этаже ряды таберн, вверху жилые помещения. Вводится система внутреннего двора для дополнительного освящения. Отдельные ярусы выделяются карнизом. Четко делятся по социальному принципу (для более богатых и для бедняков). Дом в саду в Остии при Траяне, для богатых. Таберны ориентированы и во внешний мир и во внутренний двор, инсулы трех этажные, большие многоквартирные, многокомнатные помещения, продумана композиция каждой из квартир. Большие окна, не нужен внутренний двор, так как дом неширокий. Инсула Дианы, Остия, более скромный. Выделяются вертикальные оси, завершает карниз. Обязательно укрепление угла. Возникает замкнутый отгороженный архитектурный объем. Здесь есть внутренний двор, так как комнаты меньше, их больше, они ориентированы как на внешнюю сторону, так и на внутренний двор. Источник огня выносился во внутренний открытый двор, для снижения угрозы пожара. На первом этаже могли быть таберны; могла полностью состоять из квартир или по периметру окружалась портиками (не подает из окон, для 2эт –терраса).

Виллы: изменяется типология, идеи остаются. Вилла рустика (1) существеует, но несколько усложняется композиция. Вилла Франколизе в Сан роке. Вилла рустика разделяется на две части: хозяйственный дворы в стороны, дальше дорога, потом уже вилла (господский дом). Вилла на платформе (Мистерий) трансформируется в сторону виллы маритима (2). Вилла Тиберия на Капри (вилла Юпитера). Огромный ансамбль на вершине холма, на субструкциях (не следует за природой). Манией преследования –все комнаты изолируют царские покои от придворных и от стражи. Центр, по сути, функциональная постройка, в ансамбль включаются термы, есть помещение стражи, на верху тронный зал с экседрой и в то же время, видовая площадка. Есть огромный протяженный портик для прогулок, там были комнаты для еды переодеваний, прогулок. Вилла террасная (2.1). Вилла «Грот Катулла», 2в. Катулл отношения к ней не имеет, на берегу Гардского озера. Огромная терраса на субструкциях из монолитного бетона. Внутренний двор имеет функциональное назначение. Регулярный, четкий, симметричный характер. Вилла в заливе Валькотена на Брионских островах. Здесь возникает пейзажный тип виллы (2.2). С одной стороны вписана в рельеф, с другой нарушает и достраивает. Виды имеют архитектурное оформление. Неправильная по плану, может легко развиваться, не симметричная, состоит из маленьких помещений, расположенных вдоль побережья залива (иногда смотрит сама на себя). Еще один тип виллы (третий). Вилла с двух башенным фасадом (3) (лоджия связывает две башни), возникает во 2в. Вилла Диоклетиана в Сплите,к3в.

Архитектура: память о галлах (кельтах – пониманием городских ворот). Опора на республиканскую архитектуру. Город Аугусто Претория, основан в 24г до н.э. 4 главных ворот. Выделение кардо и докуманума, регулярная планировка. Ворота имеют башню на внешней и внутренней стороне, вход через 1 или 3 проема, внутри ворот небольшой двор – фортификация восходит к кельтам, декорация к Риму. Кроме функции ворот сверху «фриз». Ворота в Турине, сер 1в н.э. Типология сохраняется, но оформление фасада более пышное, увеличивается количество ярусов. Порто деи Лионе (ворота Львов) в Лионе. Видна характерная эволюция, сначала было скромно, в н2в все очень пышно. Форумы в провинции исполняют торговую функцию. Форум города Велия (север), завершен при Августе. Прямоугольная площадь, обнесена портиками, в них выходят таберны, базилика перпендикулярна. Между площадью форума и храмом может идти дорога (более сложная планировка). Форум Брешия, при Флавиях обносится портиком, храм на большой террасе, декорирована. Целла храма поперек, фронтон с длинной стороны, мраморная декорация. Амфитеатр Вероны 1в н.э. грандиозный, три яруса на фасаде, конструкция сохраняется (как у Колизея). Облегчение, здесь пилястры, сделан из блоков камня (суровая архитектура). В провинциях обилие триумфальных арок. От Аримина (Римини) до Рима Август реконструировал Виа Фламиния. И там и там строит две триумфальные арка. В Римини она построена в 27г до н.э. здесь триумфальная арка включена в городские стена, она не свободна. Небольшая глубина, плоскостный характер. В пазухах тондовые композиции – обереги с изображением богов. Завершается фронтоном, а не аттиком. Декорация плоскостная, ордер наложен, внутри нет кессонов. Арка в Сузах, около 8г н.э. В честь взятия Галлии. Свободна, аттиковая зона, пилоны. Сочетается большое и малый ордер (проход). Порт Анкона, в конце мола поставлена триумфальная арка Траяна, 117г. сознательно увеличены все вертикальные детали. Высокий цоколь, подводит лестница, на фасаде на пилонах спаренные колонны, пышная мраморная декорация, наолженные фистоны из бронзы. Мавзолей в Капие, при Флавиях, 2п 1в. сложный план, трансформация идеи тумулуса, объем представляет из себя живую пластичную массу.

25. Архитектура Остии.

 

Три периода в развитии – период Августа, Траяна, Антонинов (наиболее значительные во время Империи). Главный торговый порт, раньше был в устье реки. Еще Цезарь задумал построить искусственную гавань в Остии, но устроена при Клавдии. Траян увеличил сооружения гавани (Порто Августо/Траяни). Колумбарии –хранилище урн с прахом (опус ретикулатум –туфовую пирамидку вгоняют в бетон) – перед входом в город гробницы. В провинции дольше, чем в столице сохраняются республиканские традиции. Масштаб архитектуры меньше, чем в Риме. Порта Романа – ворота, выделяются богатой скульптурной и архитектурной декорацией. Основные магистрали выделяются портиками (кардо и декуманум). Храм господствует на площади, на пересечении кардо с декуманумом, посвящен капитолийской триаде. На докумануме построен театр, ближе к центру, к форуму.

Театр, ок 12г н.э., Агриппа, расширен в к2в во времена правления Коммода и Септимия Севера. Архитекторы ориентируется на республиканские формы, декор из травертина, по типологии театр полностью римский (но стилевое решение и внешнее оформление ориентируется на республиканские формы). Театрон ориентируется на декуманум. Места для зрителей располагаются на субструкциях, монолитный бетон.

Площадь корпораций. По периметру здания больших торговых компаний. Эта площадь располагалась за театром, вписывалась в общую симметрию. Там храм восточной богини Тибеллы, выполнен в традиционном римском оформлении. Перед каждой таберной располагалась мозаика, которая говорила о том, чем занимается та или иная компания.

Торговые склады Гортензия, 30-40г традиционный прямоугольный план, но в углу есть святилище.

Торговые склады Эпогатина, таберны по периметру и по фасаду, прямоугольный план, но меняется декорация, сер 2в; декор из заранее обожженной вырезанной плинфы; архитектура входа – арка, которую обрамляет ордерное решение. Монолитный бетон с вплавленным каркасом.

Казармы пожарных, вытянутый прямоугольник, перистильный двор, таберны по периметру.

На форуме храм, базилика, вынесенная за главную ось, термы.

Капитолийский храм – высокий подиум, отнесенная целла, богатая скульптурная декорация, осевая композиция. Стена целлы – система ниш. Напротив храм Ромы и Августа.

Термы: нижние – Нептуна, н2в; наверху термы сер 2в.ориентируются на архитектуру республиканских терм, нет симметричности и масштаба. Термы Нептуна – на полу мозаика Нептуна, едущего на колеснице, ч/б, окружен дельфинами, тритонами и нереидами. Еще одно помещение украшено мозаикой Амфитриты на морском коньке в сопровождении Гименея и тритонов. В палестре показаны кулачные бои. Надпись говорит, что построили Адриан (117-138) и Антонин Пий (138-161).

Термы при форуме: есть повтор терм Нептуна, но не полностью, а отдельных элементов или помещений. 4 раздевалки, общественные уборные с мраморными сидениями. Между раздевалками фригидарий (перекрыт крестовыми сводами). Рядом с тепидарием — палестра, которая использовалась для занятий спортом.

Школа Траяна: большая прямоугольная площадь обнесенная портиком, внутри гигантская статуя Траяна.

Фонтан Лицерны, украшен портиком, сложное оформление.

Выходим из Остии через порто Марино (завершают докуманум на западе). Здесь появляются витые колонны. При выходе гробница Попликолы, развитие темы тумулусной гробницы, в оформлении темы перевозок, кораблей и так далее.

Жилые постройки. Дом Фортуны Ананарии. Через вестибюль сразу попадаем в атрий, он становится главный украшением, сосредоточение всей жизни. Здесь арка опирается на колонну – восточная традиция, так как у Рима арка опирается на столб. Эта колонна состоит из 4х пилястр, более сложное решение; виден контраст между тяжелым верхом и легким низом. Триклиний украшен Нимфеем (вода, пластика стены). В доме Купидона и Психеи вообще нет атрия. В маленькой кубиколе статую Куподона и Психеи. Инсулы –новая типология, появилась в конце республики. За основу берется таберна. Параллелепипед, 7-8этажей (здесь 3-4эт), центральная власть проводила ограничение этажей, но его не соблюдали. Внутри деревянные перегородки, они горели (власть ограничивала использование дерева). Подрядчики воровали, в бетон подмешивали много песка, поэтому они часто разрушались. В нижнем этаже ряды таберн, вверху жилые помещения. Вводится система внутреннего двора для дополнительного освящения. Отдельные ярусы выделяются карнизом. Дом в саду в Остии при Траяне, для более богатых. Таберны ориентированы и во внешний мир и во внутренний двор, инсулы трех этажные, большие многоквартирные, многокомнатные помещения, продумана композиция каждой из квартир. Большие окна, не нужен внутренний двор, так как дом неширокий. Инсула Дианы, к2в, более скромный. Облицованный бетон. Выходит на боковой фасад Капитолийского храма. Выделяются вертикальные оси, завершает карниз. Обязательно укрепление угла. Возникает замкнутый отгороженный архитектурный объем. Здесь есть внутренний двор, так как комнаты меньше, их больше, они ориентированы как на внешнюю сторону, так и на внутренний двор. Источник огня выносился во внутренний открытый двор, для снижения угрозы пожара.

26. Искусство эпохи Августа.

 

За образец берется искусство Греции 5-4в, холодная рассудочность, ясность, покой. Менее творческий характер. Искусство Августа политизировано.

Алтарь Мир, 15-9г до н.э., на Виа Лакра (продолжение Виа Фламиния), по Марсову полю (уже есть мавзолей Августа).

Дом на Исквилинском холме в Риме (Ватикан), сохранилась живописная декорация, посвящена первым шагам римского государства (пастух, мужчине подносят двух близнецов). Тема интересовала и частных лиц. Путешествия Одиссея (нападение листригонов, Аид, Церцея), наиболее драматичные сюжеты, в пейзажном окружении (смотрим сквозь а/д ->пейзажная деклорация), пейзаж трактуется через человеческие эмоции.

Портреты Августовского периода: изображения римлян входят в общественные памятники (выходят за пределы частного употребления). Изображение отдельного человека носит общественный характер. Обращение к греческим традициям – идеализируются образы. Стилевая, формальная, типологическая стилизация (за образцы герои, победители). Композиции понятные, симметричные, спокойные, лица узнаваемые, но обобщенные и идеальные. Продолжается идея передачи внешнего сходства, но меняются акценты и понимание портрета. Республика – портреты четкие, застылые, суровые. Сейчас появляется взгляд в бок, в сторону, наклон головы, возникает физическое изображение, которое есть выражение движения души (есть эмоции, внутренний мир). Формируются типологии императорского портрета.

Статуя Августа в тоге, Национальный музей Рима, мрамор, 1в (тогатус – человек, одетый в тогу). Тога одета на голову, то есть он совершает жертвоприношение. Обращается к старой иконографии – тогатус, пластичность, ритмика складок указывают на греческие образцы. Фигура и голова делаются отдельно, голова вставляется в портрет, они обладают разной стилевой характеристикой. Холодная рассудочность

Император-воин, Ватикан, статуя Августа из виллы Ливии в Прима-Порте, копия грандиозной бронзовой статуи. На частной вилле правителей есть изображение Августа как общественного монумента. Стояла в нише – рассчитана на фасадную точку зрения. Рука типа в жесте Аве – ориентация на привычную римскую типологию такой статуи. На республиканскую иконографию накладывается новая идея имперской власти. Есть хиазм, подражание общеизвестной ситуации греческой пластики (подобен Дорифору). Для греков важна обнаженность (несет смысл славы и величия), римляне меняют ситуацию. Римлянин герой, когда он одет в кирасу, военные доспехи (одежды). Совмещаются важные моменты для Августовского классицизма. Доскональность римского искусства – есть кираса, на которой рельеф. При Крассе римляне проиграли и потеряли свои значки легионов. На доспехах изображено событие, когда Парфяне пришли с посольством к Августу, сказали, что они не имея с Римом никаких военных действий, просто проникнувшись величием Августа, возвращают Риму значки легионов. У ноги Амур на дельфине – атрибут Венеры.

Август в виде Юпитера из Кум, Эрмитаж. До пределов доведен идеал, холодный, пример идеального августовского классицизма. Рафинированный, тонкий классицизм. Сидит, полуобнажен, идея хиазма (левая нога и правая нога выдвинуты), в правой руке держава, на ней Ника, в левой –скипетр.

Был еще и четвертый тип – конный памятник. Та же система важна и для бюстов.

Возрастает роль женщины. Масса женских портретов. В мужских портретах продолжали идею императора, в женских, портретов императрицы.

Портрет Ливии, Эрмитаж, сохраняются республиканская сочность. Мрамор, молодой тип. На голове лавровый венок (у лба расходится). Портрет Ливии из Лувра, зрелый тип, базальт. Отвлеченность. Портрет Ливии из Национального музея Рима, мрамор, зрелый тип, глаза навыкате, на голове какой-то начес.

На ряду с классицизирующей составляющей, есть сохранение республиканских приемов и черт, но большая детализированность. Портрет жреца богини Исиды из Тибура, Римский Национальный. Перечисление всех черт, но есть и пластическая наполненность. Камея Августа из Вены, итог развития августовского искусства. Регистровая композиция, снизу римские воины воздвигают трофей (историческая тема триумфа и победы); в верху сидит император Август, он сидит среди богов, на него возлагают лавровый венок.

В живописи имеем дело с провинциальными памятниками и римскими, связанными с императорской семьей. Дом Ливии на Палатине, декорация таблинума –показательный 2й стиль, разработанная архитектурная декорация не вымышлена, а реальна; а/д совмещается с панно (разрывают стену, не картина, а реальный вид за окном). Копия Никея «Ио, Гермес, Аргос», иллюзионизм, а/д реальные масштабы; напротив триумф Галатеи.

Дом на правом берегу Тибра (на месте виллы Фарнезино), 30-35г, Марка Аргиппы, художник Селевк (грек), граница между 2м и 3м (15-62г н.э.) стилем. Архитектура начинает терять реалистический характер. 3й стиль: торжество плоскости стены, архитектура не реалистична, нарушены законы тектоники, декорация отрицает проломы в стене, усиливаются пространственные и иллюзионистические приемы. В «окошечке» воспитание младенца Диониса, «оконный проем» оформляется ордерным портиком с цоколем. Консоль держит мраморную картину (живописную картину на мраморе). Это помещение имело цилиндрически своды. На сводах развитая стуковая декорация. Умение и желание разбить композицию на отдельные сегменты, сцены обычно пейзажные, туда могут включаться мифологические персонажи, много тем, связанных с Египтом и востоком. Во второй спальне меняется колорит, больше элементов 3го стиля. В убранстве спальни эротические сюжеты. Возникает тема фестонов, но более декоративная. Есть нечто вроде фантастического пейзажа, но черный фон (игра, прихотливость, сложность). В коридоре стада, пастухи, театральные маски, статуи богов, гавани, корабли, море, портики и так далее. Культ разнообразия и вариативности.

Альдабрагинская свадьба (Ватикан) – уравновешенность в композиции, последовательность рассказа (августовский классицизм в живописи). Благодаря архитектурным формам, есть отдельные части фрески. Все более спокойно, ясно, естественно.

Вилла Ливии в Прима Порте. Прямоугольный вытянутый зал с одним входом на длинной стороне (подземное помещение, иппогей – подземный зал). Важны принципы иллюзионизма, ощущение, что мы в саду. Напротив входа декорация лавровой рощи, много моментов связывают декорацию с личной жизнью Августа, с его поступками, восприятием. Август построил виа Фламинию, вилла стоит на ней. Лавр – культ Аполлона, символ триумфа, спасение от молнии, связан с виллой и с ее здоровьем. Август боялся молний и солнечного света, боялся спать один, то есть подземное, затемненное помещение было его любимым. Август не любил больших помещений, виллы он любил скромные, украшал их рощами, а не статуями и картинами. Мы как бы находимся в беседки, то есть сначала на стене плетеная загородка с проемами (по осям), за первой оградой есть перспектива, а дальше мраморная ограда, по бокам она чуть отступает и там изображаются елочки, за оградой лавровая роща. Это изображение конкретной зелени. С одной стороны пиния (торцевая, находится в «экседре» мраморной стенки), напротив изображен дуб. Есть регулярная планировка в саду, деревья семантичны, декорация имеет прямое отношение к Августу. Декорация отражает личность заказчика. Наверху стуковая декорация.

Картины имеют разные жанры: мифологические (дом наказанного Амура в Помпеях), мифологическая тема лишается пафоса, подобна простой бытовой, помещается в великолепный пейзаж. Дом золотого браслета в Помпеях – садовая живопись. Портреты (девушка, пишущая письмо из Неаполитанского музея) – тондова композиция. Есть тип портрета на щите, на который помещается или живопись или скульптурная голова – идея прославления. Портрет воссоздает эмоцию человека, персонаж имеет изменчивый внутренний мир (а не прославление личности). Портрет Теренция Нео с женой, он был юристом, важен атрибут (свиток). Натюрморт, также носит сакральный смысл (так как часто изображен в ларарии, то есть является приношением ларам). Проходной дворец Нерона, есть гротески (термин используется, так как Нероновскую живопись находили в гротах, остатках Золотого дворца). Уход Патрокла в бой.

27. И


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.