Методика анализа учебной информации — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методика анализа учебной информации

2018-01-04 493
Методика анализа учебной информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель - овладение методами отбора и структурно-логического анали­за учебной информации.

Метод - моделирование структуры содержания учебного материала.

Методическое обеспечение: программа предмета, учебники и учеб­ные пособия.

Порядок выполнения заданий

1. Из программы предмета выбрать тему урока и выписать ее.

2. Проанализировать содержание темы и составить план изложения.

3. Используя два - три источника информации, составить полный конспект темы.

4. Подготовить таблицу для составления спецификации
учебных элементов и, используя составленный конспект темы, выписать все значимые понятия, которые содержит учебный материал.

5. Анализируя содержание учебного материала и программу, выпол­нить классификацию понятий. Для этого необходимо выделить опорные и новые понятия, определить уровень их усвоения.

6. Проанализировав вычлененные понятия, выбрать имеющие более высокий уровень обобщения (понятия-основания) и определить количество порядков в графе.

7. Подготовить бланк для графа: в верхней части листа наметить вер­шину первого понятия и через равные интервалы провести горизонтали по числу порядков. Пронумеровать их.

8. Построить граф, размещая вершины (понятия) на соответствующих порядках и оформляя связи (вычерчивая ребра). В ходе этой работы не исключена возможность корректировки оснований (порядков), которые были установлены ранее, и внесения в спецификацию дополнительных понятий.

9. Проверить полностью ли граф и спецификация охватывают содер­жание учебного материала, нет ли лишних понятий, следует ли разделять тему на несколько подтем.

10. По построенному графу содержания учебного материала выделить подсистемы учебного материала. Например: физический процесс, лежащий в основе действия технических устройств; конструкционные параметры изучаемого устройства; назначение устройства и т.д. Для трех – четырех выделенных подсистем построить структурно-логических схемы.

11. При необходимости перестроить структуру изложения материала в соответствии с графом и структурно-логическими схемами и составить
новый конспект учебного материала.

Примерные вопросы для защиты

1. В чем сущность структурно-логического анализа содержания учеб­ного материала?

2. Что дает преподавателю построение графа учебной информации?

3. Какие методические задачи может решить педагог, используя спецификацию?

4. Какие методические цели ставит педагог, выделяя опорные и новые понятия в учебной информации?

5. Что называется структурно-логической схемой учебного материа­ла? С какой целью она разрабатывается?

Конструирование форм предъявления учебной информации

Цель - формирование умений конструирования различных форм предъявления учебной информации.

Метод - моделирование локальных структур и форм учебного мате­риала.

Методическое обеспечение: учебники и учебные пособия по пред­мету, отчет по предыдущей работе.

Порядок выполнения заданий

1. Разработка опорного конспекта учебного материала.

1.1. Используя структурно-логический анализ учебного материала по
теме (проведен в предыдущей работе), выделить основные понятия, опре­деления, формулы.

1.2. Закодировать информацию, используя необходимые наглядные средства представления учебной информации, применяемые при составле­нии опорных конспектов.

1.3. Расположить закодированную информацию на листе в соответст­вии с логикой формирования понятий.

1.4. Представить опорный конспект в цвете, с учетом значимости по­нятий.

2. Разработка листов рабочей тетради.

2.1. Проанализировать учебный материал темы и выделить понятия, необходимые для представления на листах рабочей тетради.

2.2. Вычленить операции, позволяющие сформировать отобранные понятия.

2.3. Обосновать логику расположения заданий на листах рабочей тет­ради и разработать 4-5 листов по теме урока.

 

3. Разработка метаплан-техники

3.1. Проанализировать учебный материал темы и выделить понятия, необходимые для представления в метаплане.

3.2. Обосновать применение графических элементов метаплана для выбранных понятий.

3.3. Обосновать количество метапланов и разработать их.

4. Разработка дидактического многомерного инструмента

4.1. Выбрать вид каркаса для представления учебного материала

4.2. Обосновать необходимое количество координат, узлов на каждлй координате. Разработать вариант конструкта учебного материала.

Примерные вопросы для защиты

1. Дайте определение опорного конспекта.

2. Какую роль играет цвет в опорном конспекте?

3. Какие приемы кодирования информации применяются при разработке опорного конспекта?

4. В чем отличие листов рабочей тетради и опорных конспектов?

5. Какое представление алгоритма более наглядно: с помощью словесной формулировки или в виде блок-схемы?


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.