Сравнительный (рыночный) подход к оценке бизнеса — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сравнительный (рыночный) подход к оценке бизнеса

2018-01-04 164
Сравнительный (рыночный) подход к оценке бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теоретической основой сравнительного (рыночного) подхода к оценке предприятия является предположение о том, что стоимость предприятия возможно определить, используя сравнительный анализ цен на аналогич­ные предприятия при их продаже на данном сегменте рынка. Инвестор руководствуется принципом альтернативных инвестиций, согласно которому средства вкладываются в проект с наибольшей доходностью при одинако­вых объемах вложений и уровнях риска. Оценка рыночным подходом предполагает использование в качестве ориентира стоимости величин цен реальных сделок купли-продажи, сформированных рынком. Оценка осно­вана на предположении о том, что в сопоставимых компаниях соотношения между ценой продажи и финансовыми параметрами, влияющими на до­ходность, достаточно близки. Различают три метода оценки бизнеса в рам­ках использования сравнительного подхода: метод рынка капитала (метод компании-аналога); метод сделок; метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала (метод компании-аналога) основывается на ис­пользовании цен сделок с единичными акциями, сформированных откры­тым рынком. Базой для сравнения является цена акции акционерных об­ществ открытого типа, акции которых достаточно ликвидны. Метод при­меняется для оценки миноритарного пакета акций.

Опираясь на данные о стоимости активов, прибыли или денежного по­тока оцениваемого предприятия, его стоимость определяют по аналогии с соотношением этих показателей и цен на акции у сходных (принадлежа­щих к той же отрасли) предприятий.

На базе информации о сходных фирмах рассчитываются мультипликаторы (коэффициенты): «цена/чистая балансовая стоимость», «цена/чистая прибыль», «цена/денежный поток». Эти мультипликаторы представляют собой отношение цены акций сходных предприятий к чистой балансовой стоимости, прибыли или денежному потоку соответственно. При этом мультипликатор «цена/чистая прибыль» можно рассчитывать приме­нительно как к балансовой прибыли, так и к прибыли после налогообложения либо до налогообложения, но после уплаты процентов по кредитам.

Такие показатели могут рассчитываться как за период, так и по по­следним опубликованным показателям финансовых результатов деятельности компании-аналога.

Алгоритм метода рынка капитала сводится к следующему.

Формируется список компаний-аналогов (имеющих котируемые на фондовом рынке акции) с учетом отраслевой принадлежности, размера компании, структуры капитала, рынков сбыта и закупок, стадии жизнен­ного цикла предприятия, территориальной принадлежности и т.п.

Зарегистрированная (иногда говорят - наблюдаемая) на фондовом рынке стоимость ран одной акции компании-аналога умножается на коли­чество ее акций, находящихся в обращении Nобр, т.е. учитываемых фондо­вым рынком. Таким образом, получается рыночная стоимость Цан компа­нии-аналога:

Цан = ран × Nобр.

По компании-аналогу составляются ценовые мультипликаторы типа «цена/прибыль», «цена/прибыль до процентов и налогов», «цена/при­быль до налогов», «цена/чистая прибыль», «цена/денежный поток» «це­на/чистая балансовая стоимость», где «цена» - это рыночная стоимость компании-аналога, совпадающая с показателем Цан.

Вычисляется оценочная стоимость Цок оцениваемой компании, кото­рая представляется как произведение одного из полученных для компа­нии-аналога ценовых соотношений на соответствующую ему базу.

Идея данного метода сводится к тому, что, оценивая рыночную стои­мость предприятия, еще не подтвержденную рынком, стоимость оценива­ют по аналогии с рыночной стоимостью котируемых на фондовом рынке аналогичных предприятий, по которым выявились устойчивые соотноше­ния, характеризуемые мультипликаторами.

Если для оцениваемой компании не удается подобрать одного наилуч­шего аналога, то в целях повышения точности итоговой оценки рекомен­дуется работать с показателем «цена/прибыль» нескольких компаний-аналогов, внесенных в список на первом этапе. При большом количестве аналогов различия между каждым из них и оцениваемой компанией в определенной степени компенсируются.

Если не удается найти сведений о коэффициентах «цена/прибыль» компаний-аналогов, то предварительную оценку можно провести, исполь­зуя более часто встречающиеся в специализированных изданиях коэф­фициенты «цена/выручка».

Метод сделок предполагает использование информации об условиях сделок с контрольными или стопроцентными пакетами акций предприя­тий, сопоставимых с оцениваемым. Показатель стоимости, определенный с использованием метода сделок, отражает стоимость стопроцентного или контрольного пакета акций.

Этот метод аналогичен методу компании-аналога, но подразумевает расчет и использование мультипликаторов, которые рассчитаны по ценам акций в составе фактически продававшихся контрольных пакетов сход­ных фирм. В этом методе также может использоваться стоимость одной ак­ции компании-аналога, зафиксированная при продаже не контрольного, но настолько крупного пакета акций, что их приобретение дает возможность получения существенной доли контроля над компанией-аналогом.

Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики.

Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности являет­ся ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыноч­ные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям, с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты. При этом особое внимание уделяется: критериям отбора сходных пред­приятий; характеристике важнейших ценовых мультипликаторов и спе­цифике их использования в оценочной практике; основным этапам фор­мирования итоговой величины стоимости; выбору величин мультиплика­торов, взвешиванию промежуточных результатов, внесению поправок.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогич­ных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими со­поставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе расчетов.

Достоинством сравнительного подхода является реальное отра­жение спроса и предложения на данный объект инвестирования, посколь­ку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает реаль­ную ситуацию на рынке.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в про­шлом финансовые результаты. Поэтому метод не рассматривает перспективы развития предприятия. Во-вторых, использование сравни­тельного подхода возможно только при наличии доступной разносторон­ней финансовой информации как по оцениваемому предприятию, так и по большому числу предприятий, отобранных оценщиком в качестве анало­гов; получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является сложным процессом.

Таким образом, возможность применения рыночного подхода зави­сит от наличия активного рынка, поскольку подход предполагает использова­ние данных о фактически совершенных сделках - это первое условие. Второе условие - открытость рынка или доступность финансовой информации, не­обходимой оценщику. Третьим условием является наличие служб, накапли­вающих и обрабатывающих соответствующую финансовую информацию.

В сложившихся в России условиях сложно говорить о рынке ценных бумаг, удостоверяющих долю в собственности компании. Реально сущест­вуют котировки акций небольшого количества крупных предприятий-моно-полистов. Кроме того, информация по большинству сделок купли-про­дажи акций значительно искажена, сделки часто происходят в нерыноч­ных условиях - обусловлены нетипичными обстоятельствами, ликвид­ность акций большинства российских предприятий недостаточна, поэтому корректное применение сравнительного (рыночного) подхода сегодня в российской оценочной практике чаще всего ограничено.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.