Программированное и модульное обучение — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Программированное и модульное обучение

2018-01-04 806
Программированное и модульное обучение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программированное обучение – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил структурирования учебного материала и управления самостоятельной работой учащихся по его изучению с помощью программных педагогических средств (ППС).

Основные функции:

- управление с помощью ППС и ТСО учебной деятельностью;

- обучение навыкам самоконтроля; обучение навыкам работы с компьютером;

- составление обучающих и других программ для компьютера;

- развитие индивидуальных способностей.

Правила: 1) учебный материал структурируется с помощью ППС; 2) включение учащихся в учебную деятельность и побуждение к выполнению программированных заданий осуществляется за счет новизны форм работы и мотивационного обеспечения учебного процесса, заложенного при разработке ППС; 3) контроль и оценивание проводятся по результатам выполнения программированных заданий.

Программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное. Линейное - это такое программированное обучение, когда при неправильном выполнении задания (неправильно выбранные ответы), ученик должен повторить весь соответствующий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему.

При разветвленном (если задание не выполнено) ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страницы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу.

Преимущество программированного обучения состоит в наличии постоянной обратной связи. Программированное обучение также предполагает использование новых средств обучения: соответствующих учебных пособий, контролирующих и обучающих устройств, компьютеров и т. д. Его нельзя рассматривать только как метод, это сужает его функции, это - своеобразная обучающая система.

Главной особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала.

В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера и других технических средств и аудио-, видеотехники) ученику и получения обратной связи. То есть информации о ходе обучения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

Б. Скиннер сформулировал принципы программированного обучения:• подача информации небольшими дозами;

• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции предлагаемой информации;

• предъявление ответа для самоконтроля;

• дача указаний в зависимости от правильности ответа

На практике педагог может воспользоваться линейным или разветвленным построением образовательной программы. При выборе линейного построения программы учащиеся работают над всеми порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предполагает выбор учеником своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации.

Усвоение информации зависит от уровня подготовленности. В обоих случаях прямая и обратная связь учителя с учеником осуществляется с использованием специальных средств (программированных учебных пособий разного вида, компьютера). Достоинством данного вида обучения является получение полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы. В программированном обучении нет хлопот с вопросом соответствия темпа обучения индивидуальным возможностям ученика, поскольку каждый учащийся (студент) работает в удобном для него режиме. Другое преимущество состоит в экономии времени преподавателя на процесс передачи информации, а также в увеличении количества времени на постоянный контроль за процессом и результатом ее усвоения. Главным недостатком данного вида обучения является чрезмерная апелляция к памяти обучающихся.

Модульное обучение предполагает такую организацию процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины.

Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях. Второй информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Третий операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации.

Последний модуль, для проверки результатов усвоения новой учебной информации, может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.

 

 

Компетентностный подход

в социальном образовании

В современном профессиональном образовании в качестве общего определения результата (цели) образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивной составляющих выступает понятие «компетенция/компетентность».

В Кратком словаре иностранных слов приводятся следующие определения: 1. «Компетентный» (лат. competens – надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо;
2. «Компетенция» - круг полномочий какого-либо лица, учреждения; круг вопросов в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Компетентность в русском языке имеет собирательный, интегративный характер, выступает как характеристика личности, позволяющая ей решать, выносить суждения в определенной области.
Основой этого качества выступают знания, осведомленность, опыт социально-профессиональной деятельности человека.


Понятие «компетентность» включает

1) когнитивную
2) операциональную

Мотивационную,

Этическую,

5)социальную
6) поведенческую составляющие

В современном образовании осуществляется ориентация на развитие готовности и способности личности к эффективной жизнедеятельности в широком поле контекстов с высокими степенями свободы и принципами гуманизма.
Становится все более востребованным само жизнетворчество личности, которое наиболее адекватно характеризуется четырьмя фундаментальными целями образования: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться.

Усиление когнитивных и информационных начал в современном производстве «не покрывается» традиционным понятием профессиональной квалификации.
Квалификация означает преобладание рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях.

Традиционная квалификационная модель выпускника, как правило, увязывается с объектами, предметами труда.

Современное мышление базируется на стратегии повышения гибкости обученных индивидуумов в пользу расширения области их трудоустройства и выполняемых задач в ходе трудового процесса.

Компетенции выступают новым типом целеполагания при проектировании образовательных систем.
В рамках болонских реформ это означает трансформирование систем высшего образования и самих вузов в направлении их большей адаптации к миру труда в долгосрочной перспективе с целью подготовки конкурентноспособного на рынке труда, компетентного работника.

Понятие компетенция, входит в ряд таких понятий, как умение, компетентность, способность, мастерство.

Исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю как делать», чем к полю «знаю, что делать».

И.А. Зимняя рассматривает 10 ключевых компетенций, объединяя их в 3 группы:

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности.

Компетенции социального взаимодействия человека и социальной сферы.

Компетенции, относящиеся к деятельности человека.

Представляет интерес европейская компетентностная модель выпускника. Модель отражает четыре важнейших цели современного профессионального образования:

Учиться быть – компетентность в плане личности;

Учиться делать – компетентность в плане деятельности, претворения задуманного в жизнь;

Учиться жить вместе – социально-коммуникативная компетентность;

Учиться знать – профессионально-методическая компетентность.

Компетенции закладываются в образовательный процесс посредством методов, содержания, стиля жизни учебного заведения, типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между самими обучающимися.

Компетентностный подход позволит осуществить переход в образовании:

от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;

поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;

теснее увязать цели с ситуациями применимости в мире труда;

ориентировать выпускника на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.

К видам компетентностного опыта относятся:

1) опыт поиска учебной и научной информации,

2) операциональный опыт,

3) опыт работы с текстом,

4) опыт преобразования информации в знания,

5) опыт самооценки и рефлексии,

6) опыт выработки образовательных стратегий,

7) опыт творческой исследовательской деятельности,

8) опыт общения, коммуникации и сотрудничества,

9) опыт презентации педагогических знаний, умений, навыков

 

 

2. Личностно-ориентированный подход в образовании

Личностно-ориентированный подход в образовании (Е.А. Бондаревская, В.В. Сериков В.В. Зайцев В.М.Симонов Л.П. Разбегаева), Теория субъектности (Н.М. Борытко).

Построение образования в соответствии с личностно-ориентированным подходом представляет собой качественно новую задачу по сравнению с традиционным знаниевым обучением:

- в содержание вводится культурный опыт не нормируемый, а избираемый;

- на смену обучению текстам приходит усвоение опыта работы с собой и над собой;

- невозможность автоматического освоения данного вида опыта, поскольку он рефлексивен по своей природе, вследствие чего ученик выступает соучастником конструирования собственной жизнедеятельности, которая и выступает источником образования личности.

Гуманитарное образование с позиций личностного подхода. Гуманитарный учебный предмет – особая дидактическая конструкция:

- обоснование невозможность усвоения на уровне значения без выявления смысла;

- работа с текстом направлена на поиск контекста; операциями гуманитарного познания выступают – интерпретация, оценивание, рефлексия индивидуального способа восприятия предмета,

- усвоение специфических механизмов общения с людьми и сферами культуры, творчество как самоценность.

Естественнонаучное образование, вклад в личностную сферу: поиск места и смысла существования в природно-социальном мире, соэволюционное взаимодействие человека и природы, ответственность за поведение в природной среде, избыточность (избирательность) образовательных программ, рефлексия метода, допустимость множества мировосприятий (дополнительность), осознание себя познающим субъектом. (В.М.Симонов, Н.М. Борытко).

Основу профессиональной готовности учителя и преподавателя вуза к реализации модели личностно ориентированного образования составляет: принятие ценности личности воспитанника, владение опытом анализа ситуации развития личности воспитанников на различных этапах ее социализации, владение умениями работы в типовых ситуациях контакта с личностью воспитанника – ситуациях кризиса смыслов, ситуациях педагогической поддержки, оценки и переоценки опыта, означивания материала, помощь в самоопределении в структуре общения, построения жизненных планов, выбора поступков (В.В. Сериков, В.В. Зайцев).

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.