Основные этапы развития науки. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основные этапы развития науки.

2018-01-04 222
Основные этапы развития науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возникновение социологии.

Проблемы развития общественной жизни волновали человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали еще древнегреческие философы Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.). Однако самостоятельное развитие социологии началось гораздо позднее. Дело в том, что многие науки в период своего формирования существовали не отдельно, а в рамках философии. Они выходили из-под её крыла постепенно, по мере того, как накапливали объем знаний и специализировались на определенной сфере исследований. Так было и с социологией, которая на самостоятельную дорогу развития вышла лишь в 30 – 40-е гг. XIX в. а в XX в. процесс специализации и отраслевого деления пошел уже внутри самой этой науки. Появились такие её отдельные направления, как социология труда, экономическая социология, социология семьи и другие.

Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел в употребление и сам термин «социология». Конт был активным популяризатором наук и точного знания и призывал социологов исследовать общество строго на научной основе. Однако не все согласились со столь однозначным подходом. И поэтому позднее в методологии обществоведения выявились два конкурирующих направления позитивизм и антипозитивизм.

 

Позитивизм Антипозитивизм
методы познания общества те же, что и у наук о природе у социологии свои особые методы познания
объективное и доказательное объяснение социальных процессов индивидуальный подход и понимание мотивов действий людей
объясняющая социология понимающая социология

Суть основанного Контом позитивизма (от лат. pozitivas- положительный) можно свести к следующему. Социологией не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно – такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют активные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук – биологии, анатомии и др. Она должна применять те же познавательные средства и методы и быть столь же конкретной и доказательной, как они.

Таким образом, позитивисты выступали за построение ОБЩЕСТВО знания по модели ЕСТЕСТВО знания, за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая «объясняющая социология», по их мысли, должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.

Иной подход к науке об обществе проявили сторонники антипозитивизм а и так называемой «понимающей социологии». Основоположником последней был немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864-1920). Он и его последователи выступили за исследование социальной жизни на основе её понимания и допустимости субъективных оценок.

Они не согласились с унификацией наук: науки о природе – это одно, а наука об обществе – другое. Социология должна применять свой особый метод познания. Природные явления объективны и существуют независимо от сознания и воли людей. Они более «стандартны» и поэтому более подходят для точных измерений естественнонаучными методами и для обобщающих вводов. Общество же – результат человеческих действий, культурный продукт, постоянно изменяемый и совершенствуемый людьми. Оно состоит из во- многом неповторимых личностей, что требует индивидуализированных подходов и проникновенного понимания. В то же время полученные на основе такого понимания данные могут проверяться с помощью методов точных естественных наук.

Так, например, с помощью естественнонаучных методов можно провести физико-химический анализ красок на полотне художника. Но представления о культурном смысле картины и идеях автора эти методы не дадут. Или пример из техники: пассажирский самолет и бомбардировщик (с точки зрения точных наук) в принципе устроены одинаково, но их социальные функции совершенно различны. И определить это способна лишь «понимающая социология».


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.