Тема 5. Психолого-педагогические основы воспитания личности в вузе. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 5. Психолого-педагогические основы воспитания личности в вузе.

2018-01-04 246
Тема 5. Психолого-педагогические основы воспитания личности в вузе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При изучении данной темы аспирантам необходимо познакомиться с современными теориями воспитания личности в обществе. Изучить сущность и содержание современного процесса воспитания студентов в образовательном учреждении, формы и методы воспитания студентов в ходе учебных занятий. Средства воспитательной работы преподавателя со студентами в высшей школе.

Тема 6. Актуальные проблемы педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

Данная тема является заключительной при изучении учебного курса «Основы психологии и педагогики высшей школы». Аспирантам необходимо изучить основные виды профессиональной деятельности преподавателя вуза. Следует обратить внимание аспирантов на усвоение сущности и содержания понятия «педагогическая культура преподавателя высшей школы, а также на ее прикладной элемент педагогическое мастерство.

Образовательные технологии.

При реализации различных видов занятий будут использоваться следующие образовательные технологии: проблемная лекция; лекция-дискуссия; презентация проектов; профессиональные и ролевые игры; анализ конкретных ситуаций (следственных, судебных разбирательств, судебных экспертиз); работа в малых группах, занятие «кейс-стадии», дискуссия, круглый стол и другие.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента студентов и содержанием учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики высшей школы», и в целом в учебном процессе они должны составлять:

 

4.1. Применение интерактивных технологий в очной форме обучения

Семестр Вид занятий Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  Лекции Проблемная лекция, лекция-исследование  
Практические занятия Анализ конкретных ситуаций, индивидуальные задания, презентация проектов, круглый стол, профессионально-ролевая игра, кейс стадии  
Итого      

4.2. Применение интерактивных технологий в заочной форме обучения

Семестр Вид занятий Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  Лекции Проблемная лекция, лекция-исследование  
Практические занятия Анализ конкретных ситуаций, индивидуальные задания, презентация проектов, круглый стол, профессионально-ролевая игра, кейс стадии  
Итого      

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.

5.1. Тематика контрольных работ, эссе и рефератов.

1.Актуальные проблемы психологии и педагогики высшей школы.

2.Формирование учебной мотивации студентов вузов.

3. Педагогический процесс вуза.

4. Проблемы современной подготовки бакалавров в юридическом вузе.

5. Дидактика как теория обучения студентов в вузе.

6. Процесс обучения студентов в вузе.

7. Проблемы традиционной концепции обучения студентов в вузе.

8. Проблемно-деятельностная концепция обучения: теория и практика.

9. Проблемы проектирования дидактических циклов занятий.

10. Характеристика интерактивного обучения.

11. Анализ форм и методов интерактивного обучения студентов.

12. Характеристика современной лекции.

13. Проблемы разработки практических занятий.

14. Современный процесс воспитания личности в вузе.

15. Методы и средства воспитания студентов.

16. Педагогическая культура преподавателя высшей школы.

17. Педагогическое мастерство преподавателя вуза.

18. Характеристика профессиональных видов деятельности

преподавателя (образовательного учреждения высшего профессионального образования).

 

5.2. Экзаменационные вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Основы психологии и педагогики высшей школы»:

1. Предмет педагогики и психологии высшей школы.

2. Основные категории психологии высшей школы.

3. Педагогика высшей школы, ее основные категории.

4. Педагогический процесс вуза, его сущность и содержание.

5. Концептуальный подход к анализу подготовки юристов в вузах.

6. Современная подготовка бакалавров в юридическом вузе.

7. Учебная мотивация студентов вузов.

8. Характеристика личностной сферы студента.

9. Мотивационная сфера личности, ее содержание. Интеллект и интеллектуальная сфера личности.

10. Волевая сфера личности, ее учет в обучении студентов.

11. Развитие творческого мышления у будущих юристов.

12. Психологические основы воспитания будущих юристов.

13. Психологические особенности студентов 1,2,3, 4 курсов.

14. Дидактика как теория обучения и образования студентов в вузе.

15. Процесс обучения в вузе, его сущность и содержание.

16. Традиционная концепция обучения студентов в вузе.

17. Проблемно-деятельностная концепция обучения студентов.

18. Формы и методы обучения студентов.

19. Характеристика современной лекции. Проблемная лекция, ее характеристика.

20. Сущность и содержание семинарских занятий.

21. Характеристика семинара-исследования.

22. Характеристика практических занятий.

23. Текущий и итоговый контроль в вузе.

24. Разработка и применение тестов в учебном процессе вуза.

25. Интерактивные занятия со студентами.

26. Современный процесс воспитания личности в вузе.

27. Основные виды воспитания личности.

28. Нравственное воспитание студентов стержень будущей профессиональной деятельности юриста.

29. Правовое воспитание студентов основа эффективной профессиональной деятельности юриста.

30. Формы и методы воспитания студентов.

31. Основные средства воспитания студентов.

32. Характеристика педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

33. Общение преподавателя со студентами: сущность и содержание.

34. Педагогическая культура преподавателя высшей школы.

35. Педагогическое мастерство преподавателя.

Итоговый контроль – зачет

 

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владения компетенциями)
1. Предмет, задачи и содержание психологии и педагогики высшей школы. УК-5 ОПК-3 Специалист, изучивший данную дисциплину, должен знать: - предмет и задачи дисциплины «Основы психологии и педагогики высшей школы»; - основные категории психологии высшей школы; - теоретические и прикладные основы различных отраслей педагогики высшей школы. Уметь: -обосновать социальную значимость своей будущей профессии. Владеть: методами исследования проблем педагогической практики.
2. Концептуально - технологический подход к анализу и проектированию современной подготовки юристов в вузах России.   УК-6, ОПК4, ОПК-5. Знать: основы прикладных знаний по психологии и педагогики высшей школы; - классификацию психических явлений, используемых в юридической практике; - содержание основных психических явлений и их учет юристами в профессиональной деятельности. Уметь: - анализировать социально значимые проблемы и процессы. Владеть: - методами психологического анализа проблемпрактики; - методами толкования правовых актов.
3. Современная подготовка бакалавров и магистров в высшей школе: состояние и перспективы УК-6 ОПК4, ОПК-5. Знать: основы прикладных знаний по психологии и педагогики высшей школы; - классификацию психических явлений, используемых в юридической практике; - содержание основных психических явлений и их учет юристами в профессиональной деятельности. Уметь: - анализировать социально значимые проблемы и процессы. Владеть: - методами психологического анализа проблемпрактики; - методами толкования правовых актов.
4. Психолого-педагогические концепции и технологии обучения студентов в юридическом вузе УК-6 ОПК4, ОПК-5. Знать: предмет и проблемы психологии педагогики высшей школы; - психологические портреты юристов: консультанта, следователя, адвоката, судьи, прокурора и т.д. Уметь: - составлять психологический портрет юриста: консультанта, следователя, адвоката и т.д. Владеть: методами формирования психологического портрета юридических профессий.
5. Психолого-педагогические проблемы реализации современных видов занятий со студентами. УК-6, ОПК4, ОПК-5. Знать: - предмет и теории дидактики; ее источники, движущие силы, условия и этапы развития; - личности, формирования ее правового сознания и правомерного поведения. Уметь: - обосновать сущность и содержаниеправового сознания личности, ее правомерного поведения; - осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления; Владеть: методами обобщения, анализа и восприятия информации, постановки целей и выбора путей их достижения;  
6. Психолого-педагогические основы воспитания личности в вузе.   УК-6 ОПК4, ОПК-5.   Знать: - предмет и задачи теории воспитания; -закономерности, специфику и условия формирования типа личности; - психологическую основу девиантного поведения личности; - процесс правовой социализации личности. Уметь: - раскрыть содержание психологического портрета личности; - обосновать психологическую структуру поведения личности и группы. Владеть: методами формирования психологических портретов различных типов личности.
7. Актуальные проблемы педагогической деятельности преподавателя высшей школы.   УК-6, ОПК-3, ОПК4, ОПК-5.   Знать: - психологические особенности преподавателя вуза Уметь: - выявлять психологические особенности студентов; Владеть: методами психологического анализа педагогической практики.  

Учебно-методическое обеспечение.

 

Подготовка аспирантов обеспечена современной научно-информационной базой: научная библиотека, оснащенная новыми информационными технологиями; локальная вычислительная сеть с доступом Internet; доступ к полнотекстовой базе диссертаций и авторефератов диссертаций Российской государственной библиотеки; доступ к русскоязычным и иностранным научным базам компаний «Научная электронная библиотека», EBSCO, Oxford University Press, «Универсальная библиотека-онлайн» и др.

Информационно-библиотечное обслуживание обеспечивается научной библиотекой с фондом учебной и научной литературы, превышающей 800 тыс. единиц хранения. В структуре библиотеки функционируют несколько читальных залов и научный абонемент. Работа в научной библиотеке обеспечивается электронным каталогом и широким доступом к полнотекстовым базам данных диссертаций и иных научных работ.

 

Список рекомендуемой литературы

Нормативные акты:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 29.12.12, № 273 – ФЗ).

2. Федеральные Государственные стандарты высшего профессионального образования 40.03.01 Юриспруденция (ФГОС ВО 3++).» (в редакции Федеральных законов от 29.12.16, № – ФЗ).

Основная литература.

3. Современная подготовка юристов: бакалавров, специалистов и магистров в вузах России (опыт проектирования и реализации): монография / под общ.ред. Н.А.Давыдова – М.: Проспект, 2018. – 208с.

4. Педагогика и психология высшей школы: Учебник. (Л.Д.Столяренко и др.- Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 620 с.

 

 

Дополнительная литература.

5. Вьюжек Т. Логические игры. Тесты и упражнения. – М., 2003.

6. Дэй Л. Самоучитель по развитию интуиции. – М.,2002.

7. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебное пособие /А.И.Кравченко. – М.: РИОР: ИНФРА. – М., 2016. – 112 с.

8. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. – Минск, 2002.

9. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании: Учеб.пособие /под ред. В.В.Рубцова и А.М.Столяренко – М.: ИНФРА-М, 2014.

10. Фокин Ю.Г.Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2002.

11. Эльконин Б.Д. Психология развития. – М., 2001.

 

Электронные ресурсы

1. Бороздина Г.В. Психология и педагогика. Учебник для бакалавров. 2-е изд. исправ. и доп. - М.: Юрайт, 2014. [Электронный ресурс] http://static.my-shop.ru/product/pdf/183/1823730.pdf (дата обращения 12.06.2017).

 

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. [Электронный ресурс] pedagogika_i_psihologiya_vyisshey_shkolyi_bulanova-toporkova_m.v._2002.doc (дата обращения 12.06.2017).

 

3. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы. - М.: «Феникс», 2014. [Электронный ресурс] http://bookap.info/book/avtor_pedagogika_i_psihologiya_vysshey_shkoly/load/rtf.shtm (дата обращения 12.06.2017).

 

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.

Ноутбук – для проведения лекций и практических занятий.

Технические средства обучения (ТСО):

1. «Господа присяжные». Видеодиск формата DVD. 22 мин.

2. «Нашумевшие уголовные процессы». Аудиокнига. М.: «Ардис», 2006.

1. «Я и другие». Видеофильм. М.: Институт психологии РАН, 1978.

2. Локк Д. «Два трактата о правлении». Аудиокнига. М.: «Ардис», 2008.

3. Чих В.Ф. «Психология злодея». Аудиокнига. М.: «Ардис», 2006.

4. «Деятельность юриста как психологический феномен» (аудиокнига). М.: «Библиофоника», 2003. 12 мин.

5. Криминальная Россия. Видеофильм. Ч. 2,5,7. М.: 2004. 15 мин.

6. Видеофильм. Лекции по юридической психологии профессора М.И. Еникеева.

 

Программа представлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки: 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)

Квалификация (степень) выпускника: «Исследователь. Преподаватель-исследователь»

 

по учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики высшей школы».

 

Авторы:

д.п.н., профессор Н.А.Давыдов;

 

к. пс. н., к. ю. н, доцент И.И.Аминов.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.