Общечеловеческие ценности – основа педагогической деятельности. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общечеловеческие ценности – основа педагогической деятельности.

2018-01-04 1578
Общечеловеческие ценности – основа педагогической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исходной идеей преобразование школы на рубеже XX -XXI веков является гуманизм, то есть признание человека как высшей ценности. Внедрение гуманистических начал в педагогический процесс предлагает рассмотрение человеческой истории, человеческой культуры как развитие цивилизации. Гуманизация – это «очеловечивание» всего процесса обучения и воспитания, формирование в растущем человеке чувства собственного достоинства, самоуважения, а так же альтруизма, превращение его в равноправный субъект обучения, воспитание в нём творца, который творит себя и созидает мир. Отношение к ребёнку и к природе человека – корень любой воспитательной концепции.

Гуманистическая педагогика имеет долгую историю. Уже в древней Греции, раннем средневековье можно найти элементы гуманистической педагогики. Подлинным отцом гуманистической педагогики является знаменитый французский просветитель XVIII века Жан – Жак Руссо. Он поставил личность ребёнка, его интересы, внутренний мир во главу угла всей воспитательной системы. Решительно выступая против подавления, насилия над личностью ребёнка, он говорил, что «надо культивировать в человеке чувства гуманности, доброты, бескорыстия, не допускать в сердце ребёнка такие чувства как зависть, жадность и ненависть». Руссо формулирует три условия, соблюдение которых даёт человеку счастье и возвышает его как разумное существо: сочувствие другому, помощь другим, высокая отзывчивость на добро. Воспитатель при нём должен показывать личный пример доброты, справедливости, сочувствия людям.8.

Немецкий педагог XIX века Адольф Дистервег, продолжатель идей Руссо, призывал тщательно изучать ребенка, строить педагогическую работу с учетом особенностей детской природы и самосовершенствования педагога. Он утверждал: «Невозможно дать другому того, что не имеешь сам, невозможно развивать, воспитывать и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным и образованным».9

Истинным педагогом-гуманистом можно назвать Л.Н.Толстого, который все в своей школе подчинил интересам и жизни ребенка.

Большое место в развитии гуманистической педагогики занимает В.А.Сухомлинский. Он стремился, чтобы сама среда, окружающая ребенка, воспитывала его. В среде этой должен быть культ Человека, Разума, Счастья, Свободы, Справедливости, Совести.10

Ш.А.Амонашвили, продолжая развивать гуманистическую педагогику, выдвинул три основных принципа своей жизнеутверждающей, гуманной, гармоничной педагогической деятельности:

1. Любить ребёнка. Любовь – это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка.

2. Очеловечивать среду, в которой живёт ребёнок. Это означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.

3. Прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка.11

Любовь к ребёнку, к человеку – вот основа гуманистической педагогики. Гуманистическое воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности является одной из приоритетных задач нашего общества. Под ценностями понимаются «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное и др.), заключенные в явлениях общественной жизни и природы».12

Среди общечеловеческих ценностей на первое место можно поставить права человека, его свободу и соответствующее им воспитание и образование. Общечеловеческие ценности – это те, которые сближают, роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Они складывались постепенно и в конце ХХ столетия были отражены в международных документах ООН о правах человека. Исповедовать общечеловеческое ценности – это значит научиться уважать и ценить то, что есть у других народов и является их вкладом в общечеловеческое развитие, оберегать всё то, что создано всеми народами и что свято для них.

Понятие «общечеловеческие ценности» в педагогике подчеркивает единую социальную функцию, цель, содержание и направленность воспитания, в какой бы стране оно не осуществлялось. Понятие «общечеловеческие ценности», как социальная установка, включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Это объясняет необходимость изучения ценностей, включение их в сознание человека и его поведение.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.