Уровень религиозности московской молодёжи — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Уровень религиозности московской молодёжи

2018-01-04 200
Уровень религиозности московской молодёжи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УРОВНИ РЕЛИГИОЗНОГО ЧУВСТВА Частота (чел.)   Проценты (%)
Условно неверующие и колеблющиеся (от 1 балла до 5)   53,5
1 балл (абсолютно неверующие)   11,75
2 балла   8,5
3 балла    
4 балла    
5 баллов   16,25
Условно верующие и колеблющиеся (от 6 баллов до 10)   46,5
6 баллов   11,25
7 баллов   6,75
8 баллов   10,25
9 баллов   6,75
10 баллов (верующие без сомнений)   11,5
ИТОГО    

 

Самым популярным был ответ «5 баллов», то есть середина между верой и безверием (16,25 %). Можно было бы подумать, что речь идёт об агностицизме московской молодёжи — сомнениях в существовании Бога. Однако скорее всего,следует говорить об итсизме — аморфной вере «во что-то», поскольку абсолютное большинство — 76 % опрошенных — всё же признали, что, пусть и сомневаясь в существовании Бога, они во что-то верят. Это те респонденты, которые оценили свои религиозные чувства от 2 до 9 баллов. Любопытно, что их число совпадает с численностью православных, при том что истинно православный человек не может верить неконкретно «во что-то» и не может сомневаться ни в Священном Писании, ни в существовании Бога.

Для наглядности процентное соотношение всех 10 уровней религиозного чувства молодёжи от 1 до 10 баллов показано на нижеследующем Рисунке:

 

Рис. Соотношение уровней религиозного чувства молодёжи

 

Получается, что несмотря на то, что от 1 до 5 баллов поставили себе 53,5 % опрошенных, а от 6 до 10 баллов — 46,5 %, вывод о том, будто неверующих среди молодых москвичей чуть больше половины, мы можем сделать лишь условно. Исследователь может только констатировать факт, что вера большинства респондентов размыта, но это никак не значит, что вера отсутствует. Просто она не совсем ясна самим школьникам и студентам.

Поэтому для выявления действительного количества неверующих следует сопоставить ответы на первый и второй вопросы. И тогда получится реальное число — от 11,75 % (поставивших 1 балл по шкале религиозности) до 15,5 % (с ходу признавших себя неверующими). Иными словами, все остальные 85-88 % во что-нибудь да верят. Из них около 76 % (88 % минус 11,5 % абсолютно верующих) верят поверхностно и интуитивно. И в этом смысле показательно, что самым популярным в молодёжной среде стал самый «размытый» уровень религиозности — 5 баллов.

Ответы на все последующие вопросы ничего нового не дали, кроме раскрытия деталей для подтверждения уже сделанного вывода о распространении итсизма среди московской молодёжи. О низкой степени воцерковленности и об отсутствии интереса к традиционной вере свидетельствуют, например, самые распространённые ответы на вопросы о существовании в семьях респондентов каких-либо религиозных традиций.

Учитывая то, что в совокупности 85 % назвали себя приверженцами православия, ислама, протестантизма, иудаизма и иных классических религий, только склонностью к итсизму можно объяснить их ответы на подобные вопросы: почти 70 % не имеют чёткого представления о религиозных традициях и не придают им значения, 85 % не справляют религиозные праздники или немного осведомлены лишь о самых известных из них, 58 % не доверяют духовенству, 76 % не ходят в храмы или могут не посещать их годами.

По этим показателям молодёжь «обгоняет» своих родителей: по данным Левада-центра, 68 % взрослых россиян никогда не были или на протяжении ряда лет могут не бывать на религиозных службах [11] (по данным ВЦИОМ — 60 % [5]), а Церкви не доверяют или сомневаются в её авторитете 46 % [2] (а по данным Фонда «Общественное мнение» — 33 % [4]). Для ВЦИОМ в 2012 г. стало открытием, что 11 % неверующих россиян время от времени ходят в храмы [5]. Действительно, не зная об итсизме, трудно объяснить этот парадокс. Но, приняв во внимание наличие итсизма, объяснить ситуацию не составляет труда: на самом деле, эти 11 % — люди верующие, но верят они не в антропоморфного Бога, а в итсистского, который может в их представлении и совпадать, и не совпадать с Богом авраамической традиции. И когда они говорят социологам, что не верят, то имеют в виду не неверие, а недоверие к христианству или исламу.

Вот почему относительное большинство опрошенных ИПССО юношей и девушек (41,75 %) заявили, что хотя бы раз в жизни участвовали в религиозных обрядах потому, что «это необходимо для верующего». Среди них 9,5 % назвались неверующими, но совершенно очевидно, что речь идёт не об атеистах, а о поверхностно верующих людях, то есть об итсистах. Атеисту незачем ходить в храм. Остальные 32,25 % из этих 41,75 также не могут быть ортодоксальными христианами, мусульманами или иудеями, так как верующих без сомнений, судя по Таблице 2, оказалось всего 11,5 %. Следовательно, опять мы имеем дело с итсистским большинством.

Ответы респондентов на вопрос о причинах их участия в религиозных обрядах, показаны в Таблице 3:

 

Таблица 3.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.