Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2018-01-04 | 206 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СОВРЕМЕННЫЙ ЗВУКОВОЙ
АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
План:
1. Общая характеристика современного метода обучения грамоте.
2. Приемы анализа и синтеза.
3. Периодизация процесса обучения грамоте.
4. Характеристика современных учебных комплексов по обучению
грамоте.
5. Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности.
6. Требования к урокам обучения грамоте.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО
МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обу-
чаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся.,
слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом
особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в
словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначе-
ние звука буквой выполняется после его выделения из слов и изу-
чения его звучания в разных словах.
Это метод аналитико-синтетический. Изучение звуков проис-
ходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Зву-
ковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан.
Со времен К.Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический
метод обучения грамоте прошел сложный путь развития. Рассмот-
рим основные принципы метода.
С точки зрения целей формирования личности.
1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи
воспитания реализуются через использование материалов букваря
и азбуки.
2. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий
умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтез, через речевые упражнения; оно опирается на систему наблюде-
|
ний природы и окружающей жизни, требует высокого уровня со-
циального чтения.
С точки зрения психолого-лингвистической.
1. Обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющий-
речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развивающих упражнений.
2. За основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).
3. Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикули-
рованию звуков, развитию речевого слуха.
4. В качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).
5. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц.
6. Вводится слогозвуковой анализ слова, в процессе которого
не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество
и последовательность, определяются связи между ними.
С точки зрения организационной.
1. Устанавливается определенная последовательность изучения
звуков и букв (по частотному принципу).
2. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный
(основной) периоды обучения.
3. Письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним.
4. Систематически вводятся пропедевтические элементы грам-
матики, словообразования, орфографии (на практической основе).
С точки зрения приемов обучения.
1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся
в связи со значительными различиями в их общем развитии и в
готовности к чтению и письму.
2. Введение элементов моделирования.
3. Использование моделей слогов, слов, предложений.
ПРИЕМЫ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Основа метода — изучение живого произношения слова. В свя-
зи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и
буквы, который применяется в букварный период.
Анализ
1. Выделение из речи предложений,
2. Деление предложений на слова.
|
3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова
для анализа.
4. Деление слова на слоги, установление их количества.
5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), уста-
новление его характеристики: гласный или согласный, твердый или
мягкий согласный.
6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов!
7. Обозначение выделенного звука буквой.
Синтез
1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).
2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или
по слоговым таблицам.
3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнитель-
ные пометы.
4. Чтение предложений и связных текстов.
Типовой план может изменяться в связи с изучаемым матери-
алом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приоб-
ретения ими навыков в аналитико-синтетической работе.
При использовании приемов звукового анализа ставится задача
помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последователь-!
ность звуков в словах.
Выделение нового звука, т.е. звука, предназначенного для изу-
чения на данном уроке, может быть организовано такими слосо-
бами, как:
1) выделение из предложения звука-слова («Слива и груша» —
звук [и]);
2) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы,
или йотированного: ю-ла, я-ма;
3) прием звукоподражания (Как жужжит пчела? — Ж-ж-ж-ж);
4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наи-
менее прочно связан с предшествующим гласным (сом, мак);
5) выделение согласного звука из открытого слога, преиму-
щественно «длительных» согласных [ш], [с], [ж] (Шура, Саша);
6) выделение глухих согласных в конце слов (кот, суп);
7) выделение звонких согласных в начале слова со стечением
согласных (брат, грач).
Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их коли-
чества, определение характера связи между ними, слогового соста-
ва является началом фонетического разбора, которому дети будут
обучаться в последующих классах.
Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с ис-
пользованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным ус-
ловием развития у детей фонематического слуха, умения произво-
дить слогозвуковои анализ звучащего слова, овладения продуктив-
ными способами чтения. В букваре и азбуке, а также учителем
|
предлагаются следующие схемы.
СОВРЕМЕННЫЙ ЗВУКОВОЙ
АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
План:
1. Общая характеристика современного метода обучения грамоте.
2. Приемы анализа и синтеза.
3. Периодизация процесса обучения грамоте.
4. Характеристика современных учебных комплексов по обучению
грамоте.
5. Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности.
6. Требования к урокам обучения грамоте.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!