Кафедра истории и методики ее преподавания — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кафедра истории и методики ее преподавания

2018-01-04 435
Кафедра истории и методики ее преподавания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра истории и методики ее преподавания

Васильева Т. В.

Магсумов Т.А.

Методическое пособие

По прохождению музейной практики

для студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль направления подготовки: история, квалификация: бакалавр

Набережные Челны – 2016

Печатается по решению учебно-методической комиссии

Историко-географического факультета

Набережночелнинского государственного педагогического университета

Протокол № от

Рецензенты:

 


Методическое пособие по прохождению музейной практики для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) профили История и Обществознание, квалификация: бакалавр / Т.А. Магсумов, Т. В. Васильева – Набережные Челны: ФГБОУ ВО «НГПУ», 2016. – 24 с.

Методическое пособие содержит план, программу, методические рекомендации по составлению отчетной документации и необходимые для прохождения музейной практики учебные материалы для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) профили История и Обществознание, квалификация: бакалавр Набережночелнинского государственного педагогического университета.

 

© Магсумов Т.А., Васильева Т. В. 2016.


Пояснительная записка

 

Музейная практика является одним из важных элементов подготовки студентов-историков. В ходе практики выявляется устойчивый интерес к научным исследованиям и стремление к углубленной специализации.

Музейная практика вооружает студентов знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной историко-краеведческой работы. Результатом ее в дальнейшем обычно становятся курсовые, дипломные работы и научные доклады как на внутривузовских, так и межвузовских научных конференциях.

Восприятие студентами исторической действительности «через первую сигнальную систему» или «живое созерцание» прошлого обеспечивается почти исключительно наглядным способом обучения, чему способствует музейная практика. Наглядное обучение в период музейной практики является незаменимым способом создания у студентов четких, исторических, правдивых представлений о прошлом, которые основываются на подлинных предметах старины.

Учитывая специфику музейной практики, можно выделять четыре группы методов: 1) методы создания исторических представлений и единичных понятий 2) методы формирования понятий; 3) методы раскрытия диалектики исторического развития во времени и пространстве; 4) методы установления связи истории с современностью, применения исторических знаний к современности.

Музейная практика в подготовке специалистов высшей квалификации имеет важное значение, т.к. специфика музейной работы предполагает большую долю практической деятельности по формированию фондов, просветительской деятельности, созданию экспозиций. Высокопрофессиональным специалистом учитель истории как музеевед может стать только тогда, когда овладеет всеми видами практической музейной деятельности.

Оценка знаний и навыков, полученных студентом, производится по завершении освоения каждого из запланированных разделов музейной практики. По каждому разделу студент-практикант должен иметь соответствующую документацию и письменный отчет, подтверждающий факт его самостоятельной работы. Положительную оценку (зачет) практикант получает в том случае, если он выполнил все предусмотренные программой виды деятельности, подтвердил их выполнение рабочей документацией, письменным отчетом и демонстрацией полученных навыков.


Организационно-методический раздел

Цель практики

Практика направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональными компетенциями и опытом практической деятельности в области музейной педагогики.

Задачи практики

Задачами практики являются:

· формирование компетенций обучающихся, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

· закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, получение опыта практической деятельности;

· осознание мотивов и ценностей избранной профессии;

· ознакомление и усвоение методологии и технологии решения профессиональных задач (проблем);

· изучение разных сторон профессиональной деятельности: культурно-просветительской, научно-исследовательской, педагогической, методической.

педагогическая деятельность:

использование музейных технологий в учебном процессе, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику истории;

осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

развитие профессиональной культуры будущего педагога;

формирование основных умений владения техникой музейной педагогики;

исследовательская деятельность:

постановка и решение исследовательских задач в области музееведения и образования в процессе практики;

культурно-просветительская деятельность:

изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности в процессе музейной практики;

формирование основных умений экскурсионной деятельности.

методическая деятельность:

формирование умения составлять планы уроков-экскурсий в соответствии с общими задачами учебного процесса.

Планируемые результаты прохождения практики

В результате прохождения культурно-просветительской (музейной) практики у обучающихся должны быть сформированы следующие практические навыки:

ОК-5 способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;

ПК-13 способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп;

ПК-14 способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;

СК-11 способен объяснять механизмы социализации личности и социальной коммуникации;

СК-13 способен интерпретировать культурно-идеологические явления;

СК-16 готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира.

Организация практики

Музейная практика проводится в течение 2 недель на 4 курсе

1 неделя – подготовительный (ознакомительный) этап практики. Студенты посещают ведущие музеи (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Набережные Челны, г. Елабуга), знакомятся с экскурсионной деятельностью научно-просветительского отдела, присутствуют при проведении экскурсий.

2 неделя – основной этап музейной практики. Работа в качестве экскурсовода в музее г. Набережные Челны, г. Елабуга.

Прохождение практики для всех студентов обязательно.

До начала практики проводится ознакомление с перечнем заданий по практике, требованиями к выполнению и оформлению работ, прохождение инструктажа по технике безопасности и правилами поведения в музее. По окончании практики проводится итоговая конференция на базе прохождения практики. Ответственным за их проведение является факультетский руководитель. На конференции присутствуют студенты, декан факультета и групповой руководитель, представители администрации и научного отдела музея, на базе которого проходил основной этап практики.

Содержание итоговой конференции

1. Впечатление студентов о практике.

2. Выступление с докладами, творческими работами по итогам культурно-просветительской практики.

3. Анализ и оценка музейной практики студентов групповым руководителем, представителями администрации и научного отдела музея.

4. Выступление факультетского руководителя.

 

Выполнение программы культурно-просветительской (производственной) практики предполагает:

1. Посещение 10 экскурсий во время ознакомительного этапа.

2. Ознакомление с музейным фондом и экспозиционными возможностями музея, в котором проходит основной этап практики.

3. Составление плана и конспекта 1 экскурсии.

Руководство практикой

а) Факультетский руководитель практики:

- обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по факультету;

- устанавливает связь с базами проведения практики, распределяет студентов по местам практики и оформляет документы к оплате руководителей практики в музее;

- контролирует работу групповых руководителей, администрации и музейных сотрудников по руководству практикой;

- выборочно посещает мероприятия, проводимые студентами, принимает меры к устранению недостатков в организации практики;

- проводит итоговую конференцию, организует подведение итогов практики;

- составляет общий факультетский отчет об итогах практики.

б) Групповой руководитель практики

- сопровождает студентов на ознакомительном этапе практики во время посещения профессиональных экскурсий в ведущих музеях (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Набережные Челны, г. Елабуга);

- распределяет совместно с администрацией и научными сотрудниками музея индивидуальные задания для студентов;

- помогает студентам конкретизировать в соответствии с программой практики и темой содержание экскурсий;

- консультирует и оказывает помощь при подготовке к проведению экскурсии;

- проверяет и утверждает планы и конспекты практикантов, присутствует на проводимых ими мероприятиях и оценивает их;

- собирает и анализирует документацию, представленную студентами, составляет отчет по итогам практики и представляет их факультетскому руководителю;

- принимает участие в итоговой конференции по практике.

в) Музейный сотрудник научно-просветительского отдела

- знакомит студентов с планом своей экскурсионной деятельности, проводит показательные экскурсии, организует их обсуждение;

- совместно с руководителем практики намечает и распределяет между студентами темы экскурсий;

- помогает наметить и реализовать культурно-просветительские задачи;

- консультирует студентов при подготовке их к проведению экскурсий, просматривает и утверждает план-конспект экскурсии;

- посещает и анализирует все экскурсии, проводимые студентами;

- дает характеристику студентам и оценку их работы.

г) Руководитель музея или его заместители

- обеспечивает необходимые условия прохождения практики;

- знакомит студентов с системой работы музея, составом сотрудников, планом научно-просветительской работы на период практики;

- вносит предложения по совершенствованию практики.

 

Права и обязанности студента-практиканта

Студент-практикант имеет право:

- по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации музея, ректору института, руководителям практики (на профилирующую кафедру, в деканат, в отдел практики);

- по согласованию с факультетским руководителем практики определять место прохождения практики;

- вносить предложения по совершенствованию музейной практики, переносу музейной практики по уважительной причине.

Студент-практикант обязан:

- Подчиняться правилам внутреннего распорядка музея, распоряжениям администрации музея, руководителя практики.

- Своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой музейной практики.

- Заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать умения педагогического мастерства, развивать культуру общения и речи, соблюдать требования, предъявляемые к внешнему виду музейного сотрудника.

- Своевременно и аккуратно вести дневник и предоставлять всю требуемую отчетность по практике групповому руководителю.

- При подготовке и проведении пробных и зачётных экскурсий студент должен проконсультироваться у музейного научного сотрудника, получить у него отметки и подписи, которые означают, что студент допущен к проведению экскурсии. По окончании экскурсии студент обязан участвовать в анализе своей экскурсии или экскурсий других студентов, проведенных в этот день, и делать необходимые записи в дневнике практики.

Организация контроля знаний

1. Форма и вид отчетности (дневник, отчет) студентов о прохождении практики определяется программой практики.

2. Форма аттестации результатов практики устанавливается учебным планом с учетом требований образовательного стандарта соответствующего направления.

3. Преподаватель оценивает музейную практику студента после предоставления им отчета, составленного в соответствии с утвержденной программой.

4. Дифференцированный зачет по производственной практике проставляется после отчета студента перед специальной комиссией с участием руководителя практики от кафедры.

5. Дифференцированный зачет приравнивается к дифференцированным зачетам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов в следующем за проведением практики семестре.

6. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку могут быть отчислены из НГПУ как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Положением о курсовых, экзаменах и зачетах.

Структура и содержание практики

Коды и наименование компетенции Виды профессиональной деятельности Структурные элементы компетенций Виды работ профессиональной деятельности Форма текущего контроля
ОК-5 способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия   культурно-просветительская   Знать: - основные закономерности взаимодействия человека и общества; Уметь: - бесконфликтно общаться с различными субъектами процесса реализации научно-просветительской деятельности в музее; - участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях; - анализировать мировоззренческие социально и личностно философские значимые проблемы. Иметь опыт в области культурно-просветительской деятельности Посещение экскурсий профессиональных экскурсоводов   Планирование и проведение экскурсии   Обсуждение плана проведения экскурсии   Коллективное обсуждение и анализ проведенной экскурсии   Дневник   План-конспект экскурсии   Отчет по практике  
ПК-13 способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп культурно-просветительская, методическая   Знать: - основные закономерности развития человека и общества; - основные требования, предъявляемые к музейным экскурсиям с учетом возрастных, социальных и др. особенностей состава экскурсионной группы. Уметь: - определять конкретные культурно-просветительские задачи духовно-нравственного развития экскурсантов с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей Посещение экскурсий профессиональных экскурсоводов;   Анализ экскурсии по предложенной схеме;   Анализ и обсуждение экскурсий, проведенных другими практикантам по предложенной схеме Дневник   План-конспект экскурсии
ПК-14 способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы культурно-просветительская, методическая, преподавательская, научно-исследовательская Знать: - основные правила составления урока-экскурсии; - основные требования, предъявляемые к музейным экскурсиям с учетом уровня и специфики образования экскурсионной группы Уметь: - определять конкретные культурно-просветительские задачи духовно-нравственного развития обучающихся во внеурочной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Самостоятельное моделирование экскурсии по освоенным технологиям   Самоанализ проведенной экскурсии Дневник   План-конспект экскурсии   Отчет по практике
СК-11 способен объяснять механизмы социализации личности и социальной коммуникации   культурно-просветительская научно-исследовательская   Знать: - законы о нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность музеев в РФ - правила поведения в музее. Уметь: - провести экскурсию в соответствии с принятыми правилами. Владеть навыками: работы с законодательной базой, регулирующей деятельность музеев в РФ; использования правил профессиональной этики     Знакомство с нормативно – правовой основой деятельности музейного учреждения   Проведение пробной и зачетной экскурсии   План-конспект экскурсии   Дневник   Отчет по практике
СК-13 способен интерпретировать культурно-идеологические явления   культурно-просветительская научно-исследовательская Знать: - основные закономерности исторического культурного развития общества; Уметь: - определять характер конкретных культурных, исторических, политических, экономических событий и явлений. Владеть навыками использования полученных в данной области знаний при составлении и проведении музейной экскурсии Самостоятельное моделирование экскурсии по освоенным технологиям;   Самостоятельное проведение экскурсии;   Самоанализ проведенной экскурсии Участие в коллективном обсуждении проведенной экскурсии   Дневник   План-конспект экскурсии   Отчет по практике
СК-16 готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира     Знать: - специфические особенности исторически сложившихся мировоззренческих систем; Уметь: - определять принадлежность конкретных музейных экспонатов к определенным историческим эпохам. Владеть навыками использования полученных в данной области знаний при составлении и проведении музейной экскурсии Работа с музейной документацией: - план научной работы, учетные карточки фондового отдела, утвержденные планы-конспекты музейных экскурсий.   Самостоятельное моделирование экскурсии по освоенным технологиям Дневник   План-конспект экскурсии   Отчет по практике

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Приложение 2

Отзыв-характеристика о прохождении культурно-просветительской практики

 

Студента(ки)___курса _______ группы ___________факультета

ФИО_______________________________,

проходившей культурно-просветительскую практику на базе МАУК «Историко-краеведческий музей», расположенного по адресу г. Набережные Челны, ул. Гидростроителей, 16

с «» 201 г. по «» 201 г.

 

За время практики ФИО________________________________ прослушаны лекции: «Основы музееведения», «Экспозиционная работа», «Культурно-образовательная работа», «Подготовка и правила проведения экскурсии», «Выставочная деятельность в музее», «Фонды музея. Научно-фондовая работа».

За время прохождения практики ФИО_______________________________ разработала (пишите что разработали: экскурсию или урок-экскурсию или внеклассное мероприятие)на тему «___________________».

Разработанная экскурсия (или урок-экскурсия или внеклассное мероприятие) (название пишите) составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и может быть использована сотрудниками Музея в своей работе.

Ко всем поручениям ____________________относилась добросовестно, выполняла работу аккуратно, быстро.

Рекомендуемая оценка за музейную практику ___________________

 

«_____»_____________________201__г.

 

И.О.директора МАУК

«Историко-краеведческий музей» А.Г.Нурлина

 

 

Приложение 3

 

Приложение 4

План описания музея

1. Тип и профиль музея.

2. С какой целью он создавался (для хранения экспонатов, для сочетания различных направлений работы)?

3. Как шло формирование его коллекции (дарение, покупка, национализация, разыскание)?

4. На кого музей рассчитан (учёные, дети, туристы, широкие слои населения, специалисты)?

5. Выполнение каких программ музей предполагает (лекции, экскурсии, выставки, исследования, реставрация)?

6. Какие особо ценные предметы входят в его собрание (для города, области, страны)?

7. Финансирование музея (бюджетное, внебюджетное, смешанное).

8. Проблемы, которые в настоящее время стоят перед данным музеем. Как они решаются.

9. Назовите книги, которые Вы читали о данном музее.

10. Приведите техническую информацию о музее (время работы, номера контактных телефонов, стоимость билетов и экскурсионного обслуживания, какие печатные, аудио-видео и компьютерные средства используются информационной службой музея).

11. Характеристика фондов (научная работа, образовательная, просветительная, особенности выставочной работы).

12. Штаты музея.

13. Что вам особенно понравилось в работе музея?

14. Работа по охране музея и обеспечения сохранности экспонатов и материалов.

15. Что вы можете предложить для улучшения работы музея?

 

План описания экспозиции (выставки)

16. Определение экспозиции.

17. Характеристика выбранной экспозиции.

18. Принципы, по которым строится музейная экспозиция. Основные этапы построения экспозиции.

19. Учебные, познавательные и просветительные проблемы, которые решаются данной экспозицией музея.

20. Опишите особенности экспозиции художественных, исторических, краеведческих музеев (демонстрация одного предмета, однотипных предметов, тематическая экспозиция и ансамблевый показ).

21. Как пополняются и охраняются экспозиции музеев?

22. С какого рода коллекциями Вы хотели бы работать и почему?

23. Аудитория, которую на Ваш взгляд, полезно ознакомить с выбранной экспозицией.

 


Приложение 5

Анализ экскурсии

Делается в печатной форме в виде ответов на вопросы по плану.

План анализа-описания экскурсии

1. Тема и дата экскурсии.

2. Целевая направленность экскурсии.

3. Цель экскурсии.

4. Место проведения и маршрут экскурсии.

5. Учебные, познавательные и просветительные проблемы, которые решаются данной экскурсией.

6. Особенности экспозиции, по которой проводится экскурсия.

7. Основные этапы экскурсии.

8. Принципы и характер изложения темы экскурсии.

9. Ваше мнение о проведенной экскурсии.

10. Аудитория, которой на Ваш взгляд, полезно было бы посетить данную экскурсию.


Приложение 6

План-конспект урока-экскурсии или внеклассного мероприятия в музее

Методические рекомендации по проведению уроков-экскурсий по ФГОС

Требования к современному уроку по ФГОС:

· Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

· В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

· Осуществляется практический, деятельностный подход.

· Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

· Задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Для проведения урока-экскурсии наиболее подходящими являются следующие типы уроков по ФГОС.

Урок-экскурсия

Под экскурсией понимается форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися, которая позволяет организовать наблюдение и изучение разнообразных явлений и предметов в естественных условиях или в музеях. Главное преимущество музейных уроков-экскурсий – «эффект присутствия» учащихся, которые видят памятники истории и культуры в музейной экспозиции. Это способствует высокой степени познавательности урока-экскурсии, т. к. в его ходе затрагиваются чувственное восприятие и эмоциональная сфера учащихся.

Задачи, поставленные перед экскурсией, подчинены задачам, вытекающим из содержания учебной программы по предмету: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

Главная особенность урока-экскурсии – построение на предметной основе памятников истории и культуры.

По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.

По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии.

Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это может быть и «пресс-конференция» с участием представителей музея, и исторические экскурсии по изучаемой теме, и кино- или теле-экскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.

Структурные элементы различных видов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными. Например, тематический урок-экскурсия может иметь следующую структуру:

1. сообщение темы, цели и задач урока;

2. актуализация опорных знаний учащихся;

3. восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

4. обобщение и систематизация знаний;

5. подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.

Наиболее часто встречающимися недостатками урока-экскурсии являются: лекционность, фрагментарность раскрытия отдельных объектов без выявления их взаимосвязей, несоблюдение логической и хронологической последовательности изучаемых событий. Чтобы избежать этих недостатков, учителю необходимо владеть методикой подготовки и проведения урока-экскурсии. В его подготовке выделяется пять основных этапов:

1. Выбор темы и определение цели. Каждая тема состоит из отдельных вопросов-подтем, которые необходимо раскрыть в ходе урока-экскурсии, поэтому его содержание требует соблюдения связи отдельных подтем между собой.

Методически грамотный выбор темы и цели урока-экскурсии особенно важен, т. к. они определяют круг источников, отбор объектов и методы его проведения.

2. Отбор и изучение литературы, источников и объектов. На этом этапе необходимо составить библиографию источников по теме, при необходимости получить консультацию музейного работника или профессионального экскурсовода. Далее следует выбрать и изучить необходимые объекты для показа.

3. Работа над структурой и текстом. Изучаемый на уроке-экскурсии материал должен иметь свое начало, развитие и завершение. Поэтому урок-экскурсия состоит из трех основных частей: вступления, основной части и заключения. Цель вступления – привлечь внимание учащихся и подготовить их к восприятию учебного материала. Необходимо назвать тему и цель, сообщить основные вопросы и главные объекты, которые будут рассмотрены в ходе урока-экскурсии. Основная часть – главное содержание урока-экскурсии. При ее разработке необходимо уделять внимание внутренним связям между подтемами и логическим переходам от одной подтемы к другой. В заключении необходимо сделать нужные обобщения и подвести итоги урока-экскурсии. Необходимо учитывать, что если время урока-экскурсии будет превышать время обычного урока, то его протяженность не должна быть более 1 часа для младших школьников и 1 часа 15 минут для старшеклассников.

4. Работа над методикой проведения урока-экскурсии. От качества осуществления данного этапа зависит уровень познавательной деятельности учащихся, полнота усвоения исторического материала и глубина его осмысления. Выделяются следующие основные методы, применяемые в ходе урока-экскурсии: показ, рассказ, беседа, обсуждение. Как правило, они не применяются отдельно. Каждый из названных методов рассчитан на активное восприятие учащимися учебного материала. В зависимости от темы, цели, характера объектов урока-экскурсии, возраста и уровня знаний учащихся роль и взаимоотношение экскурсионных методов может изменяться.

Говоря о соотношении показа и рассказа, нужно отметить, что на уроке-экскурсии ведущим источником знаний является не только слово учителя, но и экскурсионный объект. Поэтому учитель должен стремиться связать зрительные впечатления учащихся с излагаемым материалом. Этому помогают использование мимики и жестов, которые могут дополнить слово учителя, а также расстановка учащихся, чтобы все экспонаты были хорошо видны учащимся и учителю-экскурсоводу, причем в поле зрения последнего находятся и все ученики. Оправдывает себя опыт привлечения юных экскурсоводов к проведению урока-экскурсии, особенно при его проведении в школьном музее.

Среди наиболее используемых приемов рассказа выделяют описание – последовательное перечисление и изложение сведений об объекте; словесную характеристику – выяснение наиболее существенных сторон объекта, взятых в их внутренней связи; комментирование – словесное сопровождение сведений, указывающих на особенности происхождения какого-либо процесса. Кроме этого, в зависимости от темы, цели и характера объектов возможно использование словесной реконструкции, картинного описания, а также привлечение текстов исторических документов или художественной литературы для конкретизации или иллюстрации изучаемого материала.

Способ изложения учебного материала в ходе урока-экскурсии может быть как репродуктивным, когда учащимся-экскурсантам предлагается готовый материал или им предлагается воспроизвести в ее ходе уже известный им материал, либо проблемным, что ведет к применению. Главная цель беседы – активизация познавательной деятельности учащихся, чтобы они не получали знания в готовом виде. Различают несколько ее видов. В ходе эвристической беседы учащиеся приходят к самостоятельному ответу в ходе мыслительных операций. В ее ходе может применяться как частично-поисковый способ проведения, при котором учащиеся сами ищут ответ, выделяют связи и отношения между объектами, не образуя целостной системы решения проблемы, так и исследовательский способ, когда под руководством учителя учащиеся сами извлекают знания и формулируют выводы в процессе восприятия учебного материала. Проверочная беседа представляет собой опрос, в ходе которого проверяются, уточняются и расширяются знания учащихся, а закрепляющая – вопросы по уже разобранному материалу.

Показ – один из ведущих методов, используемых на уроке-экскурсии. Эффективности его применения способствует придание ему целенаправленного характера и планомерное осуществление в соответствии с целью и планом урока-экскурсии. Он часто сочетается с анализом – процессом, предполагающим мысленное выделение наглядных существенных сторон объекта. Различают три уровня показа: предварительный обзор (первичная ориентировка экскурсантов, когда они знакомятся с объектами, как включенными в обзор, так и с выпадающими из него), наблюдение (направление внимания учащихся на нужные с точки зрения темы и цели объекты), показ, сочетаемый с анализом (демонстрация, зрительная реконструкция посредством слова или демонстрации экспонатов).

При подготовке урока-экскурсии желательно продумывать познавательные задания для учащихся – как опережающие, так и для домашней работы по его итогам. Их использование способствует лучшему усвоению изученного материала, осознанию исторических закономерностей, выводов и обобщений, развитию творческого мышления. Разрабатывая такие задания, следует учитывать их связь с темой, степень посильности для учащихся в зависимости от уровня их подготовки. Основным требованием к познавательным заданиям является их направленность на активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей, учет выбора и желания самих учащихся. Примерами таких заданий могут быть следующие: сфотографировать или зарисовать экспонат (объект) экскурсии; выделить главное, общее и особенное; сравнить явления или объекты; применить ранее полученные знания или межпредметные связи, написать отчет (сочинение) об уроке-экскурсии.

5. 3аключительный этап представляет собой работу над совершенствованием содержания и методов проведения урока-экскурсии по определённой теме. Учителем накапливается опыт его проведения, анализируется восприятие учащимися материала на различных этапах экскурсии, привлекается новый материал.

 


Приложение 7

И т.д.

Отчет должен состоять из следующих разделов (примерный план):

- общая справка о музее;

- характеристика деятельности музея по работе с фондами;

- характеристика просветительной и музейной работы музея;

- перечень выполненных видов работы студентом во время практики;

- анализ своей деятельности с характеристикой трудностей и недостатков как в теоретической подготовке студентов, так и организации проведения практики;

- собственные выводы деятельности, пожелания и рекомендации для музея и НГПУ по совершенствованию проведения практики;

- выводы и заключение.

В конце отчета ставится подпись студента и дата (последний день практики).

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра истории и методики ее преподавания

Васильева Т. В.

Магсумов Т.А.

Методическое пособие


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.