Секта пашковцев и краткий разбор главных пунктов её лжеучения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Секта пашковцев и краткий разбор главных пунктов её лжеучения

2018-01-04 420
Секта пашковцев и краткий разбор главных пунктов её лжеучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Еще так недавно Св. Прав. Церковь торжественно праздно­вала Рождество Господа нашего И. Христа. Еще не замолк­ли в ушах наших радостные звуки дивной песни небожителей, огласившей вселенную: „Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!“ Еще стоит пред глазами нашими окутанная таинственным покровом тихой и прохладной пале­стинской ночи пещера, куда загонялся скот, а в ней простые ясли, которые внутри себя вместили Невместимого Богомла- денца, повитого бедными и убогими пеленами. Еще видится мысленному взору нашему таинственная звезда на востоке, которая медленно движется не с востока на запад, как должна по закону, а с севера на юг, и ярким блеском своим указует путь к Вифлеему большому каравану, с которым спешат на покло­нение родившемуся Царю восточные царственные мудрецы, несущие Новорожденному свои богатые дары: злато и ливан, и смирну; злато, как царю, ливан, как Богу, и смирну, как име­ющему умереть человеку... Что же случилось такого, что подвигнулись силы небесные и воспели дивную песнь? Что побу­дило восточных царственных мудрецов оставить свои царства и отправиться в далекую страну с богатыми дарами неизвест­ному Новорожденному Царю? Что заставило звезду изменить своему естественному закону? „Велия благочестия тайна. Бог явися во плоти“. И „вемы“ говорит апостол Иоанн Богослов: „Яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да позна­ем Бога Истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе" (1 Иоан. V, 20).

Научение людей истине Господь наш Иисус Христос считал существенною частию Своего служения: „Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину" (Иоан. XVIII, 37). Он Сам называл Себя „светом мира" (Иоан. XII, 46; VIII, 12; IX, 5); и св. апостолы называли Господа Иисуса Христа „светом истин­ным, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир" (I, 9).

По воскресении Своем Он дал Своим ученикам и апостолам такое полномочие: „Яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы“ (Иоан. XX, 21), „шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари“ (Мар. XVI, 15); и св. апостолы проповедали учение Хри­стово по всей земле, возвестили всем народам и устно, и пись­менно, предали Св. Церкви на вечные времена.

Но несмотря на то, что воссияла истина и разогнала своим светом мрак и тьму язычества и древних заблуждений челове­чества, с самых веков христианства стали появляться лжеучи­тели и ереси, которые возмущали жизнь Церкви на некоторое время, заставляли пастырей и учителей углубляться в истины веры, раскрывать их в сознании верующих и навсегда утверж­дать правое учение, передавая его на хранение Св. Церкви. Так, с самого начала распространения христианства были посеяны семена лжеучений, которые после развивались и видоизменя­лись, замирали и снова появлялись в той или другой форме. И нет ни одного столетия, когда бы Церкви не приходилось опровергать лжеучения и доказывать истину и правоту своей веры. В наше время замечается особенный подъем религиоз­ной жизни Русского народа. Но наряду с этим отрадным яв­лением, к сожалению, приходится наблюдать явления и про­тивоположного характера. Тогда как громадное большинство русского народа начинает сознательно и разумно относиться к Церкви, стараясь вникнуть в ее дух и учение, другая часть его, напротив, удаляется от Церкви, становится или равнодушной к ее учению и заповедям, или же прямо враждебно настроен­ной, как, например, современное сектантство протестантского характера. В то самое время как на юге России стала распро­страняться преимущественно среди простого народа штунда, на севере, в Петербурге, зародилась аристократическая секта — пашковщина, которая во многом имеет сходство со штундою. Родоначальником пашковщины в России был оригинальный проведник — английский лорд Гренвиль Редсток, который в 1874 г. прибыл в Петербург и на страстной неделе Великого по­ста открыл свои религиозно-проповеднические беседы глав­ным образом для великосветских дам.

Церковно-общественный Вестник за 1874 г. сообщает нам следующее о первых беседах Редстока: „Нынешнее велико­постное время ознаменовалось для петербургского велико­светского общества событием, в различных отношениях за­служивающим внимания и оценки. Некто англичанин Ред- сток прибыл сюда с целью пробуждать и утверждать веру в Иисуса Христа в сердцах нашего высшего светского обще­ства. Наслышавшись иного об «удивительном действии» ре­лигиозных бесед Г. Редстока на великосветскую публику, мы охотно воспользовались приглашением на одно из этих со­браний, происходившее в одной частной квартире, и вот что нам пришлось увидеть и услышать. В залу, где чинно рассе­лись на расставленных рядами стульях собравшиеся около 40 человек обоего пола, почти исключительно из высшего общества, вышел в назначенное время лет 40-45 среднего роста мужчина и бросился на колени у поставленного для него перед публикой стула. Закрыв лицо руками, он при об­щем безмолвии оставался сам несколько времени безмолв­ным и неподвижным и потом, открыв лицо, произнес по- французски: «Помолимся Богу». Все встали; проповедник, обратив лицо вверх, произнес громко молитву, в которой про­сил Иисуса Христа прийти и осенить Своею благодатию при­сутствующих. Потом благочестивый лорд встал и начал свою проповедь чтением Библии (французской) 53 гл. книги прор. Исаии. Естественно было ожидать, что оратор воспользуется возвышенными образами этого текста для изображения ис­купительной смерти Христовой и ее значения в благодатном царстве веры и спасения. Но, к крайнему нашему удивлению, ничего подобного не последовало... Сущность его речи, про­должавшейся почти час с чертвертью, заключалась в том, что мы, христиане, не довольствуясь внешними обрядами и по­становлениями религии, должны жить во Христе и Христос в нас; что чем глубже мы будем проникнуты сознанием сво­ей греховности, тем ближе к нам Христос Своею всесильною и спасающею благодатию. При раскрытии последней мысли оратор ссылался на свидетельство Моисея (3 гл. Бытие), что прародители после грехопадения скрылись от лица Божия. «Если прародители, — сказал он, — из-за одного греха при­нуждены были скрыться от лица Божия, то что было бы с нами, отягченными множеством грехов, если бы не было у нас Христа и Его вседействующей благодати!» Проповедь окончилась так же, как и началась, коленопреклоненною мо­литвою оратора к Спасителю. Речь его показалась нам крайне бесцветною и, так сказать, убогою. Ни по содержанию, ни по изложению своему речь эта не отличалась ни богатством, ни глубиной содержания, ни последовательностью мыслей, ни плавностью изложения.

Не довольствуясь Петербургом, Редсток ездил в Москву для проповеди, но здесь, видимо, не имел успеха, так как со­временные газеты и журналы почти ничего не упоминают о его деятельности. Редсток приобрел себе в Петербурге много последователей, в числе которых был богатый русский поме­щик — полковник русской гвардии Василий Александрович Пашков. Он весьма много потрудился над распространением идей Редстока, так что образовавшаяся секта получила даже от его фамилии название пашковщина. К концу семидесятых и началу восьмидесятых годов прошлого столетия секта паш- ковцев настолько увеличилась и распространилась, что име­ла уже своих членов не только в Петербурге, но и в Москов­ской, Нижегородской, Тульской, Тамбовской и др. губерниях. Благодаря Пашкову в его секту стали вступать не только лица высшего аристократического круга, но лица и среднего и низ­шего даже, причем увлечение стало уже не только поверх­ностным, но и более или менее сознательным, постоянным, твердым. «Моление у пашковцев происходило так: Проповед­ник, обратившись к собравшимся, говорил: „Помолимся!" Все присутствующие при этом становились на колени. Проповед­ник начинал говорить свою молитву, какая приходила ему в голову из заученных прежде. В молитве было обращение только к Лицам Св. Троицы, и по большей части раскрыва­лась одна общая мысль, что человек спасается только верою во Христа Искупителя. Мысли в молитве излагались по боль­

шей части бессвязно и одни и те же, и она была непродолжи­тельна — минут пять, десять. Иногда молитва заканчивалась пением любимых стихов и подыгрыванием органа. Беседы Пашкова представляют почти буквальное повторение или копию бесед Редстока; как там, так и здесь проповедник ста­рается прежде всего подействовать на слушателя эффектно­стью внешней стороны беседы. Как Редсток открывал свои собрания молитвой собственного составления, так точно по­ступал и Пашков; как Редсток во время молитвы бросался на стул таким образом, что голову наклонял вниз, сложив руки на спинку стула, так точно проделывал и Пашков. Как у Ред­стока молитва была бессвязна и однообразна по содержании, такою же выходила молитва и у Пашкова; прогресса особен­но не замечалось; и там и здесь молитва имела прошение или обращение только к Лицам Св. Троицы; святые и Богоматерь так же не призывались в молитве Пашковым, как это было и у Редстока.

Наконец, замечается сходство и в содержании пропове­ди. Пашков так же, как и Редсток, всю силу своего красно­речия полагал на раскрытие и изложение того положения, что оправдание человека совершается одною только верою во Христа; конечно, этому последнему нельзя особенно удив­ляться потому, что Пашков, особенно в первое время своего увлечения Редстоком, ни на йоту не отступал от всего того, что проделывал последний". (Секта пашковцев. Терлецкого. СПБ. Изд. Тузова 1891 г. стр. 30).

„Положительное учение Пашковцев, как известно, до­вольно односторонне и мало развито. Все оно ограничивает­ся одною мыслею о спасении верою, но зато это учение очень богато отрицательными выводами в отношении правосла­вия: во имя спасающей веры пашковцы разрушают в самом основании все церковное устройство. Пашковцы говорят: «Мы веруем по Евангелию, и все наше спасение заключается в вере в Иисуса Христа и Его искупительную жертву за грехи мира». Не говоря уже о том, что во имя веры пашковцы отри­цают положительно всю обрядность Православной Церкви,

они в силу того же самого считают излишними таинства и иерархию. Они признают необходимым только одно креще­ние, потому что крестился Сам Христос и Он же дал относи­тельно этого таинства определенную заповедь. Но крещение должно быть совершаемо только над взрослым и во исполне­ние слов Христа: «Иже веру имет и крестится, спасен будет» (Марк. XVI, 16). Младенцы не могут знать веры, поэтому и крестить их нельзя до тех пор, пока они не станут понимать веру. Крещение может совершать всякий мирянин, верую­щий по Евангелию. Но это крещение никакой благодати не дает человеку, он остается и после него грешным и виновным пред Богом. Пашковцы говорят, что в Писании сказано: «за­коном познается грех». Человеку дан Богом за­кон или вера, по этой вере он должен располагать свои по­ступки и действия, спасение зависит не от благодати, которой нет в Таинстве, а от того, отступает человек от веры или ру­ководится ею.

Миропомазание при крещении пашковцы совершать не считают нужным, так как Дух Святой сходит на каждого хри­стианина по его вере.

Покаяние должен приносить открыто только неверующий грешник перед собранием верующих, когда он приступает к вере во Христа. Кто уверовал во Христа, если и согрешит, имеет в Нем Ходатая и приносит покаяние непосредственно Самому Богу.

Молиться за умерших пашковцы не считают нужным. Спаситель, находясь на кресте, рассуждают они, сказал по­каявшемуся разбойнику «сегодня со Мною будешь в раю». Отсюда видно, что уверовавший и покаяв­шийся Богу перед смертью человек прямо получает Цар­ство Небесное. Господь сказал: «Кто уверует и крестится, спасен будет (Мар; XVI, 16), кто не верует, уже осужден». Зачем молиться о таких людях, спасение коих по смерти несомненно на основании слов Христовых?" (До­клад М.А. Виноградова о вероучении и культе Тверских пашковцев).

Пашковцы отрицают призывание в молитвах Пресвятой Бо­городицы, св. ангелов и человеков, не почитают св. мощей, икон, креста, отвергают посты, крестное знамение, благословение священническое и т. п. Все это они считают совершенно ненуж­ным и бесполезным для спасения человека.

„Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево?! Кто ли не воспоет Твоего пречистого Рождества?!" — взывает в своих песнопе­ниях Св. Православная Церковь. Но, к великому прискорбию, находятся такие люди, которые не только не призывают на по­мощь Царицу Небесную, но и не почитают ее, Заступницу рода христианского. Лучше бы им и не именоваться христианами, раз они не благоговеют перед Пречистою Матерью Того, чье имя на себе носят и чьим Божественным словам в Евангелии следовать желают! „Где, — говорят они, — велено христианам Богородицу почитать и на помощь призывать?"

„Если бы мы хотели найти такое приказание в Св. Писании: «почитайте Богородицу» или «призывайте Ее в своих молит­вах», то таких слов мы во Св. Писании не нашли бы, но это не значит, что и не надо почитать Пресвятую Богородицу. Осно­вания для почитания Ее находим в Св. Писании. Какой имеет смысл почитание Ее по заповеди Св. Церкви? Мы именуем Ее Богородицею, ублажаем или прославляем Ее, обращаемся к Ней с молитвами в надежде при Ее ходатайстве за нас пред Бо­гом получить просимое. 1) Богородицею мы именуем Ее пото­му, что она родила Бога, так как Господь Иисус Христос есть и Бог и человек. Она родила Его по человечеству, но родившийся от Нее человек был и истинный Бог. «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: „Эммануил"», пророчество­вал о Нем пророк Исаия (VII, 14), а слово Эммануил, по изъяс­нению Св. Матфея, значит: с нами Бог (Мф. 1,23). Поэтому-то в Св. Писании Пресвятая Дева именуется Матерью Господа, что равносильно наименованию Богородицы; Св. Елизавета, род­ственница Св. Марии, не сама по себе, а «исполнившись Духа Свята», встречает Ее словами: «благословенна Ты между же­нами, и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лук. I, 41-43); затем

многократно она называется Матерью Господа, напр, у Матф. II, ХШ, 14, 20; Лук. II, УН, 33-34,43- 48; Иоан. II, з, 5,19, 25-26 и др. 2) По глубокой вере в свое величие, как Матери Господа, прежде чем исполнилось то, о чем благовествовал Ей Св. Ар­хангел Гавриил, она пророчествует: «отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» (I, 48- 49 Лук.). Какой еще заповеди об ублажении Пресвятой Девы будем искать в Св. Писании, читая эти слона Евангелия: «от­ныне будут ублажать Меня все роды!» И мы видим примеры ублажания Ея как Матери Господа в Св. Евангелии: «радуйся Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между же­нами» (Лук. I, 28), ублажает Ее Св. Архангел; «бласлословенна Ты между женами, и благословен плод чрева твоего» (Лук. I, 41), ублажает Ее Св. Елизавета; «блаженно чрево, носившее тя, и сосцы, Тебя питавшие», т. е. «блаженна Мать, породившая Иисуса Христа и вскормившая Его», ублажает Ее неведомая женщина, слова коей записаны в наше назидание в Св. Еван­гелии (Лук. XI, 27). И св. Церковь, подражая сим евангельским примерам, ублажает Ее, называя «Честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов». 3) Наша надежда, что «много может молитва Матери по благосердию Владыки», вы­текает уже из этой мысли о Ее близости к Нему и смелости пред Ним, как Сыном. Мы беспомощны в скорбном этом мире со своими болезнями, скорбями, печалями, но мы знаем, что Ты шедрый и милостивый Господь; только велик и свят Он, а мы прах и пепел перед ним (Быт. XVII, 18), и вот мы обра­щаемся к ходатайству и заступлению Той, Которая так близка к Нему, просим Ее: Пресвятая Богородица, спаси нас, покрой нас честным Твоим покровом, милосердия двери отверзи нам, умоли за нас Сына Твоего и Бога нашего; и веруем, что Она слышит и склоняется на наши молитвы, а Господь слышит Ее ходатайство. Таков смысл или дух нашего верования, и он находит подтверждение в букве св. Писания. Известно, что во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос сотворил первое чудо на браке в Кане Галилейской по просьбе Своей Матери. Глубоко поучителен рассказ об этом у Ев. Иоанна во

II гл. ст. 1-11. Когда Пресвятая Дева Мария довела до сведения Иисуса Христа, что у хозяев нет вина, Он говорит Ей: «что Мне и Тебе, жено? еще не пришел час Мой», т. е. в деле служения Его миру Им управляет лишь один Отец Небесный, Которого волю Он пришел исполнить, а что проявление Его Божествен­ного могущества имеет другую высшую цель, чем облегчение нужд людских. Однако Богоматерь, как видно, глубоко веро­вала, что Сын исполнит Ее просьбу, почему и говорит слугам: «Что Он скажет вам, то сделайте». И известно, что Иисус Хри­стос чудесным образом претворил воду в вино, положив этим начало Своим чудесам, а нам дав заповедь в своих нуждах об­ращаться к ходатайству Его Пречистой Матери, моление Коей много может ко благосердию Владыки.

Таков же дух и смысл почитания и молитвенного призыва­ния святых Божиих человеков. Мы не боготворим их, а веруем, что если бы спросить их, то они то же бы сказали о себе, пока жили на земле, что писал о себе и св. Апостол Павел: «собою не похвалюсь, разве только немощами своими.., но сила Божия совершается в немощи» (2 Кор. XII, 5, 9). Именно сила Божия действует в святых Божиих, и в этом вся вера наша.

Пашковцы говорят: «Требуйте от своих священников сви­детельства от писания и только то признавайте, что заповеда­но в букве писания; спрашивайте, где велено, например, рукою молится, священникам рукою благословлять народ и проч.» Не имеет значения, какую одежду или какие волосы носят священники для тех, которые, как пашковцы, совсем не при­знают священства. Нельзя было Господу Иисусу Христу и Его св. Апостолам на все вопросы дать буквенный ответ, все цер­ковные обряды заповедать в слове Писания. И о самой жизни Спасителя нашего св. Евангелисты написали только главное, но отнюдь не все, как говорит св. Иоанн в заключение напи­санного им Евангелия: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан. XXI, 25). Что же, если бы подробно писать еще и о том, как справлять те или другие обряды не только в своих отношениях к Богу, но и в обыденных

житейских обстоятельствах? Явно невозможно было о всем на­писать; но заповедать словесно можно было многое. И все то, что признает св. Православная Церковь, напр., о крестном зна­мении, о благословении священническом, об обрядах креще­ния и др. таинств, все это именно и было заповедано словесно св. Апостолами или позднее принято св. Церковью в согласии с духом Писания и св. веры Христовой. Посему-то св. Ап. Павел писал христианам, чтобы они крепко держались апостольских преданий, заповеданных не только посланием, т. е. письменно, но и словом, т. е. устно. «Итак, братие, стойте и держите преда­ния, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фел. II, 15), пишет он. И об этих-то преданиях апостольских, завещанных им словом и записанных уже потом, надо рас­суждать, не требуя буквенного свидетельства, но в согласии, как сказано, с духом веры Христовой. Будем же внимать букве писания в тех вопросах, на которые Духу Святому угодно было ответить писанием, но не будем неверами и пустословами от­носительно тех истин, которые заповеданы словом предания и не противоречат духу писания и веры Христовой" (заимство­вано из брошюры свящ. Философа Орнатскаго: ответ на пашковские вопросы. СПБ. 1893 г.).

Не будем уклоняться от общения со Св. Православною Церковью, как это делают пашковцы и другие сектанты из-за того только, что среди христиан есть грешные люди, ведущие жизнь, несоответствующую духу и закону Евангельскому. Грешники кладут пятно только на себя, но вере повредить не могут; вера остается всегда истинной, чистой, светлой, свя­той. Поэтому тяжким грехом духовной гордости грешат те, которые сами отделяют себя от единения с Церковью, ука­зывая на то, что в ней много грешников... Усматривая пле­велы в Церкви, нам самим нужно стараться быть пшеницею, чтобы когда пшеница будет собираема в житницы Господа, наши труды и попечения не остались бесплодными. Господь да сохранит нас, а заблудших снова да приведет благодатью Своею ко святой Православной Церкви!

Новгород, 1908 г.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.