Ревность об укреплении веры православной — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ревность об укреплении веры православной

2018-01-04 214
Ревность об укреплении веры православной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В Нижегородской епархии действовало братство Святого Креста. Располагалось оно в доме Братств св. Георгия По­бедоносца в Малой Печерке. В нем было несколько отделов. Председателем Совета братства Святого Креста был Епископ Петр. При братстве Святого Креста был открыт законоучи­тельский отдел, куда священники могли обращаться за все­ми справками, разъяснениями, указаниями по проведению занятий с детьми по Закону Божию.

При братстве также был миссионерский отдел. Епархиаль­ный противосектантский миссионер Степан Костров направ­лял свои отчеты Епископу Петру, а с декабря 1920 г. он стал посылать свои отчеты уже непосредственно Архиепископу Евдокиму. Степан Костров был из крестьян с. Сиухи Нижего­родского уезда. Помогали ему Ф.Д. Круглов из Нижнего Нов­города и потомственный почетный гражданин И.П. Ламакин из села Городец Балахнинского уезда. Были также и уездные епархиальные миссионеры.

Согласно распоряжению Архиепископа Евдокима на при­ходах предлагалось создавать братства благовестников. Но не везде создавались такие братства, да и уездные миссионеры бездействовали — страх сковал их. Сами верующие выража­ли желание, чтобы скорее бы издавался какой-либо духовно­нравственный журнал, из которого можно было бы узнать верные сведения о современных событиях и правильное осве­щение их. „И действительно, народ жаждет книг и, конечно, главным образом, книг „божественных", „душеспаситель­ных", — делает заключение Владыка Петр после посещения сельских приходов. И далее продолжает, что очень важно и „крайне необходимо при первой возможности дать верующим то, в чем у них такая насущная потребность".

Объезжая сельские приходы, Епископ Петр всегда экзамено­вал детей по Закону Божию и столкнулся с отсутствием у детей познаний о Боге и с совершенным безразличием к этим знани­ям. Его настолько поразило это явление, что он пишет об этом в докладе Архиепископу Евдокиму: „Самое ужасное — это то, что дети повсюду абсолютно не имеют никаких познаний по Закону Божию, мало есть таких, которые знают такие употребительные молитвы, как «Отче наш» и «Богородице Дева, радуйся». По­всюду я наблюдал такое явление: пока совершается Богослуже­ние в храме, дети бегают вне храма, даже на паперти, играют, смеются, кричат или спят на траве под деревьями".

Помимо такой теплохладности, равнодушия к познаниям о Боге, стала распространяться „наивозмутительнейшая бро­шюрка". Такая брошюрка попала в руки Епископа Петра, и он направил ее Владыке Евдокиму, указывая, что она может при­годиться для законоучителей. Сама брошюра не сохранилась, но, скорее всего, это была какая-то атеистическая брошюра, раз ее содержание так возмутило Владыку Петра.

Учитывая все увиденное, Преосвященный Петр отмечает, к чему может привести такое безразличие в духовном воспи­тании детей: „Когда я смотрел на это подрастающее поколе­ние, не имеющее равно никакого понятия о Боге, ни о рели­гии, ни о духовной, конечно, жизни, не умеющее ни правильно перекреститься, ни подойти под благословение, я приходил в ужас при мысли, что ведь они в громадном большинстве по­гибнут, отойдя от Церкви, от веры, сделавшись безбожника­ми, неверами". Владыка говорил пророчески о том, что по­стигло нашу страну в годы советской власти, в годы гонения на веру, когда многие стали „безбожниками, неверами". Его беспокоило такое положение дел, и он прикладывал все свои усилия, чтобы возобновить на приходах занятия с детьми по Закону Божию. Он говорил, что духовенство не должно оста­ваться равнодушным, но должно приложить все старания в преподавании Закона Божия и христианского вероучения, в поднятии нравственного уровня.

Однажды, будучи в селе Мокрое Нижегородского уезда, Епископ Петр в храме на службе увидел много детей. По окон­чании службы Владыка провел с ними беседу „О Боге — Твор­це мира и о некоторых свойствах Божиих". В этой беседе Вла­дыка сравнивал творение мира Богом и творение некоторых вещей руками человека. Задавая вопросы, он привел детей к понятию, что предметы домашнего обихода были сделаны мастерами, что сами по себе они не могли ниоткуда появить­ся, так как никто и никогда не видел, чтобы стол, табуретка, санки, сапоги делались сами по себе без рук человеческих.

После этого Епископ Петр перешел ко всему миру — небу, земле со всем, что есть на ней и показал, что должен быть Великий Мастер, Который все это устроил. И устроил их пре­красно. Имя этому Мастеру — Бог. Далее Владыка рассказал о всемогуществе Божием, о Премудрости Его и о других свой­ствах Божиих. Несмотря на то, что было уже ю часов вечера, никто не уходил из храма, все слушали беседу.

Затем Епископ Петр собрал церковный совет и поднял во­прос о преподавании детям Закона Божия, что особенно было дорого и близко сердцу каждого. Епископ объяснил, что во многих храмах Нижнего Новгорода ведутся такие занятия. Рассказал о том, в каком положении находится этот вопрос в настоящее время, сообщил о том, что при Братстве Св. Кре­ста создан законоучительский отдел, где они могут получить ответы на все свои вопросы. Члены приходского совета сооб­щили, что по их ходатайству советская власть разрешила обу­чение детей Закону Божию, но только не в школе. Для этого нужно найти какое-то частное помещение. Владыка тут же по­мог найти помещение для занятий с детьми и предложил вос­пользоваться той беседой о Боге — Творце, которую он провел в этот день в храме, как началом будущих занятий.

Посещая сельские храмы, Епископ Петр рекомендовал духовенству не терять времени и немедленно приступить к занятиям с детьми. А родителям внушал и объяснял, что они должны дорожить занятиями детей по Закону Божию, а по­тому должны обязательно посылать их на уроки и при этом содействовать духовенству, чтобы уроки шли успешно, так как они сами видят, к чему приводит безбожие. Народ близко к сердцу принимал наставления Владыки Петра и выражал печаль свою, что дети их не учатся Закону Божию.

Так, Епископ Петр организовал обучение детей Зако­ну Божию не только в Печерском монастыре, но и в других храмах Нижегородской епархии. Посещая приходские хра­мы, Епископ Петр остался очень доволен теми, где услышал проповеди местных священников, где дети дружно отвечали на все вопросы и пели некоторые молитвы. Когда в январе

1921 г. Владыка посетил село Городец Балахнинского уезда, он остался очень доволен уроками Закона Божия, проводи­мыми с детьми при Городецком соборе.

Но не только о детях беспокоился Преосвященный Петр. Много внимания он уделял и миссионерской деятельности, так как в Нижегородской губернии было много раскольников и нужно было вернуть их в Православную Церковь. А кроме того очень сильно распространялось сектантство и безверие. Он говорил: „В данное время было бы вполне благовремен­но, если бы духовенство теперь же начало занятия по Закону Божию и со взрослыми, т. к. и взрослые весьма нуждаются в катихизации". Владыка отмечает, что как у детей перед пер­вой исповедью необходимо спрашивать начальные понятия о Боге, Церкви, знание самых важных молитв, так и от взрос­лых требуются более широкие познания о православной вере, и советует проверять эти познания перед венчанием.

Священник Сергей Любимов написал донесение Епископу Петру о проведении противосектантских бесед в г. Семенове и селах Семеновского уезда. Он указал, что его приход очень боль­шой, и в нем имеется большое количество сектантов и раскольни­ков, и проповедники их свободно разъезжают по селам Семенов­ского уезда. Поэтому священник просил выдать ему походный антиминс, чтобы он имел возможность в необходимых случаях совершать Божественную литургию в отдаленных селениях. Основные темы миссионерских бесед: о почитании Св. Креста, Пресвятой Богородицы, святых икон и мощей, о клятве и при­сяге, о посте, о прославлении святых угодников Божиих, о свя­щенстве, о непосещении сект толстовцев и молокан.

Епархиальный миссионер С. Костров в своем докладе сооб­щает о проведении бесед, как частных, так и публичных. Бесе­ды проводились в здании Ломковской народной школы, на по­стоялом дворе в с. Елховне и в с. Сунееве, при водяной мельнице в с. Лопатине, на базарной площади с. Гагано, с. Большой Якшени, в Сиухинской церковной сторожке между службами.

Однажды при проведении С. Кастровым публичной беседы в школьном помещении деревни Касанихи Сиухинского прихода ему пришлось вступить в разговор с местным “невером" И.О. Ми- норовым и бывшим членом Нижегородского уездного совета Н.Е. Кондрашовым, которые задавали много вопросов. „Вопро­сами желалось подорвать значение миссионерской беседы, но до­стичь этого совершенно не удалось". Беседы на постоялых дво­рах и на мельницах были вызваны пребыванием здесь большого количества людей, приезжающих сюда из разных мест.

С. Кастров пришел к заключению, что существует острая необходимость в посещении епархиальным миссионером разных мест епархии, т. к. местные миссионеры запуганы и не решаются действовать, поэтому их необходимо воодушев­лять своим примером. Он сообщил о деятельности уездного миссионера И.Ф. Ерофеева, который не проводил публичных бесед, а ограничивался частными беседами в своем селе, да и то редкими и с большой осторожностью. Ерофеев согласен был проводить публичные беседы, но лишь после официаль­ного указания из Совета Братства Святого Креста.

Как видим, деятельность Братства Святого Креста была вызвана необходимостью того времени, когда не только дети, но и многие взрослые не всегда знали основные молитвы, не умели правильно креститься, не имели правильных понятий о Боге. И если деятельность раскольников стала затихать, то сектантские проповедники усилили свою проповедь и нужно было противостоять им. Нужно было усилить деятельность Братства Св. Креста. А для этого нужны были деньги, которые жертвовали доброхоты в пользу Братства Св. Креста.

Для укрепления веры и усиления молитвенного подвига народа Владыка Петр организовывал крестные ходы к мест­ным святыням. Любовь к паломничеству у Преосвященного Петра сохранилась еще с юных лет, когда студентом много раз посещал святые места в Дивееве и Сарове.

14 апреля 1919 г. в субботу на светлой седмице должен был состояться крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Оранской из Оранок в Нижний Новгород. Чтобы со­провождать икону крестным ходом, Преосвященный Петр в понедельник Светлой седми­цы 9 апреля 1919 г. отправился из Нижнего Новгорода в село Оранки. На следующий день Владыка прибыл в Оранский монастырь, где при большом стечении народа совместно с наместником архимандритом Аркадием и пятью иеромо­нахами служил пасхальную вечерню с утреней. На другой день он служил Божественную литургию. После окончания службы Епископ Петр произнес проповедь, которую собравшийся в большом количестве народ слушал очень внимательно. Каждый день на Светлой седмице

 

 

Владыка Петр служил всенощное бдение и литургию и говорил поучения. В четверг после литургии был отслужен молебен пе­ред чудотворной Оранской иконой и крестный ход отправился из Оранского монастыря до села Каменка. А перед отправле­нием крестного хода Епископ Балахнинский сказал проповедь „О значении крестного хода" с объяснением, как надо себя дер­жать во время паломничества.

За время пребывания в Оранском монастыре Владыка посетил братские кельи, ризницу, библиотеку, братскую тра­пезную и другие монастырские помещения. Он остался очень доволен тем, что кругом были чистота и порядок, которые редко встречались в мужских монастырях. Братья выглядели чисто, опрятно и вели себя достойно. Богослужения в Оран­ском монастыре проходили по уставу, пели на два клироса стройно и неспешно.

Епископ в полном облачении проводил крестный ход до границы деревни. Затем он разоблачился и отправился со всеми вместе простым паломником. К д часам вечера крест­ный ход, пройдя 20 верст, пришел в село Каменку, и сразу начали всенощное бдение. В Каменке до этого бывали архие­реи, но службы они никогда не служили, поэтому для людей было радостно молиться вместе с архиереем на Пасхальной седмице. Они с величайшим вниманием следили за службой. На другой день после литургии крестный ход отправился че­рез село Вязовку, где был отслужен молебен. В 7 часов вечера крестный ход прибыл в с. Борисовское, находящееся в 15 вер­стах от Каменки. И сразу Владыка Петр начал служить все­нощное бдение, которое закончилось в 11 часов вечера. Все­нощное бдение совершалось при общем народном пении. В субботу 14 апреля после литургии крестный ход отправился в Нижний Новгород. Не доходя до Нижнего Новгорода 7 верст, Епископ облачился в архиерейские одежды, и до самого Кре- стовоздвиженского монастыря шел в полном облачении. На протяжении всего пути народ пел различные молитвы и пес­нопения. Народным хором управлял избранный руководи­тель, который сам без устали пел со всеми вместе.

Крестным ходом вместе с Владыкой Петром шли два мис­сионера — Степан Костров и его помощник. Во время этого перехода они много беседовали с людьми, говорили как на религиозные, так и на бытовые темы. Владыка объяснял лю­дям современное положение Церкви, говорил о необходимо­сти поднятия нравственного уровня христиан, беседовал с членами приходских советов. И люди отзывались своим ра­душием, просили Владыку приезжать еще.

По окончании пребывания чудотворной Оранской иконы в храмах Нижнего Новгорода 19 июня Епископ Петр отпра­вился с крестным ходом в Оранский монастырь сопровождать икону. Шли тем же путем через с. Каменку. 20 июня прибыли в Оранский монастырь. До 22 июня Владыка служил в мона­стыре и ближайших селах. 23 июня он посетил село Вязовку, где служил всенощное бдение. Утром отслужив литургию, Епископ Петр служил великую панихиду на местном клад­бище. Затем по просьбе крестьян Владыка на середине села отслужил молебен о даровании дождя.

Крестные ходы Епископ Петр устраивал и в другое время: вокруг храмов, на местные сельские кладбища, при переходе от одной деревни или села в другую. Это происходило произ­вольно: с одной деревни народ шел провожать Владыку в бли­жайшую деревню. Распространялось известие, что архиерей идет пешком, тогда из другой деревни народ шел навстречу, и все вместе шли к храму. Ходили и на большие расстояния — от села Рожнова до села Бор крестный ход шел около 20 верст. После крестного хода Преосвященный служил всенощное бде­ние. В докладе Архиепископу Евдокиму он пишет: „Кроме сел, я посетил многие деревни, служил в них молебны, навещал больных и заходил в избы благочестивых христиан. Повсю­ду знакомился с деятельностью духовенства, укладом жиз­ни и настроением христиан, раздавал листочки религиозно­нравственного содержания и отвечал на разные предлагаемые мне вопросы касательно внутренней и внешней жизни".

Как уже отмечалось выше, на службах Епископа Балахнин­ского было всегда много народа. Они шли, чтобы помолиться вместе с любимым архиереем и послушать его проповеди, ко­торые были известны как в Нижнем Новгороде, так и во всех селах и деревнях. Владыка Петр хорошо понимал, какое значе­ние имеет дело проповеди — благовестил христианской веры, как необходимо нести людям познания о Боге, об истинной вере, о почитании Божией Матери, о Св. Кресте и св. иконах, о святых мощах, дать людям понятие о вреде сект и раскола и таким образом укрепить веру людей, объединить их вокруг Матери-Церкви, сблизить с ее пастырями.

Говорил Владыка проповеди за каждым богослужением, а иногда и по 2-3 проповеди. На одном из богослужений было много раскольников, которые утверждали, что в Православ­ной Церкви после Патриарха Никона не может быть никаких святых мощей. После изъятия по приказу большевиков мощей и распространения ними клеветы, старообрядцы говорили: „Вот-де какие-то мощи у вас оказываются после Патриарха Никона, нет мощей у вас, потому что вера ваша неправая". И Владыка Петр сказал проповедь о святых мощах, чтобы по­казать старообрядцам, что их мнение ошибочное и слова „вера ваша неправая", сказанные ими, совершенно не имеют смыс­ла. Говорил Епископ и другие проповеди: „О бытии Божием", „Иисус Христос — лицо историческое", „О Матери Божией", о необходимости преподавания детям Закона Божия, о повыше­нии нравственного уровня христиан и пр.

Не только на службах и молебнах говорил поучения Вла­дыка Петр, но и во время крестных ходов беседовал с людьми, и народ со вниманием слушал его. С любовью и вниманием беседовал Владыка с людьми на злободневные темы, говорил проповеди, служил молебны и великие панихиды, был прост в обращении с людьми. В одном из таких переходов какой-то крестьянин со слезами на глазах сказал Владыке Петру:

— Прытко трогательно, что ты идешь с нами и разгова­риваешь. Сначала мы боялись тебя, а как увидали, что ты с нами просто разговариваешь, перестали бояться.

Во время таких переходов Епископ Петр сближался со своей паствой, и они были признательны ему за его просто­ту и отзывчивость, на его любовь отвечали своей любовью и заботой.

Богомольцы часто просили Владыку сказать им, как надо жить в современных условиях, и он говорил им. Иногда про­поведи Владыки прерывались „возгласами «верно, правиль­но» и горячими слезами многих". Несмотря на позднее время, никто не уходил с проповедей Владыки, слушали его с напряженным вниманием. Люди вместе со священниками сердечно и единодушно благодарили Владыку Петра за то внимание, которое он им оказывал.

Но не только службы и проповеди привлекали народ к Епископу Петру. Они видели, что он и сам выполняет то, чему учит других. От людей ничего нельзя скрыть, а Епископ Петр был „чистый, прямой, истово настроенный монах", вспоми­нала монахиня Серафима (Булгакова).

 

Благодарность старообрядцев

 

В 1709 г. в Нижегородской губернии скрывался мятежный диакон-раскольник Александр. Он укрывался в селе Во­робьеве Семеновского уезда. Впоследствии его поймали и казнили в Нижнем Новгороде. Но он оставил после себя мно­го своих последователей. Поэтому во всех селениях право­славные христиане жили рядом со старообрядцами. Влады­ка Петр посвятил этой теме целый доклад. „Православные крестятся двуперстно, имеют лестовки, а во многих избах я встречал в переднем углу старопечатные псалтири, по кото­рым в семьях ежедневно по утрам читаются кафизмы. Тут же повсюду висят лестовки. „«Богородице Дево, радуйся» повсю­ду читается по-старообрядчески".

Популярность Балахнинского Епископа привела к тому, что на его службы стали приходить старообрядцы и моли­лись вместе с православными. В докладе Владыка Петр пи­шет: „За вечерним богослужением и Литургией были старо­обрядцы Австрийского священства, приславшие мне через единоверца Китаева свою благодарность".

Одна старообрядка-поморка после службы пришла в дом, где она остановилась, села к столу и разрыдалась. На вопрос, что случилось, она ответила:

— Да как хорошо и торжественно у вас в церкви, священ­ники служат, а у нас что?

Так действовала на старообрядцев торжественная архие­рейская служба, за которой служил Епископ Петр. Такая служба производила на них сильное впечатление.

Владыка Петр подробно описывает свою встречу со старообрядцами-беспоповцами, у которых в г. Семенове был свой храм, но не было священника. Владыка решил посетить этот храм и сказал об этом черноризцу Феофилакту, который за­ведовал этим храмом и исполнял там службы. Феофилакт выразил свою радость и готовность принять Преосвященно­го у себя в храме. Когда Владыка Петр в сопровождении дру­гих священников посетил старообрядческий храм, его встре­тили там человек тридцать прихожан. Они сделали перед ним земной поклон, называя его „Преосвященный Владыка". Владыка Петр объяснил им, что в это тяжелое время им так же, как и всем, живется нелегко, и они нуждаются в словах утешения. А так как у них нет своего пастыря, то он и решил заехать к ним и сказать слова утешения и ободрения.

В благодарность прихожане стали просить Владыку перей­ти к ним и восстановить кафедру великих древних святите­лей. В ответ Епископ Петр сказал им, что он был бы счастлив и возблагодарил бы Бога, если бы ему пришлось когда-нибудь молиться с ними в их замечательном храме, но при условии, что они соединятся с православными на правах единоверия. При этом Владыка старался объяснить этим людям то стран­ное положение, в которое они попадают, принимая „бывших

попов", т. е. покрививших душой, и не принимая тех, кого Церковь им может дать законно, и которые будут исполнять все их обряды и обычаи. Затем Владыка подчеркнул, что в данное время особенно важно единение православных и ста­рообрядцев. Нужно забыть вражду и соединиться в мире и согласии через взаимопонимание. А закончил он словами:

— И дай Бог, чтобы скорее рухнули все преграды и мы — дети одного народа и когда-то дети одной истинной Церкви — едиными устами и единым сердцем славили Бога.

Как тут не вспомнить события 1918 г., когда архимандрит Петр хотел перейти в единоверие. Возможно, и тогда его служ­бы посещали старообрядцы и просили его перейти к ним.

Несмотря на то, что Епископ Петр был, по мнению старо­обрядцев, представителем „еретиков", черноризец Феофилакт пригласил его в алтарь. По выходе из алтаря Преосвященный услышал слова черноризца:

— Прихожане нашего храма хотят подарить Вам в бла­годарность за Ваше внимание и слова утешения старинную икону „Печерская Божия Матерь" в старинной ризе.

При этом все снова сделали Владыке земной поклон и просили не забывать их. Впоследствии черноризец приходил к Епископу Петру для беседы. А купцы-старообрядцы при­слали Владыке к столу разных припасов.

В другой раз при посещении с. Развилье Епископ Петр по­бывал в старообрядческом Малиновском Бугровском скиту, что в четырех верстах от Развилья. Там расположился комис­сариат по социальному обеспечению. Все насельники скита ушли, за исключением слепого настоятеля иеромонаха Тихо­на. До него дошла добрая слава о службах Владыки Петра и о том, что старообрядцам очень нравятся эти службы. Иеромо­нах Тихон показал Епископу великолепный скитский храм, но просил не заходить в алтарь. Он также стал уговаривать Владыку перейти к ним, обещая принять его „вторым чи­ном". На это Преосвященный объяснил ему, что в Православ­ной Церкви не было и нет никакой ереси, и поэтому не нужно никакого даже „третьего" чина перехода. Между Владыкой и

иеромонахом состоялась беседа, в которой старообрядческий настоятель укорял Православную Церковь в склонности к ка­толицизму, заявив, что в Церкви применяется крещение об­ливанием. Владыка указал ряд епископов, которые боролись с таким методом крещения. Он также сообщил скитскому на­стоятелю, что Всероссийским Собором было определено вве­сти во всех епархиях противокатолических миссионеров. Ие­ромонах Тихон остался доволен беседой и обещал хлопотать о принятии его паствы в единоверие.

В с. Василькове во время служения Епископом Петром мо­лебна среди молящихся было много местных старообрядцев. Владыка обратился к ним с приветственным словом, отметив, что нынешнее время — самое благоприятное для возвраще­ния их в лоно Святой Матери-Церкви. После окончания молеб­на в дом священника к Владыке пришли два видных деятеля старообряд ца-беспоповца за советом, как им организовать у себя преподавание детям Закона Божия, при этом они называли его „Преосвященным Владыкой". Епископ Петр объяснил им новое постановление Советской власти и предложил, если у них нет своего преподавателя, благословить им православного священ­ника, который будет преподавать детям Закон Божий по старо­обрядческим книгам. А ко всему Преосвященный добавил:

— Но, заботясь о детях, не забывайте и самих себя. По­думайте, не пора ли и нам с вами окончательно разрушить преграду, мешавшую нашему соединению и снова составить одну Церковь.

В ответ старообрядцы объяснили Владыке, что в душе они уже имеют такое желание и заявили свое согласие на предложение Епископа позаботиться „о великом святом дне" единения старо­обрядцев с православными. Впоследствии Владыка Петр узнал от Васильковского священника, что один из старообрядцев, по­сетивших Владыку у него дома, рассказал ему о том, что слова Преосвященного пришлись им по сердцу, и они задумались над тем, что им пора бы просить себе единоверческого священника. А также сказал о том, что после разговора с Епископом Петром у них осталось хорошее настроение и доверие к Владыке.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.